11 января 2018 г., 00:00

8K

Феномен незакрытого гештальта в русской литературе

8 понравилось 1 комментарий 0 добавить в избранное
boocover.jpg
Критик: Арамаис Миракян
Рецензия на книгу Зулейха открывает глаза
Оценка: r40-green.png

Пожалуй, литературный дебют автора из Казани можно назвать самым успешным стартом за последние годы. Так же ярко начинал когда-то Захар Прилепин, сравнений с которым Яхиной не избежать по многим причинам – хотя бы потому, что ее дебютный роман написан, как и «Обитель», на тему сталинских репрессий.

Роман рассказывает о тридцатилетней Зулейхе, которая живет с мужем и столетней свекровью в маленьком поселке, затерянном где-то в лесах Татарстана. О советской власти представление тут весьма смутное, слишком уж отдаленный и патриархальный уголок необъятной страны, до которого никому особенно нет дела. (Впервые портрет Сталина героиня видит в кабинете начальника пересыльной тюрьмы, и удивляется, «кто это такими добрыми глазами смотрит с портрета?»). Главной героине тоже нет дела до того, кто сейчас у власти — муж должен быть накормлен, скотина присмотрена, слепая свекровь с характерным прозвищем Упыриха должна быть переодета в чистое белье... Жизнь у Зулейхи тяжелая, мать мужа делает все, чтобы сжить ее со свету. Основной причиной ненависти является смерть дочерей Зулейхи, скончавшихся еще в младенчестве.

А потом вдруг привычный уклад жизни рушится, коммунисты приходят в деревню, чтобы забрать зерно, по пути убивая мужа главной героини Муртазу, проявившего неповиновение. На следующий день молодую женщину вместе с другими крестьянами арестовывают, как «кулаков», и для Зулейхи начинается новый путь, новая жизнь. Жизнь в лагерном поселении за тысячи километров от дома.

Сильна в романе любовная линия между главной героиней и комендантом лагеря Игнатовым, к которому девушка испытывает двойственные чувства. Именно он убил ее мужа тогда, в деревне, но саму Зулейху спас, когда она тонула вместе с другими заключенными, привезенными в ссылку на хлипкой барже. Вообще, образ Игнатова – самый удачный из описанных в романе. Очень интересна его эволюция из «пламенного стража революции» в человека, способного сопереживать и любить.

Гузель Яхина изобразила судьбы людей в книге очень ярко, персонажи получились живыми, настоящими. И дворянка Изабелла с мужем, и конечно, доктор Лейбе, сыгравший в книге огромную роль. Нельзя не отметить глубокое, почти патологическое погружение в психологию героев романа, далеко не всегда здоровую. Примером могут послужить две ситуации — история Вольфа Лейбе, который попадает в лагерь в состоянии помешательства, после чего вернуть его к нормальной жизни помогают роды Зулейхи. Лейбе, бывший профессор гинекологии, в нужный момент приходит в себя и начинает действовать неожиданно профессионально. Перед этим идет долгое, на несколько страниц, описание его существования в состоянии сумасшествия. Он верил, что его накрывает загадочное «яйцо», пропускавшее сквозь скорлупу только то, что было доктору приятно и удобно. Интересно наблюдать и за развитием самой Зулейки. Из забитой девушки, которая истово молилась Аллаху и приносила жертвы дарам родного леса, боясь заходить дальше знакомых полянок, в ссылке героиня превращается в смелого охотника, отстреливая и волков, и медведей. А чего только стоят ее сны или, в переломные моменты, магические «визиты» Упырихи, оставшейся там, в родной деревне – яркие примеры символизма в романе.

Автор интересно дополняет текст, обогащает его, используя метод интертекстуальности. Есть отсылки к различным известным произведениям, как, например к «Поднятой целине» Шолохова. Настоящей находкой стал татарский колорит в начале романа – обилие татарских слов, о значении которых можно легко догадаться из контекста. Гузель Яхина стала настоящим открытием года, номинация на «Русский Букер» и победы в конкурсах «Ясная Поляна» и «Большая книга» — яркое тому подтверждение. В этом ей помогла не только детальная прорисовка характеров и психологии персонажей, но и богатый литературный язык. Кстати, «Большая книга» впервые присуждена писателю-дебютанту.

С выходом каждого хорошего романа о том смутном времени советской истории кажется, что в этой теме поставлена точка. Ну что можно сказать о лагерях нового после Солженицына и Шаламова, думает русский читатель? А потом появляется Прилепин с «Обителью». А теперь еще и Яхина с «Зулейхой». В этих двух романах главным козырем является психология героев, Оба автора показывают не столько человеке в лагере, сколько приспособление к ним, физическое и психическое. Успех дебютантки стал возможен благодаря яркому образу главной героини. Едва ли не впервые героиня романа о лагерях – женщина. Женщина, вырвавшаяся из- домашнего рабства, предначертанного вековой обязанностью, и попавшая в рабство совершенно порядка – лагерное, тюремное, по-звериному жестокое. Изрядно потрясает вывод романа – именно там, на забытом Богом островке земли она начинает ощущать себя по-настоящему счастливой и свободной, отпуская свое прошлое.

Без сомнения можно сказать, что Гузель Яхина – писатель большого таланта. Это видно не только по роману, но и по ее двум дебютным рассказам «Мотылек» и «Винтовка» опубликованным в журналах «Нева» и «Октябрь». Это же подтверждает и большой мастер русской современной прозы Людмила Улицкая, написавшая предисловие к «Зулейхе».

Заключение: По правде говоря, главный феномен романа в том, что писался он о страшных временах коллективизации и раскулачивания, а получился в итоге – о любви и обретении себя в совершенно непригодных к этому условиях.

Источник: IRL.BY
В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

8 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии 1

Давненько не читала я таких потрясающих романов. Что ни возьмешь читать, всё безвкусно, как жеваная бумага. Но вот уже второй день я под мощным впечатлением «Зулейхи». Конечно, в романе тоже есть свои «длинноты», но без них, видимо, никак. Финал романа меня вообще сокрушил. Всё завертелось в судьбоносном вихре, всё на звенящем нерве, а душа на отлёт. Спасибо автору за такой подарок. Пусть пишет продолжение.

Читайте также