23 ноября 2017 г., 18:56
254
Писатель Эдуард Успенский — о конфликте с «Союзмультфильмом» из-за прав на героев «Простоквашино»
«Оказывается, Путину уже рассказали, что кот Матроскин — фермер»
Тест: Саша Сулим
Писатель Эдуард Успенский написал открытое письмо президенту России Владимиру Путину. Он обвинил киностудию «Союзмультфильм» в нарушении авторских прав: в письме говорится, что студия начала работу над созданием мультипликационного сериала по мотивам его произведений о деревне Простоквашино — без его согласия. В «Союзмультфильме» утверждают, что Успенский лично подписал согласие на создание сериала, а руководство студии даже предложило ему пять миллионов рублей за использование его литературных произведений в новых сериях. Журналистка «Медузы» Саша Сулим обсудила эту ситуацию с Эдуардом Успенским (и уточнила позицию «Союзмультфильма»).
— Когда и при каких обстоятельствах вы узнали о том, что «Союзмультфильм» собирается снимать сериал по мотивам истории о Простоквашино?
— Они об этом заговорили два года назад — я прочитал об их планах в прессе. Через полгода после этого ко мне в больницу, где я лежал тогда, пришел представитель [министра культуры РФ Владимира] Мединского и представитель «Союзмультфильма». Они сказали: «Давайте делать сериал». Я им ответил: «Давайте договариваться». На этом мы расстались. Еще через полгода ко мне пришли юристы студии с тем же, но мы ни о чем не договорились, и они ушли.
А потом вдруг я узнаю, что «Союзмультфильм» без моего ведома запускает мультфильмы с моей фамилией в титрах и они даже уже сделали несколько серий. Я очень удивился. А эта [председатель правления «Союзмультфильма» Юлиана] Слащева еще заявляет, что они собираются выпускать много серий и что права принадлежат государству и студии.
— Вы сказали, что мультфильмы запустили с вашей фамилией — а в каком качестве вы там фигурировали?
— Как автор. Они пишут, что это сценарий Успенского, но по их сценарию Матроскин строит метро. Я никогда в жизни не пустил бы кота Матроскина в метро! Они пользуются моей фамилией для рекламы, а сценарии пишут сами. И хотят, чтобы я в этом участвовал.
— О сюжете сериала вы тоже узнали из прессы?
— Да. Я залез в интернет, посмотрел и возбудился от того, что Слащева везде рассказывает, какая она мудрая, как она здорово все придумала. Оказывается, она даже была на встрече с Путиным, и там рассказывала о том, что кот Матроскин — фермер. Получается, что Матроскин у них может и метро строить, и фермой заниматься.
— В ту вашу первую встречу с представителями Мединского и «Союзмультфильма» вам сказали, что в продолжении будут использованы ваши произведения, или предложили вам написать новые истории с героями цикла «Простоквашино»? Проговаривался ли ваш статус в проекте?
— Они просили моего согласия на создание сериала. Я сказал: «Я с удовольствием даю свое согласие». Им было важно мое согласие получить. После этого я никого из этих дельцов не видел.
— Они просили вас что-то подписать?
— Нет. Никаких подписей не было.
Председатель правления «Союзмультфильма» Юлиана Слащева
Михаил Метцель / ТАСС / Vida Press
— Председатель правления «Союзмультфильма» Юлиана Слащева утверждает, что у студии есть подписанное вами согласие.
— Может быть, есть то, что студия «Союзмультфильм» и Успенский договорились о создании цикла. Документ о согласии выпустить цикл. Он не является документом для изготовления товаров.
— То есть это было ваше согласие о том, что вы не против создания сериала — продолжения «Простоквашино»?
— Да, я с удовольствием стал бы с ними работать.
— В этом документе была прописана ваша роль в проекте?
— Нет.
— Есть ли у вас неизданные книги или неизвестные истории о Простоквашино?
— У меня написано штук 20 больших повестей и, наверное, 30 маленьких веселых историй для малышей, связанных с Простоквашино. Ребята, приходите, выбирайте, давайте работать.
— Может быть, они боятся, что эти истории будут недостаточно современными?
— Они могут думать все что угодно. Но у нас в стране нет ни одного автора — ни одного, — который владеет сюжетом. Последним сюжетником был Самуил Маршак. Я владею сюжетом очень хорошо, все мои истории сюжетные. Может, кто-нибудь пишет лучше диалоги, но не сюжет. А фильм без сюжета — это тело без хребта.
— Возможно, «Союзмультфильм» не может себе финансово позволить заказывать вам сценарии?
