22 августа 2024 г., 07:00
79K
Нераскаявшиеся: смертные грехи литературных героинь
До середины XX века женщина была сосудом греха для большинства исповедующих христианство. Так уж поставили дело господа церковники с давних пор: древние предания из Библии о Марии Магдалине (та хоть раскаялась, по словам очевидцев), охота на ведьм (они же знахарки) в средние века, отсутствие элементарных прав и свободы воли, патриархальный уклад и пресловутые «Kinder, Küche, Kirche», казалось бы навечно определяющие роль женщины в мужской картине мира.
Не зря изобретение оральных контрацептивов и удобного нижнего белья произвело эффект бомбы в обществе: женщины получили свободу самостоятельно одеваться без помощи нянек и служанок и возможность заниматься сексом для удовольствия, а не только для продолжения рода.
Не удивительно, что первые суфражистки и феминистки вызвали своими идеями настоящий взрыв негодования у церковных и светских властей и у большинства консервативно настроенных современников: подумать только, осмелились мечтать о какой-то свободе, равноправии и самостоятельном выборе судьбы — вот уж действительно для женщины смертный грех, затмивший остальные заповеди.
Не так давно я написала о мужских литературных персонажах, воплотивших семь смертных грехов. А поскольку у нас равноправие, сегодня предлагаю взглянуть на грешниц в литературных произведениях.
Обжоры, убийцы и скупцы: мужские воплощения семи смертных грехов
Мировая литература насчитывает сотни талантливых произведений, в которых авторы нарисовали столь яркие образы грешников, что эти персонажи стали воплощением нравственного распада и разложения личности. Итак, какие же литературные герои сразу приходят на ум, как наглядная иллюстрация семи смертных грехов? Читать дальше
Осторожно, в статье могут встречаться спойлеры!
1. Итак, тяжелейший смертный грех — гордыня, тщеславие. Толкуется как стремление человека свысока смотреть на принятую в христианстве традицию смирения перед божественной волей, не считаться с правилами человеческого общежития и считать свои решения истиной в последней инстанции, подразумевая, что остальные — это «твари дрожащие». Героиня
«Завидней жертвою убийства пасть,
Чем покупать убийством жизнь и власть».
И вспоминается еще одна героиня, под влиянием собственного тщеславия разрушившая жизнь одного романтически настроенного и обуреваемого благородными порывам юноши, — Шурочка Николаева из «Поединка» . Шурочка не столь амбициозна, как героиня Шекспира, но из-за ее желания вырваться из небольшого городка и стать генеральшей, подпоручик Ромашов остается лишь увлечением, а нелюбимого мужа, готовящегося «держать экзамены в академию», Шурочка готова терпеть ради блестящего будущего: «Я не люблю его. Но подумай: три года, целых три года надежд, фантазий, планов и такой упорной, противной работы! Ты ведь знаешь, я ненавижу до дрожи это мещанское, нищенское офицерское общество. Я хочу быть всегда прекрасно одетой, красивой, изящной, я хочу поклонения, власти!»
Прагматичная молодая особа со своим стремлением вырваться из провинциального гарнизона не заслужила бы места в этом списке, да вот беда — влюбленный мальчишка Ромашов вызвал своим поведением сплетни в полку и скомпрометировал семейство Николаевых, и пришлось двум офицерам стреляться, дабы спасти честь прекрасной дамы. Тем временем, прекрасная дама уговаривает Ромашова выстрелить мимо, чтобы не бросать тень на офицерскую честь мужа перед поступлением в академию, и уверяет, что муж также предупрежден и его выстрел не заденет Ромашова. Финал, как водится у русских классиков, печален, а Шурочка продолжит свой путь в светское общество и со временем забудет пылкого слабого Ромочку, опозорившегося на полковом смотре и убитого из-за нее на никому не нужной дуэли.
2. Гнев. Под его влиянием мы часто совершаем поступки, в которых потом раскаиваемся, но не такова миледи Винтер — олицетворение зла в романе «Три мушкетера» . Один из самых ярких образов злодейки в мировой литературе — коварная блондинка, умело скрывающая бездну мрака под прелестной внешностью и чарующим голосом. Вот уж действительно, воплощение дьявола в женском обличье: искусительница, интриганка, блудница и убийца, даже перед лицом смерти не раскаявшаяся и не оставившая попыток смутить душу Д’Артаньяна, вызвав в нём жалость, чтобы он остановил руку палача. Но вспомните, как коварно и хладнокровно обольщала миледи религиозного фанатика, чьими руками она убила всесильного английского министра Бэкингема; как изощренно и умело манипулировала человеком, которого настроили против нее, в деталях расписав все ее похождения, как искушала его, умело играя на тончайших струнах души и страстных порывах своей жертвы. Знакомьтесь, сатана в юбке — графиня де Ла Фер, миледи Винтер.
