11 июня 2021 г., 12:11

3K

Пираты цифровых морей: кто заинтересован в нелегальном распространении электронных книг?

43 понравилось 27 комментариев 3 добавить в избранное

Во время пандемии люди начали больше читать. Несмотря на то, что рынок печатных книг сократился приблизительно на 12%, локдаун положительно сказался на продажах цифровых копий: за последний год этот сегмент вырос почти на 20%. Как следствие, увеличился спрос и на соответствующую нелегальную продукцию. Насколько легко в наше время скачать пиратскую электронную книгу и как борются с распространителями нелицензионной печатной продукции? Подробности в материале Игоря Прусакова.

Книжное пиратство в Интернете носит массовый характер и считается самым распространённым. Причина простая: электронная книга «весит» намного меньше фильма или музыкального трека, и скачать её проще всего. Неудивительно, что книги это первое, что начали нелегально распространять в сети.

Планшеты и смартфоны уже давно стали привычными предметами для миллионов людей, а это значит, что электронное чтение активно отвоёвывает всё большую долю у традиционного. Так же закономерно, что этим статистическим показателям сопутствует пиратский контент.

Доступность книги через нелегальные каналы снижает её продажи, причём как в электронном, так и в традиционном виде. Впрочем, в издательской группе «Эксмо-АСТ» konkir.ru рассказали, что в последние годы уровень пиратства в рунете серьёзно сократился: «К 2024 году российский рынок цифровой книги удвоится и превысит 20 миллиардов рублей. Среднегодовой темп роста будет не ниже 25% в год. Из-за пиратства индустрия ежегодно теряет от 15% до 20% от общего объёма. Сегодня большая часть книжных онлайн-ресурсов, благодаря активному сотрудничеству профессионального издательского сообщества с законодательной властью, работает в правовом поле. Согласно собранной нами статистике, с 2014 по 2019 год количество ссылок на пиратские ресурсы с книгами «Эксмо-АСТ» сократилось в пять раз и продолжает сокращаться».

Любому, кто искал цифровую книгу через интернет, поисковик выдавал популярные запросы вроде «скачать бесплатно fb2», «скачать книгу epub», «скачать online», «скачать бесплатно». А посещение книжного магазина в Интернете не сопровождается проверкой бесплатного доступа к цели запроса, только если читатель решил сознательно остаться в правовом поле и приобрести именно легальную копию, считает книжный блогер, писатель и создательница литературного клуба read.onlyread Екатерина Чурахина: «Электронные книги стоят дешевле бумажных и почему бы их не покупать и, таким образом, поддерживать автора? Сейчас я работаю над собственной книгой и понимаю, что это большой труд разных людей, не хотелось бы, чтобы он был обесценен. На всех мероприятиях с участием моего литературного клуба, призываю людей покупать электронные книги и так поддерживать своих любимых писателей. А тем, кто скачивает книги бесплатно, предлагаю ставить себя на место правообладателей».

Уменьшение количества пиратского контента – результат действий издателей, авторов и организаций по защите авторских прав. Именно они лоббируют принятие соответствующего законодательства. В суды поступают иски о компенсации за причинённый ущерб, пиратские сайты и их зеркала блокируются, а на владельцев крупных анонимных порталов заводят уголовные дела. «В основном издатели прибегают к инструменту «вечной» блокировки сайтов нарушителей. Иски о компенсации в последнее время являются редкостью. Это связано с тем, что большинство сайтов анонимны и, как правило, оформляются на подставных лиц, а по практике Мосгорсуда размер компенсации не превышает 30 000 рублей за нарушение. Но в вопиющих случаях, по очень крупным ресурсам, издатели даже инициируют уголовное преследование. Так по двум известным сайтам удалось в ходе расследования найти их владельцев, в одном случае - администратор получил 2 года условно, во втором - лицо, контролирующее получение средств от нелегальной продажи электронных книг, пробыл под домашним арестом полгода, а дело было через несколько лет прекращено в связи с истечением сроков давности»,- рассказал генеральный директор Ассоциации по защите авторских прав в Интернете (АЗАПИ) Максим Рябыко.

Кто «заливает»?

Книжное пиратство бывает коммерческим, идейным или наивным. У нарушителя из каждой группы своя мотивация. Коммерческий пират занимается криминальным бизнесом, а идейный борется за свободный и бесплатный доступ к информации. По логике вторых издатели и так зарабатывают огромные суммы на бумажных версиях книг, а цифровые копии легко тиражировать, распространять, затраты на изготовление отсутствуют, значит, их продажи это нечестная сверхприбыль корпораций.

