5 августа 2020 г., 12:02

2K

Голоса в голове: почему писатели «слышат» персонажей

77 понравилось 6 комментариев 9 добавить в избранное

Автор: Алла Салькова

Большинство писателей слышат в голове голоса своих персонажей и даже вступают с ними в дискуссию, выяснили британские психологи. Причина этого не ясна до конца, однако специалисты полагают, что здесь имеет место тот же механизм, благодаря которому мы «слышим» голоса своих знакомых, воображая диалоги с ними.

По словам многих писателей, они слышат голоса своих персонажей, и герои даже помогают создавать им сюжет. Однако до сих пор было неясно, как часто это происходит и почему. Британские психологи из Даремского университета опросили писателей и предположили, откуда берутся эти «голоса». Свои выводы они изложили в статье в журнале Consciousness and Cognition.

«Один или несколько моих персонажей — Селия, Шуг, Альберт, София или Харпо — посещали меня. Где бы я ни была, мы садились и разговаривали, — вспоминала американская писательница Элис Уокер, автор известного романа «Цвет пурпурный». — Они были любезны и веселы. Хотя их история уже закончилась, они рассказывали мне ее с самого начала. То, что меня расстраивало, вызывало у них смех. О, мы прошли через это, не надо делать такое лицо, говорили они».

Подобные переживания описывали и другие писатели. Все это заставило команду психологов глубже изучить это явление.

Авторы работы опросили 181 писателя. Более 60% из них сообщили, что слышат голоса своих героев. Такое же количество опрошенных отметило, что персонажи часто действуют по своему усмотрению. Некоторые также сообщили, что персонажи вступают с ними в диалоги и даже спорят. Писатели прекрасно понимали, что все эти переживания — не настоящие, а воображаемые. Но, тем не менее, они удивлялись тому, что говорили и делали их герои, и даже смеялись с их шуток. Это вызвало у исследователей интерес — писатели далеко не всегда чувствовали, что решения о событиях сюжета принадлежат им.

Часто такие особенности писательского восприятия объясняют более творческим мышлением писателей, но исследователи пришли к другому выводу.

Внутренняя речь — давно известное, но не очень хорошо изученное явление. Это производная форма обычной (звуковой) речи, приспособленная для чтения про себя, запоминания, мысленного планирования, решения задач в уме и т. п. Внутренняя речь довольно индивидуальна: некоторые люди вообще ее не осознают, некоторые слышат постоянно, у кого-то она имеет характер монолога, а кто-то общается сам с собой разными голосами — например, давая себе советы или критикуя голосом кого-то из родителей.

«Точно так же нам кажется, что мы слышим голоса других людей, когда мы, например, думаем о том, как мог бы пойти по-другому спор, или как кто-то из наших знакомых может отреагировать на новость, которую мы собираемся ему сообщить», — поясняют ученые.

Как правило, идея о том, что друг отреагирует тем или иным образом, возникает интуитивно, а не становится плодом долгих размышлений. Это происходит потому, что мы хорошо знаем этого человека и можем легко догадаться, как он себя поведет.

Поэтому, считают исследователи, не только писатели, а большинство людей сталкиваются с описанным феноменом «чужих» голосов — просто в случае с писателями речь идет не о реальных людях, а о вымышленных.

И действительно — сами писатели нередко проводили параллели между тем, как «вели» себя в их представлении персонажи и реальные люди.

«Это как стоять перед витриной магазина, смотреть на платье и слышать голос мамы — оно тебе не пойдет. Это выходит непроизвольно», — рассказывали респонденты.

На начальных этапах писатель сам определяет, что делают и говорят его герои. Но по мере более глубокого знакомства автора с персонажами они обретают свой собственный голос, а мысли об их поведении становятся похожи на мысли о поведении реальных людей.

Голоса персонажей могут быть даже более яркими и отчетливыми, чем голоса реальных людей, отмечают исследователи. Дело в том, что, в отличие от друзей и родных, у них нет «реального» воплощения, которое было бы более самостоятельным и решительным, затмевая свой образ в чьей-то голове.

Исследователи отмечают ряд ограничений своей работы — респонденты участвовали в исследовании анонимно, данных о публикациях участников и жанрах, в которых те работают, было мало, также не хватало информации об их опыте. Все эти факторы, однако, могли повлиять на то, как писатели воспринимают своих персонажей, и насколько активно те «общаются» с ними. Кроме того, исследователи приглашали к участию писателей с Эдинбургского международного фестиваля, что не позволяет считать выборку достаточно репрезентативной.

Тем не менее, это пока что наиболее крупное исследование, посвященное «голосам» персонажей в головах писателей.

Источник: Газета.ru
В группу Новости Все обсуждения группы
77 понравилось 9 добавить в избранное

Комментарии 6

Это как стоять перед витриной магазина, смотреть на платье и слышать голос мамы — оно тебе не пойдет. Это выходит непроизвольно»,

Не совсем: это как стоять пере вечерней витриной магазина, прозрачно отражающей через тебя, не менее прозрачного, проходящих мимо тебя людей, входящих в тебя мужчин и женщин, птиц даже, летящих вдалеке.
Ты как бы намокаешь всем этим пейзажем и говоришь им, из него.

Быть может, вся тайна и прелесть искусства в том, что человеку мало одной души и он хочет иметь несколько душ, существований?

Писатели прекрасно понимали, что все эти переживания — не настоящие, а воображаемые.

Ага, воображаемые.. когда Флобер описывал гибель Бовари от яда, ему физически было плохо и его тошнило.
Когда Бальзак описывал роды мучительные у женщины, он потом отходил от этого пару дней.
Вот это я понимаю равноправное проживание своих героев и впускание их в свою жизнь.

Как это знакомо))

Возможно и существует какой-то внутренний подсказчик

.. И даже смеялись с их шуток - это не русский язык...

Тут следует различать два очень существенных момента.
1. момент житейский, обыденный и такое "слышанье" и "диалогизм" можно отнести к началу развития неконтролируемой шизофрении.
2. момент самого творчества, особенно при написании!. Это нормальное, контролируемое и естественное вхождение автора в шизофреническое состояние., иначе сказать - вдохновение.

reader-3975181, Голоса шизофреников реальны в отличие от обычной внутренней речи. Я жила как-то пару месяцев в общаге с соседкой, у которой была шизофрения, и спрашивала её об этом. Она может думать про себя своим голосом, представлять, что сказала бы мама, или кто другой из её знакомых, однако голоса, которые её преследовали, звучали будто бы "не в её голове, а рядом". Так что шизофрения от воображения очень далека.