26 сентября 2017 г., 00:00

1K

«iPhuck 10» Виктора Пелевина: вы не гаджет

2 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное
boocover.jpg
Критик: Игорь Кириенков
Рецензия на книгу iPhuck 10
Оценка: r30-gray.png


Вторая половина XXI века. На политической карте мира — европейский Халифат, ЕС, состоящий из России и нескольких бывших советских республик, сразу две Америки и еще пара крупных государственных образований. Досуг просвещенного человечества занимают девайсы с дополненной реальностью. Интеллектуальный мейнстрим — ультралиберальный дискурс, приравнивающий среди прочего физический секс к изнасилованию. Литературно-полицейский алгоритм Порфирий Петрович — плодовитый прозаик и великолепный сыщик — заступает на службу к куратору Марухе Чо, специализирующейся на гипсовом веке — то есть современном нам искусстве.

Год назад мы с осторожным оптимизмом предсказывали возвращение прежнего Пелевина — в сравнении с другими его поздними произведениями «Лампа Мафусаила» казалась не вовсе усталой вещью, нет-нет да напоминающей о былом, может быть, даже вагриусовской поры величии автора. В этом отношении «iPhuck 10», скорее, не удался — это такой же безнадежный романоид, как, скажем, «S.N.U.F.F.» или там «Любовь к трем цукербринам»; зубодробительное по большей части чтение, сродни изучению инструкции к утюгу: «это выведенная прямо на огменты программа-eraser с собственным интерфейсом, оформленным в виде ручного фонаря» — и так примерно 300 страниц из 416.

Конвенциональный нарратив, однако, никогда особенно не давался этому художнику: сюжет всегда был довольно служебной конструкцией в его текстах — и «iPhuck 10», метящий чуть ли не в детективы, конечно, никакое не откровение; не Флобер и даже близко не Кристи. Традиционная пелевинская стихия, поле его уникальной писательской экспертизы — приключения языка, подвижность и проницаемость речевых стилей, использование непривычных дискурсивных моделей для объяснения «проклятых вопросов»: «iPhuck 10», перебирающий многие жаргоны, включая искусствоведческий, не раз дает возможность подивиться пелевинской гуттаперчевости. Пора признать: противопоставление — во всяком случае, на лингвистическом уровне — писателей П. и С. все же надуманное, тем более что вышедшая весной «Манарага», как и «iPhuck 10», — роман, сочиненный мимо, невпопад, «не про то».

Ведь что такое сезон 2016–2017 для сатирика (а нынешний Сорокин, безусловно, сатирик) — зайти не с козыря решительно невозможно. Между тем оба тенора эпохи показательно, если не сказать в лоб, игнорируют хайп, бит и флоу ради собственных, не совпадающих с конъюнктурой фантазий. Бук-энд-грилл и киберсекс (а iPhuck — это в первую очередь умное дилдо; аналог «живого уда» из «Теллурии») — контрповестка, которую высокая (или формально почитаемая за таковую) русскоязычная беллетристика предлагает русскоязычному читателю; именно здесь, по версии главных местных провидцев и вероучителей, стоит искать дух времени — даже если лента раз за разом подсовывает новую протестную весну или выходки нового американского президента.

Об этом желании сыграть против рынка и ожиданий публики — пожалуй, самые звучные страницы «iPhuck 10»: Пелевин — что бы вы думали — внимательно читает критику на себя и отвечает здесь сразу всем в македонской, с двух рук, манере: взволнованному монологу Порфирия Петровича — довольно обаятельному автошаржу, который уподобляет рецензента вокзальной минетчице, — чуем, суждена долгая жизнь в соцсетях.

Источник: Daily
В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

2 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!