18 ноября 2022 г., 15:24

21K

Смертельно увлекательные: почему нас притягивают триллеры

142 понравилось 9 комментариев 38 добавить в избранное

Триллеры — крайне интересный и популярный жанр, но далеко не каждый готов с легким сердцем признаться в любви к таким книгам. Возможно, причина в том, что в последнее время понятие размылось, и под триллером часто ошибочно понимают нечто обязательно жестокое и кровавое. Однако триллеры бывают не только о расчлененных трупах и жутких монстрах. Но даже если вы любите именно такие истории, в этом нет ничего страшного или странного. Почему — сейчас разберемся.

Триллер призван вызвать у читателя чувства напряжения, волнения. Сам по себе он бывает редко и обычно объединяется с детективами, мистикой и ужасами — отсюда ассоциация с кровавостью и жестокостью. При этом напряжение и волнение, увлекающие читателя, могут быть вызваны и другими средствами. Но штука в том, что современного человека, пресыщенного откровенными — и не всегда вымышленными — ужасами, полученными благодаря телевидению и интернету, довольно трудно пробрать до глубины души. Поэтому авторы соревнуются друг с другом в изощренности, пытаясь нарисовать в голове читателя как можно более страшную картинку. Просто убийство широкую аудиторию напрягает уже не так сильно, нужно обязательно обезобразить тело и приписать убийце или мистическому монстру историю едва ли не более трагичную, чем у его жертвы...

Но, возвращаясь к другим способам завлечь читателя, раньше триллеры были совсем иными. Само понятие появилось во второй половине XIX века, оно произошло от английского thrill, что можно перевести как «трепет» или «волнение». Назвать первый триллер в истории не представляется возможным: некоторые исследователи находят элементы этого жанра даже в шумерском «Эпосе о Гильгамеше», написанном на древних клинописных табличках, и «Одиссее» Гомера. Другие возводят триллер к  «Шпиону» Фенимора Купера  (1821 г.) и «Графу Монте-Кристо» Александра Дюма  (1844-1846 гг.).

Сегодня полки книжных магазинов ломятся от триллеров, но с истоками нечего и сравнивать. Современные триллеры я бы условно разделила на три категории: криминальные (в центре сюжета погоня за преступником, главными героями обычно выступают работники полиции или других структур; «Молчание ягнят» Харриса ), мистические (столкновение с непознанным; «Сияние» Стивена Кинга ), психологические (глубокое погружение в тяжелые внутренние миры персонажей; «Психоз» Роберта Блоха ).

Конечно, бывают разнообразные миксы — скажем, сложно найти хороший криминальный триллер, который не являлся бы психологическим. Также есть различные направления — шпионские триллеры, политические, даже религиозные. Но они уже встречаются реже, так как обычно имеют более узкую целевую аудиторию.

Но почему же они нам так нравятся? Почему вместо того, чтобы спокойно попить чайку в расслабляющей атмосфере любовного романа или чего-нибудь вроде «Вина из одуванчиков», мы предпочитаем ввязаться в историю, во время чтения которой будет спирать дыхание, исчезать сон, а иногда — дрожать поджилки?

Есть несколько разных причин.

1. Когда мы испытываем яркие эмоции, наше тело способствует выбросу разных гормонов. И получается так, что пережить в комфортной обстановке жуткую историю — довольно приятно, можно сказать, на химическом уровне.

Хотя некоторым нравится пощекотать себе нервы и в не самой комфортной обстановке, чтобы проняло еще сильнее. Недавно я была в Сирии, в маленьком городке, откуда без машины не выбраться (а я не вожу), море, темень — тут еще надо сказать, что в Сирии электричество сейчас дают дважды в сутки, тишина мертвая, я одна в доме со странноватой планировкой — там было много углов, поворотов, закоулочков. И для чтения я выбрала книгу Юкито Аяцудзи  «Убийства в десятиугольном доме» , где подростки собираются на необитаемом острове — откуда, естественно, просто так не убежать, — в странном доме, и кто-то начинает их убивать одного за другим. Было ли мне страшновато? Конечно. Но именно этого и хотелось.

2. Парадокс, но один из действенных способов отвлечься от тревог и страхов — это почитать что-нибудь жуткое.

Ситуации, с которыми мы сталкиваемся в литературных сюжетах, приглушают наши опасения, связанные с реальностью. Неважно, страшнее ли они того, что случается на самом деле, или нет — это просто другое, оно происходит не с нами, и если повествование увлекательное, мы переключаемся — и чувствуем облегчение, возможно, не сразу и не всегда осознавая это. Оговорюсь, что такой способ подходит не всем, у людей с излишней впечатлительностью или нервозностью он может вызвать обратный эффект. Но для многих это работает.

