22 ноября 2018 г., 14:17

2K

Интервью с Андреем Орловским: «Судьба ставит передо мной вопросы, я на них отвечаю стихами»

19 понравилось 41 комментарий 4 добавить в избранное

Андрей Орловский — поэт, писатель и журналист. Создатель и главный редактор «Живых поэтов» , крупнейшего поэтического проекта на территории СНГ. Сегодня Андрей отвечает нашим пользователям на вопросы о поэзии, творчестве и своем личном пути.

Добрый день и спасибо за такой замечательный и нужный проект «Живые поэты». Мой вопрос: во второй половине XIX веке образовалось два поэтических лагеря (негласное противостояние «демократической поэзии» и «чистого искусства»). Если бы это противостояние сохранилось и в наши дни, на какой бы стороне были Вы: «поэзии ради поэзии» (красота слога, ритма, рифмы, без глубокого социального подтекста) или же поэзии, меняющей мир с помощью слов, поэзии социальной направленности? И что нужнее, по-вашему, в условиях современного мира? И вообще в современной поэзии можно выделить какие-то течения?

Ни на той, ни на другой: мои стихи – энциклопедия внутренних пределов, письма в оффлайн, снег для никого. Я не настолько люблю поэзию, чтобы действовать в ее интересах, и не хочу сказать больше, чем говорю. «Нужнее» – вообще говоря, категория для поэзии неприменимая.Что для каждого отдельного автора представляет интерес, какая тема или форма позволяет ему максимально раскрыть свой талант – то для него и важнее. Судьба ставит передо мной вопросы, я на них отвечаю стихами, те, перед кем стоят такие же вопросы – эти стихи читают.

Доброго времени суток, несколько лет назад ваша книга «Искренность» изменила мой взгляд на многие вещи. Теперь хочется выразить вам благодарность за «ЖЫ». Вопрос мой возможно очень банален, но я люблю задавать его творческим людям, особенно писателям. Откуда вы черпаете вдохновение, силы продолжать свою творческую стезю, ведь в современном мире искусство часто становится фальшивым.

«Вдохновение» – понятие довольно архаичное, я пытался деконструировать его еще в книжке «искренность» 2014-го года. Силы у всех берутся из одних и тех же источников – новых дорог, правильных людей, любви, ярости и других. короче говоря, не знаю, как ответить на этот вопрос без пафоса – я просто делаю то, что считаю нужным делать, вот и все.

На Ваш взгляд, что важнее в поэзии – форма или содержание? Я имею в виду бывают стихи, выполненные по всем академическим законам, но не оставляющие в душе следа, а есть произведения, которые может быть и «хромают» по ритму, но запоминаются навсегда. За проект отдельное спасибо.

Поэзия – абсолют языка: форма и содержание одинаково важны. Но, если отсутствие техники еще можно объяснить неопытностью, чувство стиля можно в себе выработать и развить, то с внутренней пустотой ничего не поделаешь. Поэтому, обращаясь к статистике проекта «Живые поэты», можно заметить: выпускников литературных институтов мы любим меньше, чем случайных талантливых самоучек.

Ваши любимые поэты из ушедших и современных?

Осип Мандельштам, Леха Никонов, Ямомото Цунэтомо, Дмитрий Воденников, Максим Кабир, Аллен Гинзберг, Егор Сергеев и другие.

И ещё такой вопрос. Неужели вы реально считаете, что реп – это поэзия? Oxxxymiron и все эти баттлы – встречи талантливых поэтов по-вашему?

«Рэп» пишется через «э» – это раз. Второе: нигде и никогда я не говорил, что «рэп это новая форма поэзии» или что-то подобное. Ну и три – рэп рэпу рознь. Среди рэперов, как и среди рок-музыкантов, есть люди, которые хорошо работают со словом, чьи тексты полны нетривиальных находок, а темы отзываются в людях – настолько, что, говоря о современной поэзии, их нельзя не брать в расчет.

Какие отношения у вас с родителями?

