7 февраля 2016 г., 12:02
642
Рубрика «7 по 7». 7-го числа каждого месяца историк и писатель Алекс Громов рассказывает о 7 книгах
Профессор истории Гарвардского университета, используя недавно рассекреченные документы из Президентской библиотеки Джорджа Буша, утверждает, что распад СССР не был главной целью американского правительства в холодной войне. Буш-старший и его советники пытались спасти Горбачева, опасаясь превращения Советского Союза в «Югославию с ядерными бомбами». Плохий считает «распад СССР явлением, аналогичным произошедшему в XX веке распаду Австро-Венгерской, Османской, Британской, Французской и Португальской империй. Советский Союз назван здесь «последней империй» не потому, что в будущем империй не будет, а потому, что он был последним государством, сохранявшим наследие «классических» империй нового времени. По моему мнению, крах СССР связан с несовместимостью имперской системы правления и электоральной демократии».
В книге описаны события последние пять месяцев существования СССР и четырех политических лидеров: Б. Н. Ельцина, М.С. Горбачева, Джорджа Г. Буша, Л. Кравчука. Подробно изложена история августовского путча 1991 года, изоляции Горбачева и действий вождей ГКПЧ. «После пресс-конференции стало ясно, что у заговорщиков нет лидера. Тайным вдохновителем переворота был Крючков, но формально власть получил Янаев, а он, будучи искушенным аппаратчиком, пытался удержаться на вершине единственным известным ему способом – избегая ответственности». Утром второго дня путча ГКПЧ-писты получили докладную записку от КГБ с перечислением своих ошибок: они не смогли оперативно ввести чрезвычайное положение и изолировать лидеров оппозиции, а так же полностью взять под контроль СМИ. Но и противостоящий путчистам Ельцин, объявивший переворот неконституционным, и переведший в свое прямое подчинение (по сути тогда еще – формально) КГБ, Вооруженные силы и внутренние войска, тоже не знал, кто приедет на помощь к нему в Белый дом. «…Страна вовсе не готовилась к всеобщей политической забастовке. К концу дня объявили забастовку лишь несколько шахт в далекой Кемеровской области…».
Отсчет в книге начинается с 5 марта 1953 года – очередного передела власти в стране после смерти Сталина, начавшегося, когда он еще лежал при смерти. Официальным преемником вождя на посту председателя Совета Министров СССР стал Георгий Маленков, занявший кабинет Сталина. Описав первые послесталинские месяцы, - тогда Маленкову «досталось» правительство, Хрущеву партия, а Берии органы безопасности, - Мясников переходит к амнистии 1953 года, аресту и «делу Берии». По одной из версий, неожиданно вызванный Н.С.Хрущевым в Кремль маршал Жуков получил приказ арестовать Л.П.Берию. На это последовал ответ: «Я жандармом никогда не был, но эту жандармскую миссию выполню с большим удовольствием». 31 декабря 1953 года в небольшом селе Угодский Завод, расположенном в Калужской области, был установлен бронзовый бюст маршала Советского Союза, кавалера многих высших советских и иностранных наград Г.К. Жукова. После смерти военачальника село было переименовано в Жуково.
В июле 1957 года, во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР». Затем началось массовое строительство пятиэтажек-хрущевок. «В таких домах есть в основном одно- и двухкомнатные квартиры, высота потолков 2,48 м, совмещённый санузел, слабая звукоизоляция внутренних стен. Минимальная по размеру кухня. Нет лифтов. Хрущёвки предназначались для временного решения жилищной проблемы и были рассчитаны на 25 лет, но часть из них до сих пор используется по назначению…»
В книге уделено внимание хрущевским деяниям – как развенчанию «культа личности» (хотя еще в марте 1953 года Маленков на заседании Президиума ЦК Маленков предложил «прекратить политику культа личности»), так и «оттепели» и новым веяниям в сельском хозяйстве, и борьбе со стилягами. «В период его правления копилка советского новояза пополнилась. Так появились имена Кукуцаполь (Кукуруза – царица полей), Нисерха (Никита Сергеевич Хрущёв), Урюрвкос (Ура, Юра в космосе), Даздрюгаг (Да здравствует Юрий Гагарин), Ватерпежекосма (Валентина Терешкова – первая женщина-космонавт)».
А вот носимые командные пункты оповещения «Крокус» - в обиходе называемые «ядерными чемоданчиками», появились в ноябре 1976 года уже при Брежневе. 25 декабря 1991 года М.С. Горбачев сложил с себя функции Верховного главнокомандующего и передал «ядерный чемоданчик» Б.Н. Ельцину.
Он разрабатывал план вторжения в СССР – и именно он проиграл сражение, исход которого стал предвестьем крушения не только этих захватнических замыслов, но и всего Третьего рейха. К моменту прихода фашистов в Германии к власти Фридрих Паулюс был майором. Карьера его быстро шла вверх, и вот он уже оказался во главе 6-й армии, надвигавшейся на Сталинград. Днем начала Сталинградской битвы принято считать 17 июля 1942 года, хотя существуют мнения, что первые бои начались днем раньше. На рубеже рек Чир и Цимла передовые отряды 62-й и 64-й армий Сталинградского фронта столкнулись с авангардами возглавляемой Паулюсом 6-й армии.