Говоря о героине Дюма как об олицетворении жестокости и зла, я мучалась сомнениями, ведь есть много кандидатур, чьи имена со времен древних греков стали нарицательными, когда речь заходит о тех, кто поддался гневу и желанию отомстить: конечно, это Медея, знаменитая детоубийца, и Клитемнестра, убившая собственного мужа. Греческие трагедии богаты на гневливых и мстительных женщин, но Медея мне запомнилась даже больше, чем Клитемнестра, годами выжидающая момента, чтобы отведать холодное блюдо мести. Почему не эти гречанки на первом месте злодеек? Всё просто: обе они в первую очередь жертвы, и их ярость вызвана злодеяниями и насилием, обманом и пренебрежением, которым подверглись сами героини.
Медею обманывает Ясон, ради которого она пошла на предательство и убийство родного брата, пожертвовала всем, а избранник решил жениться на другой. Месть Медеи страшна именно тем, что она не остановилась перед сильнейшим и древнейшим женским инстинктом — убила собственное потомство. Клитемнестра же мстила как раз за своих детей, обрекая Агамемнона на смерть за его преступления, жертвами которых стали двое ее детей и первый муж. Истории Медеи и Клитемнестры во всей красе демонстрируют разрушительную силу женской ярости и мстительности, но мотивы героинь далеки от чистого зла, несмотря на трагичный итог их поступков.
3. Лень, уныние, скука — казалось бы, что страшного в этих не самых привлекательных, но уж точно не ужасных грехах? «Опасные связи» наглядно демонстрирует, к чему может привести стремление разнообразить свой досуг, спасаясь от скуки. В поисках развлечений маркиза де Мертей и виконт де Вальмон затевают интриги и безжалостно играют с намеченными жертвами. «Развращать мужчин и женщин, ставить их в трагическое или смешное положение — в этом счастье мадам де Мертей» (А. Моруа).
в своем эпистолярном классическом романеПресыщенная безнравственная аристократка не жалеет сил и средств, но последняя интрига с превращением невинной Сесиль де Воланж в падшую обесчещенную женщину идет не по плану благодаря мстительным откровениям бывшего союзника Вальмона. Тщательно хранимая репутация мадам де Мертей превращается в прах после разоблачений Дансени, а в довершение своих бед маркиза заболевает оспой, которая обезобразила ее лицо. С легкой руки кого-то из светских знакомых в обществе расходится bon mot «Болезнь вывернула ее наизнанку, и теперь ее душа у нее на лице». Одинокая, презираемая всеми, маркиза покидает Францию.
4. Зависть. Желание обладать всеми благами и достоинствами (мнимыми и реальными) другого человека зачастую становится идеей фикс и подчиняет всю жизнь завистника, не позволяя увидеть возможности для собственного счастья. Завистниц в литературе невероятно много, но ради того, чтобы разбавить гнетущее впечатление от предыдущих персонажей, приведу в пример произведение, в котором главные герои обретают свое «долго и счастливо», а завистники посрамлены.
«Гордость и предубеждение» , а ирония и меткие описания характерных черт общества и светского круга, который описывает мисс Остин в своем романе, навсегда покорили мое сердце.
прославилась яркими образами персонажей романаПуть к счастливому союзу двух романтических пар в романе был бы менее тернистым, если бы не козни одной завистливой молодой леди — мисс Кэролайн Бингли. На пути к будущему семейному счастью с мистером Дарси мисс Бингли не видит препятствий, пока ее брат не приобретает поместье Незерфилд, к которому прилагается провинциальное общество и соседи. Наблюдая за общением Дарси и Элизабет Беннет, мисс Бингли начинает подозревать достаточно, чтобы приложить все усилия по ликвидации возможной соперницы. Злоязычие, мелкие козни, ложь и снобистские высказывания — всё это мелочи, но Кэролайн не останавливается и перед тем, чтобы принести в жертву будущее счастье своего брата, очарованного старшей сестрой Элизабет — Джейн Беннет.
Интриги и ложь мешают героям понять свои чувства, препятствуют мистеру Бингли и Джейн объявить о скорой помолвке и вынуждают сестер Беннет испытать положенную долю душевных мук, прежде чем обрести счастье в браке со своими избранниками. В финале романа мисс Бингли вынуждена наблюдать за счастливым семейным союзом Дарси и Элизабет в стенах Пемберли, кусая локти и мучительно завидуя удачливой сопернице.
5. Жадность. В мировой литературе немало мужских персонажей, чьи имена стали нарицательными для скупцов — это Гарпагон, Скрудж, Головлевы, но вот с женскими персонажами ситуация иная. Не так много героинь, чья жадность прославила бы их. И спасает положение «Мертвых душах» . Эта героиня стала воплощением скаредности и накопительства, торгашества и поиска собственной выгоды, жадности и мелочности: «...одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов».
