25 ноября 2020 г., 10:20

3K

Семь мифов о детском чтении

57 понравилось 8 комментариев 9 добавить в избранное

Текст: Наталья Лебедева

В детских книгах разбираются все - мамы, папы, бабушки, тети, дяди… Взрослые так уверенно идут в книжный магазин или библиотеку, будто и, правда, знают, какую именно книгу нужно взять. Но зачастую предлагают своему ребенку то, что, по их мнению, ему нужно прочитать, забывая, что чтение - это удовольствие. Но что хотят читать наши дети? Кто может посоветовать нужную книгу? Стоит ли читать вечную классику или начать экспериментировать с современными авторами? Ответить на эти и многие другие вопросы поможет новое исследование Центральной библиотеки им. Н.А. Некрасова, которое она провела при участии ЦГДБ им. А.П. Гайдара и Библиотек Москвы. Давайте вместе развеем мифы о нечитающих детях, подростках-гаджетоманах и всезнающих взрослых.

Миф 1. Дети читают только тогда, когда их заставляют родители.

Возможно, и так, если в вашем доме на книжной полке стоит всего пара детских книг, а про библиотеку вы слышали только в кино. Но вот у детей до 7 лет, записанных в библиотеки, чтение - одно из основных занятий днем наряду с прогулками и играми. Ребята продолжают увлеченно читать вплоть до конца младшей школы. В свободное время младшие школьники, посещающие библиотеки, читают даже чаще, чем при выполнении домашнего задания.

Миф 2. Ребенку полезно читать научно-познавательные и образовательные книги, чтобы знал больше.

С этим никто не спорит, но у младших школьников, посещающих библиотеки, наиболее популярна развлекательная литература. Познавательные и развивающие книги в этом возрасте менее интересны. А вообще младшие школьники в своих читательских предпочтениях довольно "всеядны": им нравятся как современные, так и классические произведения, книги из школьной программы и популярная развлекательная литература. Но особенно ценят серии книг, связанных общим сюжетом и персонажами. Бесспорным лидером остается серия про Гарри Поттера. А еще дети любят веселиться и смеяться, поэтому каждый второй отдаст предпочтение книге, которая заставит его улыбнуться.

Миф 3. Читать вслух надо только малышам.

Это одно из главных заблуждений родителей. Или, если быть до конца честными, просто отговорка вечно занятых и уставших взрослых. Дети, даже если они научились читать сами, очень любят, когда им читают вслух. И очень расстраиваются, если взрослые этого не делают. Обратите внимание, чем чаще и больше родители читают своим детям 7-11 лет, тем сильнее интерес к чтению и тем чаще и больше ребята будут читать самостоятельно.

Миф 4. Подростки читают только из-под палки и только то, что задают в школе.

Если вы всерьез так думаете, то совсем не знаете своего тинейджера и даже не догадываетесь, что он закачал в свой смартфон. На самом деле, подростки, посещающие детские библиотеки, получают от чтения в основном позитивные эмоции и редко рассматривают его как вынужденную практику. Свободное и обязательное чтение у них занимают почти равные доли времени: более половины подростков, посещающих детские библиотеки, читают книги - как из школьной программы, так и для себя - не реже нескольких раз в неделю. Более того, каждый третий подросток в дополнение к детским библиотекам начинает посещать и взрослые в поиске интересных ему книг.

Миф 5. "Золотая" классика устарела и современным школьникам не интересна.

Подросткам, конечно же, больше нравится развлекательная литература, но, к удивлению самих исследователей, столичные школьники среди недавно прочитанных и понравившихся им книг довольно часто называли и программные произведения из русской классики - "Тарас Бульба", "Ревизор", "Преступление и наказание", "Горе от ума". В старших классах растет запрос на профессиональное и личностное самоопределение, поэтому заметно возрастает популярность познавательной литературы, а также книг, которые воодушевляют, вдохновляют на поступки или помогают представить жизнь других людей.

Миф 6. Бумажная книга умирает, поколение Z выбирает электронные и аудиокниги.

Дети и подростки, которые любят читать, по-прежнему выбирают бумажные книги или закачивают себе на планшеты и смартфоны электронные книги. А вот те, кто читать не особо любят, но не хотят отставать от сверстников, все чаще выбирают аудиокниги. Среди подростков, которые читать не любят или не могут однозначно оценить свое отношение к чтению, каждый пятый слушает аудиокниги.

Миф 7. Проверенная временем литература гораздо полезнее для ребенка, чем современные книжки с сомнительным содержанием.

Действительно, многие родители с недоверием относятся к современной детской литературе, потому что плохо ее знают, и, что самое грустное, даже не стремятся узнать о ней побольше. А зачем, если есть "проверенные" книги из собственного детства. Только каждый пятый взрослый посетитель детских библиотек при выборе книг для детей ориентируется на мнение экспертов - обзоры критиков и рецензии, тематические подборки и книжные рейтинги, литературные премии.

Помните, что навязанная книга никогда не доставит такого же удовольствия, как выбранная самостоятельно. Хотите сформировать позитивную мотивацию к чтению, дайте ребенку чуть больше свободы - пусть выбирает сам. Но это не значит, что взрослые не могут что-то посоветовать.

