Лиterraтура

Елена Иваницкая: рецензия на книгу «Вот жизнь моя. Фейсбучный роман»

Критик: Елена Иваницкая Рецензия на книгу Вот жизнь моя. Фейсбучный роман Оценка: Новая серия издательства «РИПОЛ классик» началась встречей поколений – книгами литературных критиков Сергея Чупринина и Валерии Пустовой. «Фейсбучный роман» Чупринина – это не роман, а энциклопедия, лексикон, толковый словарь. Ибо нет ничего явного, что не стало бы тайным: «Не вернется время, что родилось на излете оттепели, проползло сквозь вязкие семидесятые восьмидесятые, рвануло вперед на рубеже девяностых и теперь, капля по капле, истекает. Мое время, время моих ровесников – и чужое, полное тайн и загадок для новых, пошедших в рост поколений. Его надо…

Развернуть

Со дна исторического омута

Критик: Олег Демидов Рецензия на книгу Непохожие поэты Оценка: Один из героев этой книги написал в 1922-м году несколько строк, которые всегда будут актуальными: Друзья (как быть?), не любят стихотворцев ныне. Ах, не высок ли песен слог? Не высоко ль чело? Это небольшой отрывок из стихотворения Анатолия Мариенгофа. Мы попробуем сегодня задуматься над поставленными им вопросами. Но для анализа этой книги сначала отойдём немного в сторону от Прилепина-прозаика и Прилепина-поэта. Чтобы говорить о Прилепине-литературоведе, необходимо поступить именно так. Прилепин-литературовед Когда произошёл очередной спор писателя с литературными…

Развернуть

Новая энциклопедия русской жизни

Критик: Егор Фетисов Рецензия на книгу Бывшая Ленина Оценка: *В современной русской литературе, как, впрочем, и в современном российском кино постепенно сложился некий рецепт удачного произведения. Меняются только пропорции, а ингредиенты следующие: социальная проблема, функционирующая как фон, на котором протекает действие: беспредел властей на местах и проблемы церкви («Левиафан»), передел рынка в сфере погребальных услуг (роман Елизарова «Земля»), проблемы «скорой помощи» в «Аритмии» Бориса Хлебникова, проблема провинции, в которой человеку некуда себя деть и невозможно самореализоваться («Дождь в Париже» Сенчина). Это длинный список…

Развернуть

Человек на фоне вывертов

Критик: Василий Геронимус Рецензия на книгу Нас украли. История преступлений Оценка: *Новый роман Людмилы Петрушевской в едином фокусе авторского художественного зрения воссоздаёт обстановку 90-ых годов прошлого – 10-ых годов нынешнего века, т.е. охватывает широкий и, стоит добавить, эпохальный промежуток времени. Прежде всего, в романе описывается историческая атмосфера России последних нескольких десятилетий (включая, пожалуй, и нынешнее время), возникает эпохальная обстановка, в которой люди – и соответственно герои романа – вынуждены жить по меньшей мере на две страны или сразу на несколько стран. Неслучайно в романе наряду с одичалой и…

Развернуть

Сергей Оробий о книге «Миф и жизнь в кино» Александра Талала

Критик: Сергей Оробий Рецензия на книгу Миф и жизнь в кино Оценка: Сразу расставим точки над i: на стандартный учебник для желающих заработать киношный миллион книга Талала нисколько не похожа. Автора интересует не поэтика кино, а его метафизика. «Предмет книги – давно волнующая меня теория о сочетании в произведении мифических и жизненных элементов для создания правильного баланса». Родившись вместе с XX столетием, кинематограф воплотил самую насущную проблему века: подвижность границ между вымыслом и реальностью, мифом и жизнью, между «так не бывает!» и «только так и бывает». Кино определило не только новую эстетику, но и новую философию:…

Развернуть

Анна Аликевич о романе «В ожидании Божанглза» Оливье Бурдо

Критик: Анна Аликевич Рецензия на книгу В ожидании Божанглза Оценка: Дебютный роман французского автора, о таинственной личности которого почти ничего не удалось узнать, – это искромётное, фантастическое и немного юмористическое жизнеописание матери современного европейского семейства, супруги бизнесмена и воспитательницы своего единственного сына. А также гостеприимной домохозяйки, одарённой танцовщицы и певицы в кругу своей семьи и… любительницы крепких коктейлей, шумных вечеринок и театральных эффектов. Смотря на эту невообразимую женщину глазами любви – то есть глазами обожающего ее 9-летнего сына и буквально боготворящего ее мужа, мы…

