9 декабря 2015 г., 10:09

7K

Интервью с Shishkodryomov: «Лайвлиб - это вредная привычка»

279 понравилось 462 комментария 62 добавить в избранное

Дорогие друзья!
Мы продолжаем серию интервью с лайвлибовцами, которые получили награды на Ежегодной встрече 2015 года. Наши беседы позволят вам поближе познакомиться с нашими лауреатами, узнать об их жизни, увлечениях и, конечно, книжных предпочтениях. Каждый из вас может поучаствовать в интервью, задав свои вопросы в комментариях к этой теме.

o-o.jpeg Сегодня в нашей рубрике встреча с лауреатом номинации «Лучший составитель подборок» - Shishkodryomov .

Признаюсь честно, что я не ожидала такой интересной и неординарной беседы, от которой получила искреннее удовольствие. Почему не ожидала? Возможно, потому что Shishkodryomov был по-мужски немногословен в своей заочной речи на вручении премии. Но интервью - это совсем другое дело. И я была приятно удивлена результатом.
Присоединяйтесь!

Shishkodryomov : Пользуясь случаем хочу передать привет всем родственникам, бывшим родственникам, односельчанам, сокамерникам и, в особенности, тем, кто мне должен денег. Знайте, что я вас помню и очень люблю. И буду любить чрезвычайно сильно. Кроме того, хочу обратиться с просьбой ко всем, кто сейчас так или иначе читает эти строки. Нет, речь не о деньгах.

o-o.jpeg 2 мая 2011 года я зарегистрировался на Livelib.ru и нашел свой аватар непонятно где в интернете. С тех пор так и не смог узнать - кто я такой и откуда. Из-за того, что так и не сумел найти эту картинку, мне давно уже стало казаться, что это я сам. Поэтому, те, кто может, помогите мне! Хелп! Подарите мне себя! Все поиски ни к чему не привели, в том числе Sims 3, как мне говорили.

Помните, когда началась ваша любовь к книгам и как она прогрессировала? :)
Любовь к чтению привила мне моя бабушка, которая долгие годы работала в букинистическом отделе книжного магазина. В советские годы это было очень хорошее место. Каждый вечер, в период с моих 3 лет и до 7 лет, она мне читала вслух. Недавно я попытался вспомнить все те книги, что я прослушал в детстве благодаря ей, но, конечно, вспомнилось далеко не все (подборка "Моя АудиоБабушка"). Где-то в промежутке от 4-х до 5-ти лет я научился читать сам и, как говорил Марио Варгас Льоса, " ничего более важного в моей жизни так и не произошло". Не так категорично, конечно, в моем случае, но большая доля правды в этом есть. После того, как я пошел в школу и официально отказался от бабушкиных услуг, то читал я не только лучше всех в классе, но и уже самостоятельно одолел "Приключения Одиссея" Куна. В 12 лет была прочитана "Монахиня" Дени Дидро.

Когда мне исполнилось 10 лет, родители получили новую квартиру и бабушка подарила мне примерно 5 тысяч книг, оставив себе меньше тысячи избранных. Никакие книжные шкафы не могли вместить такого чудовищного количества литературы, поэтому в ход шли самодельные стеллажи. Занимали они все пространство от пола до потолка. 10 полок по 30-40 книг на каждой. Все стены в полках. В этой чудной комнате я провел свое счастливое детство. Помню, что мне вечно не хватало времени. Не хватает его и сейчас. Пишу эти строки, а лежит недочитанная "Покорность" Уэльбека, "Источник" Айн Рэнд близится к смысловому завершению, от "Орлеанской девственницы" Вольтера вообще сложно оторваться. "Звезды смотрят вниз" Кронина застряли после первой части, но бросать не хочется. А рассказы Чехова и стихи Саши Черного у меня всегда с собой. А, ну и "Консуэло" Жорж Санд неспеша штудирую. И слушаю "Лунный камень" Коллинза. А еще хочу "Шерли" перечитать. И еще...ээээ...извините.

В общем, книг было очень мало, мне не хватало, был записан во все возможные библиотеки, стоял в очереди на Туве Янссон два года, но так ее Муми-троллей на страницах и не увидел. Книги приходилось переписывать, выпрашивать у знакомых, даже воровать (подборка "Стыренное"). Лучшей библиотекой была сельская, где я проводил каждое лето. Чтение не было популярно у местного населения, а меня библиотекарша боялась, как надоедливого клиента, пряталась от меня и приходила только на полчаса в день. Именно в те годы и были заложены светлые образы, связанные с чтением, которые оказались ценными и в нынешнем возрасте. Родители, кстати, создали отдельный шкаф в гостиной, за стеклянными дверьми, где был набор книг, которые держались подальше от меня. Там было полное собрание сочинений Мопассана и Стендаля, именно оттуда я выудил и Дидро (подборка "Книги, которые прятали от нас наши родители"). Наверное, я уже ответил на вопрос, хотя ощущения такого и нет.

Ваша начитанность когда-нибудь помогала вам знакомиться с девушками?
Знакомиться с девушками начитанность скорее мешает, ибо девушкам зачастую все равно - что говорит собеседник, лишь бы он что-то говорил. Но это вообще не мой случай, ибо начитанным себя никогда не считал. Вкусы у меня сомнительные, читаю легкомысленную прозу, женские романы, в 90-е годы, как и все вокруг, приобщился к Бушкову, Марининой, даже "Эммануэль" читал. Позже увлекался контркультурой, читал Стогова, Сорокина, Владимира Козлова. Чтение, конечно, помогает психологически, дает даже какой-то багаж знаний, но в реальной жизни в основном только мешает. Книжные надуманные образы, ситуации, информация сомнительная - все это преследует нас повсюду и на определенном этапе забываешь - с кем начинал беседу.

Какой функционал Лайвлиба для вас представляет особенный интерес? Возможность узнать о книжных новинках, поучаствовать в конкурсах, почитать рецензии пользователей, иметь возможность поделиться своими мыслями о книгах?
В конкурсах участвую, есть такой грех. Не во всех, но, благо, они довольно разнообразны и интересны. Книжные новинки, особенно в том объеме, что нужны мне, проще отслеживать самому. Искать в длиннющем списке каждый раз новую книгу Уэльбека или Полякова, которых я жду по нескольку лет, довольно бессмысленно. В то, что какое-то издательство вдруг решит порадовать новым изданием "Божественной комедии" в переводе Чюминой или "Милого друга" в переводе Чеботаревской - в это я вообще не верю. Верю, что это может быть, но не верю, что этому придадут значение. В огромнейшем порожняковом массиве современной прозы, несомненно, есть ценные труды, но выяснять это методом собственных проб и ошибок у меня нет ни времени, ни желания. Новости, конечно, на главной странице ЛЛ читаю, но в каком объеме - сказать сложно. ЛЛ для меня сейчас - это моя френдлента. Правда, рецензии изучаю лишь на те книги, которые уже читал сам. Считаю осязаемым чужое влияние в любом виде, поэтому стараюсь избегать и критической литературы до тех пор, пока автор не прочитан хотя бы процентов на 70. Если же это касается таких гигантов, как Достоевский, то не считаю себя готовым изучать критику до сих пор. Максимум, что себе позволил - воспоминания его второй жены (Анна Достоевская "Воспоминания").

