20 июня 2018 г., 13:55

15K

Эксклюзив! Интервью Ника Перумова: «Я донельзя старомоден — отдых, когда он есть — это удобное кресло и печатная книга в руках»

62 понравилось 7 комментариев 8 добавить в избранное

Литературный портал Livelib представляет вашему вниманию проект — «Читательский интерес». Его суть заключается в том, что у каждого посетителя LiveLib.ru есть возможность задать вопрос любимому писателю. Это виртуальная встреча с читателями.

В июне вы задавали вопросы Нику Перумову — русскому писателю-фантасту и одному из основоположников русского фэнтези. Ник выбрал самые интересные на свой взгляд и очень обстоятельно на них ответил.

Здравствуйте! Почему именно фэнтези? Вы пробовали себя в другом жанре? Amossin

— Фэнтези это самый естественный для меня язык. Я это понял, когда в руки впервые попал "Хоббит" - году, наверное, в 1977-ом или 78, когда мне было 14 или 15 лет. Несмотря на "детскость" книги, я ею просто заболел. Ни Стругацкие, ни Крапивин не вызывали подобного чувства — не просто "мне это интересно", а "именно об этом я хочу читать, и именно так я хочу писать". Истории складывались сами собой — как только я понял, что "так тоже можно". Почему-то в СССР чистой "литературной сказки" было мало. Все читали "Волшебника Изумрудного Города", были отдельные произведения Софьи Прокофьевой, было "Королевство кривых зеркал", но вот чтобы развернуть огромный новый мир, отбросить все костыли в виде девочки Элли (которую сейчас назвали бы, наверное, "попаданкой"), советской школьницы Оли из "Зеркал" (тоже, кстати, "попаданки") — такого мне лично очень не хватало.

Наверное, поэтому фэнтези и остаётся моим любимым жанром. Хотя я писал и космическую фантастику ("Имперская Дилогия"), и альтернативную историю ("Млава красная", с В.В. Камшой). В фэнтези я чувствую себя свободнее всего; хотя с годами начинает тянуть и к другим средствам выражения. Вот в трилогии о Молли Блэкуотер появился стимпанк. У меня есть и долго, очень долго реализуемый проект военного романа "41", однако я сам ощущаю, что душевных сил и опыта на него пока что не хватает.

На каких авторах вы росли как писатель? Спасибо! vular

— Проще, наверное, сказать, на каких авторах я не рос как писатель. Читал я практически всё, что попадало под руку, читатель я был (впрочем, и есть) донельзя активный. Читал в транспорте, пока ехал в школу на троллейбусе, читал на переменках, читал и на не шибко интересных уроках, хотя это удавалось редко.

Тут и вся русская классика, и прижизненные сборники Гумилёва, бережно сохранённые в нашей семье, несмотря на все войны и революции. Поэзия Ахматовой, "Гайавата" Лонгфелло, "Робинзон Крузо" и "Капитан Немо", и вообще Жюль Верн; Майн Рид, Конан Дойль, Крапивин, печатавшийся тогда в журнале "Пионер", Стругацкие и вообще вся фантастика, которую удавалось достать. Особенно Станислав Лем — "Непобедимый" остаётся в числе моих любимейших книг. Нельзя не вспомнить и Уильяма Блейка, чья визионерская поэтика произвела на меня в молодые годы немалое впечатление.

Как рождается книжная вселенная ваших книг? Насколько детально вы ее продумываете? Cuore

— Вселенная Упорядоченного, несмотря на "сказочный" её характер, базируется на законах физики, и не только на понятном всем законе всемирного тяготения. В какой-то мере это — наша Вселенная, в которой физические начала зачастую персонифицированы. Книжное Упорядоченное я не стараюсь продумать от и до — оно развивается вместе с историей, хотя некоторые константы — миры и Межреальность, Хаос, окружающий вселенную, Творец, Древние Боги, Неназываемый — были созданы очень давно. Однако одно дело придумать Неназываемого — и совсем иное объяснить "как он работает".

Поэтому вкратце можно описать процесс так — сюжет сплетается с каким-то космологическим процессом, который я стараюсь представить хоть и в фантастическом, но не полностью абсурдном ("лишь бы позаковыристее") виде.

Признаюсь, что не смогу назвать себя ценителем фэнтези. Вы смогли бы объяснить таким, как я, чем привлекателен этот жанр литературы для вас как читателя и как писателя? Его преимущества, изюминки и прелести? Возможно, я просто не распробовала. Спасибо) rococo

— Если вам не нравится фэнтези - то, возможно, вам просто ещё не попалась правильная книга. Да, есть читатели, которым обязательно требуется ментальная "галочка" - "это могло бы случиться и в реальности" (мы не рассматриваем сейчас нон-фикшен). Собственно говоря, "этикетка Фэнтези" - это такая же условность, как и остальные. Если совсем обобщённо, то фэнтези - литература о чудесном и сказочном, о мирах, где есть магия в виде действующей силы. Нет формальных причин объявить, скажем, "Руслана и Людмилу" не-фэнтези. Или "Мастера и Маргариту". Зачем Булгакову понадобился Воланд в Москве? Или царь Иван Васильевич (надо полагать, один из первых "попаданцев с обратным знаком"). Это ведь Литература не потому, что там есть какие-то формальные признаки того или иного жанра.

