27 апреля 2018 г., 12:43

4K

Майские новинки издательства «Время»

48 понравилось 1 комментарий 2 добавить в избранное

В мае этого года выходят три важные новинки издательства «Время».

1. Валерий Залотуха Садовник

Книгу Валерия Залотухи «Садовник» действительно многие ждали — потому что она закрывает почти полное собрание произведений автора.

Первые два тома — это большой во всех смыслах слова, без преувеличения гениальный роман «Свечка», за который в 2015 году Валерий Александрович посмертно получил премию «Большая книга».

Третий том — это сборник избранных произведений «Отец мой шахтёр». В него вошли:
— ранние рассказы Залотухи о детстве в шахтёрском посёлке, которые высоко оценил Андрей Тарковский (и даже взял Валерия в свою мастерскую на Высших курсах режиссеров и сценаристов — но поучить не успел, уехал в Италию — как выяснилось, навсегда).
— повести, в том числе и те, по которым были сняты самые известные фильмы Залотухи-сценариста: «Мусульманин», получивший премию «Ника» как раз за сценарий, «Макаров», «Танк „Клим Ворошилов — 2“».
— революционная хроника «Великий поход за освобождение Индии» и роман «Последний коммунист», прошедший в финал премии «Русский Букер» в 2000 году. И «Великий поход…», и «Коммуниста» хотели экранизировать лучшие наши режиссеры — но пока не срослось.

Как и некоторые киносценарии из четвёртого тома собрания произведений — собственно, «Садовника». У фильмов, снятых по сценариям «Садовник» и «Дорога», сложилась успешная кинематографическая судьба. А вот сценарии «Последние времена» и «Тайная жизнь Анны Сапфировой» поставлены не были. Последняя — отдельная изюминка сборника. «Тайная жизнь Анны Сапфировой» была написана для Людмилы Гурченко и Владимира Ильина. Сценарий вызвал сперва восторг звездной героини, а потом — скандал, когда она прочла вторую часть и узнала, что ей предстоит сыграть…

Так что блистательные киноповести Валерия Залотухи (как и романы, как и «Великий поход за освобождение Индии») только ждут своего режиссёра и зрителя. А ещё — своего читателя, и режиссёр для этого не нужен. Не пугайтесь встречи с драматургией — сценарии Залотухи читают влёт и запойно, как повести, разве что более кинематографичные. Но разве это плохо — тем более в наш быстрый и визуально-ориентированный век?

Кому читать (и «Садовника», и «Отца моего шахтёра»):
— тем, кто любит прозу одновременно умную, драматургически сильную, лихо закрученную — и добрую. Точнее, тем, кто её ищет, — потому что умных и одновременно добрых книг сейчас не найти.
— тем, кто любит «Свечку» — и хочет почитать другие произведения того же автора.
— тем, кто о «Свечке» только слышал, хотел бы приобщиться — но пока не успел, а представление о творчестве Залотухи иметь хочет.
— тем, кто любит советское и современное кино, в том числе фильмы по сценариям Валерия Залотухи. Кроме перечисленных самый известный его фильм — «72 метра».

2. Елена Минкина-Тайчер Белые на фоне черного леса

Автор книг «Эффект Ребиндера», «Там, где течёт молоко и мёд» и «Женщина на заданную тему», обладатель приза читательских симпатий премии «НОС», премии имени Юрия Нагибина, участник премиальных списков «Русского Букера» (2014) и «Нацбеста» (2015) — Елена Минкина-Тайчер представляет на суд читателей новую повесть.

«Белые на фоне чёрного леса» — это совсем небольшая, но очень концентрированная книга. Формально её можно назвать семейной историей — но есть в ней и детективная интрига, и остросоциальные вопросы, и страшный срез нашей современной жизни, нечеловеческие при всей своей обыденности обстоятельства, которые героям нужно преодолевать. И всё это — с присущим автору стилистическим мастерством и глубоким психологизмом, которые от книги к книге растут — к четвёртой книге динамика стала совершенно очевидной. Автор растёт — и «растит» вместе с собой своего читателя, а это всегда приятно.