Развернуть

Две формулы свободы

Критик: Яна Сафронова Рецензия на книгу Формула свободы Оценка: В прозе Ирины Богатырёвой можно выделить два основных направления: реализм и одну из его разновидностей, реализм магический. Но если раньше два этих метода могли находиться в пространстве одной книги, то с течением времени каждый из них в отдельности был реализован в больших формах. В одной из первых книг Богатырёвой, «Товарищ Анна», реалистическая повесть про современную девушку Анну, горящую коммунистическими идеями, соседствовала с рассказом, где можно было встретить околдованного речным царём юношу Ганимеда, который бесцеремонно вмешивался в размеренный дачный быт. А вот в…

Развернуть

Ретвиты на хлеб не намажешь

Критик: Мария Закрученко Рецензия на книгу Принцип кураторства. Роль выбора в эпоху переизбытка Оценка: Можно ли написать книгу сразу обо всём на свете? Британский издатель и основатель издательской платформы Canelo Майкл Баскар приблизился к такой попытке. Точнее, он попытался это «всё на свете» обобщить и тем самым продемонстрировать, что мир устроен совсем не так сложно, как порой кажется, если грамотно взяться за систематизацию. В основе такой систематизации у Баскара лежит принцип кураторства, основы которого он излагает в книге. Значение термина автор определяет так: «Кураторство - это отбор и упорядочение с целью создания выгоды, в…

Развернуть

Неутолимый праздник расставанья

Критик: Юрий Угольников Рецензия на книгу Ротация секретных экспедиций Оценка: Седьмую книгу стихотворений Александра Белякова сложно назвать новым этапом в его творчестве: перед нами художник на редкость верный себе. Это и хорошо. Как говорил А. П. Чехов: если бы мои пьесы были похожи на чьи-то ещё, это было бы плохо, а что моя пьеса похожа на другую мою пьесу, это, кажется, называется «стиль». Сохраняется фирменная ирония, в которой Александр Левин уже довольно давно усмотрел некое сходство с паниронизмом Иртеньева и Кибирова; но тот же Левин писал о ложности этого узнавания («…за легкими первыми ходами часто следовали вовсе не…

Развернуть

Откуда взялся Гарри Поттер?

Критик: Ольга Бугославская Рецензия на книгу Гадкий Утёнок, Гарри Поттер и другие. Путеводитель по детским книгам о сиротах Оценка: Сказка строится на контрасте: главную награду получает изначально самый обездоленный и несчастный герой – ребёнок-сирота. Вся детская литература, выросшая из сказки, более или менее явно следует этому принципу. Да и вообще сирота и наследующие ему персонажи играют весьма заметную роль во всей мировой литературе. Переводчик, критик и литературовед Ольга Бухина изучила огромное множество произведений и представила «Путеводитель по детским книгам о сиротах». При этом речь в нём идёт не только о книгах, но и…

Развернуть

Осколки калейдоскопа на фоне истории

Критик: Николай Редькин Рецензия на книгу Калейдоскоп. Расходные материалы Оценка: Роман Сергея Кузнецова представляется объёмным с разных точек зрения. Во-первых – пространственно-временной масштаб: охвачен весь ХХ век (причём расширенный – с 1885-го по 2013-й) и практически весь мир, от Франции, России и США до Аргентины, Шанхая времён заката Британской империи и даже до Африканского континента, ещё не утратившего страх перед западной цивилизацией. Во-вторых, в содержательном отношении: на протяжении всего романа Кузнецов вроде бы исследует главный вопрос Новейшего времени: умер Бог или нет? А если умер, то что тогда, какие силы…

Развернуть

Замечательная жизнь людей

Критик: Оксана Бутузова Рецензия на книгу ЖеЗеэЛ Оценка: В названии романа «ЖеЗеэЛ» можно увидеть полемику с заглавием известной серии книг о замечательных людях. Судьбы героев, описанные в книгах этой серии, кажутся нам значительными, главным образом, из-за громких имён и величия созданного ими. В персонажах романа Марата Басырова* нет и намёка на величие. Орфографическое искажение «ЖеЗеэЛ» напоминает подделку популярного лейбла с умышленными опечатками – чтобы не привлекли к ответственности за плагиат – или воспроизведённое со слуха, название чего-то непонятного, словно человек только ещё учится писать. Обычно книга серии ЖЗЛ посвящена…

