7 февраля 2016 г., 12:02

642

Рубрика «7 по 7». 7-го числа каждого месяца историк и писатель Алекс Громов рассказывает о 7 книгах

51 понравилось 0 пока нет комментариев 3 добавить в избранное
o-o.jpeg Сергей Плохий Последняя империя. Падение Советского Союза
Профессор истории Гарвардского университета, используя недавно рассекреченные документы из Президентской библиотеки Джорджа Буша, утверждает, что распад СССР не был главной целью американского правительства в холодной войне. Буш-старший и его советники пытались спасти Горбачева, опасаясь превращения Советского Союза в «Югославию с ядерными бомбами». Плохий считает «распад СССР явлением, аналогичным произошедшему в XX веке распаду Австро-Венгерской, Османской, Британской, Французской и Португальской империй. Советский Союз назван здесь «последней империй» не потому, что в будущем империй не будет, а потому, что он был последним государством, сохранявшим наследие «классических» империй нового времени. По моему мнению, крах СССР связан с несовместимостью имперской системы правления и электоральной демократии».
В книге описаны события последние пять месяцев существования СССР и четырех политических лидеров: Б. Н. Ельцина, М.С. Горбачева, Джорджа Г. Буша, Л. Кравчука. Подробно изложена история августовского путча 1991 года, изоляции Горбачева и действий вождей ГКПЧ. «После пресс-конференции стало ясно, что у заговорщиков нет лидера. Тайным вдохновителем переворота был Крючков, но формально власть получил Янаев, а он, будучи искушенным аппаратчиком, пытался удержаться на вершине единственным известным ему способом – избегая ответственности». Утром второго дня путча ГКПЧ-писты получили докладную записку от КГБ с перечислением своих ошибок: они не смогли оперативно ввести чрезвычайное положение и изолировать лидеров оппозиции, а так же полностью взять под контроль СМИ. Но и противостоящий путчистам Ельцин, объявивший переворот неконституционным, и переведший в свое прямое подчинение (по сути тогда еще – формально) КГБ, Вооруженные силы и внутренние войска, тоже не знал, кто приедет на помощь к нему в Белый дом. «…Страна вовсе не готовилась к всеобщей политической забастовке. К концу дня объявили забастовку лишь несколько шахт в далекой Кемеровской области…».

o-o.jpeg Александр Мясников. XX век. 1953 -1991 годы. От СССР к Российской Федерации
Отсчет в книге начинается с 5 марта 1953 года – очередного передела власти в стране после смерти Сталина, начавшегося, когда он еще лежал при смерти. Официальным преемником вождя на посту председателя Совета Министров СССР стал Георгий Маленков, занявший кабинет Сталина. Описав первые послесталинские месяцы, - тогда Маленкову «досталось» правительство, Хрущеву партия, а Берии органы безопасности, - Мясников переходит к амнистии 1953 года, аресту и «делу Берии». По одной из версий, неожиданно вызванный Н.С.Хрущевым в Кремль маршал Жуков получил приказ арестовать Л.П.Берию. На это последовал ответ: «Я жандармом никогда не был, но эту жандармскую миссию выполню с большим удовольствием». 31 декабря 1953 года в небольшом селе Угодский Завод, расположенном в Калужской области, был установлен бронзовый бюст маршала Советского Союза, кавалера многих высших советских и иностранных наград Г.К. Жукова. После смерти военачальника село было переименовано в Жуково.
В июле 1957 года, во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР». Затем началось массовое строительство пятиэтажек-хрущевок. «В таких домах есть в основном одно- и двухкомнатные квартиры, высота потолков 2,48 м, совмещённый санузел, слабая звукоизоляция внутренних стен. Минимальная по размеру кухня. Нет лифтов. Хрущёвки предназначались для временного решения жилищной проблемы и были рассчитаны на 25 лет, но часть из них до сих пор используется по назначению…»
В книге уделено внимание хрущевским деяниям – как развенчанию «культа личности» (хотя еще в марте 1953 года Маленков на заседании Президиума ЦК Маленков предложил «прекратить политику культа личности»), так и «оттепели» и новым веяниям в сельском хозяйстве, и борьбе со стилягами. «В период его правления копилка советского новояза пополнилась. Так появились имена Кукуцаполь (Кукуруза – царица полей), Нисерха (Никита Сергеевич Хрущёв), Урюрвкос (Ура, Юра в космосе), Даздрюгаг (Да здравствует Юрий Гагарин), Ватерпежекосма (Валентина Терешкова – первая женщина-космонавт)».
А вот носимые командные пункты оповещения «Крокус» - в обиходе называемые «ядерными чемоданчиками», появились в ноябре 1976 года уже при Брежневе. 25 декабря 1991 года М.С. Горбачев сложил с себя функции Верховного главнокомандующего и передал «ядерный чемоданчик» Б.Н. Ельцину.

