11 декабря 2016 г., 21:30

5K

Эксклюзивное интервью Константина Образцова для Livelib: «Муза – леди капризная и сама приходить не любит»

92 понравилось 11 комментариев 9 добавить в избранное

o-o.jpeg В рамках нашего проекта «Читательский интерес» пользователи Livelib задавали вопросы Константину Образцову - автору леденящих душу триллеров «Красные цепи» , «Молот ведьм» и Культ .

1. Здравствуйте, Константин! Прочитала всю трилогию, и сюжетом, и вашим авторским стилем осталась довольна. Спасибо) А теперь вопросы:
- Придерживаетесь ли вы принципа - чем кровавее подробности, тем лучше для книги подобного жанра? Например, описание истории про то, какие жуткие *колобки* получились из насильников в *Кровавых цепях*, даже такую любительницу всякой жести, как я, заставило вздрогнуть. Или в последующих книгах будет больше уклона в психологию отдельных личностей и масс, как в *Культе*?
- Планируется ли продолжение этой серии? И если планируется, то вернется ли в действие Гронский?
- Не хотели бы попробовать себя в других жанрах? Без мистического налета и кровавых убийств. Evangella

Здравствуйте, Анжела! Чрезвычайно польщен тем, что Вы остались довольны. Спасибо ) А теперь ответы:

- Нет, такого принципа я не придерживаюсь. И страшное, и жестокое, и шокирующе-кровавое может быть только средством, художественным приемом, а не целью литературного произведения. Странно представить единственной целью книги кого-то напугать или ошеломить сценами насилия. Более того, написание подобных эпизодов дается нелегко и удовольствия не приносит: как автор, я пропускаю через себя все, что происходит с моими героями, что они видят, чувствуют, переживают, а в этом порой приятного мало. На мой взгляд, такие сцены в моих книгах оправданы; так, например, крайне подробное описание пыток и казней в «Молоте Ведьм» подчеркивает восприятие этих событий главным героем – ведь мы видим все это его глазами, слышим его версию событий. Мне хотелось показать, что его охота на ведьм – грязный, неприятный, тяжелый труд, который он взвалил на себя под влиянием некой сверхценной идеи, бреда, психоза, вызванного неприятием окружающего мира, и под грузом этой миссии судии и палача ломается его личность. Именно психология «личности и масс» мне особенно интересна, поэтому, я думаю, в следующих книгах акцент будет сделан именно на этом объекте художественного исследования.

- Я не считаю, что три мои книги объединены в серию. Все же для серийности нужно нечто большее, чем присутствие некоторых общих героев, которые к тому же не всегда являются главными и не появляются во всех трех книгах. Гронский обещал вернуться, но персонаж он сложный, так что может и передумать.

- Я предполагаю и дальше работать в жанре романа. Что же до выбора тем – да, мне хотелось бы обойтись без кровавой каши и непристойностей. Я вообще с удовольствием писал бы сказки, пусть страшноватые, но волшебные – такой должны были стать «Красные Цепи», но получилось, что получилось. Каждый художник работает теми красками, которые выдали ему вместе с талантом; мне достались тоскливый серый, тускло-желтый и кроваво-красный цвета.

2. Здравствуйте! Скажите, а как вам самому спалось, после того, как вы, по нескольку часов в день, описывали кровавые ужасы? Должно быть нервы у вас железные, это ваше природное качество или есть секрет? :-) EleonoraofMoscow

Здравствуйте, Элеонора! Спалось мне хорошо, хотя сам процесс описания сцен, содержащих элементы крайней жестокости или непристойности, удовольствия не вызывает и не обходится без последствий, пусть и иного порядка, нежели нервное расстройство. Секретов нет; жизнь на порядок страшнее любого вымысла, и новости способны напугать и лишить сна куда эффективнее, чем книга.