10 сентября немцы достигли западной окраины Сталинграда. Начались бои за каждый дом, вернее, то что от него осталось… Берлин ждал победного сообщения. К Паулюсу уже прибыл некий полковник, представившийся в качестве новоназначенного коменданта Сталинграда и желавший приступить к своим обязанностям. 14 октября немцам удалось обойти со всех сторон Сталинградский тракторный завод, бой шел прямо в цехах. Но командный пункт генерала Чуйкова оставался на западном берегу Волги. Захватить его войска Паулюса уже не могли. Ранним утром 19 ноября Красная армия начала решающее наступление. Армия Паулюса была окружена, и после тщетных попыток вырваться из кольца командующий со всем штабом 30 января 1943 сдался. Взятый в плен Паулюс был отправлен в Бекетовку, где с ним встретился командующий 64-й армией генерал-лейтенант М.С.Шумилов, называвший его «фон Паулюсом», на что Паулюс, которого многие сослуживцы за глаза называли «Лордом», ответил, что не является дворянином. Затем состоялся разговор Паулюса с командующим Донским (пленившим немецкого фельдмаршала) фронтом генерал-полковником К.К.Рокоссовским. Он предложил Паулюсу издать приказ о капитуляции остатков его армии, дабы прекратить бессмысленную смерть солдат и офицеров. В ответ отказавшийся Паулюс заявил, поскольку он теперь пленный, то генералы 6-й армии в соответствии с поступившей директивой теперь подчиняются непосредственно верховному главнокомандующему сухопутных сил Гитлеру.
Предлагало ли руководство Третьего рейха Сталину обменять фельдмаршала Паулюса на сына советского вождя, на что последовала знаменитая сталинская фраза: «Я солдата на фельдмаршала не меняю»? По словам Светланы Аллилуевой, «зимой 1943-1944 г., уже после Сталинграда, отец вдруг сказал мне в одну из редких тогда наших встреч: «Немцы предлагали обменять Яшу на кого-нибудь из своих… Стану я с ними торговаться! Нет, на войне как на войне». После войны оставленный в СССР в плену Паулюс побывал в Германии свидетелем на Нюрнбергском процессе, но окончательно вернулся лишь после смерти Сталина.
Ахмад Хатами. Иран: страна и люди
Книга посвящена истории и культуре Ирана, его природным красотам и архитектурным достопримечательностям. Народы и целые цивилизации сменяли друг друга на этой земле с незапамятных времен, и все оставили свои следы в здешней архитектуре, украшенных многоцветными миниатюрами летописях и поэтичных легендах.
Особое внимание в этом иллюстрированном издании, выпущенном издательством «Садра», уделено классической персидской литературе, шедевры которой заслуженно занимают одно из почетных мест в сокровищнице мировой культуры. Кто были ее родоначальники – точно неизвестно, составители поэтических сборников и историки литературы называют разные имена, рассказывая о первых персидских поэтах. «Некоторые упоминают имя Абу Хафса Согди, другие же говорят, что первым поэтом был Абульаббас Марвази. Говорят также, что неизвестный автор книги «История Систана» - это Мохаммад бин Васиф Сагзи. Фируз Машреки, Махмуд Варрак, Бассам Курд Хареджи и Мохаммад бин Мохаллад – другие поэты, чьи несколько бейтов приводятся в старинных поэтических антологиях…».
Зато имена обладателей блестящих талантов, которые расцвели в эпоху правления династии Саманидов благодаря поддержке просвещенных властителей, известны всем истинным ценителям классической литературы - Рудаки, Абу Шакур Балхи, Шахид Балхи, Дагиги, Абу-Исхак Касаи Марвази … Они прославились не только красотой образов, но и легкостью слога, и простотой изложения, сочетавшейся с глубоким смыслом. «Они излагали на бумаге те идеи и мысли, что приходили им на ум, в такой же форме, и не утруждали себя созданием новых выражений, а описания и аллегории черпали из вполне ощутимых, видных, логичных и воображаемых предметов. Лучшим образцом поэзии в таком стиле можно найти в стихах «Отца персидской поэзии», «Султана поэтов» - Рудаки. Его стихи – простые, нежные, плавные и далёкие от любой неуклюжести. Музыкальные познания Рудаки также повлияли на его поэзию. Его стихи создают глубокую душевную связь с читателем. Он – единственный из поэтов, который писал разными стилями, и преуспел в каждом из них».
Рассказывается в книге и о современной культуре Ирана, органично сочетающейся с древними традициями, а также о каждом из регионов страны - о природных достопримечательностях, среди которых есть живописные озера, пещеры, горячие источники; о старинных городах и архитектурных памятниках различных эпох.