В прошлом году я бы не поверила, что вы согласитесь на участие в какой-либо игре. Признаюсь, что очень удивилась, когда вы приняли приглашение участвовать в Долгой прогулке. Почему вы согласились и какие впечатления остались от игры в целом и от команды в частности?
Действительно, прошло четыре года моего присутствия на ресурсе, когда я с удивлением обнаружил, что люди здесь оказывается играют в какие-то игры. Нет, конечно, во френдленте и на главной странице мне попадались призывные лозунги о какой-то очередной игре, но всерьез все это не воспринимал. На форуме обнаружился раздел "Книгочейские мероприятия", который я до того времени посетить поленился. Там я увидел весь этот ужас в виде классных комнат, учительниц и всякого другого детского сада. Сначала подумал, что схожу с ума, но потом начал смеяться. С другой стороны, во всяких онлайн-играх люди на полном серьезе женятся, заводят детей и прочие дочки-матери. Молчать я не умел никогда, да и не считал нужным. Язык врагом не считаю, напротив, он товарищ, друг и подельник, особенно, если это язык какой-нибудь девушки. А потому в некоторых играх оставил комментарии, что привело к локальным очагам возгорания и тому, что меня добавило в некоторые игры. Совпало это как раз с началом 2015 года. Правда, к марту я был уже абсолютно свободен.

Больше всего изначально мне понравилась "Игра в классики". Очень быстро и интересно прошел первый тур, но был вынужден долго и нудно ждать второго. Далее мною правила игры были признаны несовершенными и бюрократическими, а устроители игры обвинены в казарменном подходе. На этом игра благополучно завершилась.

Игра "Спаси книгу - напиши рецензию" привлекла меня тем, что у меня уже были собственные подборки ("Спаси книгу - напиши 2-ю рецензию" и "Нас много и только я один такой дурачок"), где были собраны мои любимые книги, имевшие мало читателей и с единственной рецензией - моей. Мне было довольно просто в начале каждого тура игры закрыть доступ к своей старой рецензии, а после начала тура воспроизвести ее заново. Читать же какие-то непонятные книги, у которых нет читателей, пытаясь найти в них какой-то смысл - это заблаговременно бессмысленный процесс. Если у книги нет читателей, то, в основном, это и правильно. Поэтому, после того, как закончились мои книги, которые я хотел предложить другим, закончилась и игра. Эти книги, судя по моей френдленте, обрели немного читателей. В этом и был весь смысл.

Наконец, "Долгая прогулка". Назвать это игрой с нашей стороны было бы сложно, ибо в первом же туре мы потеряли бойца, сраженного немецким штыком. Два оставшихся боевика имели отношение к игре еще более несерьезное, чем я сам. Что касается меня, то я еще на момент формирования команды сообщил, что, если мне не понравится автор или книга, то никакие силы не смогут заставить меня их читать. Тем не менее, два месяца мне определенно везло. Братание в январе с глумливым чуваком Иэном Бэнксом прошло успешно, а за Сола Беллоу я до сих пор благодарен организаторам игры. Этот автор в рекордные сроки попал в любимые. Он гениален, он особенный, он для меня единственный и неповторимый. Стоило поиграть в ДП хотя бы из-за этого. В марте коты и кошки толпой лезут на крышу, что благополучно совершила и моя команда, забив на чтение. Сделала она это очень вовремя, как раз в тот момент, когда я уже собирался объявить, что не буду читать ничего из предложенной галиматьи.

В общем и целом, допускаю, что игры очень даже нужны на ресурсе. Это командный дух, подстегивание друг друга, планы на вечер и завтрашнюю ночь, наконец, общение. Но мне, читающему 15 книг одновременно, бросающему прочитанное на полуслове без всякого сожаления, имеющего единственной системой для чтения - отсутствие всяких систем, мне игры не подходят. Хотел предложить новую игру "Кто дольше сможет вообще не читать". Среди читателей из топа-100 по активности.

Помимо Бэнкса и Беллоу, каких еще авторов вы открыли для себя благодаря Лайвлибу?
Влияние ЛЛ налицо, которое в конечном итоге более чем благотворно. Но глагол "открыл" было бы не совсем верным. Именно "открыл благодаря ЛЛ" - это Джонатан Троппер, Нацуо Кирино, Сатоси Адзути. Оно, конечно, хорошо, но это в основном развлекательная литература. Троппер, кстати, очень надоел своей однообразной темой в книгах. Знакомство с Бэнксом же произошло вопреки. Впервые прочитал его "Осиную фабрику", хотя читать его не собирался вообще. Но, когда в Долгой Прогулке мне досталась его "Воронья дорога", то это было даже интересно. Кстати, Бэнкс совсем не умер, а это его очередной гнусный прикол. Но вряд ли соберусь его еще читать. Пусть впечатление останется таким, какое оно сейчас.

ЛЛ делает акцент и приближает знакомство с автором, что очень важно, ибо, скажем, прошли бы годы, прежде чем я добрался до Тэффи, если бы не комментарий Morra (она, кстати, ничего не советовала. Когда советуют, то я обычно не читаю). Знакомство с Оруэллом состоялось бы неизвестно когда, если бы, на момент регистрации на ЛЛ, не увидел многочисленные отзывы. Тогда я еще был глуп и их читал. Да и Сол Беллоу в списке Нобелевских лауреатов, которых потихоньку мучаю, ничем не примечателен. Неизвестно, когда бы до него дошли руки. Новое для чтения в основном выбираю сам, но все это взято с ЛЛ. Здесь для этого самый удобный сервис. Книги-хочучки не обозначаю, потому что их столько, что до конца жизни не успеваю никак.

Самая лучшая книга, которую вы прочитали в этом году - это...
"Замок" Франца Кафки и "Лови момент" Сола Беллоу. Это из нового. Но в этом году был такой хороший маразматический конкурс, благодаря которому я нашел себе оправдание и целый месяц перечитывал старые книги. Промолчать о "Милом друге" и "Жизни" Мопассана, "Да здравствует фикус!" Оруэлла, "Грозовом перевале" Эмили Бронте и "Законе вечности" Нодара Думбадзе просто невозможно.

В общем, можно сказать, что все это "лучшая книга в этом году". Пусть издадут одной книгой и я стану первым покупателем.

