Meduza

«Клара и Солнце» — камерная и чистая сказка нобелевского лауреата Кадзуо Исигуро

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Клара и Солнце Оценка: * Присужденная в 2017 году Кадзуо Исигуро Нобелевская премия по литературе, в общем, не открыла миру ничего нового, но лишь зафиксировала очевидное: начиная с романа «Не отпускай меня» каждая книга писателя — это событие, причем (что в наши дни случается нечасто) не только литературное, но, шире, общекультурное и даже социальное. В 2005 году роман «Не отпускай меня» сформировал мощный тренд на полемику о границах человеческого (в мире, одновременно предвкушающем трансгуманизм и до смерти его боящемся, трудно придумать что-то острее). В 2015-м масштабный «Погребенный великан»…

Развернуть

«Моя темная Ванесса» — роман о связи взрослого мужчины с девушкой-подростком

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Моя тёмная Ванесса Оценка: * Если подходить к вопросу тематической классификации с формальных позиций, роман Кейт Элизабет Рассел, конечно, окажется на одной полке с так называемыми «книгами о травме», ставшими в последнее время всемирным литературным мейнстримом. Подлинные, частично подлинные или полностью вымышленные истории разного рода душевных и физических надломов, так или иначе проистекающих из действий других людей, сегодня уверенно теснят едва ли не все прочие сюжеты и вызывают в читателях узнавание, сострадание, негодование, раздражение и еще добрый десяток эмоций. «Эмоции» — слово в этом…

Развернуть

«Валентайн» — Элизабет Уэтмор продолжает традицию Фолкнера и Стейнбека в своем дебютном романе

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Валентайн Оценка: * Магистральный для всего ХХ века жанр «великого американского романа», традиционно лежащего на стыке заостренной социальности и обнаженной персональности, в последние годы почти ушел с литературной авансцены. Кажется, что за поддержание славных традиций Уильяма Фолкнера и Джона Стейнбека в современной американской прозе отвечают разве что такие мастера, как Джонатан Франзен, Ричард Руссо и Филип Майер. Тем приятнее (и, пожалуй, удивительнее) встретить идеальный, полнокровный «великий американский роман», принадлежащий перу дебютантки: в своей нашумевшей первой книге «Валентайн»…

Развернуть

«Значит, ураган» — книга Максима Семеляка о Егоре Летове

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Значит, ураган Оценка: * Поздаголовок «Егор Летов: опыт лирического исследования», предпосланный музыкальным критиком Максимом Семеляком своей книге, с одной стороны необходим и оправдан (в конце концов, это и правда книга о Егоре Летове), а с другой создает определенные риски: с таким подзаголовком «Значит, ураган» имеет все шансы попасть в книжном магазине на полку с биографиями музыкантов, а оттуда - прямиком в руки изрядно поредевших в последние годы поклонников группы «Гражданская оборона». Меж тем, в действительности книга Максима Семеляка обращается, как принято писать в аннотациях, к самой…

Развернуть

«Доктор Гарин» — новый роман Владимира Сорокина, продолжение «Метели»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Доктор Гарин Оценка: * В 2002 году благодаря активистам движения «Идущие вместе», устроившим в центре Москвы ритуальное низвержение «вредного» романа «Голубое сало» в бутафорский унитаз, судьба его создателя, «копрофага» и «порнографа» Владимира Сорокина резко переломилась. Вместо того, чтобы уничтожить, черный пиар в одночасье вознес Сорокина к вершинам славы: из культового, но нишевого писателя-концептуалиста, любимца столичных интеллектуалов, он превратился в настоящую поп-звезду, самого узнаваемого русского автора и желанного гостя телевизионных ток-шоу. В тот момент преображение это казалось…

Развернуть

«Кокон» — лучшие друзья расходятся из-за семейных тайн

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Кокон Оценка: * Современная китайская проза в нашей стране почти неизвестна: едва ли средний российский читатель, не прибегая к помощи гугла, вспомнит кого-то, кроме, может быть, нобелевского лауреата Мо Яня. Кое-какой известностью пользуются книги, написанные на английском китайскими эмигрантами во втором или третьем поколении (такие, к примеру, как «Не говори, что у нас ничего нет» канадки Мадлен Тьен или «Добрее одиночества» американки Июнь Ли), однако за литературой из собственно Китая в России закрепилась репутация чего-то чуждого, герметичного и представляющего интерес скорее…

Развернуть

«Павел Чжан и прочие речные твари» — роман Веры Богдановой о недалеком будущем, в котором Россия оказалась под контролем Китая

