26 ноября 2020 г., 11:32

821

Возможна ли российская школа без «Войны и мира»

43 понравилось 41 комментарий 1 добавить в избранное

Текст: Игорь Серебряный

Рассмотреть возможность убрать огромные тома таких классических литературных произведений, как «Война и мир» и «Тихий Дон» из школьной программы предложила доцент Московского городского педагогического университета (МГПУ), кандидат филологических наук Ирина Мурзак. Предложение немедленно вызвало бурную дискуссию в СМИ, педагогической, филологической и родительской среде, дойдя даже до Госдумы.

Аргументы в пользу того, чтобы «сбросить Толстого и Шолохова с парохода современности», их инициатор обосновывает тем, что современному школьнику почти невозможно осилить произведения такого объема при нынешних стремительных темпах жизни.

Хотя ведь еще Гоголь писал: «Куда ты несешься, Русь?» И ничего, и читать, и писать успевали.

Но невозможно ни поразмышлять над этими словами, ни понять всю глубину «Мертвых душ» и других произведений нашей классической литературы, если они не прочитаны полностью. И это второй аргумент инициаторов их исключения из школьной программы.

Из чего следует, что пока они эти там остаются, учащиеся вынуждены «мухлевать» — проглядывать краткое содержание этих книг в Интернете на сайтах вроде «...за 35 минут». Тогда как чтение оригинала 4-томного романа Льва Толстого требует не менее 44 часов чистого времени.

А при этом в учебном плане в средних и старших классах на ВСЮ литературу выделяется от 68 до 105 часов за учебный год, как следует из рабочей программы по литературе для 5-9 классов.

Вы жертвою пали ЕГЭ

Ирина Мурзак объяснила «Эксперту Online», что инициированная ею дискуссия должна идти не о механическом вычеркивании объемных текстов из школьной программы, а о востребованности тех или иных произведений литературы в современном социокультурном контексте.

«Если говорить конкретно про «Войну и мир», то читать его — во всяком случае медленно - стоит не раньше 11-го класса. И, возможно, не всем подряд, а только ребятам, которые мотивированы сдавать на ЕГЭ дополнительный экзамен по литературе. А таких на каждый класс насчитывается два-три человека. Для большинства же без особого ущерба «Войну и мир» можно заменить на менее объемные, но не менее гениальные, произведения Толстого», - говорит она, приводя в качестве примера таких замен «Отца Сергия» и «Смерть Ивана Ильича».

В ознакомлении с объемными текстами через прочтение их кратких содержаний в принципе нет ничего стыдного, полагает она, если человек в дальнейшей жизни не ставит задачей делать литературу своей специализацией. Многие известные литературоведы делали такие «концентраты» великих произведений, осознавая, что у большинства людей никогда не будет времени на то, чтобы прочитать полные тексты «Улисса», «Божественной комедии» или того же «Войны и мира».

Подбор текстов для школьной программы, обращает внимание доцент МГПУ, вообще иногда труднообъясним с точки зрения профессиональных литературоведов. В ней например, есть «Преступление и наказание», но нет «Братьев Карамазовых» - романа, который все исследователи Федора Достоевского считают намного более важным для понимания мироощущения и творчества этого писателя.

«То, как подается литература в школах — это профанация. Великие тексты превращаются в жалкое перечисление историко-литературных фактов. Дело в том, что в самой программе школьных уроков литературы до сих пор заложен порочный принцип привязки ее к периодизации уроков истории: когда на истории проходят 19-й век, то соответственно на литературе изучают писателей этого столетия. Такая матрица была создана еще в советской школе, когда каждое художественное произведение рассматривалось в соответствии с его «вкладом» в классовую борьбу и другими идеологическими стереотипами», - говорит Мурзак.

