21 ноября 2017 г., 12:11

396

Лакмусовая литература остро-социальных проблем

21 понравилось 0 пока нет комментариев 4 добавить в избранное

Интервью с Екатериной Сырцовой

«Инопланетяне есть. Я знаю это абсолютно достоверно.
Без всяких там «всё может быть» и «меня ничем не удивишь».
И они не такие, как мы. А каждый из нас не такой, как остальные.
Я − точно не такой».

Екатерина Сырцова, «Инопланетянин»



Среди современных российских авторов есть настоящие таланты, достоверно описывающие сложившиеся реалии как родной страны, так и всего мира. Екатерина Сырцова принадлежит к их числу. Она с необычной точки зрения описывает привычную многим Москву и Подмосковье, находя в этих местах массу удивительных событий и людей, способных подарить вдохновение для создания ярких персонажей.

Этой осенью вышла новая книга писательницы, «Инопланетянин» , которую вполне можно назвать обличающей художественной литературой. Уж слишком явно эта фантастическая история обрисовывает существующие проблемы, о чем и рассказала сама Екатерина.

— Екатерина, расскажите, почему в качестве основного фона для происходящих в романе действий выбрана социальная тематика? Есть ли в ней что-то биографичное или, может, автобиографичное?

— Безусловно, социальная тематика в романе не случайна, и в ней есть элементы и того, и другого. С некоторыми из проблем, подобных описанным в романе, я сталкивалась непосредственно, например, болезнью Пертеса или последствиями перенесённого в детстве полиомиелита. Кроме того, это в целом связано с моим мироощущением. Можно сказать, хотя у меня отсутствуют какие-либо официально зафиксированные медицинские диагнозы, я довольно часто чувствую себя несколько “не вписывающейся” в общепринятую норму.

— А каково лично ваше отношение к остро-социальным проблемам в современном мире?

— Конечно, меня беспокоят многие социальные проблемы и восхищают люди, старающиеся что-либо предпринять, чтобы их хоть как-то решить на уровне общества. Мне сложно судить, что происходит в других местах, но в нашей стране это не просто.

— Видите ли вы необходимость массово освещать все эти сложности не только в информационной сфере, но и в художественной литературе, как делаете это сами?

— Безусловно, их необходимо освещать и озвучивать любым способом. Но я думаю, главное, что мы можем сделать, это попытаться улучшить маленький мир внутри и вокруг себя.

— Ваш роман очень интересен еще и специфическими персонажами. Как появился каждый из них? Они имеют реальные прототипы в жизни?

— Я бы не сказала, что мои герои “списаны” каждый с одного конкретного лица. Это, конечно, собирательные образы, и в большой мере все они — я сама.

— Почему каждый из них отличается весьма необычным или ярко обсуждаемым в современном обществе недугом?

— В достаточно значительной степени я сама ощущаю себя склонной к аутизму - мне отнюдь не легко удаётся контактировать с окружающим миром. А ещё, не смотря на счастливый брак и шестерых детей, я отчётливо замечаю внутри себя не только женскую, но и мужскую природу, так что, если и не могу назвать себя человеком без пола, то двуполым однозначно. И, кстати, думаю, как раз благодаря этому и ещё общению со своими детьми я, как автор, вполне органично чувствую себя, когда пишу от лица молодого человека.

— У вас потрясающе получилось в описании взаимодействия всего лишь трех людей описать едва ли не всю структуру общества. Не вводить дополнительных персонажей было изначальной задумкой? Ведь, кроме отдельных упоминаний, никакие другие герои никак не влияют на общий сюжет.

— Наверное, в силу особенностей мышления, я склонна обращать пристальное внимание на детали и вообще люблю подробности. Мне кажется, что частности и нюансы очень многое говорят о целом. Конечно, интересно охватить в повествовании больше персонажей и сплести мозаику из их судеб, но они не могут быть случайными и не являются самоцелью. И это требует другой стилистики и количества страниц тоже. Но возможно, когда-нибудь я попробую.

— Как вообще родилась идея романа? Чем вы вдохновлялись во время написания?

— Идеи, что называется, “витают в воздухе”. За ними наблюдаешь, а случается, что одна из них волшебным образом “залетает” вовнутрь. Потом её место может занять другая и третья… Или они все вместе живут внутри тебя своей жизнью. Это может продолжаться сколько угодно долго или они скоро покинут своё, в любом случае, преходящее обиталище. По разным причинам не всегда удаётся их воплотить. Например, не хватает времени или никак не находится нужная интонация. Наверное, мне повезло.

— Интересно, что отсылки к финалу доступны для читателя с самого начала, но как этот самый финал задумывался? Открытая концовка предполагалась изначально?

Мне не кажется, что финал можно однозначно определить, как открытый. По крайней мере, не в большей степени, чем окончание любой человеческой жизни.

— Раньше у вас вышла другая книга, “Иная”. Ее основная идея похожа на идею “Инопланетянина”? В каждом ли произведении вы стремитесь направить читателя на понимание многогранности мира и общества?

— Что касается основной идеи, несомненно, да. Действующие лица “Иной” в отличие от героев “Инопланетянина”, являются людьми не с ограниченными, а, напротив, можно сказать, с дополнительными возможностями, но на самом деле и то и другое очень схоже. Для меня это лишний раз подтверждает, что любые наши особенности (а особенные мы все без исключения) дают каждому уникальные способы познания бесконечной многогранности и своего «я» и мира. Нужно только заметить их в себе и поискать вокруг. Для чего требуется «не закрывать» глаза и забыть о стереотипах.

— В обоих ваших романах главной площадкой для развития сюжета становится Москва. А часто ли в реальной Москве вы находите что-то удивительное и фантастическое? Становятся ли подобные событиями основой для новых историй?

— Удивительное и фантастическое я нахожу всегда и везде. Можно даже не выходить из дома. Что происходит, когда мы спим? Почему бывает так, что у человека всё хорошо, а ему всё равно плохо и наоборот. Как в людях перемешиваются зачастую совершенно противоположные намерения и эмоции? Как можно любить то, что является практически откровенным негативом, а часто даже чуть завуалированным злом? Или не любить что-то только за то, что оно не похоже на тебя?
Что касается Москвы и Подмосковья - это мои родные места, с которыми я, естественно, хорошо знакома. И было бы, наверное, странно выбрать площадкой для событий, происходящих в романах Рим или Париж.

— Своеобразная аллюзия в названиях была задумана изначально или подобное интересное совпадение случайно? И “Иная”, и “Инопланетянин” намекает словно на принадлежность к другому миру или другой планете.

— Я бы не сказала, что похожие названия выбраны намеренно. Они, так сказать, сами просились… Но и, несомненно, не случайно. Персонаж в прямом смысле выражения “не от мира сего” позволяет, так сказать, законно посмотреть на происходящее с другой точки зрения.

— У вас уже есть идеи для следующих книг? Они также будут связаны с социальной тематикой?

— Планы, конечно, есть. У меня в работе два новых романа. Один из них продолжает предыдущую тематику. А второй в жанре «чистого» фэнтези.

картинка takatalvi



С автором беседовала
Екатерина Молчанова
В группу Партнеры Все обсуждения группы
21 понравилось 4 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!