Кто-то говорит, что книг, способных перевернуть душу, сегодня не пишут. Кто-то, напротив, жалуется, что литература превратилась в промышленную слезодавилку — бывшую недавно у всех на устах Ханью Янагихару в эмоциональной эксплуатации (детей обижают!) обвиняли постоянно. Над некоторыми страницами новой повести Елены Минкиной-Тайчер тоже льются слёзы — но упрекнуть её в эмоциональной эксплуатации сложно. Хотя бы потому, что «Белые на фоне чёрного леса» — это не только трогательная до слёз повесть, но и лакмусовая бумажка, которая определяет — живы ли мы ещё? Способны ли чувствовать? Или окончательно окуклились в собственном равнодушии?

И главное — эта книга не просто вызывает слезы и праведный гнев; герои «Белых на фоне чёрного леса» — такие же обычные, как мы, ничем с виду не героические люди — показывают своим примером, что нужно делать в столь ужасной ситуации. Делать, выплакав все слёзы — или обойдясь вовсе без них. Делать единственно правильное — и совершенно естественное.

Кому читать:
— поклонникам предыдущих книг Елены Минкиной-Тайчер, а также семейных историй Людмилы Улицкой, Елены Катишонок, Бориса Минаева, Дины Рубиной.
— почитателям хорошего русского языка, психологической достоверности и глубоко личного, тёплого отношения автора к своим героям — этого у Минкиной-Тайчер предостаточно.
— тем, кто ценит детективную интригу, построенную на реалистичном, жизненном материале.

3. Илья Кочергин Точка сборки

Это за дальним рубежом люди в поисках главных ответов на вопросы бытия, собственного и всеобщего, идут в Тибет. А у нас есть свои места силы, свои «точки сборки», где сказка встречается с реальностью и становится судьбой. Полна такими точками необъятная, необжитая, мистическая Сибирь — почти Тибет и есть, только куда северней и с особым колоритом.

Лесники, еще вчера бывшие горожанами, сибирские пастухи и охотники, профессор МГУ и новообращенные паломники-старообрядцы, идущие к «таежной затворнице» Агафье Лыковой — все они населяют страницы небольшой повести Ильи Кочергина и территорию заповедника. Все в той или иной форме ищут истину — а она скрывается, даёт ложные отблески, возвращается эхом совсем с другой стороны.

«Точка сборки» одновременно проста и сложна. Илья Кочергин добр к своему читателю и не требует от него высокого уровня подготовки — весь необходимый уровень он даёт в дополнительных материалах, которые сопровождают каждую главу. После знакомства с этими материалами многие события повести переосмысляются, поворачиваются под другим углом — так что рассчитана эта небольшая книга сразу на несколько прочтений. «Точка сборки» — это пазл: читателю даётся лишь точка отсчёта и детали, и он сам составляет из кусочков мифов, древних религий и тайн современное сознание и современную культуру.

«Точка сборки» — это книга-загадка, книга-подсказка и книга-отгадка, даже удивительно, как Илье Кочергину удалось вместить всё это в такой небольшой объём. Но тем лучше — гораздо больше людей дочитают до конца и истину найдут.

Кому читать:
— тем, кто любит книги о древних тайнах, загадках природы и путешествиях к ним без дешевой мистики;
— тем, кто с удовольствием включается в игру с писателем и готов собирать книгу, как кубик Рубика;
— тем, кто ценит сибирскую экзотику («Песнь тунгуса» Олега Ермакова, «Мэбэт» Александра Григоренко) — природную и духовную — не меньше изрядно надоевшей восточной.

В группу Книжные новинки Все обсуждения группы
48 понравилось 2 добавить в избранное

Комментарии 1

Редкий случай, когда захотелось прочитать сразу все три анонсированные книги.

Читайте также