13 октября 2015 г., 07:00

307

Обзор от Алекса Громова: «Конспирациум. Антология»

29 понравилось 14 комментариев 5 добавить в избранное

o-o.jpeg Составитель и автор статьи: Алекс Громов
Будущее и Прошлое не раз менялись местами. Тому, как это происходило, существует множество объяснений, которыйе можно разделить на две категории - простые и невероятные. И простые версии таят в себе намного больше сюрпризов. Ну, то есть, они только для беглого взгляда простые. Но обретают объем и глубину стараниями авторов, среди которых - Корнелий Магнус, Карина Сарсенова, Табаи Сейед Нассер, А. Санти, Алексей Васенов, Ольга Шатохина, Алекс Громов, Арти Д. Александер.

Фантастика, какой бы нереалистичной она не казалась на первый взгляд, основанная на научной основе – часто, как и раньше, представляет собой прогноз будущего, который сбывается. Так, рассказ «Эффект обратной колонизации» Арти Д. Александер, созданный на основе научной работы того же автора, более чем 10летней давности, сегодня уже не кажется таким уж фантастичным. «Историк рассказывал ужасные вещи о том, что когда-то люди были не столь цивилизованными и весьма не гуманными к себе подобным, разделяя и властвуя на этнической почве. Более жестокие и технически развитые переплывали моря лишь в поисках легкой наживы. Открывали новые континенты ища лишь короткий путь к дорогим специям, золоту и шелкам… Превращали в рабов целые племена и континенты, скупали у наивных гостеприимных аборигенов огромные территории за дешевые стеклянные бусы, старые одеяла, ржавые ножи и «огненную воду». И с течением столетий колонизация никуда не исчезала, а только приобретала более практичную форму». Но такая колонизация, как оказалось, - не самый лучший способ развития, поскольку с течением времени она способна и пойти вспять. Рассказ, как и сама работа, опередили время, поскольку «Конспирациум» был сдан в печать еще до того, как в Европе начались последние события, связанные с наплывом мигрантов.

Неожиданная перемена ракурса превращает в романе Алекса Громова и Ольги Шатохиной «Цивилизация наркомов» времена раннего СССР в эпоху официального советского чародейства с колхозом имени Юрского Периода (тов. Юрский – основоположник красной магии провел какой-то период своего славного пути в указанной деревеньке) и расцветом «карманной магии» на Сухаревке под сенью НЭПа. Простая деревенская девчонка приезжает в столицу учиться и попадает в водоворот удивительных событий. Поначалу у нее дух захватывает от открывшихся перспектив: «Так однажды Нюре достался для изучения и последующего доклада в свой учебной группе текст «Рабочие и крестьяне среди рептилий и им подобных. Магическое самосознание и эволюция понимания классовой борьбы». Но среди магических курсантов она ни змей, ни ящериц не видела - люди как люди, кто добрый, кто хмурый, кто обходительный, а кто и похабник». Но вскоре из-за фасада лозунгов и даже из-под двойного дна неписаных правил игры начинает проступать контуры совсем другого хода событий, пусть и под аккомпанемент бодрых припевок:

Из-за леса, из-за гор
Черчилль кажет нам топор.
Поднялся советский маг -
Черчилль спрятался…чудак

Однако и с упомянутым бриттом все понятно только в частушках. «Нюркины товарищи, судя по приунывшим физиономиям, тоже про Черчилля вспомнили, и неудивительно, на днях магическим дружинникам в клубе большого завода пришлось с большим трудом порядок восстанавливать, когда лектор эту гадину помянул. Присутствовавшие на лекции работяги из множества посещенных политинформаций твердо усвоили, что Черчилль – это враждебный дух, который гадит повсюду, а не только в отхожих местах. Другие были уверены, что Черчилль – это такая здоровая акула империализма, которая водится в Финском заливе и поэтому лучше без трусов, хотя бы семейных, там лучше не купаться». И ведь это не альтернативная история, а самый что ни на есть фантастический нон-фикшн.