Это справедливо не только для преподавания русской, но и для зарубежной литературы, подчеркивает она. «Чуть-чуть Данте, чуть-чуть Гете, чуть-чуть Шекспира. Без каких-то интерпретаций, свободы мнений, раз и навсегда утвержденными истинами. А если ребенок мыслит иначе — считается, что он не усвоил предмет и получает двойки», - сокрушается филолог.

В целом, преподавание литературы в школах стало жертвой ЕГЭ — если какой-то автор или произведение в нем не упоминается, то какой смысл школьнику тратить на них время (за исключением тех двух-трех человек на класс, о которых упоминает Мурзак).

Жертвой ЕГЭ стала система школьного образования вообще — она потерла самых творческих выпускников педвузов. В ГБОУ идут только «троечники», потому что яркие молодые учителя легко находят себе места в науке или частных образовательных проектах наподобие школы «Летово» и т. д.

«Нельзя, конечно, утверждать, что в обычной школе нет хороших учителей, но их единицы. Эти педагоги по призванию учат детей не по учебникам, а по произведениям русской классики, которую они открывают школьникам, обращаясь к художественному произведению и к миру писателя», - заключает Мурзак.

В карманном формате

В самом деле, налицо очень серьезное противоречие между требованиями существующей школьной программы и реальными возможностями учащихся освоить всё, что им ею предлагается, признаёт бывший замминистра образования РФ, ректор МГПУ Игорь Реморенко.

«Конечно, было бы разумно сделать программу более гибкой. Дискуссия об этом ведется не первый год, ее инициировала Людмила Вербицкая, бывшая тогда директором Академии образования. К сожалению, Минобразования до конца ее предложения не довел, потому что Людмила Алексеевна скончалась. Но в практическом ключе обсуждалось переформатирование списка школьной литературы, чтобы ликвидировать упомянутое противоречие», - рассказал он «Эксперту Online».

«Переформатирование», по первоначальной задумке, заключалось в том, чтобы разделить весь массив художественных текстов на три категории: (а) обязательная для любого школьника независимо от профиля школы и региона; (b) авторы, у которых следует прочитать какой-то «избранный» материал; (с) авторы, которых можно проходить факультативно, на выбор конкретного учителя или школы.

По оценке Реморенко, «Война и мир», как ни переформатируй программы, все равно попала бы в список «а». Но это никак не отрицает общепризнанный в педагогическом сообществе факт, что школьная программа колоссально перегружена, добавляет он.

«Способа, как убрать из программы в самом деле обязательные произведения и при этом оставить школьникам время на другие предметы, пока не придумано. Я думаю, что «Капитанскую дочку» должны прочитать сто процентов российских школьников. А вот тот же «Тихий Дон» я бы отнес к списку факультативных», — считает ректор.

Парадокс состоит еще и в том, что формально тот же «Тихий Дон» несет на себе возрастную маркировку 16+. То есть школьникам этот роман как бы не рекомендуется к прочтению самими же издателями. Но это как раз самая легкоразрешимая из существующих проблем, уверен эксперт.

«Если мы уж так привязались конкретно к этому произведению Михаила Шолохова, то в Ростовской области, я думаю, его изучать должны обязательно — потому что описанные там пейзажи, традиции, быт очень близки местным детям, они не просто механически прочитают, а прочувствуют этот роман. А вот где-нибудь в Якутии без романа о жизни донского казачества вполне подростки вполне могут обойтись», — считает Реморенко.

Воспитание чувств

Невозможно предложить какие-то однозначные, устраивающие всех решения действительно сложной проблемы, говорит депутат Госдумы («ЕР»), член Российской академии образования Лидия Антонова.

«Современные дети в самом деле с большим трудом воспринимают длинные тексты — электронные технологии приучили их к получению информации быстро и готовыми «клипами», без необходимости включать умение думать самостоятельно. У них в большинстве, поэтому, не сформировалось то ни с чем не сравнимое чувство, когда ты держишь в руках бумажную книгу», - сказала она «Эксперту Online».

