22 февраля 2024 г., 14:20

75K

Рукописи не горят! А жаль… Очень жаль…

190 понравилось 42 комментария 34 добавить в избранное

24 февраля — день не праздничный, но для литературы знаменательный. В феврале 1852 года Николай Васильевич Гоголь ночью сжег рукопись второго тома «Мертвых душ» . Почему же это знаменательно? Потому что именно этот акт вошел в историю литературы. Много кто жег, рвал, съедал, пускал по ветру свои творения и до и после Гоголя, но именно сожженный второй том стал чем-то культовым и интересным.

Сегодня в честь такого события я могла бы написать статью о двух томах великого произведения. Могла бы говорить о символах, об истории, о том, что же привело автора к такому решению. И это было бы славно, интересно и ностальгически. Это отбросило бы меня назад во времени, к моему студенческому столу, за которым было написано огромное множество эссе по литературе. Но я задумалась. И именно о временах студенческих. Пары зарубежной литературы были моей отдушиной, где я раскрывалась во всей своей красе. Отвечала на каждом семинаре, выполняла все обязательные и дополнительные задания, даже со своей группой ставила Шекспира для однокурсников.

Но моя активность не значит, что я была безусловно и слепо влюблена во всё, что нам нужно было читать. Да, что-то оставило приятнейшие воспоминания и открыло новых авторов, с которыми хотелось идти рука об руку дальше. Что-то помогло взглянуть на современную литературу под другим углом. А что-то… Оставило желание, чтобы авторы взяли свое это «что-то» и сожгли до того, как оно попало в руки общественности. Поэтому сегодня статья будет о тех произведениях, которые я сожгла бы за милую душу и вычеркнула бы из своей памяти.

Оговорюсь (а то знаю я, вы уже побежали возмущаться)! Я прекрасно осознаю вклад этих авторов и их произведений в литературу зарубежную и даже отечественную. Я точно знаю, чем именно ценны эти романы — я писала об этом работы каждый божий день на протяжении почти 3 лет. 3 года эссе — 3 финалиста в номинации «Burn, baby, burn». Эта статья — сугубо мое личное мнение и сожаления о том, что я не была более беспечной, чтобы просто прочитать всё это в кратком пересказе.

1. Джеймс Джойс «Улисс»

Если вы не впервые наткнулись на мою статью, то вы могли даже догадаться, что ему тут быть. «Улисс» — мой страшный сон и худшее, что было на парах. При всей гениальности и важности этого произведения — осилить его невероятно сложно. А когда всё же осиливаешь, то не понимаешь — зачем. Джойс стал эталоном потока сознания, первооткрывателем, иконой. И именно благодаря ему я поняла, что не воспринимаю потоки сознания. Свои-то личные дневники не могу перечитывать — а тут поди покопайся в мозгах кого-то чужого и неизвестного. Кроме «Улисса» мы читали и рассказы Джойса, и «Портрет художника в юности» — он был везде мимо для меня.

Самое отвратительное, что было в универе — чтение последней главы «Улисса» в оригинале с последующим семинаром и разбором символов, грамматики, влияния на последующую литературу и жанр. Клянусь, я очень хотела полюбить этот роман — так восхищенно наш преподаватель рассказывала о нём на лекции. Но Джойс мне вообще не помогал в этом деле. Он, вероятно, взаимно невзлюбил меня, иначе не объяснить этот феномен.