Мера ответственности за каждое слово растет на фоне противостояния светлых и темных сил, а желание сократить путь к славе даже того кто талантлив и умен может завести в ловушку. «Человек брал в долг у самого себя и самому себе платил кредитные проценты» пишет Карина Сарсенова в «Мировом правительстве зла». Однако творчество одновременно превращается из источника развлечения для немногих в инструмент самосовершенствования, доступный всякому, кто готов идти вверх.

Среди произведений, включенных в эту антологию, есть такие, где заново переосмысленные древние сказания и образы классической литературы, вплетены в принципиально иной контекст, и что самое удивительное, прижились в нем. Табаи Сейед Нассер в рассказе «Семь подвигов Рустама» органично соединяет историю легендарного витязя и высокотехнологичный мир: «Словно по команде открылись панорамные окна, за ними мерцали рассыпанные по черному бархату вселенной звезды. На нем была вполне обычная одежда этого времени но, несмотря на стандартность обстановки, что-то особое было в его облике».

Среди созданных авторами миров есть и такой, как в рассказе «Синяя книга» Алексея Васёнова, - где забыты не только бумажные, но и электронные издания. Только создатель давно отключенной сети «книгоматиков» помнит о старой библиотеке, где он когда-то еще мальчишкой не дочитал или прочел не слишком внимательно книгу в синей обложке. Что-то в ней было важное, теперь упорно ускользающее из памяти… «Он стоял, ожидая хоть каких-то чувств от себя. Мурашек по коже, сладкого щемления в сердце - хоть чего-то, что чувствует человек, вернувшийся на закате жизни в места своего детства. Но была только усталость. И книги на полу. И запах плесени, совсем некстати напомнивший ему о протекающих трубах в его комнате… Но зато ОНА была на месте. Там, куда он ее поставил еще детской своей рукой. ЕГО книга. Безызвестный автор, чье имя стерлось, было подправлено авторучкой и снова стерлось». Старая книга еще способна изменить мир. Но только если у кого-то хватит сил поверить печатному слову.

Но это трудно. Хотя поверить на слово, точнее «на мяк» коту, встреченному в мясном отделе гастронома, - тоже задача нетривиальная. «Так вы разговариваете? Все? - Ну, люди тоже разговаривают. Чего тут сложного? И, почему, по-вашему, мы не должны полноценно общаться? Может, и на выставки не ходить?». И все же допустить вслед за Алексом Громовым в «Историях кота Лордика – I» существование тайной, но могучей цивилизации котиков чуточку проще, чем признать, как в рассказе «Будущее прекрасно или Незапланированная эволюция» иллюзией - всю человеческую цивилизацию.

В группу Партнеры Все обсуждения группы
29 понравилось 5 добавить в избранное

Комментарии 14

Остался бы нэп - было бы все по-другому, а так получилось коммунистическое волшебство с митингами и заклинаниями. Название Цивилизация наркомов понравилось

Да обратная колонизация - это уже реальность. Интересно, чем там в книжке заканчивается...

А я могу поверить "на мяк" коту! ))

Три комментария, и все от "пустых" пользователей. Подозрительно всё это

TibetanFox, Ну как "у них"... У него. Единого во многих лицах.
Сам Громов что ли? =)

TibetanFox, Стахановец-многостаночник. Сам написал, сам прочитал, сам откаментил, сам улыбнулся

951033, Я думаю, индийская писательница Арти Александер - тоже он.

Jasly, Давно у нас никто из Индии на Нобелевку не номинировался по лит-ре.
Аж после Рабиндраната Тагора в 1913-м

Алекс Бертран Громов намеренно сваливает в одну кучу фантастику, фэнтеэзи, болтовню, бред и т.п. И еще что-то вякает про нучность

Читать это сил нет, но ответьте кто-нибудь мне на главный вопрос: почему такая *** обложка у этого "Конспирациума"?!

papa_i_more, Это типа Мавроди со шлемом? Тады это злободневно и актуально!

основанная на научной основе

...

Jusinda, Там и тексты наверняка такого же уровня.

Читайте также