4 сентября 2024 г., 07:00
44K
Жена гения: спутница жизни и героиня романов Льва Толстого
Говорят, что за каждым успешным мужчиной стоит женщина. Что ж, женщина, на протяжении сорока восьми лет стоявшая за гением, более чем заслуживает, чтобы мы узнали о ней больше.
Нельзя представить себе жизнь
без . Все мы довольно много знаем о Льве Толстом и почти ничего, кроме того, что быть женой гения тяжкий крест, — о ней. Говорят, среди поклонников писателя довольно долго бытовало мнение о корыстной истеричке, доставшейся в жены святому человеку. Я, к счастью, такой оценки Софьи Андреевны не застала. Говоря о ней, вспоминали переписанную вручную не то восемь, не то двенадцать раз «Войну и мир»! Тринадцать детей — это ж сколько ей, бедненькой, приходилось родами мучиться, а сколько беременной ходить! Обязательным номером программы шло толстовское распутство, которое графине приходилось терпеть.О последнем: «Неправда! — говорит компетентнейший из биографов Толстого
А какой была она, женщина, без которой у нас не было бы великого писателя, каким мы его знаем сейчас? «Анна Каренина» потеряла бы немыслимо обаятельную сцену сватовства Левина к Китти Щербацкой (помните, с буквами?). Да и всей линии Левин-Китти, этой гармоничной антитезы разрушительным страстям Анны-Вронского не было бы, потому что она вся про Льва Толстого и Сонечку Берс. Наташа Ростова тоже не была бы той, которую любим в «Войне и Мире» . Детали жизни и домашнего быта Ростовых перекочевали в роман из повести «Наташа», которую Соня Берс написала подростком. Вместе с именем, как вы наверняка заметили. Что, тоже писала прозу? Да, и пусть ставить сочинения Софьи Андреевны рядом с книгами графа было бы странно, но ее дневник совершенно предвосхитил исповедальную женскую прозу конца двадцатого века и совсем современный автофикшн. Без преувеличений, некоторые страницы читаются как триллер, а над другими — обливаешься слезами.
Умная, сильная, храбрая, деловая, по-матерински заботливая, бешено ревнивая, нежная и отчаянно нуждающаяся в ответной нежности, она взвалила на себя воз забот о семье, доме, поместье, детях и безропотно тащила, будучи перманентно беременной. Я, знаете, представляла дом в Ясной поляне подобием дворца, с колоннами у входа, высоченными потолками, огромными залами и анфиладой комнат. На самом деле господский дом не маленький и двухэтажный, но для семьи из десяти человек тесноват, а бывали ведь еще гости, жила прислуга, и ни о какой роскоши речь совершенно точно не шла. Аскет граф, представьте, писал свои романы, сидя на детском стульчике, обеспечивая минимальную дистанцию между глазами и листом бумаги, он был сильно близорук, а очков не любил. Однако аскетизм графа, вызывающий безусловное уважение как часть его позиции по отношению к миру, хорош для одного человека. Но мало согласуется с необходимостью вести приличное по статусу хозяйство в доме, где за стол по два десятка человек садились и гостили очень непростые люди, составлявшие цвет отечественной культуры.
Бешеная ревность, самоубийства и предательства: 10 самых токсичных семей в русской литературе
Войны в семье часто присутствуют в наших любимых произведениях. В течение 3000 или более лет рассказчики знали, что не существует более могущественного сюжета, чем враждующая семья. Давайте разберемся получше. Читать дальше
Софья Андреевна в совершенстве владела немецким и французским. Неплохо лепила и рисовала, хуже играла на фортепьяно. Фотографировала, хотя фотографии далеки от профессионализма. И все же, помимо «жена гения» очень и очень немало, согласитесь? Дочь гоф-медика. То есть дворцового медика Андрея Евстафьевича Берса, кстати, согласно семейной легенде, как-то Чайковский, друживший с ее родным дядей, тоже лейб-медиком Александром Евстафьевичем, увидел у того на квартире лебедя, приволакивающего подбитое крыло. Так появилась задумка «Лебединого озера». И в Большом театре у Берсов была своя ложа, это к тому, что семья была не рядовая и не чуждая творчества.