Однако предложения заменить «полноформатное» чтения книг изучением каких-то выжимок из них лишит смысла само понятие литературы — потому что люди читают художественные произведения не только для получения информации, но и для эмоционального обогащения.

«В пересказе можно передать фактологическое содержание «Войны и мира», мировоззрение Льва Толстого, дать историческую справку о тех событиях. Но никакой пересказ не передаст душевных переживаний героев. Чтение художественной литературы только ради набора фактов бессмысленно по сути — для этого читателю надо обращаться к специальной литературе. А пересказать эмоции невозможно в принципе, а ведь личность воспитывается именно через развитие эмоциональной сферы!», — подчеркивает Антонова.

При этом она признаётся, что и сама в школьные годы не смогла прочитать «Войну и мир» от корки до корки, а читала роман выборочно, «отфильтровывая» батальные сцены и оставляя те, где описывались личные и семейные взаимоотношения героев («Я же была девочка»).

«Заменять чтение художественной литературы преподаванием выжимок, кратких пересказов и прочих суррогатов совершенно недопустимо. Давайте тогда вообще отменим уроки литературы и отдадим эти часы на историю — с точки зрения получения фактологической информации это будет намного эффективнее. Но кто тогда будет заниматься воспитанием у школьников чувств? Ведь после школы этим заниматься будет уже поздно», — предупреждает депутат.

О том, что школьная программа «трещит по швам» из-за нехватки часов на литературу, эксперты сообщили на высший уровень еще в 2012 году. Тогда вдова писателя Александра Солженицына Наталья попросила никого иного как президента Владимира Путина увеличить объем преподавания литературы, который только сокращается.

Школьные «словесники» также озабочены тем, что в ряде школ предмет «Литература» отменяется как самостоятельный, сливаясь с уроками русского языка. Они жалуются, что приказы Министерства образования и науки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего /полного/ общего образования» от 2012 и 2014 года содержат многие спорные нормы, которые педагогическое сообщество хотело бы пересмотреть.

А тем временем, пересмотренным может оказаться то, что казалось незыблемым. Но как минимум один плюс у этой идеи есть — сама вызванная ею дискуссия на интеллектуальную тему, затронувшая и политическую жизнь.

Источник: Эксперт Online
В группу Новости Все обсуждения группы
43 понравилось 1 добавить в избранное

Комментарии 41

убрать огромные тома таких классических литературных произведений, как «Война и мир» и «Тихий Дон» из школьной программы

да и ещё раз да, вот только причины тут не в объёмах

современному школьнику почти невозможно осилить произведения такого объема при нынешних стремительных темпах жизни

так как современный школьник спокойно прочитывает Джоан Роулинг - Гарри Поттер. 7 волшебных книг (комплект из 7 книг) (сборник) и часами читает "истории" в социальных сетях. Причина в том, что есть ДРУГИЕ хорошие и более современные книги на ту же тему.

Вещий КритиК,

так как современный школьник спокойно прочитывает Джоан Роулинг

Спорно. Всё таки у классиков и современников разные язык, темп повествования, количество устаревших понятий, контекст, который должен знать читатель. Я современную литературу обычно читаю быстрее классической.

Schrodingers_flerken,

Спорно

почему же спорно? Автор цитаты давит именно на объём.

Всё таки у классиков и современников разные язык, темп повествования, количество устаревших понятий, контекст, который должен знать читатель.

А вот тут я с Вами полностью согласен!!!

Я современную литературу обычно читаю быстрее классической.

И школьники тоже мучаются, переводя события вековой давности на рельсы современности.

Давайте тогда вообще отменим уроки литературы и отдадим эти часы на историю — с точки зрения получения фактологической информации это будет намного эффективнее. Но кто тогда будет заниматься воспитанием у школьников чувств? Ведь после школы этим заниматься будет уже поздно», — предупреждает депутат.