3. Читая, мы имеем возможность анализировать, как бы мы поступили в такой же ситуации, и своеобразные «планы» тоже способствуют нашему спокойствию.

Даже если шанс столкнуться с опасностью невелик или планы невыполнимы, сам факт того, что они есть, немного успокаивает. Наученные страшными сценами из книг и фильмов, ночной порой мы выберем путь по освещенной улице, а не напрямик через парк. И наверняка откажемся от заманчивой вакансии зимнего сторожа в изолированном отеле.

Наконец, стоит признать: здорово наблюдать за снежной бурей через окно с кружкой горячего какао в руках. И довольно приятно чувство облегчения, с которым мы вздыхаем, читая, например, об убийствах высоко в горах — хорошо, что я не там...

Ну и, если уйти от лирики, авторы триллеров специально играют на наших чувствах. Они профессионально завладевают нашим вниманием, подбрасывая загадки и тайны, заставляя гадать, выживет ли все-таки главный герой, поймают ли злодея, и разжигая наше любопытство другими способами.

Подводя итог, любить триллеры — абсолютно нормально. Главное, не переносить их в жизнь.

В заключение хочу поделиться маленькой подборкой, состоящей из нескольких блоков — чтобы продемонстрировать, какими сегодня бывают триллеры.

1. Игра на напряжении: у героя ограниченное время, чтобы обезвредить злодея

А если он этого не сделает, быть новым трупам. Кстати, в последние десятилетия отчетливо видна тенденция наделять протагонистов как можно большим количеством проблем, и сейчас литература не испытывает недостатка в героях-алкоголиках, наркоманах, жертв преступлений, людях с психическими расстройствами, что добавляет напряжения.

2. Злодей ближе, чем кажется

В этих книгах злодей — не обязательно убийца и главный антагонист, но просто плохой, жестокий человек — оказывается ближним протагониста, и мы либо отчаянно сочувствуем его жертве, либо испытываем подспудный страх перед собственным окружением. А может, и то и другое.

3. Крутые повороты

Эти книги берут неожиданностью — авторы старательно выстраивают сюжет, погружая читателя в детали, заставляют его мыслить определенным образом, а затем переворачивают все с ног на голову. Задача для писателя, прямо скажем, очень непростая.

4. Игра на чувстве реальности

Верный способ создать напряжение — добавить гриф «основано на реальных событиях». Здесь есть и чисто документальная книга — «Не говори никому» — но она крайне увлекательна и по-настоящему пугает. Не в последнюю очередь, кстати, за счет уже упомянутого ближнего.

5. Прелести мистики

Ничто не влечет так, как непознанное. В подобных книгах грани часто размытые, невольно задаешься вопросом, что реально, а что нет, и это захватывает еще сильнее. И к слову о вопросах без ответов — обратите внимание на «Пикник у Висячей скалы», он надолго оставляет впечатление именно потому, что редактор предусмотрительно отсоветовал публиковать последнюю главу, решив оставить читателей без ответов — и не прогадал. Хотя спустя годы главу все-таки опубликовали, и ее можно прочесть, многие предпочитают оставаться в неведении — так интереснее.

И небольшой бонус, просто потому, что эти книги оставили очень сильное впечатление:

В этом романе есть вышеупомянутые обезображенные трупы, но автор, честь ему и хвала, увлекает не этим, а теплой атмосферой детских воспоминаний, пусть и в духе мистических страшилок, холодком озверевшего общества и необходимостью делать выбор между легким и правильным. Я сравнивала эту книгу с «Убить пересмешника...», только для взрослых, и это, на мой взгляд, совсем не мешает ей называться триллером.

Не самая популярная и довольно старая книга, но очень хочется стряхнуть с нее пыль. Подростки решили позабавиться и провести эксперимент — собрали выпивку и закуски и позволили однокласснику запереть себя в подвале. Сначала им весело, а потом... Потом все становится очень страшно, потому что они понимают — за ними не придут.

Наверное, удивлю, но меня Стивен Кинг никогда не пугал так, как напугал Мураками в этой книге. Ладно, сначала герой сталкивается со странностями, это скорее даже забавно. Но когда он один в горах, где лишь ветра воют, вдруг раздается стук в дверь... И голова идет кругом. От жути происходящего. От безумия, в которое втягивает автор, ломая стену между настоящим и... И чем-то иным.

