19 октября 2015 г., 20:07
238
Российские комиксы выходят на международный рынок
Комиксы Bubble начали свою зарубежную экспансию с лидера рынка — интернет-портала ComiXology
Сегодня на крупнейшем международном интернет-портале ComiXology поступила в продажу первая серия российских комиксов Bubble из линейки «Метеора». Розничная цена одного англоязычного номера составляет 99 центов.
— Это очень престижно и для нас, и для российской индустрии комиксов в целом, — рассказал «Известиям» шеф-редактор издательства Bubble Артем Габрелянов. — До сих пор пока еще никто из российских издателей не делал такой успешный шаг — попасть на самый известный портал, имеющий миллионные обороты продаж. Пока вышла только «Метеора» , но в дальнейшем мы планируем представить там все наши пять серий: «Бесобой» , «Майор Гром» и т.д. Недавно мы были на Comic Con в Сан-Диего, и наш стенд располагался рядом со стендом DC Comics, известного по всему миру благодаря своему герою — Бэтмену. Нашу продукцию воспринимают как конкурентоспособную, и сейчас мы ведем переговоры с рядом зарубежных издательств об издании англоязычных версий наших серий.
Сайт ComiXology, принадлежащий компании Amazon, на сегодня является одним из крупнейших тематических порталов по продаже комиксов в различных цифровых форматах, в том числе на платформах IOS, Android, Kindle Fire и Windows 8. В частности, ему принадлежат эксклюзивные права на продажу продукции двух студий-гигантов — Marvel Comics и DC Comics, а всего представлена продукция 75 самых известных издательств.
На сегодня комиксы Bubble являются самыми читаемыми в России, где на рынке представлена продукция таких издательств, как «Азбука», XL Media», «Комильфо», «Рамона», Zangavar. При этом Bubble — единственное издательство, которое ежемесячно выпускает несколько серий своих комиксов.
— Благодаря популяризации через кинематограф комиксы сегодня очень востребованы во всем мире, — рассказал «Известиям» соорганизатор фестиваля Comic con St. Peterburg Михаил Воронцов. — Ведущими издательствами являются, конечно, Marvel и DC, но рынок все время нуждается в чем-то новом. В том числе и внутренний — конечно, нам нужен свой продукт, в том числе и такой, который бы мог представлять Россию за рубежом. Я недавно вернулся из Нью-Йорка, где проходит второй по величине после Сан-Диего фестиваль, и могу сказать — интерес к России есть. Но, во-первых, мы практически не представлены на фестивалях, во-вторых, чтобы выходить на международный рынок, надо издавать англоязычные версии. Потому что многие вообще даже не знают, что у нас в России есть свои комиксы. А когда мы рассказываем об этом, нас спрашивают — есть ли на английском языке? Поэтому выход комиксов Bubble на ComiXology — это хороший шаг вперед. Но само по себе присутствие даже на таком портале больших продаж не сделает. Самыми популярными комиксы того же Marvel становились только после экранизации. Например, сейчас вышел трейлер фильма «Дэдпул» — и тут же комиксы об этом персонаже начали раскупаться.
Двумя лидирующими на мировом рынке компаниями уже много лет являются Marvel Comics и DC Comics (на их общую долю приходится около 70–80% общего рынка), давно соперничающие между собой как на бумаге, так и на экране. Не секрет, что с экранизацией комиксов для индустрии наступил новый золотой век.
Например, Walt Disney Company за $4 млрд приобрела компанию Marvel Entertainment Inc., специализирующуюся на производстве кинофильмов на базе комиксов. В рамках сделки Walt Disney получила права на 5 тыс. популярных персонажей мультфильмов, среди которых Человек-паук, Железный человек, Капитан Америка и др. После покупки стоимость акций Disney выросла с $26 до $100 за акцию. Уже за 2015 года доход студии только от картин и телешоу Marvel составил приблизительно $8 млрд.
При этом Marvel очень долго пытались вернуть себе права на Человека-паука в кино, предлагая Sony Pictures несколько миллиардов долларов. В результате между компаниями было подписано соглашение, по которому этот персонаж появится в новых картинах Marvel — первый фильм под руководством президента Marvel Studios Кевина Файги и бывшего президента Sony Pictures Эми Паскаль выйдет уже в 2017 году.
Экранизации Marvel получают в американском прокате на 47% больше сборов, чем DC — в среднем на один фильм компании изо всех вышедших после 1998 года приходится $190 млн прибыли. Например, «Мстители» занимают третью строчку в рейтинге самых кассовых картин за всю историю проката, уступая лишь «Аватару» и «Титанику».
Студия Image Comics (4-е место в списке самых крупных издательств комиксов в мире) значительно поправила свои финансовые дела, когда были куплены права на экранизацию серии The Walking Dead («Ходчие мертвецы»), созданной Робертом Киркманом, — на сегодня это самые популярные комиксы студии, а канал AMC Networks выпускает уже шестой сезон сериала. Первую серию проекта посмотрело более 5,3 млн человек — это рекорд для канала. Благодаря The Walking Dead доходы канала возросли более чем на 40%.
Отдельную статью дохода составляют различные маркетинговые акции: выпуск компьютерных игр по мотивам комиксов и фильмов, использование персонажей и символики в рекламе и сувенирной продукции. В американском прокате эти источники дохода приносят до 60% прибыли студиям — общий американский рынок мерчендайзинга составляет около $16 млрд в год. При этом почти 40% сувениров появляется в продаже еще до выхода картины на экран. Игрушки, чашки, футболки с изображениями героев и еще многое другое — чем успешнее фильм, тем активнее это раскупают.
Именно успех экранизаций отражается и на стабильно успешной продаже комиксов вышеперечисленных компаний, позволяя им удерживать лидерство на рынке.
— Попасть на рынок мерчендайзинга трудно, мы осознаем все сложности. Для этого нужны, конечно, свои фильмы-экранизации — поэтому мы создали у себя кинодепартамент и готовимся к экранизации цикла «Майор Гром», — пояснил Артем Габрелянов. — В России комиксы пока еще в новинку, рынок очень молодой, нужно время, что люди привыкли и сжились с героями.
Жанр отечественного кинокомикса пока только зарождается. Первым фильмом стала «Черная молния» продюсера Тимура Бекмамбетова. Несмотря на внушительные сборы в $21,5 млн, проект не превратился в франшизу. Сейчас студия Enjoy Movies работает над нашим ответом «Мстителям» — масштабным проектом «Защитники» про команду супергероев (предполагаемая дата релиза — декабрь следующего года). Показательно, что все эти фильмы не имели книжной первоосновы.
Бесобой, АААААА, БЕСОБОЙ.