На самом деле, при планировании прибыли, современное издательство учитывает и доходы от продажи электронной версии книги. Поэтому действия пиратов могут привести к тому, что издание не окупится и с автором больше не захотят сотрудничать. Более того, некоторые авторы могли бы успешно публиковаться исключительно в электронном виде (и так зарабатывать), но пиратство и эту практику делает бессмысленной.

Получается, что вместо расширения доступа к произведениям, идейные пираты производят противоположный эффект. Их действия влияют на всю индустрию: многие произведения не выходят, падает общая рентабельность книгоиздания. Экономический ущерб причиняется и агрегаторам: электронно-библиотечным системам, интернет-магазинам, подписным сервисам. Ситуацию усугубляют наивные пираты, читатели, которые просто делятся своей копией электронной книги с коллегами, друзьями и знакомыми.

Основную опасность для отрасли несёт криминальный бизнес, который существует за счёт издателей, распространителей и читателей. Нелегальную продукцию распространяют через пиратские онлайн библиотеки (с помощью прямых ссылок, файлообменников или·торрент-трекеров) или мошеннических сайтов, которые замаскированы под библиотеки, но в действительности вообще не предоставляют доступа к книжному контенту, а списывают суммы с телефонных счетов, запрашивая номер или отправку SMS. В этом случае пользователь, желая обмануть легального продавца, сам становится обманутым.

В Telegram, YouTube и популярных соцсетях получить доступ к пиратскому контенту просто. В тематических группах рекламируются бесплатные библиотеки и торрент-трекеры, через эти сообщества пираты получают от пользователей обратную связь. Ещё пять-семь лет назад социальные сети считались средой, в которой нелегальный контент размножался, как бактерии в питательном растворе, но сегодня на крупных российских платформах, таких как ВКонтакте, Одноклассники и Авито постепенно внедряются меры профилактики. Например, применяется методика цифровых отпечатков и блокируются аккаунты нарушителей. Вот что рассказали konkir.ru в пресс-службе ВКонтакте: «Мы защищаем интеллектуальные права на контент и сотрудничаем с издательствами, музыкальными лейблами, владельцами прав на видеоконтент и многими другими правообладателями. Мы уже много лет работаем над комплексным развитием технологий по идентификации контента и продолжаем улучшать технические решения для защиты интеллектуальных прав и сейчас. Мы рассматриваем все поступающие жалобы на нарушение интеллектуальных прав. Подать заявку может любой правообладатель. Для этого существует специальная форма: vk.com/dmca, разбором которой занимается отдельная служба модерации. Если наличие прав на контент и сам факт нарушения подтверждаются, мы оперативно такой контент блокируем».

По мнению экспертов, главную опасность представляют UGC ресурсы (сайты с пользовательским контентом), которые зарегистрированы за пределами России, например, YouTube и Telegram. Влиять на них с помощью российского закона можно только в уведомительном порядке, у них отсутствует прямая обязанность по модерации контента.

Нарушения продолжаются даже если носят массовый характер, а владельцы цифровых площадок о них оповещены. Очевидно, что платформам выгоден такой порядок вещей: сетевые эффекты достигаются удержанием внимания пользователей и привлечением новой аудитории, объясняет генеральный директор Ассоциации по защите авторских прав в Интернете Максим Рябыко: «Есть крупные экосистемы, которые относятся к легальным площадкам, продолжающие паразитировать на интересе пользователей к пиратскому контенту. В первую очередь, это относится к поисковым системам и UGC платформам. В частности, вызывают опасение: отсутствие единого внесудебного механизма удаления ссылок из поисковой выдачи Яндекс, беспрепятственная возможность у пиратов клонировать зеркала пиратских и практически мгновенная индексация таких сайтов в поисковой выдаче на прежних местах, а также поведение таких платформ как YouTube и Telegram, которые, несмотря на наличие технологий цифрового отпечатка, игнорируют запросы издателей на их применение».