o-o.jpeg Олег Смыслов Главный пленник Сталина. Фельдмаршал Паулюс
Он разрабатывал план вторжения в СССР – и именно он проиграл сражение, исход которого стал предвестьем крушения не только этих захватнических замыслов, но и всего Третьего рейха. К моменту прихода фашистов в Германии к власти Фридрих Паулюс был майором. Карьера его быстро шла вверх, и вот он уже оказался во главе 6-й армии, надвигавшейся на Сталинград. Днем начала Сталинградской битвы принято считать 17 июля 1942 года, хотя существуют мнения, что первые бои начались днем раньше. На рубеже рек Чир и Цимла передовые отряды 62-й и 64-й армий Сталинградского фронта столкнулись с авангардами возглавляемой Паулюсом 6-й армии.
10 сентября немцы достигли западной окраины Сталинграда. Начались бои за каждый дом, вернее, то что от него осталось… Берлин ждал победного сообщения. К Паулюсу уже прибыл некий полковник, представившийся в качестве новоназначенного коменданта Сталинграда и желавший приступить к своим обязанностям. 14 октября немцам удалось обойти со всех сторон Сталинградский тракторный завод, бой шел прямо в цехах. Но командный пункт генерала Чуйкова оставался на западном берегу Волги. Захватить его войска Паулюса уже не могли. Ранним утром 19 ноября Красная армия начала решающее наступление. Армия Паулюса была окружена, и после тщетных попыток вырваться из кольца командующий со всем штабом 30 января 1943 сдался. Взятый в плен Паулюс был отправлен в Бекетовку, где с ним встретился командующий 64-й армией генерал-лейтенант М.С.Шумилов, называвший его «фон Паулюсом», на что Паулюс, которого многие сослуживцы за глаза называли «Лордом», ответил, что не является дворянином. Затем состоялся разговор Паулюса с командующим Донским (пленившим немецкого фельдмаршала) фронтом генерал-полковником К.К.Рокоссовским. Он предложил Паулюсу издать приказ о капитуляции остатков его армии, дабы прекратить бессмысленную смерть солдат и офицеров. В ответ отказавшийся Паулюс заявил, поскольку он теперь пленный, то генералы 6-й армии в соответствии с поступившей директивой теперь подчиняются непосредственно верховному главнокомандующему сухопутных сил Гитлеру.
Предлагало ли руководство Третьего рейха Сталину обменять фельдмаршала Паулюса на сына советского вождя, на что последовала знаменитая сталинская фраза: «Я солдата на фельдмаршала не меняю»? По словам Светланы Аллилуевой, «зимой 1943-1944 г., уже после Сталинграда, отец вдруг сказал мне в одну из редких тогда наших встреч: «Немцы предлагали обменять Яшу на кого-нибудь из своих… Стану я с ними торговаться! Нет, на войне как на войне». После войны оставленный в СССР в плену Паулюс побывал в Германии свидетелем на Нюрнбергском процессе, но окончательно вернулся лишь после смерти Сталина.