У вас есть какие-нибудь свои книжные традиции? Например, каждый вечер пятницы проводить с книгой и бокалом виски или каждый год первого января перечитывать какую-нибудь конкретную книгу?
Традиция - это такая тугая, застывшая форма, которая очень претенциозна и негибка. Если обратиться с вопросом к человеку о смысле того, что он зачастую делает, то, чаще всего, у него нет разумного объяснения. То есть, люди куда-то ходят, бьются лбом и сами не знают - зачем. Вечер пятницы могу начать утром в четверг, продолжить до следующей среды, виски - та еще отрава. Конечно, многим нужны планы, графики, последовательность во всем. Сам я от этого довольно давно отказался. Человек должен быть свободен как птица. Для этого он обязан не допускать греховных мыслей, делать добро строго по распорядку с раннего утра и всегда держать на лице искреннюю улыбку. Шутка. Единственное, что замечаю за собой, если это годится в качестве традиции, - высшим знаком внимания к памяти человека, отошедшего в мир иной, считаю желание приобщиться к его творчеству. Таким образом мною были прочитаны "Неукротимая планета" Гаррисона и "Осиная фабрика" Бэнкса. "Жестяной барабан" Грасса, правда, читать не стал, но посмотрел фильм.

С какими тремя писателями вы бы хотели побеседовать лично?
Учитывая то, что практически все любимые авторы давно переместились в мир иной и, если бы вдруг возникла возможность с ними поговорить, то основным было бы даже не общение с ними, а возможность выяснить - как им удалось разговаривать с того света. Ну, и, соответственно, побольше узнать о том - что нас ждет в том далеком будущем. В этом случае лучше всего иметь дело с автором, которого ты хорошо понимаешь и который может четко- ясно ответить на все поставленные вопросы. К подобным людям относятся, на мой взгляд, Ремарк, Мопассан, Уэльбек, Ромен Гари и Эмили Бронте. Ромена Гари отметаю, ибо дипломат умеет профессионально искажать действительность, что он и показал в своих произведениях. Да так хорошо, что многие в это до сих пор верят. Эмили Бронте тоже, так как с женщиной вообще опасно связываться. Ее Кэтрин Эрншо - подтверждение тому. Остаются два алкоголика - Уэльбек и Ремарк и развратник Мопассан. Компания очень достойная. Причем, Уэльбек как бы еще даже жив (в чем многие не уверены), но, если он ответит мне на поздравления с днем рождения, которые я ему ежегодно отсылаю, то это будет намного круче того, как если он бы самолично явился с того света. Кстати, если он даже умрет, то все равно не заткнется. Поэтому ищут его напрасно.

У вас случалось большое книжное разочарование? Когда долго ищешь какую-нибудь книгу, находишь, читаешь и понимаешь, что она не стоила ни поисков, ни потраченного времени.
"Искал" тоже глагол из прошлого, даже если он звучит как "ищу" и "буду искать". В школьные годы действительно не просто "искал", а рыл землю носом и все оценки книг в основном лучезарные, пятизвездочные. Дипломатично проставлено три звезды, если книга совсем уж никудышняя, но это редкость. Позже все изменилось, как читатель я стал напоминать капризную деву, у которой три звезды означало "хорошо". Коснусь темы разочарований, но она, наверное, несколько иная. Вообще, от некоей части авторов и не ждешь каких-то особых свершений, ибо сложно ждать, скажем, от козла соловьиного пения. С другой стороны, если автор хоть как-то читается, то не все так уж и плохо. Кого-то изучаешь в надежде отыскать-таки глубинный смысл. Но, увы, либо ты слишком туп, либо смысла и не было изначально.

Несколько разочарован, перечитывая Юкио Мисиму, но это говорит только о том, сколь высоко он был мною вознесен первоначально. Даже в нынешнем, "разочарованном" состоянии он по-прежнему остается для меня великим автором. Был разочарован, прочитав "Сиддхартха" Гессе, но позже пришел к выводу, что неправ был сам. В этом произведении Гессе специально все упростил, чтобы труд приобрел популярный вид и стал читаемым, что говорит о невысоком мнении Гессе по поводу людей, но в моих глазах делает его более привлекательным, ибо этот человек был реалистом. Авторов, которых я читал в школе и перечитываю в настоящее время, решил не топить разочарованно посреди водной глади, а высаживать на Остров Детства. Там они сохраняют свой первозданный чистый облик. Когда-то был очень разочарован "Дневником Сатаны" Андреева, но, почитав этого автора дополнительного, ничего другого от него и не жду.

"Случайная вакансия" Роулинг стала предсказуемым разочарованием, не был уверен, что автор пойдет на такой шаг, но в смелости ей не откажешь. Очень рад за Джоанну Венедиктовну, которая стала писать детективы, она женщина умная. Это именно ее жанр, от ее описаний взаимоотношений между людьми хочется чесаться, а детективы, где основное - лихо закрученный сюжет и безграничная фантазия, это именно то, что ей дано свыше. Правда, детективы не мой жанр, поэтому сам читать не собираюсь. Вторая книга Дианы Сеттерфилд несказанно разочаровала и подтвердила то, что наличие потенциала у этого автора было мною надумано. Все это, конечно, и разочарованиями не назовешь.

Для вас важны условия для чтения? Или вам одинаково комфортно читать книгу и в шумном вагоне, и дома в любимом кресле?
Рабочее место и условия для деятельности подбираются в соответствии с антропометрическими характеристиками человека. Самое главное - это удобно устроиться. Да, много вариантов. Очень важно, слушая аудиокнигу, не заслушаться вконец и никуда не влететь. Книга же - это телепорт. Зачитался, хлоп! и ты уже где-нибудь в Симферополе. Сам же я лучшие условия выбираю неосознанно, подобные качества врожденные, они сродни тому, чтобы сразу видеть недостатки и несовершенство этого мира. Главная проблема читателя - это глаза. Но у меня есть теория, что зрение напрямую связано с характером. Конечно, помимо наследственности. Человеку любопытному, все примечающему и шарящему взглядом по сторонам, испорченное зрение не грозит. Поэтому, если меньше смотреть, надувшись, в одну точку перед собой, то и проблем будет меньше.

Назовите пять авторов, которые сейчас незаслуженно забыты.
Незаслуженно забытый на ЛЛ - Фридрих Горенштейн. Чего не скажешь в общем, потому что его и печатают, и снимают, и играют.

Незаслуженно забытый издательствами и на ЛЛ - Нодар Думбадзе. Не буду рекламировать любимого автора, только обозначу степень того, что он недополучил.

Незаслуженно забытая в принципе и на ЛЛ тоже - Тэффи. Да, там, ее раньше специально печатали при советской власти, но и у нее на ЛЛ очень мало читателей.