Фэнтези, по гамбургскому счёту, это повесть о схватке человека с нечеловеческими силами, с противниками, которые априори сильнее, могущественнее, свирепее. Собственно говоря, вся литература, где человек сталкивается с Непознаваемым, необъяснимым, магическим — можно отнести к фэнтэзи. Меня привлекает здесь именно безграничная свобода, даруемая "правилами игры". Точнее, то, что автор сам их задаёт. Вот именно этим — свободой — этот жанр так для меня и ценен. И тем , что, открывая новую книгу, я попадаю в новый, неведомый мир со своими материками, океанами, городами, королевствами и историей. Каждая книга - как "берега неведомых земель".

Как дела? Neptunia

— Как сажа бела.

Как проводите свободное время, если оно у Вас есть? Смотрите ли Вы сериалы, если да, то какие? Sharku

— Свободного времени я практически не имею. Во-первых, у меня семья, двое младших детей, все требуют внимания. Во-вторых, хоть я и визуал, но вот именно "смотреть" что-то, то есть потреблять пассивно, у меня совсем не получается. Я не смотрю сериалы, никакие. Если что-то достойное снято по какой-то книге, то, скорее всего, и книга тоже достойная, и лучше я прочитаю её. Печатный текст - лучший стимулятор воображения; никакое кино с ним не сравнится. Наше воображение создаёт "спецэффекты", на которые не способен никакой Голливуд. Компьютерные игры тоже не занимают много моего времени, когда-то, лет 10 назад, поигрывал в "World of Warcraft", но больше как форма общения со старшим сыном. Так что, когда остаётся минута, читаю. В основном историческую литературу, конечно, в основном по русской истории. Так что я донельзя старомоден — отдых, когда он есть — это удобное кресло и печатная книга в руках. К сожалению, далеко не все новинки могу получать именно в виде бумажных изданий, приходится очень много читать в электронном виде, но это уже сродни работе, а не отдыху.

У Вас немало произведений, написанных в соавторстве. Чем Вас привлекает такая форма творчества? Что самое привлекательное и неприятное в этом процессе? С кем из писателей, с которыми Вы еще не работали, Вы бы хотели стать соавтором и почему? Bianka

— На самом деле далеко не так много по сравнению с количеством книг, написанных мною лично. И большинство соавторств имело место давно. Любое соавторство для меня прежде всего возможность чему-то научиться. Вникнуть в работу соавтора, в его методы, приёмы — как строит сюжет, как работает над стилем, как развивает характеры. Возможно, то, что у меня самого выходит не очень, у соавтора как раз получается отлично? И наоборот. Тогда соавторство выйдет плодотворным и взаимнообогащающим. Самое интересное и приятное в этом процессе — совместные мозговые штурмы, по типу - "а если так?" - "да, и ещё вот этак при этом!". Когда мысль твоя подхватывается соавтором и развивается, а потом уже ты подхватываешь мысль и тоже развиваешь. Поэтому в моих соавторских книгах так трудно сказать, "кто что придумал". Практически всё придумано именно что "в соавторстве". О вещах же "неприятных" я, если честно, давно забыл, если они и были. Главное, что получились книги.

Как реагируете на возмущение толкинистов? angelofmusic

— С пониманием. Написать "продолжение Толкина" возможно, и даже можно это сделать в строгом соответствии с каноном (как продолжили/завершили эпопею Роберта Джордана), но будет ли эта книга живой?

Поэтому тех толкинистов, которы хотели бы, чтобы весь корпус текстов, имевших в начале толкиновское творение, были бы "как 'Властелин Колец'", я прекрасно понимаю. Может, они ещё и дождутся — кто знает, что там устроит Голливуд, заработавший отличные деньги на "Хоббите", превращённом в трилогию...

Доброго времени суток, так вышло что на большую часть вопросов к вам, я знаю ответ (вопросы по книгам есть, но эти ответы будут в будущих книгах, я так чувствую). Но вот маленько набрались вопросики. 1 Как вы поменялись со времен написания Гибели Богов? 2. Каким вы представляете будущее книжного рынка (пространства)? 3. Возможно ли ожидать в будущем от вас еще таких же прекрасных Вселенных, как Упорядоченное (знаю, сложный вопрос, извиняюсь)? 4. Какую щас музыку вы любите слушать (группы, исполнителей) ? Спасибо за внимание) Dockawai

Каждый из вопросов тянет на большую статью, поневоле придётся отвечать кратко. Как я поменялся со времени "Гибели богов"? — стал гораздо больше внимания уделять мотивам персонажей, а не просто "дерусь, потому что дерусь". Стал стараться глубже разрабатывать характеры, не сводя всё к кастованию всё более и более могущественных заклятий, не особо заботясь о последствиях. Стиль изменился - предложения стали короче, прибавилось диалогов.