Развернуть

Среди украденных трофеев

Критик: Мария Закрученко Рецензия на книгу Уиллард и его кегельбанные призы Оценка: В «Уилларде», шестом из одиннадцати романов автора, до сих пор не переводившемся в России, Бротиган продолжает эксперимент с жанровой эклектикой (начатый в его книгах «Аборт. Исторический роман» (1971) и «Чудище Хоклайнов. Готический вестерн» (1974). Атмосфера нуара, мазохистская «романтика», детективная история и классическая трагедия – смешать вместе, подать тщательно подбирая каждое слово, добавить фирменного обаяния, – кажется, так можно описать «рецепт» этого романа с неповторимой интонацией. …Казалось, что к роману «Уиллард и его кегельбанные призы»…

Развернуть

Угроза цунами

Критик: Ольга Бугославская Рецензия на книгу Коронация Зверя Оценка: Если бы литература по-прежнему играла заметную роль в общественной жизни, то роман «Коронация Зверя» стал бы одним из главных событий года. По смелости и остроте его можно сравнить разве что с «Днём опричника» Владимира Сорокина, вновь оказавшимся в центре внимания благодаря театру Ленком. Но если у Сорокина речь идёт о кристаллизованном русском «всегда», о некоем остове пресловутой русской матрицы, то Валерий Бочков пишет о нашем ближайшем будущем, о планах, так сказать, на завтра-послезавтра. Иными словами, о конкретном актуальном воплощении вечного сценария. Бывший…

Развернуть

Лоцман зашумленного мира

Критик: Александр Журов Рецензия на книгу Удивительные приключения рыбы-лоцмана: 150 000 слов о литературе Оценка: Хотя книга с громоздким названием «Удивительные приключения рыбы-лоцмана» на собственной же обложке обозначена как дебютная, поддержать этот эпитет язык поворачивается с трудом. Формально книга, конечно, дебютная – в том смысле, что первая. Однако за плечами автора уже состоявшаяся литературная судьба и репутация «одного из самых авторитетных российских критиков», как вполне справедливо сообщает аннотация. На деле перед нами своего рода opus magnum Галины Юзефович – книга, в которой отразилась история российского книжного…

Развернуть

Умберто Эко как здравый смысл

Критик: Александр Журов Рецензия на книгу О литературе Оценка: Сергей Зенкин в некрологе, посвящённом Умберто Эко, называет итальянского писателя «экономом», «хозяином», который смог дать собирающий и деятельный взгляд на наследие западной цивилизации. Чтобы убедиться, насколько точна эта метафора, необязательно штудировать все теоретические трактаты Эко или даже хорошо знать его прозу. Сподручнее обратиться к тем текстам, в которых итальянский классик предстает не как писатель или учёный-теоретик, но в первую очередь как публичный интеллектуал. Именно такую возможность и предлагает сборник эссе «О литературе». Во многом он продолжает…

Развернуть

Будущее всё же случится

Критик: Владимир Аверин Рецензия на книгу Причинное время Оценка: Эссе, вошедшие в новую книгу Льва Рубинштейна «Причинное время», во многом отсылают нас если не к жанру (который, похоже, активно формируется на наших глазах, выдвигаясь с периферии), то к формату «фейсбучного текста». «Я спросил недавно у Фейсбука» – так начинается пролог, но это, конечно, только самый внешний уровень. Как и посты Рубинштейна в соцсети, за которыми следит более сорока тысяч подписчиков, и общая связь с интернет-средой за счёт заметок с сайтов Grani.ru и InLiberty.ru, также включённых в книгу. На глубинном уровне выстраивается куда более интересное…

Развернуть

Остерегайтесь подделок

Критик: Ольга Бугославская Рецензия на книгу "Сглотнула рыба их…". Беседы о счастье Оценка: «Сглотнула рыба их» – это сказано, как известно, про ключи от женского счастья, которые потерял сам Господь Бог. Свою книгу прозаик Майя Кучерская и психолог Татьяна Ойзерская задумали как некий инструмент спасения тотально несчастного женского населения. При этом отдельное достоинство книги состоит всё-таки в том, что она намного шире заявленной темы. В ней речь идёт о человеческих взаимоотношениях вообще и о способах их построения. Поэтому она может быть интересна далеко не только барышням в поиске. Откровенно говоря, всё, что может быть отнесено…

Развернуть

Десять мифов о любви

Критик: Анаит Григорян Рецензия на книгу Воскрешение Лилит Оценка: Там, где происходит развенчание одного мифа, неизбежно возникает новый: таково свойство человеческого сознания, воспринимающего отсутствие мифа как невыносимую пустоту. Мифология заменяет нам знание о предметах, недоступных рациональному осмыслению, о предметах привычных, повседневных и непостижимых, и противоречивость мифа парадоксальным образом утверждает его подлинность. К мифу, по-видимому, вообще не применимы устоявшиеся понятия «развенчание» или даже «разоблачение»: в мифологическом пространстве смыслы никогда не вычитаются, а только складываются и множатся, их…