Да, конечно, это гениальнейший роман своего времени и последующих поколений. Это до мелочей продуманный великолепный и тонкий ретеллинг «Одиссеи» . Но! А можно мне просто прочитать «Одиссею» и хватит? Да и просто пересказ и разбор «Улисса» показался мне интересней самого «Улисса»… Шедевр, конечно, но он летит в топку моих воспоминаний первым.

o-o.jpeg Бесконечное чтение, или как не бояться трудных книг
Для чего читать сложные книги? Есть много причин. Может, необходимо разобраться в каком-то трудном до неподъемности вопросе, а поговорить об этом на должном уровне не с кем... Читать дальше

2. Дэвид Герберт Лоуренс «Любовник леди Чаттерли»

Ух, об этом романе я вела жаркие споры прямо на парах, потому что тут мне было тяжело принять даже вклад в литературу. Я его не поняла, не увидела и отказалась принять. Унылая, тоскливая, серая история с щепоткой пошлости. Вот и всё, что мне хотелось сказать уже тогда, вот и всё, что я могу сказать сейчас. Для скандального романа — маловато скандала. Для великой классики — многовато пошлости. В моем понимании роман не вписывается ни туда, ни туда. Да, он стал отправной точкой для многих бульварных романов. Но это как благодарить «Сумерки» за появление «50 оттенков серого» . Ни одно, ни другое не заслуживают такого признания, что аж в университете обязательно к прочтению.

Как раз-таки задолго до университета читывала я и бульварный романчик. Примерно о том же, о чём писал и Лоуренс — графиня, садовник, неверность мужу. И вот тогда, в 13, это волновало. Запретный плод манил, будоражил. В 20 — уже нет. Уже свои страсти захлестывают с головой, а рассуждать об интрижке леди Чаттерли — уныло, неинтересно и серо. А главное — зачем?

o-o.jpeg Книга, изменившая Великобританию: почему суд над «Любовником леди Чаттерли» еще имеет значение
В августе 1960-го сэр Аллан Лэйн, основатель Пингвин Букс, находился в Испании, когда он получил срочную телеграмму от своих коллег... Читать дальше

3. Томас Харди «Вдали от обезумевшей толпы»

Вообще, я не люблю всего Харди. В университете мы читали «Джуд Незаметный» и «Тесс из рода Д’Эрбервиллей» , к которым у меня тоже теплых чувств не возникло. Но позже, уже совсем взрослым человеком, я прочла «Вдали от обезумевшей толпы» , который выбрали на совместные чтения в книжном клубе… И я вспомнила, как сильно не люблю Харди. И если с универскими произведениями я согласна смириться, то этот эпос оставил во мне зияющую дыру непонимания, ради чего он существует.

Тривиальная и неинтересная история. Ужасные, никакие персонажи. Пустая мораль. Обычный язык. Почему оно существует? Почему оно считается классикой?! Бедные овечки! Они-то чем провинились! В 25 лет я получила травму из романа — описание вздувшихся от клевера овечек навсегда поселилось в моих кошмарах. Вот это Харди описал со смаком и удовольствием — в отличие от всего остального. Нет, стреляйте в меня, но этого романа не должно было существовать.

Конечно, есть еще множество других произведений, от которых я не была в восторге в те времена, да и позже. Конечно, что-то в силу возраста было сложно оценить. Но эти три автора и эти три романа — я отказываюсь признавать их классикой! Во всяком случае, классикой моей жизни. Спасибо литературе за то, что можно выбирать всё под свой вкус, свои интересы. Спасибо, что можно иметь свое мнение даже в отношении великого.

А на самом деле, очень хочется, чтобы книги не горели. Ни книги, ни рукописи. Литературное произведение — душа автора. И очень страшно, если душа пылает в муках, которые иначе не выразить — только огнем. Погребенные кучки пепла — невысказанное новое слово в истории, в литературе, в искусстве. Мы никогда в моменте не знаем, чему суждено стать классикой.