Анри Корбен История исламской философии
Видный французский ученый, специалист по истории религий и философии, посвятил свой труд подробному анализу жизненного пути и системы взглядов выдающихся мудрецов Востока. В книге повествуется о трех периодах развития философии в исламском мире, причем они отличаются от обычного деления истории философии на временные отрезки, совпадающие с периодизацией хода истории как таковой от древнего мира и Средневековья к Новому времени. К примеру, в первой части «От зарождения до смерти Аввероэса» автор рассматривает процесс возникновения философской мысли в исламе, формирование культурных связей. Особое внимание уделено влиянию, которое оказал в это время Восток в лице таких прославленных ученых как, скажем, Аверроэс и Сухравани на развитие западной науки и философии. Так, Авен Рушд, родившийся в 1126 г. в Кордове и известный в истории под латинским именем Аввероэс, был автором подробных комментариев к произведениям Аристотеля, переведенных на латынь – главный язык тогдашней европейской науки.
Одним из самых известных в Европе восточных ученых являлся великий врач и философ Ибн Сина (Авиценна), о котором также рассказывается в этом издании. «В детстве он был не по годам развитым ребенком. Его образование было энциклопедическим и включало в себя знание грамматики и геометрии, физики и медицины, юриспруденции и богословия". К восемнадцати годам он получил представление обо всех науках - ему лишь оставалось углубить свои знания. После смерти отца Ибн Сина путешествовал по Хорасану... можно сказать (и это вовсе не будет парадоксом), что наследником Авиценны был Сухраварди - не в том смысле, что он использовал в своих книгах определенные элементы авиценновской метафизики, но потому, что осуществил на свой лад проект «восточной философии», который не смог довести до конца Авиценна...». Корбен уделяет внимание алхимии, математике, астрономии и даже тому, как появились пугающие легенды об ассасинах, но прежде всего он стремится создать обширную и многоплановую, но при этом стройную и ясную картину познания и осмысления мира.
Дмитрий Щедровицкий. Слушая Нагорную проповедь
Кто не знает знаменитые евангельские слова о том, что блаженны нищие духом, плачущие, гонимые?.. В книге известного ученого и переводчика с древних языков, специалиста по анализу библейских текстов рассматривается один из самых известных фрагментов Евангелия – Нагорная проповедь. Автор подробно рассматривает психологические приемы, которые прослеживаются в этом тексте, и то, для чего они нужны. Например, «перенесение внимания слушателя с абсолютного эгоизма, в котором привычно пребывает большинство людей, – на сочувствие к ближнему. Иисус призывает нас постоянно оценивать свои мысли, слова и дела с точки зрения интересов окружающих, а не собственной корысти…». Этой цели и служат слова о «блаженствах», которые, по мнению исследователя, есть «притча, предполагающая инверсию обычного восприятия».
Восприятие человека должно быть настроено и перестроено, прежде чем он сумеет понять то, о чем говорится в Нагорной проповеди дальше, и не отделять реальную жизнь от сказанного, а сказанное от повседневного бытия. «Оказывается, преображение внутреннего мира человека, его просветление, озарение – ведет к преображению также и внешнего мира. Внутреннее и внешнее глубочайшим образом связаны между собой, по своей сокрытой сути – они одно. И только восприятие падшего человека («познание добра и зла» – Быт. 3, 5) четко и однозначно делит мир на сферы внутреннего и внешнего. Учение Иисуса направлено на то, чтобы упразднить противоположность, «несовместимость» этих двух сфер, ослабить разделение между ними, и чтобы человек осознал жизнь в ее целости. Ведь феномены окружающего бытия – это отражение и продолжение того, что заключено в нашем собственном сердце...». Автор подробно анализирует изначальное значение используемых слов, которое они имели до того, как многократно подверглись переводу с одного языка на другой, тем самым обнаруживая целый сонм смыслов в казавшихся простыми фразах и прослеживая в кажущейся сложности выражения, полные простоты и ясности.
Новая книга стихов полна отточенных строк – все как одна личные и общечеловечески глобальные одновременно. Память о распавшихся отношениях по воле поэта несет в себе отпечаток суетливой жизни большого города. Более того – сколько слов раньше было сказано о вокзале как символе разлуки, но по воле автора механистичный транспортно-пересадочный узел обретает заново переосмысленное значение места встреч и расставаний. И осознания ценности собственных неповторимых переживаний, что едва ли не важнее. А вот человек с его горестями и радостями, оказывается, неразрывно связан с ходом мироздания, с круговращением планет и светил: «Опять зима споткнулась о февраль. \ За ночь одну растеряны богатства, \ Поблек хрусталь, потрескалась эмаль, \ И крики воронья полны злорадства». Иногда душевная боль становится невыносимой и заслоняет собой всю пестроту бытия, и кажется, что сил свободно вздохнуть уже не будет никогда, колючий снег не растает и вообще солнце не взойдет… «Для чего продолжать? \ Для чего многоточия? \ Нам бы надо бежать, \ Только мы обесточены». Но как оно и бывает в жизни, сквозь лед и пепел отгоревшей любви пробиваются новые цветы и чувства – а быть может, отгорела только первоначальная вспышка страсти, и в отношениях наступил новый этап? Ведь бывает и так, и поэт глубоко искренне и бесстрашно говорит об этом, освобождая путь человеческих душ от завалов отживших условностей и привычных фигур умолчания.
Комментариев пока нет — ваш может стать первым
Поделитесь мнением с другими читателями!