Хорошие. Двенадцать лет назад, когда их сын начал писать стихи, пропадать неделями на гастролях, а потом вообще свалил из дома, они решили пристально следить, но не вмешиваться. Стратегия оказалась правильной: пройдя все метания, которые предстояло пройти, не сторчавшись, не спившись и не потеряв рассудок, я благодарен им не только за поддержку, на которую всегда мог рассчитывать, и не только за помощь в решении тех проблем, с которыми не мог справиться, но и за героическую (для отца и матери) деликатность, проявлявшуюся тогда, когда я должен был преодолеть трудности сам. У моего друга Бориса есть кредо: иногда героем можно стать, не делая ничего, просто промолчав.

Были ли Вы удивлены успехом сборника? Почему?

Нет – ни я, ни команда «ЖЫ» – не были удивлены. Успех может быть мнимым, ложным или временным, но там, где правда, талант и огромное количество работы многих людей, его не может не быть. Во всяком случае, я еще не встречал подобных примеров.

Где проходит грань между поэзией для детей и поэзией для взрослых? Допустимо ли для вас возрастное цензурирование поэзии?

Поэзию на категории «для детей» и «для взрослых» не делю, никакое цензурирование – ни в стихах, ни где-либо еще – допустимым не считаю. Есть темы и понятия, которые, на мой взгляд, не должны проникать в публичное информационное пространство: например, педофилия или снафф – но их изоляция должна проводиться не цензурными службами и комитетами, а только правоохранительными органами и только на основании адекватного уголовного кодекса.

Считаете ли вы, что поэзия может быть профессией и приносить нормальный доход, или же это больше хобби? Спасибо.

Да, поэзия может быть профессией, и она может приносить нормальный доход. Но то, какое количество времени, ресурсов и сил нужно вложить, то, чем и в каких объемах придется ради этого пожертвовать, делает ее одним из самых невыгодных и нерентабельных дел, которые я знаю. Сделать поэзию основным источником своего заработка может только одержимый, фанатик, литературный маньяк или же полный кретин. Надеюсь, что я из первых.

В чём особенность современной поэзии? Почему так важно быть абсолютно новым сегодня?

В том же, в чем была ее особенность полтора века назад, сто лет или пятьдесят: изучение своего времени и идей поколения, поиск границ и попытка за них заглянуть, фиксация актуальной формы языка, углубление текущего литературного дискурса. Поэтому и важно.

У вас есть высшее образование? Какое? Расскажите Ваш секрет: как мальчик-бродяга смог стать знаковой фигурой в современной поэзии и сумел достучаться до литературной элиты и заслужил уважение этой самой среды? Как Вам это удалось? Спасибо.

Нет, я был отчислен с последнего курса факультета «Прикладной математики» одесского национального университета. Во время последней пересдачи последнего экзамена я поехал в Москву, знакомиться с Джонни Роттеном из группы Sexpistols. Но самое важное, чему можно было научиться в моем универе – умению мыслить структурно и аналитически – я научился.

Саша Кушнир рассказывал мне, что раньше, когда брал у кого-то интервью, он любил озадачивать своих респондентов. Поэтому всегда начинал беседу с вопроса: «расскажи свою жизнь». Здесь что-то подобное – я точно не сумею ответить вам несколькими абзацами, но две мои грядущих книги, ближайшая из которых выйдет уже весной, как раз об этом.

Как Вы считаете, стоит ли придерживаться всего нового в поэзии или лучше идти по проторенным путям? И правда ли, что страдание – лучшая почва для вдохновения?

Стоит делать только то, что интересно вам лично. Я еще не оказывался в ситуации, когда идти по проторенному пути – интересно. Если это, конечно, не вытоптанная сотнями ног дорожка, по которой начинаешь восхождение на Эльбрус с северного склона.это же касается и лучшего источника: лучший – это тот, который утоляет именно вашу жажду.

Добрый вечер, Андрей! Как Вам пришла идея создать проект «ЖЫ»? Кто Вам в этом помогал? Легко ли получилось всё реализовать или же были большие сложности? Довольны ли проделанной работой? Спасибо.