Незаслуженно забытый Сол Беллоу. Для выходца из России это вообще парадокс. Сол Беллоу был признан мировой литературой, получив Нобелевскую премию. И в те времена, когда ее еще вручали действительно за вклад в литературу. Другое дело, что его продолжают бояться.

Незаслуженно забытый Исаак Башевис Зингер. Даже столкнулся с такой редкостью на ресурсе, как антисемитские комментарии под рецензией. Позабавило.

Анкета читателя:
В этот раз традиционная "Анкета читателя" (он же Блиц-опрос) из опросника трансформировалась в крепкий каркас разговора, потому что любопытная ведущая не смогла удержаться от дополнительных вопросов. И вот, что у нас получилось.

1. Ваша любимая книга на данный момент?
Электронная книга. Методом многочисленных проб и ошибок остановился на PocketBook. Хотя, очень благодарен "Макцентру" за ONYX Dontsova Book в качестве приза. В этой легкомысленной книге есть что-то от вечности. В смысле, я надеюсь, что мне предоставят пожизненную гарантию. В общем же и целом, хотел сказать, что любимую книгу определить невозможно. Мы всю жизнь, каждый, пишем свою единственную и неповторимую книгу.

Этот ридер вы получили, как победитель конкурса за лучшую историю о любви к детективам? В вашей истории вы написали: Прошли годы, оперуполномоченным уголовного розыска я так и не стал. А кем стали, если не секрет? И повлияли как-нибудь на ваш выбор какие-нибудь книжные персонажи? Кого из них вы могли бы назвать кумиром своей юности?
Своих учителей (была такая подборка "О, Учитель!") мне удалось сохранить чуть ли не в первозданном виде, то есть, с возрастом их образы совсем не потускнели. Каждый учил разному. Жорж Дюруа ("Милый друг" Мопассана) свободным взглядам, умению отбросить ненужную шелуху, увидеть главное, то, что нужно именно тебе. Остап Бендер ("Двенадцать стульев", "Золотой теленок" Ильфа и Петрова) технологичному подходу абсолютно ко всему, активности, практичности, обращению со временем и т.д. Ходжа Насреддин ("Повесть о Ходже Насреддине" Леонида Соловьева) оптимизму, изворотливости, творческому подходу, умению ставить высокие нематериальные цели. И парочка особенно ценных литературных друзей - Роберт Локамп ("Три товарища" Ремарка) и Зурикела Вашаломидзе ("Я, бабушка, Илико и Илларион" Нодара Думбадзе"). Абсолютно все пять персонажей списаны авторами в большей степени с самих себя.

Вполне предсказуемо, с такими учителями, в итоге я стал визборовским озером ( "Завтрак с видом на Эльбрус" Ю. Визбора), которое лежит и отражает облака. До этого несколько лет был на государственной службе, еще сколько-то лет вкушал радости корпоративной жизни, почти год провел в очень теплой загранице. Биография разнообразная, неравномерная и философская. Самое главное, что всегда было нескучно. Прилагается пара фотографий, дающих представление об образе, но не дающих представлений о личности. Личность, в любом случае, определяется внешними формами только изнутри.
картинка Shishkodryomov

При вашей любви к электронной книге продолжаете ли вы покупать бумажные?
Какие книги читать - личное дело каждого. Но, в общем и целом, бумажные книги себя изживают и издательства напоминают бальзаковского папашу Сешара из "Утраченных иллюзий". Исключением являются детские книги, научные и форс-мажорные случаи. Но и это все недолговечно. Так, например, я одно время закупал в больших количествах книги для реабилитационного лагеря в рамках благотворительного проекта, ибо там людям не полагалось иметь электронных устройств. Ребенок тоже у меня получил абсолютно все книги, которые я сам посчитал для него нужными. И сам же их ему и прочитал.

Сейчас покупаю бумажные книги не очень часто. В основном, это особенные переводы классики, которых в электронном виде нет. Книги, формат которых меня не устраивает. Книги с графикой. Некоторые книги, которых нет в электронном виде. Есть и такие. Бумажная литература противопоказана мне лично, потому что расстаюсь я с ней со скрипом, а места она занимает много. Книги часто пытаются вручить в качестве различных призов, но от них чаще всего отказываюсь в пользу детей Анголы, ибо маловероятно, что соберусь когда-то что-то подобное читать. В основном это современная проза.

А если расставаться все-таки приходится, то каким путем? Отдаете в библиотеку, дарите друзьям, меняетесь или продаете?
После того, как все книги удалось сбагрить в лагерь для людей с зависимостью, а проект продолжался несколько лет, - с тех пор очень тщательно обзавожусь лишней литературой. Все, конечно, не раздал в те годы, примерно половину. Но, оказалось, что, если книги реально кому-то нужны, то и расстаться с ними проще. Да и книжным вещизмом никогда не страдал, в разных объемах мои тома валяются по всяким домам, городам и странам. Друзья берут мои книги когда угодно и я сразу говорю, что возвращать их не нужно. Времена дефицитов прошли и сейчас все это не так важно. Есть, правда, книги, которые никому не дам.

В начале 90-х однажды совершил "революцию", собрал многочисленную советскую чепуху, в том числе - собрания сочинений Маяковского, Симонова, Маркова, но выбросить рука не поднялась. Отнес в гараж. Да и папаша был против действий несовершеннолетнего. Продавать книги, опять же, во времена дефицита не пробовал, был слишком мал. Теперь это вообще не имеет никакого смысла, вся эта возня с книгами мелкая и надоедливая. Уезжая на ПМЖ, не знал куда деть Большую Советскую Энциклопедию, она была слишком объемной, чтобы с ней возиться. Выбросить опять же не смог, поэтому единственный раз, когда позвонил какому-то книголюбу с условием, чтобы он бесплатно меня от нее избавит.