o-o.jpeg Ахмад Хатами. Иран: страна и люди
Книга посвящена истории и культуре Ирана, его природным красотам и архитектурным достопримечательностям. Народы и целые цивилизации сменяли друг друга на этой земле с незапамятных времен, и все оставили свои следы в здешней архитектуре, украшенных многоцветными миниатюрами летописях и поэтичных легендах.
Особое внимание в этом иллюстрированном издании, выпущенном издательством «Садра», уделено классической персидской литературе, шедевры которой заслуженно занимают одно из почетных мест в сокровищнице мировой культуры. Кто были ее родоначальники – точно неизвестно, составители поэтических сборников и историки литературы называют разные имена, рассказывая о первых персидских поэтах. «Некоторые упоминают имя Абу Хафса Согди, другие же говорят, что первым поэтом был Абульаббас Марвази. Говорят также, что неизвестный автор книги «История Систана» - это Мохаммад бин Васиф Сагзи. Фируз Машреки, Махмуд Варрак, Бассам Курд Хареджи и Мохаммад бин Мохаллад – другие поэты, чьи несколько бейтов приводятся в старинных поэтических антологиях…».
Зато имена обладателей блестящих талантов, которые расцвели в эпоху правления династии Саманидов благодаря поддержке просвещенных властителей, известны всем истинным ценителям классической литературы - Рудаки, Абу Шакур Балхи, Шахид Балхи, Дагиги, Абу-Исхак Касаи Марвази … Они прославились не только красотой образов, но и легкостью слога, и простотой изложения, сочетавшейся с глубоким смыслом. «Они излагали на бумаге те идеи и мысли, что приходили им на ум, в такой же форме, и не утруждали себя созданием новых выражений, а описания и аллегории черпали из вполне ощутимых, видных, логичных и воображаемых предметов. Лучшим образцом поэзии в таком стиле можно найти в стихах «Отца персидской поэзии», «Султана поэтов» - Рудаки. Его стихи – простые, нежные, плавные и далёкие от любой неуклюжести. Музыкальные познания Рудаки также повлияли на его поэзию. Его стихи создают глубокую душевную связь с читателем. Он – единственный из поэтов, который писал разными стилями, и преуспел в каждом из них».
Рассказывается в книге и о современной культуре Ирана, органично сочетающейся с древними традициями, а также о каждом из регионов страны - о природных достопримечательностях, среди которых есть живописные озера, пещеры, горячие источники; о старинных городах и архитектурных памятниках различных эпох.

o-o.jpeg Анри Корбен История исламской философии
Видный французский ученый, специалист по истории религий и философии, посвятил свой труд подробному анализу жизненного пути и системы взглядов выдающихся мудрецов Востока. В книге повествуется о трех периодах развития философии в исламском мире, причем они отличаются от обычного деления истории философии на временные отрезки, совпадающие с периодизацией хода истории как таковой от древнего мира и Средневековья к Новому времени. К примеру, в первой части «От зарождения до смерти Аввероэса» автор рассматривает процесс возникновения философской мысли в исламе, формирование культурных связей. Особое внимание уделено влиянию, которое оказал в это время Восток в лице таких прославленных ученых как, скажем, Аверроэс и Сухравани на развитие западной науки и философии. Так, Авен Рушд, родившийся в 1126 г. в Кордове и известный в истории под латинским именем Аввероэс, был автором подробных комментариев к произведениям Аристотеля, переведенных на латынь – главный язык тогдашней европейской науки.
Одним из самых известных в Европе восточных ученых являлся великий врач и философ Ибн Сина (Авиценна), о котором также рассказывается в этом издании. «В детстве он был не по годам развитым ребенком. Его образование было энциклопедическим и включало в себя знание грамматики и геометрии, физики и медицины, юриспруденции и богословия". К восемнадцати годам он получил представление обо всех науках - ему лишь оставалось углубить свои знания. После смерти отца Ибн Сина путешествовал по Хорасану... можно сказать (и это вовсе не будет парадоксом), что наследником Авиценны был Сухраварди - не в том смысле, что он использовал в своих книгах определенные элементы авиценновской метафизики, но потому, что осуществил на свой лад проект «восточной философии», который не смог довести до конца Авиценна...». Корбен уделяет внимание алхимии, математике, астрономии и даже тому, как появились пугающие легенды об ассасинах, но прежде всего он стремится создать обширную и многоплановую, но при этом стройную и ясную картину познания и осмысления мира.