Текст: колумнист и автор телеграм-канала «Записки на полях» Лина Синявская

В группу Новости Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

Авторы из этой статьи

190 понравилось 34 добавить в избранное

Комментарии 42

Улисс - это больше роман для писателей, как казал о нём ещё Герберт Уэллс.
Игра холодного ума и почти кирриловский ( персонаж Бесов Достоевского) выстрел в висок искусства.
Про сожжённый том Мёртвых душ..
Может оно и к лучшему, как ни странно.
Ещё Андрей Белый, а потом и Набоков, писали, что 1 том, идеально герметичен и совершенен, он вобрал в себя 3 тома.
Всё иное - разрывало бы его цельность и совершенство.
У Гоголя был дивный размах на три части.
Но язык искусства его поры был ещё юн, для 2 и 3 части. Это размах на века.
По сути, 2 том был написан Булгаковым: Мастер и Маргарита.
Нужен ли 3 том? Не знаю.

А рукописи порой горят, да.
Был такой писатель, да и есть ещё. Саша Соколов ( Школа ддя двраков)
Он написал как то чудесный роман, всю душу в него вложил.
Приехал с рукописью в другую страну. К друзьям. Они уговорили его пойти вечером в кафе, а рукопись оставить дома у них.
Когда они вернулись..
Дом полыхал.
Порой рукописи словно бы тянутся к суициду, как и некоторые люди.
Рукописи тонущие, сжигаемые, теряющиеся, рвущиеся, крадущиеся..

которые я сожгла бы за милую душу и вычеркнула бы из своей памяти.

Костры из книг уже были. Давайте как-нибудь обойдемся без них. Пусть каждый имеет возможность выбирать книжную ношу по плечу.

Попинать ногами романы, положительно оценённые миллионами - это смело и весьма самоуверенно. К тому же, это - верный способ набрать комментариев.

Впрочем, не поддержав саму оценку автора статьи, поддержу порыв. Каждый имеет право на личное, никому не навязанное оценочное суждение в отношении того или иного произведения. Другими словами: никто не имеет права плевать вам в лицо за то, что вам нравится или не нравится та или иная книга.

Из личного опыта: "Тихий Дон". За то, что я так и не прочитала этот опус, меня гнобили учителя литературы, потрясая указующими перстами, мол это я такая недоразвитая, что не восхитилась. Знаете что? Я читала этот труд в 14 (вроде бы) лет, домучила его до сцены изнасилования Франи, после чего меня долго рвало. На следующий день я отнесла книгу в библиотеку. С тех пор у меня одна ассоциация: "Тихий Дон" - это про мерзость, и пока я не набралась желания это переступить.

Про "МиМ" - наоборот. "Это же безвкусный роман! Это же ужас и прямая пропаганда, фу!" - говорили мне многие. Действительно, какой ужас, Маргарита голышом на щётке летает! Да ну их всех! Я этот роман перечитывала больше двух десятков раз, целые куски наизусть помню. И каждый раз находила для себя что-то новое. Я искренне считаю его гениальным, и пусть весь мир мне будет доказывать, что это не так.

Если сейчас в меня полетят тапки, мол не в том возрасте это читать надо - туше. Тихий Дон надо читать не в 14 впечатлительных лет. По крайней мере, мне. Но это не отменяет того, что моё впечатление никоим образом не говорит о моей тупости.

Так что, автор, Ваша оценка принята к сведению, она вполне аргументирована и имеет право на жизнь.

Бран Адерин, Хочется не тапок в вас кинуть, а.. в тапках, подойти к вам по снегу, и подарить цветок.
Потрясла меня ваша реакция на Тихий дон.
Это говорит не о возрасте и т.д., а о вашей предельной чуткости.
Про МиМ.. это даже смешно. Простите, но те люди, которые имеют пошлость и бестактность разбрасываться в адрес МиМ словами - безвкусный и т.д. и не только по отношению к нему, сами то что создали в своей жизни?
Это такая глупость и детство..
А вообщес книгами нужно быть бережными.
И не только с книгами.
Это я о плследнем фильме МиМ.
Почти аутодафе устроили ему.
При всей неоднозначности, как шопеновская импровизация, он прелестен.