2. Какую книгу вы прочитали большее количество раз?
Читал примерно 10 или более раз:
1. П.Ершов "Конек-горбунок". Знал наизусть большую часть в детсадовском возрасте и до сих пор помню довольно много, вплоть до поимки кобылицы.
2. Д.Толкин "Хоббит". Вместе с первой частью "Властелин колец" 82-го года издания так и не дождался в детском возрасте продолжения, появившегося в 91 (вторая часть) и 92 (третья часть) годах.
3. А. Семенов "Ябеда-Корябеда, её проделки и каверзы". Полностью переписал, хотя писать еще умел с трудом, где-то сохранилась общая тетрадь в 48 листов, исписанная детскими каракулями. Почерк, правда, с тех пор не изменился. Называлось это "12 агентов Ябеды-Корябеды" и печаталось в журнале "Мурзилка" в разные годы.
4. Э. Успенский "Дядя Федор, Пес и Кот". Книги у меня не было, поэтому я ее полностью переписал, взяв в библиотеке. На тот момент учился в младших классах. Предположительно лето 84 года.
5. Кир Булычев "Девочка с Земли". Переписал за одно лето, взяв в библиотеке. Объемами меня уже было не напугать. Лето 85 года.
6. Кир Булычев "Миллион приключений". Переписал в течении учебного года 85-86.
7. Кир Булычев "Гай-до". Принимал участие в создании произведения вместе с другими читателями "Пионерской правды". Лето 86 года. Оригинальное название "Каникулы в космосе или Планета Пять-Четыре".
8. Кир Булычев "Конец Атлантиды". Это произведение Булычев написал сам, но по привычке я его выучил наизусть. Лето 87 года.
9. Н. Носов "Незнайка на Луне". Затертый до дыр 3-й зеленый том. Чаще схемы ракеты перерисовывалась только карта из "Хоббита"
10. Р. Стивенсон "Остров сокровищ". В итоге второй том собрания сочинений стал выглядеть как инородное тело на фоне своих собратьев.
11. Д. Гринвуд "Маленький оборвыш". Единственная детская книга, которую я купил для самого себя, став взрослым. Ибо в детстве у меня ее не было. По мотивам была написана пьеса для домашних постановок.
12. А. Волков. Шестикнижье о Волшебной Стране. Очень сильно надоело еще в детстве, а к Волкову отношение со временем изменилось. Считаю его наглым плагиатором. Шестую книгу выпрашивал у знакомых, что и хорошо, ибо она насквозь пропитана идеологией.
13. А. Рыбаков. Трилогия о Кроше ("Приключения Кроша", "Каникулы Кроша", "Неизвестный солдат"), трилогия о Мише Полякове ("Кортик", "Бронзовая птица", "Выстрел"). Любовь к Рыбакову пронес через всю жизнь.
14. А. Гайдар "Судьба барабанщика". Как и "Маленький оборвыш", это произведение написано как учебник для детей, обучающихся самостоятельности.
15. В. Гауф "Сказки". Самый любимый сказочник.
16. В. Курочкин "Короткое детство". Редкий патриотический труд на военную тему без лозунгов и дешевого пафоса.
17. Жюль Верн "80 дней вокруг света". Идеальное детское произведение для изучения географии.
18. А. Линдгрен "Три повести о Малыше и Карлсоне". Наверное, все читали эту книгу более 10 раз.
19. А. Алексин "Очень страшная история. Необычайные похождения Севы Котлова". Глоток свежего воздуха в советском детстве.
20. А. Дюма "Три мушкетера" Пережил четыре утерянных-разодранных книги.
21. Г. Белых, Л. Пантелеев "Республика ШКИД" Очень красиво и органично, хотя и вранье. Тот пример, когда согласен быть обманутым.

И, наконец, священные Библии
22. И.Ильф, Е. Петров "Двенадцать стульев. Золотой теленок"
23. Г. Мопассан "Милый друг"
24. Э. Ремарк "Три товарища"
25. Л. Соловьев "Повесть о Ходже Насреддине"
26. Н. Думбадзе "Я, бабушка, Илико и Илларион"

Читал примерно 5 и более раз:
1. Д.Толкин "Властелин колец"
2. Д. Роулинг "Весь Гарри Поттер" (два раза полностью прочитан вслух)
3. Э. Берджесс "Заводной апельсин"
4. Ш. Бронте "Джен Эйр"
5. М. Митчелл "Унесенные ветром"
6. Т. Драйзер "Сестра Керри"
7. М. Булгаков "Мастер и Маргарита. Собачье сердце"
8. В. Шукшин "Любавины"
9. Б. Васильев "Завтра была война"
10. Н. Гоголь "Ревизор"
11. А. Конан-Дойль "Подвиги бригадира Жерара. Затерянный мир. Собака Баскервилей. Этюд в багровых тонах"
12. Н. Думбадзе "Солнечная ночь"
13. В. Кондратьев "Встречи на Сретенке"
14. Г. Мало "Без семьи"
15. М. Додж "Серебряные коньки"
16. А. Рыбин "Кино" с самого начала"
17. Н. Чуковский "Матрос Рутерфорд в плену у новозеландцев"
18. В. Обручев "Золотоискатели в пустыне"
19. Кир Булычев "Умение кидать мяч. Нужна свободная планета. "
20. Р. Желязны "Хроники Амбера"
21. Е. Коротких "Черный театр лилипутов"
22. Э. Ремарк "Черный обелиск"
23. Д. Оруэлл "Да здравствует фикус"
34. М. Веллер "Легенды Невского проспекта"
35. Л. Толстой "Крейцерова соната"
36. В. Пикуль "Мальчики с бантиками"
37. М. Твен "Приключения Тома Сойера. Рассказы"
38. Ю. Олеша "Три толстяка"
39. Д. Родари "Приключения Чипполино"
40. Э. Успенский "Меховой интернат. Школа клоунов. Гарантийные человечки"
41. Н. Носов "Приключения Незнайки и его друзей. Незнайка в Солнечном городе. Повести и рассказы"
42. А. Линдгрен "Пеппи Длинныйчулок"
43. Р. Пилкингтон "Сокровища старого Яна"
44. Д. Линдсей "Беглецы"
45. А. Волков "Царьградская пленница"
46. Ю. Сотник "Ясновидящая или эта ужасная "улица"
49. Л. Лагин "Старик Хоттабыч"
50. В. Ерофеев "Москва - Петушки"
и т.д.

Вы сказали, что принимали участие в создании произведения "Гай-до" Кира Булычева вместе с другими читателями "Пионерской правды". Расскажите, как это происходило и какой именно вклад вы внесли?
Единственным достоинством газеты "Пионерская правда" было то, что иногда там на последней странице печатали что-то действительно интересное. Помню "Дима, Тима и так далее..." Алексина и "Агей" Бахревского. Проект по тем временам был уникальный - читателям было предложено собирать креатив для Кира Булычева. Ну, тот же принцип, что и у наших многочисленных конкурсов. Нас таких, желающих писать про Алису Селезневу, было много. Сама фамилия-то говорит о том, что она больше мальчик, чем девочка. В марте 85 года уже отгремела премьера "Гостьи из будущего", а мультфильм "Тайна третьей планеты" все уже знали наизусть. Мне же, шагнувшему гораздо дальше, чем большинство, переписавшему вручную "Девочку с Земли" и "Миллион приключений", невозможно было пройти мимо грядущего проекта. Нас было человек пять, мальчиков-фанатов булычевской Алисы. Мы обменивались мнениями, фантазировали и нагло врали друг другу по поводу собственного креатива.