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Павел Чжан и прочие речные твари Оценка: * Затертое выражение Генриха Гейне о трещине мира, проходящей через сердце поэта, в действительности, как ни смешно, заключает в себе идеальный рецепт подлинно актуальной прозы: простого существования трещины недостаточно — важно, чтобы она проходила именно через сердце того, кто взялся о ней писать. Иными словами, никакой разговор о вполне реальных, общепризнанных язвах мира не тронет читателя, если автор не испытывает по их поводу живой, незаемной эмоции — страха, сострадания, гнева, тревоги. Придумать актуальность из головы или заимствовать из новостной…

Развернуть

«Эшелон на Самарканд»: Гузель Яхину обвинили в плагиате, но проблема романа не в этом

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Эшелон на Самарканд Оценка: * Еще не успев толком выйти в свет, новый роман Гузели Яхиной уже оказался в центре по меньшей мере двух крупнокалиберных скандалов — Яхину обвиняют сразу и в «очернительстве» советского строя, и в плагиате. Не вдаваясь в суть самих обвинений (первое — дежурное, второе — несколько голословное и преждевременное, поскольку речь идет о возможном использовании писательницей документов, выложенных в открытый доступ, а автор обвинения, историк Григорий Циденков, самого романа пока не прочел и, соответственно, не может судить о прямых текстуальных пересечениях), следует…

Развернуть

«Утопия-авеню» — роман о рок-группе 1960-х, в каждой точке которого хочется задержаться подольше

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Утопия-авеню Оценка: * Все романы англичанина Дэвида Митчелла скроены по схожей схеме — как нагромождение самых немыслимых событий и приключений, которые рано или поздно запутываются настолько, что вывести героев (а заодно и их создателя) из тупика способно только трансцендентное вмешательство. Именно в этот тяжелый момент неизбежные, как боги из машины, из кулис выходят представители выдуманных Митчеллом таинственных рас, издревле незримо живущих среди нас, — хорологи (благожелательные к человеку) и анахореты (враждебные ему, да и вообще крайне несимпатичные). Они раскланиваются, шлют воздушные…

Развернуть

Если бы Гражданская война закончилась победой белых

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Грифоны охраняют лиру Оценка: * Формулировка «написанный филологом и предполагающий определенную читательскую компетенцию роман…» (именно такую характеристику предпосылает литературному дебюту Александра Соболева издательская аннотация) в современных реалиях прочитывается примерно как «посторонним вход воспрещен». И хотя на протяжении первой половины книги вы, скорее всего, будете недоумевать по поводу необоснованно недружелюбной к читателю формулировки (какая уж тут специальная компетенция — вроде бы читаешь себе и читаешь, не бином Ньютона), не торопитесь с выводами: вполне возможно, ближе к концу…

Развернуть

Галина Юзефович о книге Джо Лансдейла «Пойма»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Пойма Оценка: * Детектив — жанр консервативный и во многом искусственный: в жизни преступления почти никогда не раскрываются так, как это происходит в романах или сериалах, сыщик не всеведущ, его ассистент не вездесущ, а улики и вещественные доказательства очень редко складываются в ясный, однозначно прочитываемый узор. Стремление автора описывать расследование убийства «как есть», без прикрас, способно в хорошем случае превратить его книгу в производственный роман, а в плохом — переломить ей хребет. Джо Лансдейлу в этом смысле удается пройти буквально по краешку: несмотря на то, что смысловая…

Развернуть

Галина Юзефович о книге Саманты Харви «Ветер Западный»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Ветер Западный Оценка: * Прямо накануне Великого поста богом забытая средневековая английская деревушка Оукэм просыпается и обнаруживает, что лишилась самого богатого, предприимчивого, образованного и щедрого своего обитателя. Вечером Том Ньюман веселился на свадьбе сестры священника, а наутро сгинул в волнах местной реки, раздувшейся из-за весеннего половодья: то ли случайно соскользнул в воду, отправившись осмотреть остатки рухнувшего моста, то ли решил свести счеты с жизнью, то ли стал жертвой чьего-то злого умысла. Даже тела его не удалось найти — только молодой воспитанник Ньюмана Хэрри Картер…

Развернуть

Галина Юзефович о книге Елены Мотовой «Еда для радости. Записки диетолога»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Еда для радости. Записки диетолога Оценка: * Идейный посыл книги диетолога Елены Мотовой не назовешь особенно оригинальным. В самом общем виде он сводится к довольно очевидному тезису: питание — такая область, где нет ничего однозначного, объективного и универсального, а это значит, что любые строгие предписания и запреты могут только порождать тревогу, но никак не способствовать здоровью и долголетию. Питаясь же разнообразно и сбалансированно, избегая крайностей и сохраняя должную меру открытости новому, мы без чрезмерных усилий добьемся оптимального результата. Однако если сама главная мысль «Еды…