полностью отказываться от литературы не стоит, а вот пересматривать список нужно и уже давно.
Так же в школе не хватает уроков по изучению права и законов. Живём в правовом государстве, а ведём себя будто вышедший из школы человек никаких прав не имеет. Знать законы ВАЖНО современному школьнику.
На уроках литературы не воспитывают чувства и слава богу.

Вещий КритиК, У меня в школе было изучение права, но оно было ... честным, пожалуй - что у нас есть право это право иметь, а у других есть право на наше право класть. Что школа и делала

Nathaira,

на наше право класть

не совсем так. Есть большое заблуждение, что обучение в школе бесплатное. Это не так, так как функционирование школ финансируется с бюджета. А значит каждый родитель имеет право требовать исполнение обязанностей. Если в плане стоят уроки, а их не проводят, то это не правильно.
Вы могли пожаловаться родителям, а они при вашем желании могли пожаловаться директору (для начала). Видно вы не особо хотели это право изучать, что для ребёнка тоже нормально.

Вещий КритиК, Моё школьное время проходило во времена без интернета, и взять информацию о правах было просто неоткуда - книжки и пособия, которые нам выдавали или могли выдать в библиотеках касались только общих вещей, вроде выборов, налогов и прав на недра, а не школьной жизни.
Хотя я тогда уже понимала, что школа похоже нарушает мои права и эксплуатирует детский труд, взрослые решили махнуть на это рукой и к моим неуверенным пискам не прислушивались. Кроме особо эпичного случая, когда школа отказалась выдавать дипломы, пока класс не отработает "трудовую четверть".

Вещий КритиК, Ага, единственное право ученика на посещение школы, а права на отношение как к личности не положено хотя речь как раз об этом.

lapina_ekaterina,

право ученика на посещение школы

которое по мановению палочки превращается в обязанность.

Вспоминается анекдот: Задали детям в третьем классе читать Гайдара. Племянница старается понять, что такое сельсовет, колхоз и талоны.

Книги должны быть актуальны и не вся классика нетленна. Каждый год вручают: Нобелевку, Букера, Большую книгу и т.д. Почему учебные планы не могут адаптироваться. В списке современной литературы увидел лишь рекомендации к Улицкой. Не столь большой процент и иностранной литературы. В списках те книги, которые стояли в библиотеках в советское время или выписывались по подписке. Чем не велики те же Кронин или Кизи? Школьника надо заинтересовать, а не отвратить от чтения. Тогда он сохранит тягу к книгам в зрелом возрасте.

О, русская классика!!! Сколько же ты дала энергии болтунам от политики и трепачам, сколько постов повторяющихся родила и сколько однородных тем для дискуссий подарила интернету...
Слава и почёт тебе!!!))))

Очень здравые рассуждения в статье.
Ну не секрет ведь, что 90 школьников не читают Войну и мир или Тихий Дон, а смотрят краткое изложение.
Зачем тогда это всё? Для галочки?
Мы же этим плодим наплевательское отношение к литературе у подростков, причём в большей части - к русской.
Ну не для подростков писали Толстой и Достоевский.
Когда это уже дойдёт до чиновников?
'Войну на Дону' нужно и правда оставить для внеклассного чтения и кто на медаль идёт.
А вообще в идеале, нужна эмоциональная градация чтения.
Не секрет, что есть те, кто любит Толстого или Достоевского ( грубо говоря)
Есть те, кому нравится Толстоевский и т.д.
И это нормально. Ребёнок долден сам выбирать что ему читать ( по крайней мере из предложенного ему), как сейчас многие уже выбирают какие предметы учить углублённо, гуманитарные или нет.

Диапазон русской литературы - огромен.
Можно дать подростку маленькие вещи, но гениальные и близкие ему, и они в нём отзовутся красотой и делом.
Нужно и современную литру вводить и реабелитировать многие произведения Набокова, Газданова, Агеева, Цветаевой даже: её проза почему то малоизвестна, но несёт в себе красоту и добро не меньше чем Толстой.

laonov,

Зачем тогда это всё?