3. Здравствуйте! Планируете ли в следующих своих произведениях (если только они будут продолжать начатую серию) "вернуть" действие в Питер? Сохранится ли скользящая смена главных персонажей (просто, как кажется не только мне)))), потенциал Гронского ещё не исчерпан). Так ждать ли поразившего наши впечатлительные дамские головы героя вновь, или Вы уже попрощались с Гронским? VladaKras

Здравствуйте, Влада! Как я уже упоминал, три моих романа не являются «серией», пусть даже и связаны опосредованно некоторыми общими героями или упоминанием о прошедших событиях. В Петербург мы непременно вернемся: в Северосумске погостили достаточно, может быть, заедем по дороге еще в одно место, которое я хочу показать своим читателям, а потом – обратно, домой, в город-склеп на мертвом болоте, под промозглую морось с низкого неба, в пропитанные стылой влагой, покрытые пятнами плесени лабиринты дворов, в общем, ко всему тому, что мне так близко и дорого. Персонажи обязательно будут меняться (мне очень понравилось Ваше определение «скользящая смена»). С Гронским не так просто; не знаю, чем этот сложный, угрюмый, надменный субъект так поразил умы и сердца прекрасных дам, но мне с ним трудно. Первоначально он должен был появиться в «Молоте Ведьм», но после первого эпизода заупрямился и передумал. В принципе, я вижу для него возможность снова стать одним из основных действующих лиц будущего романа, но пока это только возможность. Все же он лучше чувствует себя в более фантастической художественной реальности «Красных Цепей», чем в подчеркнуто реалистичном мире «Молота Ведьм» или «Культа».

4. Какой Ваш рецепт борьбы с монстром по имени Творческий Кризис? :D Сталкивались ли Вы с ним лицом к лицу? AleksandraNarskaya

Александра, если под Творческим Кризисом понимать отсутствие идей или сюжетов – то нет, с таким монстром мне сталкиваться не приходилось. Зато мне хорошо знакомы два его приятеля – Лень и Прокрастинация, рецепт борьбы с которыми известен: упорство и понуждение себя к труду, даже если нет и признака какого бы то ни было вдохновения, а строки, выходящие из-под клавиатуры, кажутся корявыми, бездарными и отвратительными. Муза – леди капризная и сама приходить не любит; но если долго и упорно работать, невзирая на то, что текст выходит сухим и безжизненным, как пожухлый прошлогодний лист, она посмотрит и скажет: «Пожалуй, надо помочь. А то ведь скажут, что вот это мы написали вместе».

5. Расскажите, пожалуйста, о вашем опыте работы в школе, о ваших уроках литературы. Как вы относитесь к современной школьной программе по литературе? Каких авторов, на Ваш взгляд, в ней не хватает? Arlett

Марина, ответить на этот вопрос кратко очень сложно. В школе я преподавал очень давно, во второй половине девяностых, и могу только сказать, что о том времени у меня сохранились самые хорошие воспоминания. На мой взгляд, недостатки курса литературы в школе не в отсутствии тех или иных авторов, а в том, что произведения, написанные некогда тридцатилетними авторами для своих взрослых читателей преподают четырнадцатилетним подросткам, и в формальном подходе к такому преподаванию. Самое главное – и сложное – показать, что «Горе от ума», или «Евгений Онегин», или «Герой нашего времени», или «Преступление и наказание» - это не пыльные старомодные лапсердаки из бабушкиного сундука, не траченная молью ветошь, это – про нас, здесь и сейчас, что в этих произведениях есть то, что актуально и ныне, что может тронуть живые струны души и послужить пищей для размышления. Литература – единственный предмет, суть которого не только в усвоении фактов, а в их интерпретации, и основной навык, который формирует преподавание этого предмета, – умение самостоятельно мыслить, делать выводы и отстаивать их на материале, имеющем множество вариантов трактовок.

6. Как вы относитесь к критике своих романов? Читаете ли рецензии в интернете? Я наслышан о вас и много знаю, но при этом еще не читал ни одной книги, хотя Культ, Красные цепи и Молот ведьм - стоят на полке. Но мне уже хочется с вами кое что обсудить. Парочку вопросов я оставил, а вот последний: есть ли способ с вами связаться (эл.почта?), не имея возможности встречи на собраниях или вечерах. Я не из столицы, но у меня жуткое желание построить с вами диалог, именно с вами, а не с агентом :) Ибо у меня такое чувство, что по прочтении ваших книг, у меня будут вопросы :) Спасибо.
GeorgijBarbashov

Георгий, лучше всего правильное отношение к критике сформулировал Александр Сергеевич Пушкин более ста пятидесяти лет назад:

«Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца».