А вам ласкового вечера!

laonov, Радостно свесила косу из окна, жду цветок:) Спасибо. Да, подобные сцены где угодно терпеть ненавижу. Ни читать, ни смотреть, ни писать. У меня всегда герой прибегает вовремя, иначе книга будет совсем про другое, а я про это не хочу.

Про фильм: понравился и не понравился одновременно. Сняли хорошо, прочтение режиссёра имеет право на жизнь, даже если бал - это лишь галлюцинация умирающей от яда женщины. Диль уверенно занял место Беррути в моих грёзах, в Фагота хотелось выстрелить, а потом добить прикладом с особой жестокостью. Хорошо, что зрелищно, плохо, что ни черта не понятно, если не знать первоисточник.

laonov, Я вас обожаю, Саша! Меня самой все время не хватает на битву с дураками, а у вас это получается так изящно, походя - перфект!

Бран Адерин, Да не заморачивайтесь Вы этой русской литературой. Как, впрочем, и любой другой. Литература – это всего лишь выдумки данного конкретного человека, основанные на его предшествующем опыте.
Никаких рекомендаций никакая литература на «завтра и дальше» не даст.
Эскапизм в литературу означает неспособность проживать свою СОБСТВЕННУЮ жизнь. Не больше и не меньше. Вот laonov мне не даст соврать.
Живите свой жизнью , а литературу стоит воспринимать, как умение набрать правильные слова поставленные в правильную последовательность. Ну или неумение произвести такую постановку .)) Опять же : не больше и не меньше.

oandrey, Позвольте не согласиться. Есть литература дрянная, не имеющая ничего общего с реальностью. Её пруд пруди. К примеру, мои труды. Они как раз для эскапистов.

Но есть и совсем другая. Почитайте Шекспира, Булгакова, Пушкина, Салтыкова-Щедрина... То, что они описывали, подмечали, происходит и сейчас за окном. Это - талант, так умело ткнуть в бревно в нашем глазу...

Бран Адерин,

Почитайте Шекспира, Булгакова, Пушкина...

Как мне не нравится этот расхоже-величавый оборот в повелительном наклонениии , сразу долженствующий сказать , что барину с холопом не о чем собственно говорить. Ну да ладно.
Сами же пишете , что хорошесть и величие – штуки субъективные. Иногда до смешного
Тут вот на сайте в связи с фильмом все про МиМ вспомнили и начали усиленно маструбировать «прочитал/а в 1258 раз и не устаю восхищаться величию »
А с полгода тому один дядечка создал тему в группе, честно заявив. «Прочитал, дескать , знаю, что великий, но не понял, где именно , в каком месте. Разьясните мне, пожалуйста все подстрочники, метафоры и аллюзии романа, чтобы я его понял «
И знаете , что ему было ответом? Тишина!

Бран Адерин, Не отвечайте этому Оандрею, это провокатор, вызывает на срач, потом вам в личку приходит: "вам выдано предупреждение за ругань в комментариях". ))

Бран Адерин, аналогично отреагировала на "Тихий Дон" - физически выворачивало (и не только на этой сцене). А потом же в школе начали его проходить... Мне невероятно повезло заболеть в самом начале изучения сего творения (признаюсь, простыла я не просто так). Благополучно проболела, зато одной из тем на экзамене был проклятый "Тихий Дон".

кстати, что не так с "Мастером и Маргаритой"? Отличный роман же (мне, правда, больше нравится линия про похождения Воландовской свиты и Маргариту, чем про Иешуа).

Тихий Дон надо читать не в 14 впечатлительных лет

и даже позже - только по решению суды (полагаю, не только я выбрала бы одиночное заключение, как альтернативу)

zalmasti, А в "Мастере и Маргарите" там многим не нравится линия самих Мастера и Маргариты, мол, адюльтер, голопопые полёты над Москвой, по-мещански разгромленная квартира... Словом, я тоже не поняла.

Бран Адерин, Знаете, я вас понимаю.

В целом давно стоит пересмотреть список книг для чтения школьников.

