Больше лайфхаков

3 января 2020 г.

242

Искусство устного рассказа

Словно фотограф, чей объектив, чтобы передать идею, выхватывает из пейзажа лишь одно дерево и скалу, рассказчик замыкает хаос в рамку, отбирает несколько выразительных деталей, располагает их так, чтобы заинтересовать слушателя, и быстро устремляется к развязке. Заключительную фразу он обязан знать прежде, чем произнесет первую, и движение к концовке должно быть неотвратимым и размеренным. Все лишние детали, даже самые привлекательные и выразительные,— долой! Все не относящееся к сути дела — долой! Перегруженный рассказ погибнет.

Избегайте многословия. Внимание слушателя рассеивается. Надо, чтобы он все понял сразу. У него ведь не будет возможности выслушать рассказ снова или на досуге перечитать его. В устном рассказе важен ритм и стиль — меткое слово, удачная фраза, яркий штрих, способный оживить описание или раскрыть характер.

Хороший рассказ отвечает обстановке и аудитории. Нужно, чтобы он возникал сам собой, экспромтом или по крайней мере казался таким. Рассказу необходимо изящество — юмор без злобы, чувство без сентиментальности. Он должен вызывать у слушателей отклик.

... юмор, пожалуй, самое ценное в искусстве устного рассказа. Не пошлая острота, не избитый анекдот, а подлинный юмор, то есть чувство соразмерности, умение зорко подметить нелепое, разоблачить напыщенность и прежде всего — способность посмеяться над самим собой.

Искусство рассказа можно совершенствовать. Прежде всего интерес к людям, ибо люди —это главное. Лица в метро, уличная сценка, обрывки подслушанного разговора... Если вы умеете видеть, слышать и наделены хоть чуточкой доброты и малой толикой воображения — вы вполне сможете стать рассказчиком.