19 апреля 2019 г., 17:55

26K

Книжный шоппинг в России и мире

78 понравилось 16 комментариев 11 добавить в избранное

Автор: пресс-служба Picodi.com
Фото goconqr.com

Где, когда и что покупают

Так где, когда и зачем россияне покупают книги, какие литературные жанры пользуются особенной популярностью в стране и мире, а также каково отношение читателей к свободному (но не всегда легальному) доступу к произведениям литературного творчества?

Во-первых, обнаруживается, что книготорговля носит ярко выраженный сезонный характер: пик продаж приходится на последние три месяца года и падает до значений менее 10% с апреля по сентябрь включительно.

Во-вторых, вопреки рассуждениям о том, что Россия перестала быть «самой читающей страной в мире» (как говорили об СССР), книги в 2018 году по-прежнему относились в нашей стране к разряду самых продаваемых товаров. Более 80% из почти 8 тысяч опрошенных мужчин и женщин (вполне репрезентативная выборка) сообщили, что что за последний год купили хотя бы одну книгу.

Из этого не следует, что россияне сплошь покупают: 17% периодически ходят в библиотеки (вы давно там были?) и 6% берут книги почитать у друзей.

Стимулы и предпочитаемые форматы

Да, но что диктует выбор и какие книги предпочитают в России?

Оказывается, решающее значение имеют не награды литературных конкурсов (узнав о лауреатах, их книги купили лишь 13% опрошенных), а советы знакомых (30%), блогерские обзоры (24%) и экранные адаптации произведений (20%). При этом, читающая Россия остаётся довольно консервативной: наибольшим интересом всё ещё пользуются печатные книги, а вот такой формат, как аудиокнига, формат, которому эксперты пророчат резкий рост в ближайшие три года, пока привлекает считанных респондентов. В то же время 45% опрошенных имеют опыт покупки книг в интернет-магазинах, немалой популярностью пользуются и мобильные приложения по типу онлайн библиотек, с помощью которых не нужно покупать каждую книгу отдельно. (Ежемесячная подписка предоставляет возможность читать не только уже известные классические произведения, но и постоянно издаваемые новинки. За такой формат чтения высказалось 21% респондентов.)

Чаще всего россияне покупают литературу из-за любви к чтению (66%), хотя есть и те, кто всё ещё считает, что книга — лучший подарок (13%). 11% указали, что книги им нужны для работы или учёбы, а 10% с помощью книжного шоппинга борются со стрессом (неловкий вопрос «читаете ли Вы купленные книги» мы задать не решились, - пишут исследователи из Picodi).

Рейтинг литературных жанров и направлений

У 71% опрошенных наибольший интерес вызывает художественная литература. Более 20% россиян отметили, что их также интересует научпоп, учебная литература и издания о хобби и развлечениях.

Нет ничего удивительного в том, что именно художественная литература так популярна. Широкий спектр жанров и направления позволяет читателям во всём мире подобрать что-то на свой вкус. В топ-5 оказались детективы, фантастики и фэнтези, современный роман, любовная проза, а также классическая литература. Наименьший интерес вызывает поэзия, комиксы и артбуки. В пятёрку самых популярных жанров в мире попали также триллеры и приключенческая литература.

Половина опрошенных покупает книгу реже одного раза в месяц и только 3% готовы покупать книги раз в неделю.

Абсолютное большинство россиян (86%) подчеркивает, что довольно ассортиментом и считает, что издательства публикуют достаточное количество интересного и необходимого материала.

Более детальное представление даёт таблица.

картинка Arlett

По расходам на книги мы – не самая читающая страна мира

картинка Arlett

Методология
Опрос проводился в марте 2019 г. среди 7800 респондентов из Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки и Австралии. В исследовании учитывалась также внутренняя статистика платформы Picodi.com о рынке книжной продукции в 41 стране мира.

Стоит напомнить, что 2019 год объявлен в странах СНГ Годом Книги, а 23 апреля будет отмечаться Международный День книги и авторского права.

Релиз Picodi.com читал и излагал Юрий Алаев.

Источник: Время и Деньги
В группу Новости Все обсуждения группы
78 понравилось 11 добавить в избранное

Комментарии 16

Странно, что летом не покупают, за собой не замечала никакой сезонности.

Joo_Himiko, Вот тоже обратил на это внимание. Беру в любое время дня и ночи.)

Правда в книжных книги давно уже не покупал.

Любопытно, что в статистике "книжный шопинг" нет США. Почему?

LoyolaTactical, Интересно было бы посмотреть их статистику.

rotmistr1980, Конечно! Ведь, вроде как, самый большой книжный рынок.

LoyolaTactical, Мне кажется, реально осмысленную статистику может сделать только Amazon (не гуглила, может быть, какая-то уже есть).

LoyolaTactical, В США очень часто книги покупают second-hand (в thrift-stores или он-лайн магазинах, из которых Amazon в этом сегменте далеко не самый популярный), поэтому статистику очень сложно вести. Например, за последние 3 года я купила только 2 новых книги и чуть больше 100 "б/у"....та же ситуация со всеми моими друзьями и членами нашего книжного клуба (все коренные американцы)

По расходам на книги мы – не самая читающая страна мира

И уже давно.

DarbroMonarchial, Надо статистику по скачиваниям fb2 на том-самом-сайте)

Lapplandia, Ой, не надо, а то тот-самый-сайт совсем обложат!))))

в таблице в пункте про форма для приобретения стоят две графы "Бумажные книги онлайн" и "Бумажные книги оффлайн". Это как?

Zmeewica, Интернет-магазины и обычные книжные, возможно.

8 тысяч человек для страны с более чем 100млн.жителей.. не очень похоже на репрезентативную выборку.

Yunaika,

Опрос проводился в марте 2019 г. среди 7800 респондентов из Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки и Австралии. В исследовании учитывалась также внутренняя статистика платформы Picodi.com о рынке книжной продукции в 41 стране мира.


Если честно, вообще не похоже на репрезентативную выборку. В списке порядка 40 разных стран. Если суммарно опрашивалось 8000 человек, получается по 200 человек на страну, если распределение равномерное (а оно не равномерное). Было бы хорошо, чтобы на картинке рядом с процентом писали количество опрошенных из этой страны. Хотя тогда она бы выглядела гораздо менее солидно.

Дальше, опрос проводил сайт, занимающийся купонами на покупки в интернете. Подозреваю, это сильно влияет на результаты. Например, из опроса полностью вылетели люди, покупающие исключительно в розничных магазинах (люди в возрасте за 40 многие именно такие).

Сезонность замечательно объясняется скидками: основные скидочные даты - ноябрьская чёрная пятница, новогодние и постновогодние (14.02, 23.02, 8.03) праздники и апрельская библионочь. Летом происходит очевидное затишье.

трудно ответить, не проводя своих опросов. Но раньше мы держали библиотеку, регулярно ее пополняя, как любой интеллигент в СССР. Нынче полка с книгами лежит мертвым грузом, а читаем в интернете. Думаю, интерес к печатным изданиям угасает. Хотя к интересу к чтению как таковому это не относится. Но в целом обзор совпадает с моими представлениями о книжном рынке и предпочтениях.