Эпитет «жуткое» в отношении желания построить диалог немного пугает; не обещаю, что отвечу на все вопросы, но попробовать пообщаться можно с помощью группы по этому адресу: https://vk.com/inthrill

7. Какая книга из этой трилогии Ваша любимая? Кого можете выделить из современных русских авторов? Как много Вы читаете художественной литературы? Shante

Рита, на этот вопрос ответить очень трудно, все равно что отцу сказать, кого из трех детей он любит больше. Если продолжить эту внезапную аналогию, то «Красные Цепи» мне видятся девочкой: аккуратно и со вкусом одетой, умненькой, начитанной и немного высокомерной. «Молот Ведьм» - долговязый подросток, нарочито небрежно одетый в черное, угрюмый, косматый, скрывающий свою образованность за нелюдимостью и склонностью к внезапному эпатажу. А «Культ» - самый младший мальчишка, бойкий, активный, дерзкий, смышленый, не обладающий энциклопедичностью знаний старшей сестры или брата, зато умеющий прекрасно рассказывать страшные байки. Ну кого тут любить меньше или больше?

Современных российских авторов я знаю плохо. Для себя могу выделить только Пелевина, блестящего метафизического летописца эпохи, который безукоризненно точен в этой роли даже тогда, когда книги его кажутся неудачными.
Я всегда читал много, и не только художественной литературы. Стараюсь и сейчас не оставлять себя без чтения, порой довольно разнообразного. В моем последнем книжном заказе Рэй Бредбери со сборником «Мы плотники незримого собора», Стивен Хокинг «Мир в ореховой скорлупке», Дэн Кеннеди «Жесткий бренд-билдинг», Мазерс «Разоблаченная Каббала» и многое другое.

8. Скажите, пожалуйста, после того как книги вышли на российский книжный рынок, поступали ли предложения перевести ваши произведения на иностранные языки? А также допускаете ли вы мысль о экранизации ваших произведений? ObukhovaKa

Каролина, предложений об издании книг за рубежом не поступало. Переведены на английский только «Красные Цепи», но это было сделано по собственной инициативе, хотя и силами профессионального переводчика, когда я подавал заявку на вступление в ITW (Международная Ассоциация Авторов Триллеров). Мысль об экранизации я допускаю, конечно. Думаю, что любой автор был бы рад увидеть свое произведение воплощенным в кинематографических образах. По этому поводу с осени ведутся неспешные переговоры, но до выхода на контрактирование дело еще не дошло.

9. К слову об экранизациях. Если не ограничивать полет фантазии, то образы каких актеров наиболее полно соответствовали бы вашим персонажам? Например, в образе инквизитора у меня воплотился Константин Лавроненко (в роли Блюхера он был лысым, так что подошел очень даже хорошо), Алина - это Виктория Исакова, а Гронский - (внезапно) Мэттью Гуд. Среди отечественных кадров достойных как-то не нашлось.И любите ли вы в свободное время смотреть фильмы и сериалы? Если да, то какие вас впечатлили в этом году. Arlett

Я визуал; для того, чтобы описать что-то – человека, пейзаж, действие, – мне обязательно нужно это увидеть, а иногда даже разыграть, будто в театре одного актера. И конечно, я видел своих героев. Насколько помню, никогда ранее не говорил об этом, так что эксклюзивно и только для Вас ) Гронского вижу в образе Киану Ривза в фильме «Константин»; Алина, конечно, это Джиллиан Андерсен в роли агента Скалли; Маша Галачьянц – юная Вайнона Райдер, а Кардинал – де Ниро, такой, каким он был в «Схватке». А вот Инквизитора вряд ли смогу соотнести с кем-то из известных мне актеров.
Фильмы и сериалы люблю почти так же, как книги, пусть времени и на то, и на другое меньше, чем хотелось бы. Из последнего просмотренного очень понравились «Настоящий детектив», «Убийство» (американский вариант) и «Черное зеркало».