Статья подготовлена по мотивам лекции, прочитанной для корпоративных клиентов ЛитРес в рамках книжного клуба

В группу Новости Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

142 понравилось 38 добавить в избранное

Комментарии 9

Говорят, наш мозг заведомо воспринимает прочитанное, как реальные события происходящие с нами. То есть у него нет барьера, типа вот это наше, а это книжное. Поэтому вдвойне удивительно стремление людей быть в напряжение) Я вот больше люблю психологические триллеры, ибо любу следить за причинно-следственной связью!))

darinakh,

вдвойне удивительно стремление людей быть в напряжение

Безопасный адреналин. Позволяет не вырываться из своей однообразной жизни, а пойти и понарошку испытать выбросы гормона :) Туда же хоррор-игры и шутеры.
А особо любящие адреналин идут военными корреспондентами )

milenat, Согласна, бытовуха может наскучить, а хочется чего-то этакого) Но и читаются они намного проще, развлекательная начинка в основном, очень редко встречаю проработанный психологизм персонажей. Хотя, может мне везет просто))

Забавно, однажды разговаривали с приятельницей о триллерах-ужасах (и о фильмах в том числе). Она недоумевала, кто все эти душевнобольные товарищи, для которых это пишется-снимается. Посмотреть бы на них...

"Я здесь", - говорю.))

Она в ужасе была, конечно) Наверное, говорит, у тебя в жизни не было никаких трагедий и таким образом ты в нее добавляешь перца. Так вот... С тех пор прошло года четыре и можно уже загибать пальцы, считая мои трагедии. Но в моменты отчаяния  все равно рука тянется скорее к триллерам и ужасам, чем к оптимистичным "все-хорошо-мир-меня-любит"-книгам. Хотя ничего против них не имею. Но меня с детства убаюкивают именно триллеры)

Вот читаешь и понимаешь - ага, бывает и хуже, значит... На что это я тут жалуюсь, как мне не стыдно? Или: да-а, это мне знакомо. И чувствуешь, что ты не один. А уж если герой со схожими бедами все преодолевает, то это сродни сеансу психотерапии по цене одной книги. Он смог - и ты сможешь. Такие дела)

Обожаю читать триллеры и всякую жуть, но когда дело доходит до просмотра аналогичного в виде фильмов, то я пас :D
Спасибо за интересную статью и подборку книг!

Статья достаточно интересная, с примерами современного триллера. Я веду книжный блог и читаю самый разный жанр, от сопливой мелодрамы до серьезного произведения. Но! Мой любимый жанр остаётся триллер, так как именно этот сюжет заставляет работать шестеренки в голове, именно с этим жанром я начинаю слишком много думать. И не знаю почему, но мне нравятся этакие «плохие» концовки. 

Как-то совсем обойден обширный поджанр "фантастический триллер". И я не про мистику! Полно волнительных и держащих в напряжении ситуаций можно представить в случае звездных войн, путешествий во времени, нападения инопланетян или невероятных изобретений, которые могут послужить во вред. Собственно, с натяжкой всю фантастику можно отнести к триллерам. Но даже если брать только самое-самое, всё равно останется много.
Например:

Человек приходит в себя на борту космического корабля с почти полной потерей памяти. Корабль полуразрушен, автоматика сошла с ума, по темным углам шарятся какие-то монстры. Что происходит? Куда летит звездолет? Как выжить?
И
почти тоже самое, но если "Корпус-3" - упор на научную фантастику, то это - на социальную:

-------

Э.Ф. Рассел часто писал триллерообразные произведения (но не только). Так, в этом сборнике роман "Оса" повествует о землянах-диверсантах (скорее, об одном из них), которые действуют в сирианском тылу.
-------

Тут вообще без комментариев. Фильм со Шварценеггером и сейчас неплохо смотрится, хотя отличия от книги весьма значительные.
-------

На протяжении чуть ли не века убивают девушек, причем чувствуется одна рука, один почерк убийцы. Понять кто же этот маньяк и как ему удается сохранять такую бодрость очень непросто, ведь путешествия во времени сразу в голову не приходят. Читал еще до появления сериала. Книга, скорее, понравилась (а экранизации еще не видел).

Ну и так далее. Блейк Крауч, Майкл Крайтон, многое из Кинга, Гаррисон, Хайнлайн, Гордон Диксон, кое-что у Лукьяненко... Я уж не говорю про вал современных произведений, где авторы стараются побольше экшена напихать, но увы - в основном, в ущерб качеству.

Я очень люблю триллеры - и не стесняюсь в этом признаваться. Все вышеизложенное - правда. Нам хочется острых ощущений и ухода от реальности. Самые страшные книги - не про сверхъестественное, а про реальных людей, которые творят реальные ужасы... Пару раз с подругой мы завались вопросом "А все ли с нами вообще в порядке?", раз нас тянет на какие-то дикие ужасы...

Вести блог можно тут всем.ру