, пополнивший пантеон скупцов помещицей Коробочкой вВесь мир — театр, а люди в нём — актеры. В случае с Настасьей Петровной Коробочкой весь мир — торговое предприятие, а каждый встреченный человек — покупатель. И помещице есть что предложить Чичикову, даже если это несуществующие крепостные. И всё бы хорошо в мире Коробочки, хозяйственной вдовицы, чей дом лишь подчеркивает ее удачливость и деловитость, но вот мухи очень досаждают: они заполонили дом нашей героини, как мысли о выгоде и удачных сделках заполнили ее сознание и стали источником радости.
6. Похоть, сладострастие, распутство. В классических произведениях блудницы и изменщицы оказываются в роли падших женщин чаще всего под влиянием жестоких обстоятельств, предательства и подчиненного положения женщин.
Настасья Филипповна у «Ямы» Куприна, Анна Каренина с ее несчастливым адюльтером, повлекшим гибель героини — все эти персонажи впадают в грех блуда, но их сложно назвать распутницами. Героиня романа «Алая буква» Эстер Принн, осужденная пуританскими лидерами носить на своем платье алую букву «А» как доказательство своей вины в адюльтере (будто внебрачной дочери недостаточно), и та вызывает больше сочувствия, чем осуждения, ведь ее измена — это результат всепоглощающей любви, а не поиск сексуальных утех.
, обитательницыА вот красавица Анжелика из серии романов
, несмотря на историю великой любви к мужу, которого она считала погибшим, вполне подходит на роль если не распутницы, то блудницы. На тернистом жизненном пути Анжелике встречается множество мужчин, с которыми она погружается в бездны сладострастия и любовных утех, влекомая и раздираемая страстями. Благодаря старой французской экранизации с прекрасной Мишель Мерсье, томно прикрывающей глаза в романтических сценах, эта героиня олицетворяет плотскую любовь, сексуальное притяжение и становится воплощением мужских грез об идеальной любовнице. Грешница ли? С точки зрения религиозных догм — безусловно да. Но ее сложно назвать похотливой самкой, самозабвенно предающейся разврату ради разврата.Но есть еще одна героиня, страсть которой привела ее в объятия брата, — Серсея Ланнистер. В «Игре престолов» вообще не постеснялся наделить златовласую красавицу всеми грехами: она не останавливается ни перед чем, преследуя свои цели, защищая детей и воюя за трон с врагами клана Ланнистеров. Но вот дети Серсеи рождены не от царственного мужа Роберта Баратеона, хоть и носят его имя, а от брата-близнеца Джейме. Инцест, как говорится, дело семейное, но в случае с Ланнистерами он становится поводом для войны и обвинений в незаконности престолонаследования. Похоть, страсть, порок и грех — всё это по справедливости относится к Серсее, которая хоть и перенесла страшную процедуру публичного покаяния по инициативе святош, вовсе не раскаялась в своих прегрешениях.
7. Чревоугодие. Христианское толкование этого греха далеко от простого обжорства, ведь чревоугодие ведет к тому, что человек подчиняет свою духовную жизнь телесным слабостям и радостям.
Как я ни старалась, навскидку вспомнить женские персонажи, столь же колоритные как герои Рабле или Дюма, не смогла. Подумала, что можно отнести в категорию грешниц героиню романа «Есть, молиться, любить» в гедонистический период ее жизни в Италии. «Так ли ужасно посвятить несколько месяцев жизни путешествию с единственной целью — искать очередное место, где бы вкусно накормили?».
Но затем я вспомнила о романе «Шоколад» и Вианн Роше, которая осмелилась открыть шоколадную лавочку, вопреки неодобрению отца Рейно. Безусловно, с точки зрения церкви Вианн — великая грешница, она живет вне церковных традиций и самим фактом своего процветания уже смущает умы паствы маленького французского городка. Вианн умело играет на слабостях и сокровенных мечтаниях жителей, используя свой мистический талант кондитера и ввергая их в грех чревоугодия своими произведениями кондитерского искусства. Не зря преподобный возмущен посещениями прихожан магазина пришлой шоколадницы, ведь Вианн Роше в глазах благочестивого противника олицетворяет собой грех чревоугодия и кулинарного сладострастия. «Физическое наслаждение — лазейка для дьявола, трещина, через которую он запускает свои щупальца».
В классической литературе (не считая античных трагедий) очень много героинь несчастных, кротких, незлобивых, святых грешниц и грешных праведниц. Редко можно встретить сильную, решительную женщину в роли положительного (или хотя бы не совсем отрицательного) персонажа.