Развернуть

Галина Юзефович о книге Люси Уорсли «Чисто британское убийство. Удивительная история национальной одержимости»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Чисто британское убийство. Удивительная история национальной одержимости Оценка: * Люси Уорсли известна российскому читателю своей книгой об устройстве английского дома, а также очаровательной биографией Джейн Остин, выстроенной как мысленное путешествие по домам, в которых прошла жизнь писательницы. На сей раз Уорсли обращается еще к одной важнейшей английской культурной универсалии — к великому общенациональному увлечению убийствами и, опосредованно, детективным жанром. По мнению Уорсли, зарождение этой мании, захватившей все слои общества на рубеже XVIII—XIX веков и почти выдохшейся к середине…

Развернуть

Галина Юзефович о книге Марианны Вулф «Пруст и кальмар»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Пруст и кальмар. Нейробиология чтения Оценка: * Древнегреческий философ Сократ был убежденным противником письменности, полагая, что алфавит станет убийцей человеческой памяти, а повсеместное распространение грамотности приведет к необратимым изменениям в человеческой психике. Как ни парадоксально, автор обаятельной и глубокой книги «Пруст и кальмар», американская исследовательница, известный нейрофизиолог Марианна Вулф во многом согласна с Сократом — разница в их позициях, пожалуй, касается лишь знака. Письмо действительно значительно меняет человеческий мозг, однако, по мнению Вулф, эти изменения…

Развернуть

Галина Юзефович о книге Оливии Лэнг «Путешествие к источнику эха. Почему писатели пьют?»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Путешествие к источнику эха. Почему писатели пьют? Оценка: * Если вас в самом деле интересует короткий и простой ответ на вопрос, вынесенный в заглавие развернутого эссе англичанки Оливии Лэнг (российский читатель знает ее по книгам «Одинокий город» и «Под поверхностью»), то будьте готовы к разочарованию: его вы не получите. Все герои Лэнг (в фокусе ее внимания шесть важнейших американских литераторов ХХ века) пьют по разным причинам. Теннесси Уильямса тяготит болезненная застенчивость и терзают детские травмы, Хемингуэй оказывается обманут своей высокой толерантностью к алкоголю, Фрэнсис Скотт…

Развернуть

Галина Юзефович о книге Макса Хейстингса «Вьетнам. История трагедии»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Вьетнам. История трагедии. 1945-1975 Оценка: * Работа британского журналиста Макса Хейстингса, автора множества книг по истории войн ХХ века, поражает сразу двумя вещами: во-первых, масштабом, а во-вторых, удивительным по нынешним временам внешним консерватизмом. С поистине моммзеновской обстоятельностью Хейстингс берется излагать историю Вьетнама от окончания Второй мировой в 1945 году и вплоть до падения Сайгона под ударами северовьетнамских войск в 1975-м таким образом, чтобы из множества разрозненных деталей, подобранных с большим знанием дела, в конце концов сложилась монументальная целостная…

Развернуть

Пятый роман Джоан Роулинг о Корморане Страйке — это идеальный детектив

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Дурная кровь Оценка: * Литературный критик Галина Юзефович рассказывает о книге «Дурная кровь» Роберта Гэлбрейта — под этим псевдонимом Джоан Роулинг создает историю о сыщике Корморане Страйке. Это уже пятый роман о нем. В новой части Страйк и его напарница Робин Эллакотт расследуют исчезновение женщины, случившееся 40 лет назад. Есть три причины, чтобы прочитать этот детектив. Это идеальный детектив Детективный жанр сегодня переживает если не упадок, то во всяком случае некоторый застой: новые романы все чаще повторяют или в лучшем случае по-новому аранжируют классические клише. Герои, сюжеты,…

Развернуть

«Невероятные происшествия в женской камере № 3» — актуальный роман о девушке, случайно попавшей в спецприемник

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Невероятные происшествия в женской камере № 3 Оценка: * Есть такие авторы, которые одним своим именем на обложке книги формируют определенные ожидания, и пресс-секретарь Алексея Навального Кира Ярмыш, конечно, из их числа. Даже не открывая ее дебютный роман, читатель может без труда выдвинуть рабочую гипотезу о том, что ждет его внутри: конечно, политика, протесты, автозаки, задержания, насилие и властный произвол — о чем еще, в самом деле, может писать человек, находящийся в сердце российской оппозиции. И хотя первые несколько страниц дебютного романа Ярмыш подобному прогнозу, в общем,…