10. Здравствуйте, Константин Александрович!
Каким образом вам удалось издать вашу первую книгу, жанр которой можно определить как триллер, городское фэнтези, мистика, детектив?
Интересует меня это, потому как я начинающий писатель и у меня есть роман (а точнее даже дилогия), который так же совмещает в себе эти жанры плюс хоррор. Разумеется, моя дилогия бесконечно далека от ваших книг - у меня там ещё ярко выраженная любовная линия, в целом мои книги "девочковые" (если можно так выразиться), и до вашего профессионализма мне далеко, но жанровое сходство все-таки есть. Потому и обращаюсь к вам с этим вопросом.
Судя по моим сведениям, с мистикой и хоррором в издательства пробиться практически нереально. Серий и литературных конкурсов мистики нет, а вне серии начинающего писателя вряд ли издадут. Возможно, мой роман сам по себе плох и увидеть свет в бумажной версии недостоин, но многочисленные отзывы и рецензии читателей (среди которых есть издающиеся авторы) в интернете и хорошие продажи его электронной версии заставляют в этом сомневаться.
Так что, надеюсь, не будет с моей стороны наглостью спросить - как вы вышли на издательство и получили положительное решение о публикации?
Была бы рада предельно откровенному ответу. Еще больше - личному. Если это возможно. С уважением, Юлия Удалова.
thetinPrincess

Здравствуйте, Юлия! История издания каждой книги всегда индивидуальна и является отдельной темой для обсуждения, более пространного, нежели предполагает формат ответов на вопросы. Могу посоветовать только никогда не верить слову «нереально» и ответить самой себе на вопрос, зачем Вам вообще надо это – издать бумажную книгу? И еще: если Вы совершенно точно уверены, что Ваши книги хороши, если Вы знаете, что написали их честно до последней запятой, нигде не схалтурив и не дав себе послабления, если Вы любите свои произведения и как автор, и как читатель, – их обязательно издадут. Нужно только приложить усилия.
Не обещаю долгих диалогов, но контакты для дополнительных вопросов можно найти вот здесь https://vk.com/inthrill

11. Расскажите о вашем обычном рабочем дне? Как часто вы пишете, есть ли у вас свой минимум? Были ли у ваших романов авторские названия? Особенно интересует "Молот ведьм". Ведь книга с таким названием уже есть, и не одна, если считать более или менее современную литературу (т.е. на популярности средневекового трактата авторы уже играли). Было ли это вашей идеей или настояло издательство? takatalvi

Марина, мой обычный рабочий день директора по маркетингу крупного производственного предприятия начинается утром и заканчивается по обстоятельствам, но вряд ли раньше того времени, в которое основная масса трудящихся уже находится если не дома, то на половине пути к нему. Исходя из этого, пишу я тогда, когда на это есть время и силы. Собственно, потому и срок создания романов у меня довольно продолжительный: ведь хочется сделать свое дело на совесть, чтобы результат удовлетворил прежде всего меня самого. Нормы как таковой нет; вообще я рекомендую если и ставить себе писательские нормативы, то делать это не в количестве страниц или печатных знаков, а во времени: например, полчаса, час, два часа в день. Количественные показатели очень легко не выполнить, сорваться и впасть в уныние; а вот час на творчество – это то время, которое Вы посвящаете любимому делу, и это куда лучше мотивирует, чем стремление во что бы то ни стало выдавить из себя положенное количество страниц.

Все названия моих романов авторские. «Молот Ведьм» назван так, потому что именно эта книга сыграла важную роль для развития мании главного героя, а значит, и для сюжета. По такому же принципу выбрано и название «Красные Цепи» - имя средневекового манускрипта, имеющего сюжетообразующее значение для романа.