Возможно, YouTube и Telegram просто считают проблему книжного пиратства преувеличенной и надуманной. Такого мнения, например, придерживается исполнительный директор ассоциации Интернет-издателей Владимир Харитонов, который рассказал konkir.ru, что борьба с пиратством выгодна именно тем, кто с ним борется: «Издателям имеет смысл тратить свои усилия на что-нибудь более полезное. Например, на налаживание своего производства электронных книг, на их грамотный маркетинг и тому подобное. Полевые эксперименты издателей, в частности, O’Reilly, показали, что неавторизованное распространение работает скорее как реклама, «сарафанное радио». Исследования в других нишах контента (например, кинематографа) демонстрируют, что ущерб от пиратства заметен только в первые недели продаж и только для произведений, у которых большой маркетинговый бюджет. Кроме того, экономический эффект от «борьбы» с пиратством невозможно посчитать: этот рынок непрерывно растёт уже много лет и рост пока не останавливается. К нему прибавились ещё и аудиокниги. На таком фоне любые победные реляции выглядят, как попытка выдать естественный рост рынка за чьи-то успехи. Более всего в «борьбе с пиратством» заинтересованы те, кто им непосредственно занимается, то есть не издатели, а такие организации как АЗАПИ — это же их зарплата».

Мы попросили Максима Рябыко из АЗАПИ прокомментировать эти слова. По его мнению, легализация рынка это общемировая тенденция: «Наша работа продиктована, в первую очередь, экономическими интересами правообладателей. Именно издатели задают темпы, требуют наращивать эффективность, увеличивать охват защищаемых произведений. От них более динамичных действий требуют и авторы, и иностранные правообладатели, которые принимают решение о лицензировании контента в Россию, в том числе исходя из тех мер, которые будут предпринимать издатели по борьбе с нарушением авторских прав».

Нетипичный пират

Раньше считалось, что незаконно качают электронные книги исключительно молодые люди, однако последние исследования, проведённые аналитическим агентством Nielsen по заказу антипиратской компании Digimarc, пришли к неожиданным выводам. Действительно, около 40% пиратов находятся в возрасте от 18 до 29 лет, однако ещё больше, почти половина, попадает в возрастную группу от 30 до 44 лет, а оставшиеся (приблизительно 10%) это люди старше 45.

Ответ на вопрос о доходах пиратов тоже оказался сюрпризом. Логично предположить, что людям не хватает денег на книги и это толкает их на поиск бесплатного контента. Но исследование выявило, что две трети пиратов это образованные, обеспеченные и работающие люди, причём доходы оставшейся одной трети даже выше. Получается, что современный электронный пират это взрослый обеспеченный человек с хорошим образованием.

Цена электронных книг остаётся вторым по значимости фактором (после удобства скачивания), из-за которого люди стремятся получить нелегальные цифровые копии. Очевидно, что с огромной долей интернет-пиратства можно покончить, просто снизив стоимость электронных книг.

Исследования Nielsen подтверждаются беседой konkir.ru с книжным пиратом с пятнадцатилетним стажем, который не пожелал раскрывать своего имени: «При адекватной стоимости легальных копий, возможно, я бы и покупал электронные книги. А нынешнюю цену, которую предлагают интернет-магазины, считаю завышенной. Вижу, что в последние годы правообладателями предпринимаются определенные шаги по борьбе с пиратством, нелегальных ресурсов стало заметно меньше, но, в целом, скачать книгу не составляет особых сложностей. Если захотел, что-либо почитать, можно найти пиратскую копию в течение 5-10 минут. Для скачки, как правило, использую бот Флибусты в Telegram или пиратский сайт».

Стоит заметить, что проблема обоюдная: издатели, возможно и могли бы снизить цену на легальную продукцию, как раз на 15-20%, которые в мире электронных книг считаются добычей цифрового пиратства.

Эксперты отрасли предполагают, что уже через пять лет проблема пиратства для индустрии электронных книг практически исчезнет. Это связано с борьбой правообладателей и растущей культурой потребления среди пользователей. Ликвидировать нелегальный контент будут точечно, а ответственность за распространение пиратской продукции возрастёт и будет восприниматься действительно криминальным поведением.

Кроме того, по мнению генерального директора АЗАПИ Максима Рябыко российская отрасль приблизится по своему характеру к международным стандартам: «Возможно, будут внедряться нормы регулирования наднационального характера, так как борьба с преступлениями в сети Интернет невозможна без координации на межгосударственном уровне. Крупные интернет корпорации будут платить за контент, особенно за эксклюзивный, и сами включаться в борьбу с пиратским бизнесом. Они будут воспринимать пиратов как прямых конкурентов, играющих по своим правилам, которые официальные площадки уже себе позволить не смогут».