Сейчас, по прошествии лет, можно честно признаться, что сюжетно моя версия совпала с булычевской только в самом начале - корабль Гай-До заговорил. Далее же, когда я впихнул на Землю сбежавшего из тюрьмы Весельчака У, наши взгляды с автором настолько разошлись, что через какое-то время я вообще перестал что-либо посылать. Да и почта работала так, что можно было только молиться. Недоступность булычевских книг в те годы служила особым катализатором, у меня была только "Девочка, с которой ничего не случится" да пара рассказов из журнала "Пионер". "Сто лет тому вперед" вообще прочитал в 91-м и был жутко разочарован. Кстати, один из друзей скормил мне собственный фанфик про трех Весельчаков, в который я верил вплоть до появления интернета. Урод.

Вы разделяли любовь мальчиков Советского Союза к киноверсии Алисы?
В те годы имя Наташи Гусевой, не знаю - как там ее сейчас, было известно всем фанатам Булычева. Знал, что она москвичка, старше меня и собирается сниматься в "Лиловом шаре". Но она никогда не относилась к моему типу женщины, что было ясно уже даже на том этапе. Мне больше нравилась Вика Наполова, игравшая Валю Зернову в третьей серии "Тайна Фенимора" трехсерийного детского фильма "Три веселые смены", снятого по повести Юрия Яковлева "Тайна Фенимора". Привет, Виктория! Маловероятно, конечно, что увидит - она на ЛЛ редко бывает.

Пробовали писать что-нибудь еще, кроме рассказов про Алису?
Не только пробовал, но и писал. В очень разное время и в очень разных формах. Другое дело, что никогда не считал это основным занятием для мужчины. Ну, не в смысле половой принадлежности, а в смысле технологичного и созидательного подхода. Переболел творческой графоманией еще в детстве, поэтому никогда амбициозных планов втихаря не вынашивал. Все эти нынешние сборники молодых лохов создаются специально, чтобы они сами же раскупали свою макулатуру. Писать - это духовная потребность, больше связанная с каким-то психологическим неудобством. Как говорил Ромен Гари в "Белой собаке", "когда я натыкаюсь на что-нибудь, что не могу изменить, разрешить, переделать, я это уничтожаю: переношу в книгу. Депрессия проходит. Я начинаю лучше спать." Мне тоже совсем не спится. Часто встречаю на ЛЛ рассвет в одиночку. Знаю, что в 5.25 Живая Библиотека уходит.

Вы большой специалист по перечитыванию. Можно сказать, уникальный. Книги, которые вы перечитывали много раз каждый раз открывались для вас по-новому?
Кто-то мне говорил, что я книжный маньяк. Но это в корне неверно. Никакой я не книжный маньяк, а самый обыкновенный маньяк. Много и постоянно читал в школьные годы и на первом курсе университета. По инерции и в начале 90-х просто невозможно было не читать (подборка "Книги - оправдание перестройки"). Далее, довольно длительное время изучать художественную литературу было некогда, у меня были годы, когда не читал совсем. Это особенно неудачно, потому что в нашей стране именно тогда началось книжное изобилие. Поэтому многократное перечитывание книг в 80-е годы не является результатом хорошей жизни, а всего лишь следствие отсутствия детской литературы. Именно поэтому я довольно рано полез на взрослые полки. С другой стороны, как говорил Юрий Поляков в "Козленке в молоке", "все мы жертвы полных книжных полок". Отсутствие в свободной продаже хороших книг (как, например, и алкоголя) делало нашу жизнь особенно осмысленной. Кто сейчас пойдет стоять ночами в очереди, в надежде на собрание сочинений Чехова? Когда я рассказал на ЛЛ историю о "Хоббите" Толкина, то ее не все сразу и поняли. Действительно, с 82-го до 91-й год мы жили и знали, что Фродо и Сэм уплыли в Мордор, но что будет дальше - даже примерно себе не представляли. Вплоть до начала 90-х, когда появилось продолжение. Я делал отчаянные попытки заказать книги из Лондона, но все это было нереально в те годы. Сейчас подобное выглядит диким, но мы этим жили, хотя, я и не особенно долго.

Вновь стал активным читателем относительно недавно (тогда же зарегистрировался на ЛЛ) и многие книги из детства с большим удовольствием были перечитаны. Конечно, воспринимаются они практически как новые, ибо читает их уже совершенно другой человек. Но чудесные образы из детства оказывают свое светлое волшебное воздействие, поэтому разочарований мало. Ну, высадил на Остров Детства Джека Лондона и Теодора Драйзера, еще нескольких авторов приключенческого жанра. Не так это и много, ибо при критическом складе ума можно вообще остаться без светлых воспоминаний. Саша Черный по этому поводу особенно волновался.

В литературном прейскуранте
Я занесен на скорбный лист:
«Нельзя, мол, отказать в таланте,
Но безнадежный пессимист».
Ярлык пришит. Как для дантиста
Все рты полны гнилых зубов,
Так для поэта-пессимиста
Земля — коллекция гробов.

А перечитывать Достоевского или Мопассана можно сколько угодно - что-то новое найдется всегда.

Весь Гарри Поттер два раза полностью прочитан вслух! У вас были благодарные слушатели и попросили прочитать на "бис"?
Вслух читаю довольно много. Порядка 50-ти книг в год. Иногда больше, иногда меньше. Проскальзывало даже предложение записывать чтение в формат аудиокниг, но не нашлось достойных приоритетов. Львиная доля прочитанного досталась собственному потомству, что как бы должно возводить ребенка в ранг начитанного. На узкой же тропинке завлечения потомства чтением меня предсказуемо ожидало полное фиаско - ребенок читающим так и не стал. Кто-то говорит, что нужно было меньше ему читать вслух, но я знаю наверняка, что это бы ни на что не повлияло. Впрочем, отношусь к этому спокойно - в своем большинстве дети все сейчас такие.

Вы сами часто слушаете аудиокниги? В чьем исполнении начитка вам особенно нравится? Какие чтецы раздражают? Какой у вас Топ-10 любимых аудиокниг?
Аудиокниги вроде бы и слушаю, но, как оказалось, с трудом набрал 10, чтобы вообще порекомендовать, поэтому ни о каком Топе речи не идет. Нужные мне произведения встречаются в аудиовиде примерно в 70 случаях из 100. Оставляем только те, что нормального качества. 70 - 20 = 50. Минус радиоспектакли, за редким исключением. 50 - 10 = 40. Минус звуковое оформление, что меня бесит. 40 - 10 = 30. Минус уродливых чтецов, хотя, в последние годы качество значительно возобладало. 30 - 10 = 20. Пытался как-то слушать "Евгений Онегин" в исполнении Смоктуновского, хотелось просунуть руку в динамик и больно ухватить его за нос. Наконец, если учесть, что многие произведения вообще слушать не получается, то останется всего ничего. Аудиокнига, в конечном итоге, это некий легкомысленный подход к литературе. Вчитываясь в каждое слово, смакуя каждую строку, чтобы насладиться гением автора, одним лишь звуком не обойдешься. Как, например, расставить кавычки голосом, где автор хотел что-то сказать в переносном смысле? Кроме легкомысленного чтения аудиокниги хорошо подходят для перечитывания. Иногда со стороны можно даже разглядеть что-то принципиально новое для себя.