12. Здравствуйте! Как рождается идея книги? Какой личный опыт помогает в реализации идей книги? DollakUngallant

Здравствуйте, Олег! Есть искушение ответить на этот вопрос как-то интригующе: «из Общего Информационного Поля», например, или «из Кладбища Забытых Идей», или «после общения с духами Великих Писателей Прошлого». Но я полагаю, что художественные идеи возникают ровно оттуда же, откуда приходят все прочие, когда человек обдумывает инженерное решение, маркетинговую стратегию или рецепт нового блюда – из знаний, опыта и впечатлений. Личный жизненный опыт, разумеется, помогает в творчестве. На мой взгляд, чем разнообразнее и насыщеннее жизнь человека, чем более он интересен, как личность – тем более интересными будут и его книги. Вспомнилось сейчас высказывание Чарльза Буковски: «В прежние времена жизни у писателей были интереснее их книг; а сейчас ни жизнь не интересная, ни писанина».

13. Здравствуйте уважаемый Константин Александрович! Не сочтите мою прямолинейность за грубость но, что подтолкнуло вас, писать такие шедевры? MiraNajtel

Здравствуйте, уважаемая Мира! Не сочтите мою прямолинейность за глупость, но я не знаю, как ответить на Ваш вопрос. Хотя определение «шедевра» для моих книг очень приятно и лестно.
Если говорить в общем, то подтолкнуло, наверное, заболевание, вирус, врожденный изъян, известный многим под названием «писательство». Он поселяется в человеке с рождения и не дает покоя всю жизнь, даже если больной никогда не напишет ни одного романа или рассказа. И если Вы имеете привычку записывать в специальный блокнот приходящие в голову интересные сюжеты или удачные яркие фразы; если думаете временами «когда-нибудь и я напишу свою книгу»; если, гуляя по осеннему парку, Вы не просто наслаждаетесь красотой природы, а вдыхаете «погребальные благовония осени», если при взгляде на облупившуюся штукатурку на стене старого дома Вы думаете не о проблемах ЖКХ, а о том, что стена похожа «на толстую серую шкуру больного животного с красноватыми мокнущими язвами обнажившейся кирпичной кладки» - поздравляю, Вы писатель, и это неизлечимо.

14. У вас прекрасно выходит описывать прошлое - в Красных цепях и Молоте ведьм исторические части просто восхитительны. Не думаете написать роман, действие которого будет происходить не в наши дни? Кого из ваших персонажей можете назвать любимчиком? higara

Спасибо, Анна! Исторические эпизоды в «Цепях» и «Молоте» являются одними из моих любимых. Есть несколько идей книг, которые будут так или иначе связаны с художественной реальностью предыдущих романов, но действие которых будет происходить в других исторических эпохах, но пока это только идеи.
В каждом персонаже всегда присутствует автор, хотя бы и в самой малой доле: воспоминанием о похожем человеке, кратким наблюдением, жизненной зарисовкой, и трудно выделить кого-то особо. Мне нравятся те, которые, на мой взгляд, получились особенно яркими и живыми: например, карга Стефания из «Молота Ведьм» или Лиля из «Культа».

В группу Интервью Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

92 понравилось 9 добавить в избранное

Комментарии 11

Ох, спасибо ему большое за ответы


Под "жутким" имел ввиду "сильно" :D

Как я такое пропустила?! Боже, я влюблена в Константина Образцова. Жду его новых шедевров.

Спасибо за ответ! :)

Спасибо! С нетерпением жду новую книгу!

Спасибо за подробные ответы)

Сразу слышно и видно интеллигентного человека... Спасибо за ответы, а главное, -за книги!

Спасибо,что ответили)

Человек, определенно, интеллигентный, но писатель никудышный.

Впервые слышу об этом писателе, я в современной литературе так себе разбираюсь, но интервью читать было любопытно. Какие всё-таки интересные словесные портреты писателей складываются в этой рубрике: кто-то выдаёт банальные отписки в полторы строчки на любой вопрос, а кто-то вон как старается, с развёрнутыми ответами, с обращением по именам)

Спасибо за ответ,уважаемый :-)