Я рассказывал об этом много раз: в статьях, постах, интервью разных лет и даже в предисловии к антологии #ЖЫкнига. Посмотрите раздел «О нас пишут» в паблике «Живые поэты» – и у вас не останется вопросов.

Каким вы видите будущее русской поэзии?

Таким же, как и ее прошлое – со всеми хорошими и плохими последствиями этого факта.

Считаете ли Вы Пастернака хорошим поэтом?

Вам нравятся стихи Ах Астаховой, Сола Моновой, Кота Басё, Полозковой Веры? Как Вы объясните большую популярность этих авторов сегодня? Отвечайте честно) спасибо. Обожаю Ваши стихи.

В начале осени я открыл новый проект «репортаж изнутри», к которому долго готовился. Последний на данный момент текст, опубликованный в рамках «репортажа», называется «мои 27 «не» – в нем я обозначил то, что не буду делать на протяжении года, до октября 2019-го. Седьмой пункт в этом списке сообщает, что я больше не оцениваю чужое творчество публично.

Популярность автора – в то либо другое время – показатель того, насколько его идеи разделяет его поколение. Иногда я рад за свое поколение, иногда – не очень.

В группу Интервью Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

Авторы из этой статьи

19 понравилось 4 добавить в избранное

Комментарии 41

Лучшие вопросы задали Anastasia246 , Orphey , CollSunless и Kasatka84769 . В ближайшее время с вами свяжутся за уточнением данных для вручения своих заслуженных наград :)

info, Уже год почти прошел, а награду так и не получила...

Anastasia246, А связывались для уточнения данных?

Bianka, Связывалась несколько раз на протяжении этого года.

Успела уже после этого интервью поучаствовать в двух раздачах на ЛайвЛибе, выиграла 2 книги ("Зима" и "Метод римской комнаты"), обе получила, а вот этот сборник стихов до сих пор жду...

Anastasia246, Видно еще один заброшенный проект, который никто не отслеживает.

Anastasia246, Добрый день. Проект-то живой и поэтому нам очень жаль, что подарок не доставлен в срок. С Вами свяжутся в личных сообщениях по поводу доставки в ближайшее время

Спасибо за ответы. Конечно, в них проскальзывает небольшая надменность, но у всех поэтов присутствует корона на голове) Это нормально.

А вот и ответы)
Неважно через какую букву пишется то или иное слово. Рэп никогда не может считать поэзией. Русского рэпа не существует. Есть рэп на русском языке. Просто нужно поддерживать сформировавшийся пласт бунтарей и всё. При чём здесь поэзия?

Не оценивать чужое творчество публично, значит бояться получить по шапке

конечно, самоуверенность города берёт) что ж, удачи проекту!

Думала, Бродского назовёт в любимых поэтах. А кто такой Егор Сергеев?

Rosendorf, Неплохой поэт. современно- мрачный. Но сейчас вся молодёжь так пишет, как будто весь мир - одно сплошное недоразумение и одна сплошная боль. С жиру бесятся!)

М.Т.

Ни здесь, ни там,
Не больше, дальше
И, знаешь, много краше,
Чем туман,
Что город окружил
И далее - должно быть описание
Того, как в два касания
Пейзаж изобразил
Поэт. Настойчиво и просто.
И слог скользит,
Как фигурист на повороте.
Так произносится угроза
В привычном обороте.
Так разрывается зима,
Которая уже пришла.
Смотри за окнами январь
И прочие дела.
Лёха Никонов вот
Как понятно, современная поэзия - это то, что понятно одному только автору и никому более, остальные делают вид, что понимают великую гениальность в наборе слов

Rosendorf, ))))) Сейчас так пишут. Поэты никогда не были понятны всем

Rosendorf, Современная поэзия бывает разной)

Rosendorf, Мне тоже надо на досуге попробовать написать что-нибудь в этом роде. Наверно, великий поэт живёт в каждом втором. Вдруг повезёт?

А в сборнике есть Серафима Ананасова и Денис Ветров? Мальчику 17 лет, а он пишет лучше многих взрослых поэтов, а Серафима употребляет нецензурную брань, возможно, не совсем форматные стихи

Хороший поэт.

Умный парень, и пишет умные стихи