Но у меня реакцию, подобную вашей на «Тихий Дон», вызвал Бунин. «Темные аллеи» и сцена изнасилования дворовой девки, когда она спит.

Какие бы великие произведения он не писал, пожалуй Бунин для меня заказан.

Спасибо автору за статью, после прочтения которой поняла, что "Улисса" пора уже наконец прочитать, судя по всему, вот как раз мне он понравится :)

согласна с вами полностью! подборка весьма одиозная.
дважды бралась за "вдали от обезумевшей", оба раза потерпела поражение, признав, что, может, это и классика, но читать я это не могу.

"улисса", однако осилила (какое счастье я испытала, когда книга закончилась!... только ради этого стоило её прочитать, наверное)

Девочки блогерши, пытающиеся позицией "я не такая как все" создать себе скандальное имя в сети и поднять рейтинг... Такое было и будет... Просто через несколько лет мы забудем про эти посты, а книги которые они критикуют останутся навечно...)
Глупо, дёшево, наивно... Закрывайте свой канал...

Не вижу ничего постыдного признаться в том, что что-то из "великого" не нравится до такой степени, что его нужно уничтожить! Все мы разные и читательский опыт тоже у всех разный, только вот порицать условную "донцову" считается делом праведным, а если кто-то осмелился сказать, что ему Улисс не понравился, так это все, капут.
Мне вот Ремарк не нравится, как по мне однообразный предсказуемый автор с банальными сюжетами, и что теперь, убиться и не жить, если все подряд его великим писателем считают?

Глупо и дёшево это восхищаться чем-то из общепризнанно великого только потому, что это классика, даже если сам ни шиша в ней не понял, но нужно в глазах иллюзорного общества выглядеть "начитанным человеком". Чтение это досуг, хобби, удовольствие, а не инструмент самоутверждения за счёт других.

Кроме любовника леди Чаттерлей ничего не читала, но за эту книгу заступлюсь.
В студенчестве я ее воспринимала, как легкий эротический роман. А прочитав в прошлом году, поняла, что автор поднял не простую тему. Страшные вещи делаются человеком не всегда от безысходности. Это, кстати, одна из ведущих тем Льва Толстого.
Написано, конечно, нудновато, но мы просто привыкли к литературной динамике, для тех времен это нормально

Спасибо за статью!

Когда неугодные книги жгли немецкие нацисты, всех возмущала средневековая дикость и мракобесие. Сейчас книги жгут бандеровцы, под снисходительно одобрительные похлопывания запада. "Это же другое!" "Это другое мракобесие, правильное!"
Европа ничему не учится....

Sergej328,

КНИЖКИ З ПЕКЛА. На початку буває трохи незручно. Озброєні лише оманою, люди спершу соромилися. Тому всі ми палили передусім марксистську літературу, щоб заспокоїти нерви. Енгельс і Маркс відкрили сезон. Початковий дискомфорт ми долали «Походженням родини», «Тезами про Фойєрбаха» та «Капіталом». Виявивши, що це зовсім не так боляче, як ми очікували, перейшли на сербських академіків: Чосич, Ісакович, Екмечич... Кіша, Ковача, Пекича, Ал-бахарі, Давида — цих не палили. Але зима затягнулася, тож надійшла черга і російських книжок, і дечого з британської літератури.

Тоді нас гріла поезія.

Коли генерал Мак-Кензі[24] дав першу прес-конференцію, ми спалили все канадське, що знайшлося вдома. Потім Міттеран став на заваді військовому втручанню. Наступного дня горіли Камю, Сартр, Валері. Усі, окрім Мірабо та Донасьєна Альфонса Франсуа.


Озрен Кебо "Сараєво для початківців"


Тоже, наверное, были бандеровцами...

Sergej328, Ай, не все ж понимают украинский, признайтесь, отреагировали только на написанное русскими буковками? А то ответ бессмысленный у вас.

Читайте также