Как написано в книге Пелевина "Миром правит не тайное ложе, а явная лажа".
Просто тем людям от которых это зависит плевать, а остальные не требуют. Вот и всё!

Среднее образование сегодня представляет из себя структуру.Нде учителя делают вид ,что учат , а школьники делают вид ,что учаться. Что аюплемянник учился, что дочь учиться ...это не школа.Это просто дичь. Когда ученики распечатывают сочинения из сети и решают сто процентов из решебников, когда задания на уроки может прийти в группу родителей в ватсапе в 23 часа ночи К примеру: ""завтра принесите картон,шишки, веточки, материалы и готовые вышитые изделия"". Когда учитель английского задает учить слова но дети еще алфавит даже не начали учить....какой там Война и Мир.

Reflexator, Вы учились 20-30 лет назад, что-то не заметно что тогда учили лучше.

lapina_ekaterina, Да я пишу с ошибками с телефона и даже не перепроверяю,что напечатал отправляю и не парюсь.Мне просто это безразлично

Reflexator,

Мне просто это безразлично

мне тоже. Понятно же О ЧЁМ и не важно КАК.

Reflexator,

учитель английского задает учить слова но дети еще алфавит даже не начали учить.

подумайте, когда человек учится разговаривать на родном языке, он ведь не учил алфавит! Писать не умеет, а разговаривает! предложениями! осознанными!
Почему Вы думаете, что таким же образом нельзя научится разговаривать на другом языке?

Altabek, Они не знают как произносить слова .Как! Они! Будут учить правильное произношение?! Вам сейчас дай китайские слова и сказать.Учите произношение ,хотя вы даже букв (иероглифы)не знаете!

Reflexator, Ребенок смотрит на слово Cat как баран на новые ворота.И как не зная букв он произнесет его? И транскрипцию не знает так как они не проходили ее.

Reflexator, Так дядька Гугл всё знает.
Включите ребенку на компе произношение и проблема решена.
На то мы и родители, чтобы помогать детям учиться.
Я думаю, в школе им говорили как произносить.

Altabek, Дело не в том как преодолеть трудности.Я о том , что нормальное изучение языка всегда начинается с алфавита. Чем думает учитель , я даже пошел узнать у нее...согласилась и изменила подход..оказалась молоденькая,зеленая еще..У нас англичанка была в кулаке нас держала потому и четверка у меня была твердая.А сейчас вафля а не учитель. Репетитор теперь платный у дочери, нахер таких учителей в школе. Другие учителя в наглую видят что все тексты из интернета и им плевать.Школа стала однозначно хуже чем в СССР.

Altabek, Дядкой гуглом может вообще заменим среднее образование? Элементарный алфавит если не судьба изучить то что там вообще можно дальше хотеть.

Ну не знаю. Мне как-то вообще страшно представить школу без Толстого, Шолохова и Достоевского.
Я никогда не читала запоем с фонариком под одеялом в детстве. Хотя родители были тогда читающими. Читать осознанно я начала именно с «Война и мир», в Болконского была влюблена, а описание внешности его покойной жены помню до сих пор наизусть.

Я 20 лет назад в школе не проходила Войну и мир. Так что все, кто против ее исключения, точно так же ее не читали или максимум в пересказе, но их дети должны страдать и давиться. Логика?!

Почему не выбирать что-то, что ближе современным детям? И разбирать на этих произведениях всё то, что нужно для понимания литературы и жизни. Когда скучно, то знания не лезут в голову...

Небольшой оффтопик.
У Виктора Олеговича Пелевина в "А Хули" был персонаж Павел Иванович -- пожилой гуманитарий и осведомитель ФСБ по совместительству, читавший во время порки Русской Плетью журнал "Эксперт".