Топ-10 книг, понравившихся младшим школьникам, посещающим библиотеки:

Джоан К. Роулинг, серия о Гарри Поттере

Марк Твен, "Приключения Тома Сойера"

Александр Волков, серия о Волшебной стране

Эрин Хантер, серия о Котах-воителях

Даниэль Дефо, "Робинзон Крузо"

Джонатан Свифт, "Путешествия Гулливера"

Артур Конан Дойль, серия о Шерлоке Холмсе

Клайв С. Льюис, серия "Хроники Нарнии"

Джон. Р. Р. Толкин, "Хоббит, или Туда и обратно"

Холли Вебб, серия книг про животных

Топ-10 книг, понравившихся старшим школьникам, посещающим библиотеки:

Джоан К. Роулинг, серия о Гарри Поттере

Николай Гоголь, "Тарас Бульба"

Наталья Щерба, серия "Часодеи"

Дмитрий Глуховский, "Метро 2033" и книги других авторов серии "Вселенная Метро 2033"

Жюль Верн, "Таинственный остров"

Федор Достоевский, "Преступление и наказание"

Николай Гоголь, "Ревизор"

Артур Конан Дойль, серия о Шерлоке Холмсе

Стивен Кинг, "Оно"

Александр Грибоедов, "Горе от ума"

В группу Новости Все обсуждения группы
57 понравилось 9 добавить в избранное

Комментарии 8

Как-то странно развеивать миф о нечитающих детях с помощью статистики библиотеки... То есть взят как раз читающий сегмент и ни слова об остальных.
И добавлю ещё, что с домашней библиотекой и со свободным выбором книг в магазинах тоже прекрасно получается приучить детей к чтению. Действительно иногда лучше не давить ребёнка авторитетом и позволить ему самостоятельно выбрать книгу. Но не всегда, потому что книжные прилавки сейчас чем только не забиты. Из последнего увиденного - сказка Золушка, где принц воротил нос от невест и наконец выбрал себе в жёны... юношу. Так что поглядывать на то, что твоё чадо выбирает, всё же стоит.

столичные школьники среди недавно прочитанных и понравившихся им книг довольно часто называли и программные произведения из русской классики - "Тарас Бульба", "Ревизор", "Преступление и наказание", "Горе от ума"

Ой, да сам таким был в школе. Однажды прочитал в школе Грозу Островского и чуть ли не хвастался взрослым: некое чувство приобщение к чему-то.. взрослому, утончённому..
Хотя толком ничерта не понял. Больше пафоса было в моих чувствах.
Ребёнку не интересна классика? Ну да, так как её в школе преподают.. это ужас.
У ребёнка появляется свой робкое мнение, идущее в разрез с учителем, и его глушат двойкой и тройкой. И весь интересе пропадает.
Да к тому же это скучное.. крестьяне там всякие, парики дворян..
Откуда эта дичь преподавания вообще? Разве у Пушкина, Достоевского, об этом? Это всё кожура верхнего слоя классики, а чувства что там действуют - вечны и важны подростку.
Главное правильно обратить внимание его.
Вот есть Мёртвые души. И ученикам впаривают скукотищу про чиновников, ещё что-то.. и к концу урока на пару мёртвых душ больше, но уже в классе.
А стоит намекнуть подростку, что книга не совсем об этом, что Чичиков - это обыковенный.. чёрт, родившийся на земле и забывший что он чёрт но смутно вспоминающий это.
Что шкатулка в его руках - это строение подробное ада.
Что сожжение 2 тома Мёртвых душ, это возвращение Чёрта обратно в ад.
И подростки с интересом будут читать и сами находить новые смыслы, похлеще чем в Сумерках.

И да, очень важно для ребёнка, чтобы он видел живой пример. Что мама или папа читают. Бережно обращаются с книгой а не просто она пылится на полке.

Настораживает.. что Горе от ума и Бульба популярны.
Ну, читателей Горя от ума я почти что вижу. Это первая ступенька литературы и робкое приобщение к моральным принципам и лёгкому бунту.
Но.. Бульба? Как вообще подросткам такое дают читать? Это же похлеще Лолиты. Для понимания Бульбы нужен.. иммунитет нравственный и эстетический.
Там же... не казаки, а черти-безбожники, насильники во многом, которые с женщинами обращаются как со скотом.. был один, кто увидел в женщине - женщину, и захотел вылезти из грязи и ада, так его убили, и это убийство прославили и... какой дали пример?
Разумеется там всё сложнее, но тем не менее...

laonov,

Хотя толком ничерта не понял. Больше пафоса было в моих чувствах.

Есть такое!)))

Полностью согласен с выводами по мифам 1, 2, 4, 6, 7. Но не могу согласиться с суждениями по поводу мифов 3 и 5, эти мифы верны. Проверял на собственном опыте

Робинзоном Крузо меня сильно удивили. Тоска редкостная. Да и Таинственный остров вещь весьма своеобразная.
А еще интересен возраст так называемых старшеклассников. Моя дочь восторгалась Часодеями в класса так 6-м, не старше.
Хотя некоторые моменты спорны, все же статья интересная.

ProstoYa74, Я до 14 лет очень любила две эти книги. Это то, что сейчас во всяких сериалах и фильмах показывают - выживальщики и всё тому подобное. Тогда не было книг про всякие апокалипсисы и эпидемии.
А в старших был Булгаков и Желязны.

kiriko_kirauto, Сейчас столько литературы по этой теме, есть из чего выбрать.
А Булгакова с Желязны я и сейчас очень люблю.)

Старшим школьникам посещающим библиотеки я посоветовал бы обратить внимание на "Обыкновенную историю" Гончарова.