— Можно кроить, по дешевке делать все. Можно ездить на «запорожце», а можно на «мерседесе». Я отношусь к «мерседесам». Но если они пишут сюжеты, то пусть придет ко мне автор и прочтет текст. Может, я ему хоть чем-то улучшу? Я же не собираюсь с ними идти в рукопашную.
— Вы знаете, откуда будут браться сюжеты для сериала о «Простоквашино»?
— Они никак не объясняли. В одном из интервью [Слащевой] написано, что сценарий будут писать студийные сценаристы, что они пишут лучше, чем автор.
— Почему вы как автор не спросили, кто будет писать продолжение?
— Я их не видел — ни Юлиану, никого. Я с ними общаюсь только по почте. Как я говорил, были их юристы полтора года тому назад, и все. А сейчас Слащева говорит, что уже написан сценарий.
— Действительно ли «Союзмультфильм» предлагал вам пять миллионов рублей за то, что вы передадите студии свои права?
— Напрямую я такого предложения не получал. Слащева говорит [в интервью], что они хотели мне передать за права очень большую сумму, такую, какую никогда не платили за мультфильмы, — пять миллионов рублей. А мне в Японии дали три миллиона долларов аванса за Чебурашку. А тут пять миллионов рублей, и все. Это какое-то безумие, таких цен нету.
— Значит, вы об этой сумме тоже из СМИ узнали?
— Да.
— Кому все-таки принадлежат права на персонажей «Простоквашино»?
— Права принадлежат мне. Я запатентовал почти всех своих героев. Я получал свои авторские [отчисления], но потом появился «Союзмультфильм» и стал говорить, что им тоже принадлежат права на моих героев. Именно поэтому сейчас какие-то товары выпускаются под двумя брендами: «Союзмультфильм» и Успенский.
— Почему никто не оспаривает это в суде?
— Потому что тот, кто подаст в суд, проиграет. Поэтому все остается как есть: так спокойнее.
— Почему вы уверены в том, что заявитель обязательно проиграет?
— Опыт показывает, что проигрывает тот, кто нападает. Наши суды не очень любят поддерживать.
— Как в 2016 году разрешилась ситуация с использованием изображения кота Матроскина и названия «Простоквашино» для продукции Danone?
— С Danone у нас были прекрасные отношения. Они взяли мой бренд, выплатили аванс, потом они работали уже без меня, потому что выкупили у меня права. Но хитрые ребята из министерства культуры наехали на них, сказали: «Давайте платите нам деньги, потому что это наши бренды тоже». И Danone заплатил очень приличные деньги.
— То есть Danone пришлось заплатить за права дважды — вам и «Союзмультфильму»?
— Да. Они без радости, но заплатили.
— То есть если компания изначально придет не к вам, а в «Союзмультфильм» и купит у него права на использование персонажей, то вы не сможете ничего им предъявить?
— Думаю, что нет, потому что сейчас и я, и «Союзмультфильм» имеем равные права. Если я продам крокодила Гену на изготовление диванов, то «Союзмультфильм» на меня не наедет. Если они будут выпускать диван имени крокодила Гены, я тоже на них наезжать не стану.
— Это можно назвать пактом о ненападении?
— Да, все правильно.
— Но если речь идет не просто об изображении персонажа, а о мультфильме с его участием, вы не согласны мириться?
— Изображение они сделали на «Союзмультфильме», какие-то права они имеют. Но когда они берут героев и делают из них сюжет — это уже другое совершенно. Это другой вид искусства, этого нельзя им позволить.
— Как быть с тем, что по современному законодательству права на персонажей советских мультфильмов принадлежат именно киностудиям, которые их выпустили?
— В советские времена права на фильм, на его прокат и на продажу дисков принадлежали студии. Но права на музыку, изображения, тексты принадлежали авторам. Так было, пока Мединский не издал приказ, что все принадлежит студии и ничего не принадлежит авторам. Многие авторы с этим согласились, а я не согласился, как я продавал, так я и продолжаю делать. Они меня не трогают и, наверное, не очень желают такого открытого конфликта.
— Вы не предпринимали никаких дополнительных действий, чтобы узаконить свои права? Вы просто считаете, что герои «Простоквашино» — это ваша собственность, и продолжаете распоряжаться правами на них, как и раньше?
— Именно так.
— Но вы признаете, что де-юре права на «Простоквашино» принадлежат «Союзмультфильму», — значит, по закону они могут снимать продолжение этой истории, не ставя вас в известность?