Отец Софьи был человеком прямодушным, энергичным и очень вспыльчивым, любил свою жену, под старость сильно ее ревновал и даже мучил своей ревностью, хотя для нее не было повода. Софья Андреевна писала, что внешностью она пошла в мать, а характером — в отца. Я думаю — да. Терзала Толстого ревностью, ревновала даже к тем женщинам, которые были у него до знакомства с ней. Кстати, о тринадцати детях, пятеро из которых умерли: в этом Софья в точности повторила судьбу матери. Время было такое: рожали много, детская смертность была высокой. Подвиг Софьи Андреевны не столько в том, что она рожала и почти половину схоронила младенцами, а в том, что обстоятельства ее были иными, чем у ее матери. Отец Сони был последователен в вопросах воспитания и образования детей, что же касается Толстого: с одним ребенком — давай в простоте, с другим — давай в шелках. То им достаточно домашнего образования, то согласен на гимназию, то вдруг «духовный переворот», и давай вообще пойдем все огород сажать…
Такая прекрасная жизнь и такой печальный финал. Помните ильфо-петровский мем: «Графиня изменившемся лицом бежит пруду»? Я всегда думала, что он означает утрированную драму в стиле немого кино, где на мертвенно-белом лице черные круги глаз, героиня заламывает руки, красиво изгибает стан, лишается чувств, а потом вот это вот всё. И не знала, что это фрагмент подлинной телеграммы журналиста Н. Е. Эфроса в газету «Речь» от 28 октября 1910 года — дня, когда Лев Толстой тайно ушел из Ясной поляны. Соавторы, возможно, читали брошюру «Смерть Толстого», где текст телеграммы приведен полностью, запомнили кусочек про графиню и пруд, после вложили в уста Остапа.
В реальных событиях, предшествовавших телеграмме, ничего смешного. Если выбирать между жанрами античного театра, здесь не комедия, а трагедия. Речь о попытке самоубийства Софьи Андреевны, которая нашла записку, оставленную графом. Записку, что подвела итог сорока восьми годам брака, в котором была мужу верной женой и преданной соратницей, заботилась о нём, как ни об одном из детей. И вот, на седьмом десятке оставлена им и лишена наследства, дети отвернулись от нее, на сердце свинцовая тяжесть, жить незачем и хочется одного — покончить с этой мукой.
Утопиться графине не дали, спасли. Уход Льва Николаевича стал роковым для него: в поезде простудился, простуда перешла в воспаление легких, и, спустя неделю, умер на станции Астапово. Уходил, потому что не мог жить с ней. Без нее не смог жить. Не «Ромео и Джульетта», не «Филемон и Бавкида», а история несчастной по-своему семьи. Прежде счастливой, хотя и не похожей, вопреки началу великого романа, ни на какую другую. Счастливые семьи, знаете ли, тоже счастливы всякая по-своему. В этой счастье цвело, лелеемое ею, пока не вмешались обстоятельства неодолимой силы. Духовные искания Глыбы, матерого человечища не по силам оказались любящей женщине.
Если вы захотите узнать о Софье Андреевне больше, рекомендую книгу Павла Басинского «Соня, уйди!»
Текст: автор канала «Читаем с Майей» Майя Ставитская
Книги из этой статьи
Авторы из этой статьи
Комментарии 4
Показать все
Друг друга стоили. Знаю, что на меня сейчас нападут, захейтят, но инь и янь никто не отменял. Игры с тьмой и светом нужны людям, чтобы жить было фиолетово-зелёно-буро
WormwoodGeraniums, Инь и янь как раз отменили. Инь и ян теперь, не путайте. Впрочем, смотря где живете
Тут упущена нотка с Достоевщинкой: Толстой дал почитать этот дневничок.. Софье, в брачную ночь.
Это не искренность. Это почти де садовское насилие над душой.
Понятно, времена меняются. Раньше было модно из несчастной Софьи делать монстра и истеричку, а теперь из Толстого.
Жизнь сложнее.
Но когда в дневниках Софьи читаешь, как святой Толстой помогал бедным крестьянам, воду носил за них с водокачки, а Софье.. измождённой после родов, не принёс воды ребёнку и ей не дал передохнуть, это нормально как бы.
Ну да, это Софья, она своя, как.. палец (определение Толстым любви: ну как я тебя люблю? Как? Ты часть меня.. ну, как мой палец. Люблю ли я свой палец? Смех смехом, но в этой фразе вся трагедия и эгоцентризм и его религиозного мировоззрения, и семейного: коллапс всего), милосердие к ней не считается, ведь и святые своё теле презирали, и ими восхищались. Мол, о душе думают. Живут духовным..
Ага. Женщина - сама душа израненная в этом безумном мире.
Борьба Толстого с женой, споры с ней вечные, это борьба Толстого со своей душой.. в которую он толком не верил.