Но меняются времена, меняются герои, и в современной литературе на авансцену выходят совершенно иные героини: жесткие, сильные, яростные, не останавливающиеся перед препятствиями и «не женскими» проблемами. Вспомните, как
описала неприятную ей самой героиню, которая вопреки ожиданиям автора стала образцом для подражания многих женщин. Ведь Скарлетт О*Хара была сильной натурой, несмотря на все ее недостатки и ограниченность, не сломалась под ударами судьбы и всё-таки получила желаемое.Женские персонажи менялись со временем, чтобы отвечать вызовам реальности и, встречая сейчас в современном романе тихую бессловесно-покорную, милую и кроткую девушку, невольно задаешься вопросом — а автор живет среди реальных людей?
Времена святой Терезы давно канули в прошлое, и все мы грешники с точки зрения церкви, но далеко не все души преисполнены тьмы и злобы, истинно греховных замыслов и стремления причинить зло. Квартирный вопрос только испортил нас, а так — люди как люди. Обычные люди, которые предпочитают осуждать чужие грехи и не замечать свои. А какие героини вспоминаются вам при упоминании смертных грехов?
Текст: колумнист LiveLib Юлия Лебедева
Книги из этой статьи
Авторы из этой статьи
Комментарии 17
Показать все
Написав о Вианн из "Шоколада", вы забыли поместить её в раздел распутниц. Она родила дочку неизвестно от кого, а потом переспала ещё с чужим женихом накануне его свадьбы, и понесла от него!
Полядова Арина, Вы не правы. Вторая дочка Вианн рождена от цыгана Ру, который был свободен как ветер в поле и жениться никогда не собирался. Более того, после тернистого пути, Ру и Вианн все же остаются вместе
В пункте похоть с русской классикой явно промашка. Это произведения о женских трагедиях, вынужденных строить свою жизнь в "падших" условиях. У Толстого тоже не разврат, а невозможность реализовать свои чувства, Анна любит, а не возжелает. И даже в Яме Куприна только одна из всех девиц находит удовольствие в своей работе, но и та попала в этот мир волею случая.
Я бы в этот пункт вписала Лолиту Набокова. Вот тут именно похоть. Героиней движет именно это чувство.
С Анжеликой тоже спорно. Все таки у нее другие цели. Она не жаждет мужчин, для нее это возможность выжить. Это не Дориан Грей у которого получение удовольствия основная жизненная цель.
Этим пунктом вы лишний раз подчеркнули неравноправие. В литературе очень много примеров мужской похоти. А за женскую похоть принято принимать желание любить, быть любимой, не умереть с голоду в конце концов.
Все таки Достоевский, Куприн, Толстой о мужской похоти и о женском несчастье.
Даже Леди Макбет Мценского уезда это о женских чувствах, а не о похоти. Точнее о похоти, но мужской.
Перфилова Екатерина, Чудесный у вас коммент..
Жаль, маленькая ошибочная нотка в нём: Лолита.
Вы забываете, что Гумберт - ненадёжный рассказчик.
Если и вспоминать героиню Набокова, то это Магда, из Камеры обскура.
Дк и то, там не совсем похоть.
Если только, от слова - охотница на 'зверя'.
laonov, Возможно, если смотреть с этой стороны, то вы правы.
У меня фантазии не хватает придумать книгу с похотливой героиней. Как вариант "Эммануэль" у Эммануэль Арсан, но там возможно тоже есть о чем поспорить, тк там нет акцента на порок и следующее за ним наказание.
И еще вариант "Цыгане" Пушкина.
Мой список:
гордыня - Арундати Рой - Бог мелочей (тетушка гг), Джейн Остин - Эмма
гнев - Фридрих Дюрренматт - Визит старой дамы , Татьяна Москвина - Смерть это все мужчины
лень, скука - Олдос Хаксли - Шутовской хоровод
зависть - Оксана Забужко - Казка про калинову сопілку
жадность - Эрве Базен - Змея в кулаке
похоть - Тама Яновиц - Пейтон Эмберг
чревоугодие - Карин Альвтеген - Стыд
Любопытная статья, есть над чем поразмышлять)
Клитемнестра, наверное, в большей степени в первую очередь жертва, чем Медея. Она никого не убивала и не предавала, когда стала жертвой заговора и потеряла первого мужа и ребёнка.
Месть Медеи страшна именно тем, что она не остановилась перед сильнейшим и древнейшим женским инстинктом — убила собственное потомство.
Хм, интересно, что это за «древнейший и сильнейший женский инстинкт» такой?
Зависть ? Мисс Бингли - воплощенное высокомерие, а не зависть. Еще ей присущи ограниченность ума, поверхностное мышление и крайняя бестактность.