29 мая 2022 г., 07:00

9K

Зачем читать «Оккульттрегер» Сальникова

65 понравилось 16 комментариев 6 добавить в избранное

В названии нового романа Алексея Сальникова каламбурное и отчасти оксюморонное соединение культуртрегерства с оккультизмом. Что общего у корпуса скрытых знаний эзотерических наук с принудительным вовлечением в культуру? Даже тем, кто считает, что знает о культуре больше других, стоит почитать новый роман от автора «Петровых в гриппе».

Дело не только в том, что «Петровы в гриппе» стали одним из самых громких литературных событий последних лет, спектакли по ним идут на театральных сценах, и кино снял знаменитый режиссер, но, главным образом, в некоторой провидческой особенности сальниковских книг. Написал про грипп — «Корона»: получите, распишитесь. И стихи все мы в последнее время полюбили куда больше, чем в прежние времена. Не то чтобы действие их было в точности таким, как в «Опосредованно» , но никто и не обещал дословного совпадения.

Ввиду того, что предсказанное Сальниковым имеет тенденцию материализоваться в реальности, не лишним было бы ознакомиться с «Оккульттрегером» . Хотя бы затем, чтобы иметь материал для обдумывания, что день грядущий нам готовит. Итак, героиня — девушка Прасковья, но не из Подмосковья. Место действия — Урал, на сей раз не мегаполисы, а маленький городок. И Прасковья тоже не вполне девушка. Даром, что по паспорту ей 25, а выглядит на семнадцать и тем, кто видит ее гуляющей с ребенком, приходится объяснять, что не братишка. А сын. На самом деле, ей лет двести с гаком, если не больше. Может и больше, но многого она не помнит — такая защитная особенность психики, стирающей воспоминания о слишком тяжелых событиях.

Мальчик тоже не сын. И даже не брат. И не всегда мальчик. Он вообще не человек. А кто? Гомункул. Это, такой маленький человечек, который самозарождается в колбе алхимика? Нет, и уж точно не такой, какого создавал своими потешными экспериментами Корней Алеев. Спутник Прасковьи, пожалуй, более витален, чем любой человеческий ребенок, и одновременно он воплощенное чудо. Эликсир, квинтэссенция чудотворчества. Интересно. И чем эта пара занимается? Когда теургией, когда тауматургией. Не знаете, что это? Сейчас объясню.

Тауматургия — магия и чудеса, к которым на бытовом уровне вполне можно отнести искусство цирковых артистов: фокусников или эквилибристов, демонстрирующих чудеса ловкости, далеко выходящие за рамки человеческих умений. Но изначально тауматург — это всё же маг, преобразователь материи, энергии и действительности.

Теургия, в свою очередь, — это магическая практика, направленная на взаимодействие с богами, ангелами, демонами. То есть с теми, кого не существует? Всё не так однозначно, если мы ни разу в жизни чего-то не видели, это ведь не значит, что этого чего-то нет.

Если с «Петровыми в гриппе» Сальников обратился к греческой мифологии, переселив на Урал Аида, то с «Оккульттрегером» идет дальше, заселяя обитаемые пространства ангелами и бесами, наравне с людьми. Причем ипостаси, в каких они предстают, сильно далеки от традиционных представлений. Так из всего многообразия ангельской рати, изо всех этих серафимов и архангелов, престолов и господств, более-менее постоянно в нашем мире могут находиться одни только херувимы. Такое, почти по Пушкину: «Но тяжек воздух нам земли». Да и они утратили в нашей токсичной атмосфере прежний сияющий облик, больше похожи на бичей, которые промышляют вторчерметом. Собственно, этим чаще всего и занимаются в свободное от чудотворчества время.

Чего не скажешь о демонах. Любой из них в свой самый плохой день и/или с тяжкого похмелья выглядит лучше, чем мы с вами после недели на курорте со спа и разного рода косметологическими ухищрениями. Причем внешние атрибуты дольче вита вовсе для них не обязательны: небольшой уютный коттедж, надежная, но не пафосная иномарка, непыльная работа, как правило, во взаимодействии с людьми — бес очарует любого. А значит что-то вроде блогосферы для них то, что доктор прописал.

