14 декабря 2023 г., 07:00

55K

Ширли Джексон — любимая королева хоррора Стивена Кинга: что мы о ней не знали?

150 понравилось 8 комментариев 27 добавить в избранное

14 декабря литературный мир отмечает день рождения звезды американской новой готики Ширли Джексон . Ее колоссальное влияние трудно переоценить, в любви к ней признаются все сколько-нибудь значимые писатели — от Стивена Кинга до Отессы Мошфег . Но какой она была и где истоки ее дара, такого необычного для женщины середины прошлого века? Что мы о ней знаем и чего мы о ней не знаем?

Ширли Джексон происходила из рода, который мог проследить свою историю со времен Войны за независимость. Там были и политики, и судьи, и три поколения модных архитекторов, которые строили дворцы для калифорнийских миллионеров.

Она росла в обеспеченной семье, но была нелюбимым ребенком. Всё внимание матери доставалась младшему брату Барри. Толстушке и очкарику Ширли — лишь материнское недовольство. Именно ей принадлежит крылатая фраза, взятая за отправную точку большинством авторов автофикшна: «Первым романом всякий писатель должен отомстить своим родителям».

Из Университета Рочестера, куда будущая писательница поступила после окончания школы, ее вскоре «попросили уйти». Alma mater, которую она закончила, стал Сиракузский Университет, там же Ширли встретила будущего мужа, впоследствии литературного критика Стенли Хеймана.

У четы Джексон-Хейман было четверо детей, они жили в загородном доме, всегда открытом для друзей, что звучит хорошо, но предполагает неограниченные доходы и штат прислуги. На деле, вечно беременная Ширли писала книги, доходы от которых содержали семью и заботилась об ораве гостей, а муж изменял ей со всякой хорошенькой девицей практически в открытую.

В рекламной аннотации к дебютной повести жены «Дорога сквозь стену», Хейман написал, будто она практикует черную магию, полагая, что такой образ автора поможет стимулировать продажи книги и прав на ее экранизацию. Всю дальнейшую жизнь ее преследовали обвинения в колдовстве.
картинка Arlett
Кадр из биографического фильма «Ширли»

Помимо готики, Ширли Джексон писала истории для детей, положив начало субжанру «Реалистичные рассказы веселой домохозяйки», позже популяризованному такими писательницами, как Джин Керр и Ирма Бомбек. Ее детская книга «Девять волшебных желаний» была издана с иллюстрациями внука писательницы Майлза Хеймана.
картинка Arlett

Во время работы над романом о множественных личностях у Джексон была серьезная психосоматика, она страдала от болей в спине, из-за которых пришлось сделать перерыв в работе. Боли исчезли, когда она перестала писать, но тотчас вернулись, стоило возвратиться к работе над романом.

Ее роман «Птичье гнездо», героиня которого девушка со множественным расслоением личности, прохладно встретили критики и читатели. Однако когда семнадцатью годами позже вышла «Таинственная история Билли Миллигана» Дэниэла Киза, роман переживает новый виток популярности.

Мотивы романа «Мы всегда жили в замке» используются в «Осиной фабрике» Йэна Бэнкса и «Тринадцатой сказке» Дианы Сеттерфилд. В одну книгу из истории Ширли Джексон откочевал ребенок-убийца, подверженный обсессивно-компульсивному синдрому. В другую — сестры, живущие серыми мышками в ветшающем родовом гнезде, при деньгах, но жизнь ведут самую скромную; взаимная любовь отчасти компенсирует ненависть со стороны соседей.

Сквозные мотивы романов Ширли Джексон:

1. Семейный абьюз.
2. Молодая девушка из обеспеченной семьи, вынужденная выполнять работу, которую следовало бы доверить квалифицированной сиделке.
3. Одинокая невзрачная молодая женщина или девушка, которая мечтает всё переменить в своей тусклой действительности, тянется к ярким, но циничным сверстникам, становясь той, кого используют, и вдобавок объектом насмешек.
4. Настойчиво повторяющийся мотив предательства, убийства и самоубийства.
5. Ненависть со стороны «толпы».
картинка Arlett
Проблемы со здоровьем, обусловленные лишним весом, непрерывным курением и множеством связанных со всем этим заболеваний закончились смертью писательницы от остановки сердца в сорок восемь лет, на пике творческой формы. Это случилось в 1965 году, а 41 год спустя, в 1996 году стопка неопубликованных рассказов Ширли была обнаружена в сарае позади ее дома. Лучшие из них, вместе с ранее не входившими в сборники, были выпущены в том же году сборником «Просто обычный день».

Она, такая актуальная в дне сегодняшнем, писала о беззащитности перед родными людьми, о страдании тонкой души в грубом мире, о любви, ревности, ненависти, чувстве вины. О хрустальной хрупкости прекрасного и странной устойчивости руин.

Текст: автор канала «Читаем с Майей»Майя Ставитская

В группу Новости Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

Авторы из этой статьи

150 понравилось 27 добавить в избранное

Комментарии 8

Было интересно, спасибо.

Статья супер!

Обожаю её!
Не меньше половины авторов нынешней готики пользуется её мотивами, но её книги на Лайвлибе почему-то оценивают ниже :(

Не перестану рекомендовать ее рассказ:


krupatato, Да, сильный и по-прежнему актуальный рассказ, высвечивающий особенности человеческой психологии.
Ширли Джексон - Возможность зла тоже хороший и достаточно тонкий рассказ о тёмной стороне человеческой натуры. Любопытно, что на него, кажется, нет ни одной рецензии на ЛЛ.

Комментарий удалён.

Sergej328,

Первым романом всякий писатель должен отомстить своим родителям

Думаю, эта фраза значит скорее "стать писателем = разочаровать родителей" и призывает писать несмотря ни на что, даже на родительское недовольство.

Sergej328, Никогда не видела ранее комментария, который изображает образ человека с промытыми мозгами и неприятием неизвестного настолько хорошо.

Прошлогодняя статья была более развёрнутая.


Читайте также