— Они могут использовать свои права для мерчандайзинга и для продажи товаров, связанных с моими героями. Но использование текстов и сюжетов — это уже совсем другая область. Это преступление — писать за автора. Они не получили права ни на сюжеты, ни на характеры — это чистой воды самодеятельность.
Работа над сериалом «Простоквашино» на студии «Союзмультфильм»
Алексей Филиппов / ТАСС
— А если они придумают совершенно новые сюжеты?
— Герои же будут там что-то делать, совершать какие-то проступки. Если их герой начнет стрелять из рогатки по птицам — и там будет стоять моя фамилия, то это повод обратиться в суд.
— А если они уберут ваше имя, но оставят имена персонажей, у вас будут те же претензии?
— Кругом не дурачки живут. Все поймут, что это такое.
— Почему вы решили написать письмо президенту именно сейчас?
— Как только я узнал о том, что они под моей фамилией снимают новые сюжеты, я понял: если я увижу, как кот Матроскин укладывает асфальт, мне станет плохо. Вот я и посыпался, от меня полетели письма и протесты.
— Что вы планируете делать дальше? Вы сказали, что это борьба на годы. Будете ли вы обращаться в суд или пойдете на переговоры с «Союзмультфильмом»?
— Вы знаете, я замечательный писатель и стучаться к ним в дверь не буду. Это мои герои, мои права. Если они хотят их получить, они должны постучать и сказать: «Эдуард Николаевич, мы хотим взять ваших героев». Давайте приходите, тогда поговорим о цене, о сюжетах.
— Что для вас самое важное в этой истории — прийти к консенсусу со студией в вопросе покупки прав или вы хотите, чтобы вас привлекли к процессу создания продолжения «Простоквашино»?
— А как бы вы ответили на моем месте?
— Я не знаю, я не замечательный писатель.
— Начнем с того, что все нуждаются в деньгах, и я тоже нуждаюсь в деньгах. У меня большой дом, у меня прислуга и водитель. Я должен получать свои деньги. Поэтому вопрос денег, наверное, выходит на первое место, потому что когда они берут моих героев, они оставляют меня без зарплаты, с голодными кошками и собаками, с голодной семьей. В данном случае я бьюсь еще и за благосостояние своего дома.
— Пять миллионов рублей, на ваш взгляд, это смешная сумма?
— Пять миллионов мне даже на полгода не хватит.
— И все-таки, если никто из «Союзмультфильма» вам не позвонит, что вы будете делать дальше?
— У меня есть секретарь, помощник, юрист, адвокат. Они будут работать.
— Что должно произойти, чтобы вы согласились на продолжение «Простоквашино»?
— Я должен принимать участие в его создании и финансово, и авторски. Это мое детище: как хочу, так и ворочу. Иначе пусть они не трогают моих героев. Мои герои живут своей жизнью, они живые, нормальные. Пусть не запихивают кота Матроскина в строители метро. Это насилие над жизнью, над правдой, над литературой. Это халтура уже.
* * *
В пресс-службе киностудии «Союзмультфильм» «Медузе» заявили, что 16 ноября 2016 года Эдуард Успенский подписал согласие на создание продолжения серии к произведениям «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино» и «Зима в Простоквашино». Копия документа есть в распоряжении «Медузы». В бумаге сказано, что в многосерийном мультфильме под рабочим названием «Новое Простоквашино» будут использованы персонажи, их имена и оригинальные названия из произведений Успенского и их экранизаций.
«Союзмультфильм» обосновывает свое право на персонажей «Простоквашино», ссылаясь на позицию Верховного суда РФ, обнародованную в 2015-м. Там говорится, что «права на персонажи мультипликационных фильмов, созданных до 3 августа 1992 года, принадлежат предприятию, осуществившему съемку мультфильма, то есть киностудии (или ее правопреемнику). У физических лиц, принимавших участие в создании мультфильмов в указанный период, отсутствуют исключительные права на мультфильмы и их персонажи».
Представитель «Союзмультфильма» Юлия Артамонова сказала «Медузе», что сумма, «превышающая пять миллионов рублей», за использование литературных произведений была озвучена Успенскому лично. Однако писатель на это предложение не ответил, а переговоры находились «в стадии продолжения» — к тому моменту, когда Успенский опубликовал свое открытое письмо.
Я, конечно, понимаю, что не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать, но когда начинают писать или снимать продолжения за бабло меня обычно бомбит. Какое-то выжимание выжатого лимона.
Никого не поддерживаю, мультфильм о Простоквашино - это вещь в себе, всё остальное - эксплуатация произведения искусства.
Smeyana, Поддержу. Да и само интервью какой-то неприятный осадочек оставляет.