И если вы подумали, что последние выступают здесь частью той силы, что вечно хочет зла, то нет. Добро они действительно частенько творят, но с хотением зла люди справляются много лучше. Так что демонам чаще приходится править ситуацию. Вы ведь не думаете, в самом деле, что задача их — отправить мир в тартарары? С этим мы и без них справились бы. Ну ладно. Это понятно и более-менее укладывается в картину мира милую уму: ангелы, демоны.

А чем всё-таки занимаются оккульттрегер Прасковья со своим гомункулом, какова их роль в происходящем? Отчасти посредничеством, отчасти координацией совместных действий, но главное, конечно, не это. Главное — работа переосмысления, цель которой не дать городам остывать. Концепция эта не самая простая, потому объясню, как сама поняла. Может, кто-то, прочитав книгу, поправит меня. Люди, живущие вместе, вырабатывают энергию эмпатии, сочувствия, доброго расположения друг к другу, на которой мир держится не в меньшей степени, чем на физическом тепле и свете.

А помогает в преобразовании этой энергии оккульттрегер. Раз в году, в новогоднюю ночь, стирает одно плохое воспоминание и высветляет, делает объемным хорошее. Или вот выигрывает городская команда по хоккею с мячом региональные соревнования, ничего особенного, а всем чуть теплее. Или есть блогер-миллионник, вроде Оли Бузовой — с его канала тоже можно подогревать энергией обожания. А если нет такого рода движения, если мир погряз в равнодушии, город начинает остывать, постепенно превращаясь в город-призрак.

У русской литературы богатые традиции мифотворчества, соединенного с городскими легендами: Гоголь с Диканькой, Миргородом и Петербургскими повестями, Булгаков с квартирным вопросом, Владимир Орлов с известным альтистом и Олег Радзинский с Агафонкиным, да вот Ксюша Букша с Чуровым и Чурбановым. С одной стороны, Америки Сальников не открывает. Но с другой, его космогония безумно обаятельна, свежа и наполнена каким-то особым, только его книгам присущим, сумеречным светом. А следить за перипетиями сюжета безумно интересно.

И это главный ответ на вопрос, почему нельзя пропустить новую книгу Алексея Сальникова. Его книги — это всегда читательское счастье.

Текст: Майя Ставитская

В группу Новости Все обсуждения группы
65 понравилось 6 добавить в избранное

Комментарии 16

Спасибо за наводку.
Я понимаю, статья, надо гнать строку, но зачем же так подробно сюжет пересказывать

Manowar76, О чем вы? Статья - введение в мифопоэтику  романа и приглашение к диалогу: возможно я что-то не так поняла и тот, кто тоже прочтет роман, выскажет об этом свое мнение, отличное от моего.

Сюжета я даже не коснулась. Он весь за рамками.

majj-s, Да, согласен, погорячился. Как только отправил комент, решил, что всё по делу. Приношу извинения!
Отзыв мощный и мгновенно "продал" мне роман!

Manowar76, Сальников классный, а отзыв (шепотом) немного порезали. Там еще "Отдел" упоминался, но публичное говорение отличается от частного.

majj-s, Неужели из-за каких-то издательских тем порезали упоминание "Отдела"? Ведь упоминания предыдущих романов автора всегда является самым удобным способом встроить новый роман в контекст творчества. Жаль.

Manowar76, Кошмарная рецензия(. Что человек написал, сам не понял

Новый Сальников? Ран!

Новый Сальников? Ран!

Класс! Спасибо за статью)

Обожаю оккультизм))

angelofmusic, Там много чего будет. Мне кажется, тебе зайдет.

majj-s, А я сейчас с постера "Петровых" взяла идею и делаю коллаж))) слушай, так много указаний в моей жизни наСальникова)))

Люблю, когда так рассказывают о понравившейся книге - с душой, теплом и завлекающе!
Спасибо, Майя, за новую для меня находку!

Майя, вот умеете Вы так рассказать о книгах, что хочется тут же всё бросить - и читать, читать, читать)) Спасибо за замечательную статью!

Lika_Veresk, Спасибо, книга отличная. И такая, неожиданно оптимистичная.