Уверенно можно сказать, что из оборота не исчезнет и традиционная бумажная книга, которая останется с читателями ещё очень надолго, так считает исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов: «В отдалённом будущем какие-то виды книг, вероятно, останутся печатными только в порядке исключения. Но форма печатной книги достаточно универсальная, приспособленная для разных задач».

Исследование Nielsen наводит на мысль, что люди всё ещё противопоставляют виртуальность и реальность. Традиционная бумажная книга воспринимается материальным предметом, за который необходимо платить, а её цифровая копия это уже некий набор единиц и нулей программного кода, совершенно абстрактная вещь.

Рядовой читатель не вдаётся в философские подробности, но интуитивно чувствует разницу в работе экономических законов в области цифровых товаров. Интуиция подсказывает: если что-то ничего не стоит воспроизвести, значит это что-то не должно требовать и оплаты.

Игорь Прусаков

Источник: konkir
В группу Новости Все обсуждения группы
43 понравилось 3 добавить в избранное

Комментарии 27

Так может цифровые площадки хоть раз выступят не истериками по пиратству, а с пояснениями, на каком основании при отсутствии затрат на печать бумажной версии (а судя по тому, что издается в последнее время, там экономят на всех, кто причастен к изданию) цены не ниже бумажных? Ну кроме "мы вправе поставить такие цены и что вы нам сделаете"?

SickSadWtfWorld, Все сваливают на автора: сам себе найди редактора, корректора, сделай себе рекламу, оплати это все из своего кармана. А потом неси книгу нам, в мы уже заберем и будем продавать. В этой цепочке больше всего жаль авторов - именно они вкладываются в работу больше всего.

Это где это в YouTube и Telegram можно качать книги? Сколько туда хожу - ни разу не видела. Да и в ВК обычно можно скачать любительские переводы, к которым наши издательства отношения не имеют, и учебные пособия, которые учебные заведения вроде как должны распространять бесплатно, но на деле "идите в интернет и скачайте там".

Но исследование выявило, что две трети пиратов это образованные, обеспеченные и работающие люди

Эксперты отрасли предполагают, что уже через пять лет проблема пиратства для индустрии электронных книг практически исчезнет

Какие эксперты? Какие исследования? Где пруфы, Билли?
Обеспеченные - это распиаренный "средний класс" с зарплатой в 17к? С чего вдруг проблема пиратства исчезнет через пять лет? Литресс научит редакторов вычитывать книги лучше, чем пираты? Население вымрет или перестанет читать? Уровень жизни скакнёт вверх или издатели наконец перестанут продавать байты по цене бумаги?

что издание не окупится и с автором больше не захотят сотрудничать

Учитывая, сколько издатели платят авторам и вообще той команде, которая делает книги, смешно читать, как они прикрываются заботой об авторе, когда ноют, что нехорошие люди хотят брать книги за дёшево и не хотят за дорого.

Nathaira, В телеграме есть боты, через которых можно качать книги.

AnettaTi, Точно, совсем забыла про это)
Хотя когда я последний раз проверяла, флибуста-бот был заблокирован

Из интервью как-то вырисовывается, что позиция Эксмо такова, словно оно вместе с правительством на другой планете живет, а вот оппоненты - люди куда более близкие к народным реалиям.

Книжное пиратство в Интернете носит массовый характер и считается самым распространённым.
борьба с пиратством выгодна именно тем, кто с ним борется

здравая мысль. Пиратство в любой сфере - это симптом проблем легальной сферы. Если исключить убеждённых пиратов, то для всех людей удобные легальные площадки будут основным критерием заплатить.

>>Ситуацию усугубляют наивные пираты, читатели, которые просто делятся своей копией электронной книги с коллегами, друзьями и знакомыми
Ну так давайте по этой чудесной логике и городские библиотеки будем считать "пиратскими", и людей, которые бумажную версию книги дают своим друзьям и коллегам почитать. Вот не надо народ уж совсем за идиотов держать.

>>Эксперты отрасли предполагают, что уже через пять лет проблема пиратства для индустрии электронных книг практически исчезнет.
Откровенно наивные "эксперты" рассуждают о якобы "наивных пиратах", какая прелесть. Чем больше будет таких самоуверенных заявлений от работников книжной отрасли, тем меньше шансов, что проблема с пиратством в ближайшие годы куда-то исчезнет. Может, вы для начала хотя бы начнёте прислушиваться к потенциальным покупателям, которые постоянно жалуются на качество издаваемых книг? Может, начнёте переиздавать старые книги, которые только благодаря таким энтузиастам-"пиратам" можно в сети найти, бережно отсканированные, вычитанные и бесплатно выложенные для всех желающих? И, может, вы немного свои имперские амбиции поумерите вкупе с желанием продавать электронные книги едва ли не по цене бумажных?