Развернуть

В погоне за клуджем

Критик: Сергей Оробий Рецензия на книгу Клудж Оценка: Первое, что нужно сказать о «Клудже»: новая книга человека, которого с полным правом можно назвать Белинским 2000-х, – совсем не про книжки. Обман ожиданий? Мы ведь совсем не так представляем себе книжных критиков, верно? Ну а какими, какими же они должны быть? Очень точно наше (неправильное) ощущение выразил один из данилкиновских «клиентов» – Проханов: «Вы, Лёва, филологический человек»; «Тут надо сказать, что термин «филологический человек» в мире Проханова имеет отчетливо пейоративный оттенок», иронически добавляет Данилкин. Филологический, пожалуй, – но не загораживающийся…

Развернуть

Вражда как движущая сила истории

Критик: Ольга Бугославская Рецензия на книгу Тень Мазепы Оценка: Ещё первая оранжевая революция в Киеве для многих у нас стала неприятным сюрпризом. Ведь русский народ един, и украинцы – одна из его ветвей. Происки врагов, бунт на корабле. Но суть события совсем в другом: корабля на самом деле два. Единый русский народ или «русский мир» перестал существовать еще в Средние века, когда одна его часть оказалась под властью Золотой Орды, а другая – Литвы и Польши. Зарождение самостоятельной украинской нации, формирование её отдельного языка, исторической памяти, пантеона национальных героев и всего, что, по Льву Гумилёву, составляет…

Развернуть

От молчания к болтовне

Критик: Сергей Сиротин Рецензия на книгу Мобильник Оценка: В Китае Лю Чжэньюнь – очень известный писатель, вокруг его имени уже складывается своего рода культ. Немногие авторы могут при жизни похвастаться тем, что их родные места стали местом паломничества из-за их творчества. Между тем, в родной провинции Лю Чжэньюня планируется открытие тематического парка, связанного с его книгами, вернее, с их экранизацией, ведь многое написанное этим автором было экранизировано. Такого успеха среди живущих авторов сумел добиться, наверное, только Орхан Памук, открывший в Турции свой «Музей невинности», связанный с одноимённой книгой. Для Лю Чжэньюня…

Развернуть

Жить здесь и сейчас

Критик: Ольга Бугославская Рецензия на книгу Не зяблик. Рассказ о себе в заметках и дополнениях Оценка: Анна Наринская рассказывает не о культуре или культурном процессе. Она описывает жизнь в самом общем и широком плане, опираясь на знаковые культурные события. Ее повествование не привязано к литературному, кинематографическому или музыкальному процессу и не ограничено ими. В этой позиции есть огромное преимущество. Она позволяет автору видеть главное не в литературе / кино / музыке, а просто главное. Главное вообще и для всех. Каков же критерий отбора главного и значимого? О чем в принципе разговор? Рука с трудом поднимается, но…

Развернуть

По обе стороны суда

Критик: Сергей Оробий Рецензия на книгу Закон о детях Оценка: В европейской литературе есть жанр «сутяжнического экшна (официально это называется "юридический саспенс-триллер")». Отечественной литературе этот жанр по понятным причинам неблизок: приходится довольствоваться литературным импортом. Классиком «сутяжнического экшна» по праву считается Джон Гришэм. Иэн Макьюэн с новым романом (фактически – повестью) «Закон о детях» может претендовать на звание революционера жанра. Как у него это получилось, сейчас расскажем. Сюжет таков. Фиона Мей – судья шестидесяти лет с хорошей репутацией и треснувшей семейной жизнью, славящаяся взвешенными,…

Развернуть

Книга о слабости

Критик: Евгений Фурин Рецензия на книгу Покорность Оценка: Рецензию на любую книгу Мишеля Уэльбека можно начинать словами: «Роман вызвал скандал во Франции». С некоторыми вариациями. К примеру, разговору о новом романе Уэльбека «Покорность» неизменно сопутствует информация о том, что в день выхода книги случился теракт в редакции «Шарли Эбдо». А вот в случае с «Платформой», вышедшей в далеком 2001-м, добавлялось: «Писателя чуть было не посадили за исламофобию и разжигание межнациональной розни». Дела давно минувших дней, конечно. Все уже о том и позабыли, но связь этих книг на самом деле довольно прочна: спустя более чем десятилетие…

Развернуть