Развернуть

«Филэллин» — роман об уральском вояке, который борется за независимость Греции от Османской империи

Критик: Юрий Сапрыкин Рецензия на книгу Филэллин Оценка: * В «Редакции Елены Шубиной» вышел роман Леонида Юзефовича «Филэллин», события которого происходят в XIX веке. Автор «Зимней дороги» на этот раз описывает войну за независимость Греции от Османской империи. Главный герой романа, уральский штабс-капитан Григорий Мосцепанов решает поучаствовать в этой войне (в честь него и название, «филэллин» — это человек, сочувствующий грекам). По просьбе «Медузы», журналист Юрий Сапрыкин прочитал этот роман о войне — и рассказал, каким он получился. 20-е годы XIX века. В Греции разворачивается война за независимость от османского владычества. Со…

Развернуть

«Покров-17» Александра Пелевина — захватывающий роман о закрытом городе в Калужской области

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Покров-17 Оценка: * В октябре 1993 года в Москве льется кровь и полыхает здание парламента. Россия в очередной раз замерла на перепутье, а пятидесятидвухлетний журналист и писатель Андрей Тихонов, автор романа о Великой Отечественной войне и обозреватель модного московского издания, приходит в чувство в собственных «жигулях» и обнаруживает на соседнем сиденье труп майора милиции с финским ножом в груди. Последнее, что Тихонов помнит, это как накануне по заданию редакции выехал в направлении закрытого города Покров-17. Город этот — вернее, даже не город, а целая территория в Калужской области,…

Развернуть

Галина Юзефович о романе Эмили Сент-Джон Мандел «Стеклянный отель»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Стеклянный отель Оценка: * У любого человека, пережившего 1990-е годы в России или хотя бы слышавшего рассказы старших, новый роман канадской писательницы Эмили Сент-Джон Мандел вызовет всплеск мгновенного узнавания — более или менее болезненного в зависимости от того, насколько близко сам читатель или его родные соприкоснулись со знаменитыми финансовыми пирамидами той эпохи, «народным» «МММ» или чуть более «элитарным» банком «Чара». История, которую рассказывает в «Стеклянном отеле» Эмили Сент-Джон Мандел, тоже выстроена вокруг глобальной финансовой пирамиды — она оказывается своего рода магическим…

Развернуть

Галина Юзефович о детективе Хелене Флод «Терапевт»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Терапевт Оценка: * Один из главных норвежских бестселлеров последних лет «Терапевт» Хелене Флод — очередной и весьма характерный представитель почтенного жанра скандинавского семейного нуара, при всем том не лишенный известной свежести и своеобразия. Если вы любите тягучие северные романы, в которых главный ужас неизменно таится под твоей собственной крышей, а убийство оказывается оптимальным способом разрешить накопившиеся проблемы и противоречия, то «Терапевт», с одной стороны, полностью удовлетворит ваши ожидания, а с другой найдет, чем удивить. Сара — молодой психотерапевт. Она работает с…

Развернуть

Галина Юзефович о детективе Абира Мукерджи «Человек с большим движением»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Человек с большим будущим Оценка: * В качестве декорации для своего детектива англичанин индийского происхождения Абир Мукерджи выбирает Калькутту 1919 года — и, пожалуй, это главное (и лучшее) в его романе. Блистательная Калькутта, город дворцов, тайн, интриг, головокружительных возможностей и зловещего культа богини Кали, недавно утратила столичный статус (в 1911 году столица британской Индии была перенесена в Дели), однако по-прежнему остается самым богатым, порочным и загадочным местом великой Империи. И Абир Мукерджи, сам выходец из Западной Бенгалии, в полной мере способен передать ее ни с чем…

Развернуть

Галина Юзефович о детективе Зигмунта Милошевского «Переплетения»

Критик: Галина Юзефович Рецензия на книгу Переплетения Оценка: * Польская литература сегодня — одна из наиболее самодостаточных в Европе (доля переводных книг на рынке там существенно меньше, чем, скажем, в России), а это значит, что наряду с высокой словесностью в ней процветает бодрый и мастеровитый жанровый мейнстрим. В этой нише 44-летний бывший репортер криминальной хроники Зигмунт Милошевский — признанная звезда первой величины. Начав с хорроров и фантастических романов в жанре young adult, вскоре он сместился в нишу детектива и там уже преуспел по-настоящему: его трилогия о Теодоре Шацком стала одним из главных польских бестселлеров…

Развернуть