Книжный рынок ждут тяжкие времена. Уже десять лет длится кризис, тиражи упали в разы у всех, люди находят иные способы развлечений - те же сериалы, где "можно совсем не думать". Здесь ничего не поделаешь, "лень - двигатель прогресса", а книга всё-таки побуждает думать. С моей точки зрения - возможно, спорной - даже самая "слабая" книга лучше самого "сильного" сериала. Боюсь, что будет продолжаться медленное падение, так называемая "большая литература" окончательно пересядет на гранты (подобно, скажем, опере). Ну, а мы, фантасты, будем пытаться если не писать книги, то, по крайней мере, искать себя в не самых глупых компьютерных играх.

Я создавал уже вселенные, альтернативные Упорядоченному — в трилогии "Семь зверей Райлега". Мне лично вселенная Великого Древа нравится, считаю её удачной. Будут ли "совсем новые"? — ну вот появилась вселенная, где живёт и действует мисс Моллинэр Блэкуотер. Чем не мир?

С музыкой сейчас совсем плохо. Некогда любимые мои исполнители сошли, перестали выпускать новое, поэтому слушаю классику. Вагнера.

Здравствуйте!
Так как я когда-то писала про "Кольцо Тьмы" кусок в диплом, то вопросов по книгам у меня нет хД Будут общелитературные:
1) Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы вытащить фэнтези из маргинальной ниши? 2) Мертво ли в России эпик-фэнтези и нас ждут только вечные академки или все же есть надежда? 3) Есть ли у вас некий опус магнум? Или он уже написан? 4) Что вы сейчас читаете? Вот именно сейчас. х)
Спасибо х) ragnarok-kun

— Вытащить фэнтэзи из этой ниши не смог даже такой титан, как Дж.Р.Р.Толкин. Все коммерческие успехи того же Дж.Мартина, покойного Р.Джордана, Терри Брукса или его тёзки Гудкайнда не переломили тенденцию в "критике". "Литература - это про настоящее". Работает словно какой-то мутный сговор медийных распорядителей, загоняющих в "ненастощее" всю фантастику. Сделать тут, боюсь, уже ничего нельзя.

Эпик-фэнтэзи в России, увы, мертво. Чтобы вот по-настоящему, своя Вселенная, боги, герои и антигерои - не знаю такого среди, так сказать, "идущих на смену". Ваш покорный слуга с Упорядоченным, Вера Викторовна Камша с "Отблесками Этерны", ранний Пехов... кого ещё можно вспомнить? На смену пришли сперва бесконечные клоны Вольхи Редной, за ними — попаданки с магакадемками и прочий ромфант, который я не хочу никак принижать, но это - не эпика.

Опус магнум не написан и едва ли написан будет. Одно время я считат таковым роман "41", но понял, что и это не он. После чего перестал заморачиваться этим вопросом. Опус магнум себя проявит сам, или же нет - уже не важно.

Сейчас перечитываю "Сезон гроз" Сапковского.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, есть у Вас какие-то чётко обозначенные принципы творчества, которых Вы придерживаетесь? Что-то, на что Вы равняетесь, и что для Вас принципиально неприемлемо в плане тематики, поднимаемых вопросов, ходов и приёмов? Спасибо. GennadijLoginov

— Я могу сказать, чего в моих книгах точно не будет — примитивной физиологии, переходящей в порно; обсценной лексики, ни под каким видом; презрения и ненависти к России и русскому народу (именно в силу последнего я считаю, что Салтыкову-Щедрину с "Историей одного города" не место в школьной программе").

Мне неинтересно много вещей, которых я не коснусь. Едва ли я когда-нибудь напишу настоящий любовный роман. Или классический детектив. Или что-нибудь о безнадёжности, вековой отсталости вкупе с "тысячелетним русским рабством" в "этой стране". Вот подобного у меня точно не будет.

Вам нравится Игра престолов? PhilomenaThraws

— Категорически нет.

В группу Интервью Все обсуждения группы
62 понравилось 8 добавить в избранное

Комментарии 7

Прекрасно)

Фэнтези это самый естественный для меня язык. Я это понял, когда в руки впервые попал "Хоббит"

вот уж поистине бессмертие) уже и автора нет на этой земле, но творение его живет - кто-то вдохновляется и создает свои миры. этот простой факт никогда не перестанет меня восхищать) сила искусства. все как в любимейшем "обществе мертвых поэтов".

картинка SchimizziShrieked

И почему я забыла об этих вопросах? Ведь этот же автор находится в топе моих любимых!

Спасибо Нику Перумову и livelib за это интервью!

Задали бы вопрос о любимой исторической или современной литературе.

Спасибо)

Спасибо за ответы ^^