23 июля 2016 г., 00:38

276

Экономика всего, или Двадцать девятое заседание клуба «Дискурс»

32 понравилось 2 комментария 1 добавить в избранное

Обсуждение темы «Всепроникающая экономика», которое было открыто на прошлом заседании литературно-видео клуба «Дискурс» дискуссией по фильму «Предел риска», продолжилось 16 июля обсуждением книги Александра Аузана «Экономика всего» .
Модерировал дискуссию и делал основной доклад прозаик Александр Богаделин.


картинка Zatv

Александр Александрович Аузан – доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, руководитель экспертной группы при Правительстве РФ и крупнейший специалист по институциональной экономике. Предметом его научных исследований является изучение влияния институтов на развитие и модернизацию тех или иных стран.
Александр Александрович не только автор 130 статей и нескольких монографий, но и известный популяризатор экономических идей. Последнее чаще всего происходит в виде публичных лекций или интервью (например, вот здесь размещена очень интересная лекция о взаимовлиянии экономики и культуры). Именно серия интервью журналу «Esquire» легла в основу его книги «Институциональная экономика для чайников», которая во втором издании получила название «Экономика всего. Как институты определяют нашу жизнь».

картинка Zatv

Целью, по крайней мере декларируемой, многих государств является повышение благосостояния населения. Но сразу же встает вопрос, как это сделать? И куда стремиться?
На последний вопрос ответил известный специалист по статистике Ангус Мэддисон. Во многих странах подробный учет макроэкономических показателей ведется последние 150-200 лет, и на основе этих данных Мэддисон построил графики уровня валового дохода на душу населения. Наиболее репрезентативная выборка получена с 1820 года по наше время.
Оказалось, что все страны делятся на три четкие подмножества. «Золотой миллиард» с уровнем дохода $ 20-30 тыс. образуют первую группу. Во вторую – попадают страны с «низкой траекторией» и валовым доходом до $ 10 тыс. на человека. Но есть и третья группа, которая пытается перейти с низкой траектории на высокую. За последние 200 лет это пытались сделать десятки государств, но получилось только у единиц. Институциональная экономика как раз и изучает условия необходимые для успешного перехода.


картинка Zatv

Как оказалось, для успешной модернизации чуть ли не ключевую роль играют институты. Что это такое? В экономике под ними понимают правила, которые бывают формальные и неформальные.
С формальными, вроде бы, все понятно. Это, по сути, законы, постановления, указы, инструкции… т.е. правовое поле, и вся репрессивная мощь государства направлена на принуждение к их выполнению.

Хотя выполнение неформальных правил обеспечивается самим обществом, их сила может не уступать официальным. Вспомним хрестоматийный пример – Анну Каренину, бросившуюся под поезд. Она нарушила неформальное правило своего круга (развелась с мужем) и подверглась обструкции – перед ней оказались закрыты двери домов всех ее знакомых. Именно это и стало основной причиной ее самоубийства.
Другой пример – история известного естествоиспытателя Гамильтона, которого вызвали на дуэль. В ночь перед поединком он написал целое эссе о бессмысленности такого способа выяснения отношений, но на утро отправился в назначенное место и был убит. (И с точки зрения институциональных экономистов, несчастный Гамильтон поступил правильно.)
***
Однако, наличие правил не является залогом их автоматического выполнения. Институциональная экономика изучает человека реального, т.е. человека склонного к нерациональному и оппортунистическому поведению, особенно, если это приносит экономические выгоды или просто соответствует менталитету.
Наглядный пример: по традиции польские шляхтичи выбирали своего короля единогласно. И всегда находился кто-то голосовавший «против», подразумевающий, что его согласие будет куплено за определенные блага.
Не лучше дела обстоят и с рациональностью. Как было выявлено исследованиями, отмеченными Нобелевскими премиями, наше мышление лишь на 50% отвечает этому критерию, а вторая половина построена на стереотипах и образах.

Самое интересное, что не только население, но и само государство склонно к оппортунизму и имеет ограничение по рациональности. Властные группы могут иметь интересы, отнюдь не совпадающие с заявленными целями. И противостоять этому, по мнению экономистов, могут только институты, т.е. еще раз повторим, набор формальных и неформальных правил.
Причем, наблюдается очень четкая корреляция – чем сильнее неформальные правила, тем требуется меньшее госрегулирование.
***
Из других мыслей, затронутых в книге, стоит отметить, что не бывает ничего идеального. Любое экономическое действие, любой вид владения имеет свои издержки. И самый эффективный способ их снижения – выработка консенсусной идеологии. Там где собственность легитимна и признается большинством населения, не нужно строить высокие заборы, нанимать множество охранников, постоянно заниматься розыском похищенного имущества и нести прочие подобные издержки.
Но главный вопрос, несомненно, а что делать в России? Как пишет Аузан:

«Наша страна вот уже четыре века стоит на распутье между застоем и модернизацией. Мы вроде бы хотим покинуть ту инерционную траекторию движения, которая нас не очень устраивает и не обеспечивает положение в мире, которое мы считаем для себя достойным, но выйти на более высокую траекторию развития почему-то не очень получается. Проблема институциональных изменений для России, таким образом, упирается в проблему модернизации»

Споры о том, какой должна быть модернизация в России — авторитарной или демократической, проектной или институциональной, упираются в одну и ту же проблему – в стране, по большому счету, отсутствует спрос на изменения. Изменения нужны только при долгосрочном планировании. Если же мы думаем в пределах одного года, то они остаются не востребованными.

И единственный способ «заставить» людей думать вдолгую – это выработка национальных ценностей. Иногда такие ценности возникают из сложившейся практики, как, например, было в Америке.
С 1846 по 1864 годы в штате Калифорния вообще не было государственной власти. Все присылаемые из центра войска и чиновники сразу же отправлялись мыть золото. Но чтобы работать с золотом, добывать его, делить, продавать нужна была система определенных правил.
Стихийно сложились два порядка. Один – поземельный контракт, т.е. по существу частная собственность. Другой – так называемое долевое соглашение, когда работают все вместе, кто-то моет золото, кто-то роет, а потом все делят. Но даже в долевом контракте был следующий пункт. «Если человек нашел самородок, самородок разделу не подлежит». Почему? Каждый американец имеет право на счастье! И это в качестве национальной ценности впоследствии было закреплено в Конституции.

Но в большинстве случаев, все-таки ценность должна быть дополнительной к стереотипу поведения.

Почему Ordnung (порядок) является национальной ценностью для немцев? Потому что до XIX века Германия прожила длинную цепь веков будучи раздробленной на княжества. В Пруссии, Силезии, Саксонии и т.д. главенствовали различные стереотипы поведения, что создавало барьеры в общении будущих немцев. Поэтому идея единого порядка, охватывающего все области жизни, становится на целый век определяющей национальной ценностью.
В Англии национальной ценностью является традиция. И возникла она после череды кровопролитнейших войн – Белой и Алой Розы, кромвелевских чисток, в Ирландии и т.д. Поэтому, начиная с определенного периода, сложилось правило, что войн внутри Англии по поводу правил не происходит, и вся агрессия направляется во внешнее пространство империи.
***
А далее, Александр Александрович попытался сформулировать, каких именно ценностей нам не хватает, чтобы провести успешную модернизацию.
Во-первых, как показывают социологические опросы, россияне – яркие индивидуалисты. Чуть ли не 90% опрошенных считает, что другим доверять нельзя. Поэтому, коллективизм, доверие являются для нас дополнительными ценностями.
Во-вторых, российский этнос – это полукочевой этнос. Из-за обилия земель, как только истощался участок его сменяли на новый. Это развивает свойства инновационности, но порождает нетехнологичное поведение. Еще одна дополнительная ценность – технологичность.
Третье вытекает из предыдущего пункта. Собственная инновационность порождает неуважение к чужим идеям. Отсюда дополнительная ценность – уважение к интеллектуальной собственности. И т.д.
Но самая главная ценность, которой нам не хватает – договороспособность. Мы должны научиться слышать друг друга и держать данное обещание.

Аузан полагает, что все эти дополнительные ценности должны быть зафиксированы в специальном документе. Должна быть разработана методика обучения им, и лучше всего это делать через школу.
А в заключение был процитирован прогноз А. Аузана, что будет с Россией в отсутствие модернизации. Через 15-20 лет страна может превратиться в государство, вся экономика которого будет сосредоточена вокруг обслуживания товаропотока из Китая в Европу. Элиты и их дети будут проживать за границей, а население будет существовать по остаточному принципу.
***
Развернувшееся далее обсуждение сосредоточилось, в основном, на российских проблемах и возможных путях их решения. Говорилось и о медицинском обслуживании, и о пенсионном обеспечении… и это уже был разговор с учетом почерпнутых из книги мыслей и предложений.

Следующее заседание клуба «Дискурс» состоится 13 августа. Его тема – творчество Микеланджело Антониони, а модерировать дискуссию и делать основной доклад будет к.ф.н., журналист, преподаватель ИвГУ Николай Аркадьевич Голубев.

В группу Клубный дом LiveLib Все обсуждения группы
32 понравилось 1 добавить в избранное

Комментарии 2

Помню, как познакомилась с этой книгой благодаря вашей рецензии. Невероятно классная книга и харизматичный автор, спасибо!

KrisRaevskaya, У этой книги есть расширенная версия в виде десяти видео-лекций. Тоже рекомендую.

Читайте также