o-o.jpeg Дмитрий Щедровицкий. Слушая Нагорную проповедь
Кто не знает знаменитые евангельские слова о том, что блаженны нищие духом, плачущие, гонимые?.. В книге известного ученого и переводчика с древних языков, специалиста по анализу библейских текстов рассматривается один из самых известных фрагментов Евангелия – Нагорная проповедь. Автор подробно рассматривает психологические приемы, которые прослеживаются в этом тексте, и то, для чего они нужны. Например, «перенесение внимания слушателя с абсолютного эгоизма, в котором привычно пребывает большинство людей, – на сочувствие к ближнему. Иисус призывает нас постоянно оценивать свои мысли, слова и дела с точки зрения интересов окружающих, а не собственной корысти…». Этой цели и служат слова о «блаженствах», которые, по мнению исследователя, есть «притча, предполагающая инверсию обычного восприятия».
Восприятие человека должно быть настроено и перестроено, прежде чем он сумеет понять то, о чем говорится в Нагорной проповеди дальше, и не отделять реальную жизнь от сказанного, а сказанное от повседневного бытия. «Оказывается, преображение внутреннего мира человека, его просветление, озарение – ведет к преображению также и внешнего мира. Внутреннее и внешнее глубочайшим образом связаны между собой, по своей сокрытой сути – они одно. И только восприятие падшего человека («познание добра и зла» – Быт. 3, 5) четко и однозначно делит мир на сферы внутреннего и внешнего. Учение Иисуса направлено на то, чтобы упразднить противоположность, «несовместимость» этих двух сфер, ослабить разделение между ними, и чтобы человек осознал жизнь в ее целости. Ведь феномены окружающего бытия – это отражение и продолжение того, что заключено в нашем собственном сердце...». Автор подробно анализирует изначальное значение используемых слов, которое они имели до того, как многократно подверглись переводу с одного языка на другой, тем самым обнаруживая целый сонм смыслов в казавшихся простыми фразах и прослеживая в кажущейся сложности выражения, полные простоты и ясности.

o-o.jpeg Александра Кириллова Новоцвет
Новая книга стихов полна отточенных строк – все как одна личные и общечеловечески глобальные одновременно. Память о распавшихся отношениях по воле поэта несет в себе отпечаток суетливой жизни большого города. Более того – сколько слов раньше было сказано о вокзале как символе разлуки, но по воле автора механистичный транспортно-пересадочный узел обретает заново переосмысленное значение места встреч и расставаний. И осознания ценности собственных неповторимых переживаний, что едва ли не важнее. А вот человек с его горестями и радостями, оказывается, неразрывно связан с ходом мироздания, с круговращением планет и светил: «Опять зима споткнулась о февраль. \ За ночь одну растеряны богатства, \ Поблек хрусталь, потрескалась эмаль, \ И крики воронья полны злорадства». Иногда душевная боль становится невыносимой и заслоняет собой всю пестроту бытия, и кажется, что сил свободно вздохнуть уже не будет никогда, колючий снег не растает и вообще солнце не взойдет… «Для чего продолжать? \ Для чего многоточия? \ Нам бы надо бежать, \ Только мы обесточены». Но как оно и бывает в жизни, сквозь лед и пепел отгоревшей любви пробиваются новые цветы и чувства – а быть может, отгорела только первоначальная вспышка страсти, и в отношениях наступил новый этап? Ведь бывает и так, и поэт глубоко искренне и бесстрашно говорит об этом, освобождая путь человеческих душ от завалов отживших условностей и привычных фигур умолчания.
В группу Партнеры Все обсуждения группы
51 понравилось 3 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также