Больше лайфхаков

21 января 2021 г.

127

Чему надо и не надо учить детей

Общаясь с родителями, наши инструкторы часто говорят о том, чему не надо учить детей. Есть несколько установок, которые мы сами унаследовали от старших поколений и часто бездумно их повторяем, в то время как они отнюдь небезобидны.

1. «Старших надо слушаться!» Такое требование и жесткий контроль за его соблюдением приводят к тому, что ребенок безоговорочно послушается любого взрослого, который к нему обратится, в том числе и незнакомого.

2. «Веди себя тихо, не шуми, ты не в лесу, вокруг люди…» Большинство родителей хочет воспитать члена общества, который будет заботиться и о других тоже, однако эта установка приводит к тому, что, когда надо кричать, ребенок просто не может этого сделать: ведь нельзя же. Приучая его думать о комфорте других, не забывайте отметить: есть такие ситуации, которые требуют экстремального (необычного) реагирования. В частности, громкого крика, чтобы обратить на себя внимание.

3. «Иди поцелуй бабушку, что значит „не хочу“?», «Доедай суп через не могу». Таким образом мы приучаем ребенка к тому, что его желания ничего не значат, что другие люди могут совершать фактически насилие над его телом. И в другой ситуации, когда кто-то – знакомый или незнакомый – будет что-то делать с его телом, он просто может даже и не подумать о том, что имеет полное право на то, чтобы немедленно остановить неприятные для него действия.

4. «Надо всегда всем помогать!» Желание вырастить доброго и сердобольного человека не должно заставлять ребенка бросаться помогать всем подряд, в том числе незнакомым взрослым. К сожалению, может найтись человек, который использует это замечательное свойство в своих целях. Поэтому – да, помогать надо, но незнакомым взрослым прекрасно (и гораздо эффективнее) помогут другие взрослые. Детям старшего возраста можно объяснять, что помощь возможна, но исключительно в том случае, если она не требует от ребенка уйти с незнакомым человеком куда-то с его маршрута или открыть ему дверь в квартиру.

5. «Вообще-то так делать нельзя, но со мной можно». То, что вы делаете на глазах у ребенка, воспринимается им как пример для подражания, а воспитываем мы, как известно, не словами, а поступками. Ясно, что рассказывать о вреде курения, дымя у ребенка перед носом сигаретой, бессмысленно – точно так же бесполезно объяснять ему, как опасно ходить по льду, перебегая вместе через замерзшую речку, «потому что со мной можно».

6. «Мне можно, потому что я большой, а ты маленький» (или «Я так делаю, но тебе нельзя»). Это ужасно обидно звучит для ребенка, это прямо вызов для него, ведь он тоже хочет считать себя большим.