>>Интуиция подсказывает: если что-то ничего не стоит воспроизвести, значит это что-то не должно требовать и оплаты
За качественный товар, в который действительно вложено много интеллектуального труда, никогда не жалко заплатить, но платить за бездарную графоманию с кучей ошибок на каждой странице - увольте.

Очевидно, что с огромной долей интернет-пиратства можно покончить, просто снизив стоимость электронных книг.

- неужели они наконец догадались? :)

если что-то ничего не стоит воспроизвести, значит это что-то не должно требовать и оплаты.

- да нет же! Это означает, что это что-то просто должно адекватно стоить. А не 70% или даже 80% от стоимости бумажной книги.

Ух, статья про пиратство - за живое задели XD

Понравились слова Владимира Харитонова: "Издателям имеет смысл тратить свои усилия на что-нибудь более полезное. Например, на налаживание своего производства электронных книг, на их грамотный маркетинг и тому подобное".

А еще, добавлю я, на качественную работу редакторов и переводчиков. Начав работать в творческой диджитал-сфере, где ничего не стоит украсть твою работу, я тоже стала по-другому относиться к пиратству в принципе. Купила подписку на музыку и сериалы - на этих сервисах действительно удобнее, чем на бесплатных, а стоимость подписки равна чашке капучино в кафе раз в месяц.
Книги, которые когда-то скачала и они мне понравились - хожу и скупаю в бумаге (ну, сначала коплю, а потом скупаю, потому что, знаете ли, цена от чашки кофе далека). Но черт меня дернул купить в бумаге нечитанную книгу, кстати, издательства Эксмо. Такой бл*#ской халтуры в переводе и редактуре я еще не встречала, это просто позорище.

А блокировать в мать его Интернете сайты и зеркала - ну это как пытаться вычерпать океан, просто смешно.

Мне лично не понятно ценообразование.
Взять MyBook в котором годовая подписка стоит 5500 руб. и взять онлайн кинотеатр IVI в котором годовая подписка стоит 3000 руб.
Что бы снять фильм требуется куча народу, а что бы написать книгу нужно от силы человек пять.
Вот мне и непонятно почему подписка на сервис фильмов стоит 3к, а на сервис книг 5,5к.

old_book_, Предположим, что и те, и другие хотят на выходе получить один и тот же результат - мешок денег. Смотрунов наверняка на порядок больше, чем читунов. Потому и получаем почти в два раза большую сумму за подписку на книги.
Арифметика не сходится, да и ладно. гы

Jujelisa,

Смотрунов наверняка на порядок больше, чем читунов. Потому и получаем почти в два раза большую сумму за подписку на книги.

Ну так на съемку фильма тратят миллионы, а на написание книги? Именно на написание, издание не берем в расчет, потому что речь об электронных версиях))

old_book_, Могу только предположить , что кино - быстроаммортизируемый продукт. Полгода после выпуска в прокат и всё: дальше от него дохода не жди.
А книга может (в принципе) генерировать доход очень долго. Поэтому и авторские высокие закладываются
Т.е тут не "затратный", а "доходный" метод

oandrey,

"доходный" метод

Ну вот таким методом они и отпугивают читателей)) загибая такие цены))
Я вот сейчас покупаю книги в FixPrice, не могу понять до сих пор в чем прикол, но книги стоят в 3 - 4 раза дешевле чем в книжных и электронке)) Для примера последнее что покупал это Мураками - Убийство командора в двух книгах, в FixPrice мне каждая книга обошлась в 199 руб, при том что это твердая обложка. А на литресе электронная версия стоит 339 руб.

old_book_, Ну , 199 бумага против 339 электронка я тоже не понимаю. Я знаю, что на крупных площадках вроде Амазона. Ибука. Кобо и пр долго росли продажи и цена электронки , пока цены не достигли в среднем 70 % от бумаги . Потом объем продаж достаточно резко остановился. Т.е видимо, это ценовой предел электр.
Но это многоязычные , в первую очередь англоязычнфе площадки. Там и объем намного больше и разума и логики.
А вот чтоб электронка была 160 % от бумаги - это какое то местное явление. Даже не исключал бы, что понты ... дескать продвинутый ты чувак или лошара колхозная. ))