1. "Да здравствует фикус" читает В. Максимов (ранее читал)
2. "Крейцерова соната" Е. Терновский (ранее читал)
3. "Дон Кихот. Первая часть." Е. Терновский (ранее читал)
4. "Посмертные записки Пиквикского клуба" В. Герасимов (ранее читал)
5. "Старик и море" В. Ливанов (ранее читал)
6. "Похождения бравого солдата Швейка" Е. Самойлов (ранее читал)
7. "Лунный камень" С. Чонишвили
8. "Белый тигр" С. Кирсанов
9. "Бешеные деньги" Радиоспектакль Ленинградского театра комедии
10. "Моя кузина Рэйчел" С. Кирсанов

3. Какую книгу начинали читать много раз, но так и не смогли закончить?
Подобные книги равнозначны отношениям с какой-нибудь женщиной. На определенном этапе ты их не воспринимаешь целостно, от начала до конца, а открываешь на любой странице, если есть желание приобщиться. Помимо Верджинии Вульв, которая вроде как женщина, в чем лично я сомневаюсь, к подобной плеяде авторов относятся многие модернисты. Например, Фолкнер или Джойс. По каким-то причинам читал 15 лет "Моби Дик" Мелвилла, а "Улисс" читаю более 22 лет. По этому поводу главное - не расстраиваться, а воспринимать это как данность. Куда спешить-то? Более того - многие авторы прямо-таки созданы, чтобы их не дочитывали, ибо сюжет не имеет никакого смысла в принципе. Хотите, например, получить "дозу Кафки" - откройте его на любой странице и вам мало не покажется в любом случае. Первую историю о великом путешественнике от спальни до ванной Марселе Прусте прочитал-таки за 12 лет. Горжусь этим до сих пор, но никому не говорю.

4. Книга, которую обязан прочесть каждый?
Наверное, Букварь. При условии, если вы не научились до школы читать и склонны к подчинению. Вас, в соответствии с законом о начальном образовании, читать его обяжут. Но в любом случае - решать в конечном итоге все же вам. Я бы при таком раскладе не стал.

5. Книга, которая является лучшим снотворным для вас?
Вопрос сложный, потому что насильно не читаю давно. Но моя кошка очень любила советское издание "Гаргантюа и Пантагрюэль". Когда голову на него клала, а когда взбиралась и целиком.

6. Книга, которая изменила ваши взгляды на жизнь?
Книги - это люди. Великие люди, которые до сих пор живы, дышат, разговаривают и оказывают на нас влияние. В наших силах лишь выбирать этих людей. Хотя, во многом они сами нас выбирают. Меня выбрал длинный список, не менее длинному списку я ответил взаимностью. Фамилии - Вольтер, Дидро, Диккенс, Оскар Уайльд, Ремарк, Мисима, Мопассан, Беллоу, Марк Твен, Уэльбек, Достоевский, Лев Толстой, Пушкин, Салтыков-Щедрин, Александр Островский, Думбадзе, Саша Черный, Ильф и Петров, Леонид Соловьев, Рыбаков, Шукшин и т.д. Авторов и их произведения воспринимаю целостно, поэтому названия произведений не так важны. Коренным же образом жизнь меняют совсем не книги.

7. Книга, которая заставила вас заливаться слезами?
Не припоминаю, чтобы плакал, но, поскольку это нужно для интервью, то специально расчихался. Сижу со слезами на глазах над этими строками. То есть, авторы - Arlett и я сам. Действительно, что еще в этой жизни может заставить плакать - только желание обмануть и выставить напоказ свои лживые слезы. Во всех остальных случаях мужчины не плачут.

8. Книга, которая стала причиной безудержного смеха?
Рассказы Чехова, "Закон вечности" Думбадзе, "Наше житье" Тэффи. Это из последнего. А из истории субъективного юмора в литературе - очень хорошо помню середину 90-х и "Легенды Невского Проспекта" Веллера. В основном, "Легенда о стажере". Эту книгу я покупал раз пять, потому что она всегда куда-то исчезала.

9. Книга, которую читали всю ночь напролет и не могли остановиться?
Подобное часто имело место при советской власти, особенно в последние годы припадков книжного дефицита. Тогда я уже в достаточной мере читал самостоятельно, а какую-то редкую книгу удавалось выпросить где-то буквально на день-два. Откладывались в сторону абсолютно все дела и чтение шло круглосуточно. В памяти же осталась детская книга Скотта Янга "Новички-хоккеисты", которую я читал всю ночь и к утру дочитал до конца. Мне было лет семь. За ночь было съедено более 30 помидоров с бабушкиного огорода. Сорвано прямо с кустов. Но я не читал тогда еще "Золотого теленка" и не знал предостережения Остапа Бендера "не есть на ночь сырых помидоров".

10. Какую книгу вы бы экранизировали, будь вы режиссером?
Цель любого режиссера - снять что-либо очень популярное и чтобы это был очень крупный проект. А потому, остро необходимо снять целый цикл о всей Библии, Коране, буддизме, иудаизме и т.д. Займет это, по самым скромным подсчетам, весь остаток моей жизни, а потому, сразу же по поступлению денег, готов приступить к съемкам. На режиссера выучусь походу дела. Но есть в этом деле и обратная сторона. Так, например, я бы предложил удалить на веки вечные и никому никогда не показывать абсолютно все экранизации "Милого друга" или "Госпожи Бовари". Эти фильмы реальный позор и для режиссеров, и для зрителей.

Раз речь зашла о кино, не могу не спросить о ваших любимых экранизациях.
Лучшей экранизацией всех времен считаю "Унесенные ветром". Это тот беспрецедентный случай, когда и фильм, и книга находятся на высочайшем уровне. Обычно либо фильм неважный, либо литературная основа безлика, либо все довольно низкопошибное. За большинство фильмов, снятых по классическим произведениям, в режиссеров следовало бы всю жизнь швырять тухлыми помидорами. Например, в тех, кто пытался экранизировать Мопассана, Флобера, Оскара Уайльда, Льва Толстого, Салтыкова-Щедрина. Обобщаю, конечно, ибо абсолютно всего не смотрел. Но есть тенденция. Нельзя не отметить высокий уровень экранизаций Кен Кизи, но не очень люблю его книги. Любимые экранизации:

1. "Унесенные ветром" США, 1939 (М. Митчелл "Унесенные ветром")
2. "Десять негритят" СССР, 1987 (А. Кристи "Десять негритят")
3. "Жестокий романс" СССР, 1984 (А. Островский "Бесприданница")
4. "Гарри Поттер" без последней серии (Д. Роулинг "Весь Гарри Поттер")
5. "Собачье сердце" СССР, 1988 (М. Булгаков "Собачье сердце")
6. "Двенадцать стульев" СССР, 1971 (И. Ильф, Е. Петров "Двенадцать стульев")
7. "Властелин колец" США, Н.Зеландия 2001-2003 (Д.Р.Толкин "Властелин колец")
8. "Замок" Россия, 1994 (Ф. Кафка "Замок")
9. "Однажды в Америке" США, 1984 ( Г. Грей "Однажды в Америке")
10. "Выскочка" США, 1999 (T. Perrotta "Election")
11. "Ярмарка тщеславия" США, 2004 (У. Теккерей "Ярмарка тщеславия")
12. "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона:Собака Баскервилей" СССР, 1981 (А. Конан-Дойль "Собака Баскервилей")
13. "Идиот" Россия, 2003 (Ф. Достоевский "Идиот")
14. "Братья Карамазовы" Россия, 2009 (Ф. Достоевский "Братья Карамазовы")
15. "Даун Хаус" Россия, 2000 (Ф. Достоевский "Идиот")
16. "Джейн Эйр" Великобритания, 1983 ( Ш. Бронте "Джен Эйр")
17. "Королева Марго" Франция, 1994 (А. Дюма "Королева Марго")
18. "Из жизни Федора Кузькина" СССР, 1989 (Б. Можаев "Живой")
19. "Банковский билет в миллион фунтов стерлингов" Великобритания, 1954 (М. Твен "Банковский билет в миллион фунтов стерлингов" )
20. "Морской волк" СССР, 1991 (Д. Лондон "Морской волк")
21. "Ребенок Розмари" США, 1968 (А. Левин "Ребенок Розмари")
22. "Дорогая Елена Сергеевна" СССР, 1988 (Л. Разумовская "Дорогая Елена Сергеевна")
23. "Талантливый мистер Рипли" США, 1999 (П. Хайсмит "Талантливый мистер Рипли")
24. "Собака на сене" СССР, 1977 (Лопе де Вега "Собака на сене")
25. "Опасный поворот" СССР, 1972 (Д. Б. Пристли "Опасный поворот")
26. "Стакан воды" СССР, 1979 (Э. Скриб "Стакан воды")
27. "Интердевочка" СССР, 1989 (В. Кунин "Интердевочка")
28. "Место встречи изменить нельзя" СССР, 1979 (братья Вайнеры "Эра милосердия")
29. "Остров сокровищ" СССР, 1982 (Р. Стивенсон "Остров сокровищ")
30. "Без семьи" СССР, 1984 (Г. Мало "Без семьи")

Извините, что так мало. Но вот еще пара мультфильмов
1. "Крабат - ученик колдуна" Германия, 1978 (О. Пройслер "Крабат или Легенды старой мельницы")
2. "Остров сокровищ" СССР, 1988 (Р. Стивенсон "Остров сокровищ")
3. "Вокруг света за 80 дней" Австралия, 1972 (Жюль Верн "Вокруг света за 80 дней")

11. О прочтении какой книги вы жалеете?
Таких книг в жизни любого читателя множество. Книг, прочитанных, но не имевших никакой ценности. Их ценность именно в этом. В том, что они своим контрастом позволяют ценить настоящую литературу. Например, за каким-то лешим я прочитал целых две книжонки Амели нОТОМБ.

12. Любимое произведение русской классики?
С русской литературой у меня довольно сложные отношения. В настоящее время парадоксальным образом читаю чаще всего ранее нелюбимого Льва Толстого. "Крейцерову сонату" по некоторым причинам выучил практически наизусть, а любимый труд по итогам последних лет, наверное, "Исповедь". Хотя всегда предпочитал Достоевского, которого сейчас планомерно перечитываю. К русской классике отношу "Двенадцать стульев" Ильфа и Петрова, а также "Я, бабушка, Илико и Илларион" Нодара Думбадзе и "Повесть о Ходже Насреддине" Леонида Соловьева. И никакой советской прозы знать не знаю. Есть русская и, говорят, какая-то современная.

Вы можете вспомнить, в какой момент вашей жизни Толстой перешел из стадии "ранее нелюбимого" в "уважаемые"? Если я правильно уловила ваше нынешнее к нему отношение.
Прежде всего, как и большинство ценителей Толстого, я научился разделять его на раннего и позднего. Но, предпочитая его позднего, явно остаюсь в меньшинстве. Бытует мнение, что с возрастом Лев Николаевич чуть ли не сошел с ума. Мне это видится иначе, хотя, допускаю, что со временем он довольно сильно отступил от того образа, что был уготован ему природой. Поздний Толстой гораздо более разумен ( в смысле формы, не в смысле накопленного опыта), но и гораздо более циничен. С другой стороны, воспринимать раннего и позднего совершенно отдельно тоже не получится. Оба образа неразрывно связаны между собой. Просветление наступило после его "Исповеди", там он мне представился совершенно настоящим и прояснились многие моменты, которые ранее раздражали, а теперь воспринимаются с чувством юмора. Одно время на ЛЛ я занимался старым бесконечным исследованием приоритетов любителей Достоевского и Толстого. Конечно, в разделе "только для друзей" (тогда их было намного меньше). В итоге пришел к выводу, что все довольно прозаично и предопределено природой. Уже от самого рождения в нас заложено - кем мы будем - любителями Толстого или Достоевского. Даже если их никогда и не прочитаем.

13. Любимое произведение зарубежной классики?
Здесь проще. "Милый друг" Ги де Мопассана и "Три товарища" Э.М.Ремарка

14. Самая страшная книга, которую вы читали?
Самым страшным может стать нечто инородное, вырванное в другом качестве из твоей же жизни. Так, например, в детстве очень любил "Дети подземелья" Короленко, но недавно прочитал полный вариант этого произведения ("В дурном обществе"). Случай исключительный, потому что во взрослом состоянии никогда бы не стал читать подобное произведение. Сильнейший эмоциональный посыл. То есть, самое страшное для взрослого, получить совершенно в другом виде что-то очень позитивное из собственного детства. Нечто похожее было недавно, когда читал вслух "Без семьи" Гектора Мало. Но, вслух - это несколько иное.

15. Любимая серия книг?
Недавно в книжном обнаружил гениальную интерпретацию серии "Азбука-классика", которая на корешке книги Артура Конан-Дойля написала кратко и ясно "Дойл". Скоро так же вместо "Москва-Петушки" будут писать ОН. Кто пил спирт - тот поймет. С развитием книгопечатания приуроченного к годам перестройки и усугубленного наличием электронных устройств, все эти серии потеряли свою актуальность. В советские годы - да, принадлежность книги к модной серии, при наличии дефицита, было важным и давало гарантию качества. Такой серией для меня являлась "Библиотека приключений", издание второе, которая была у меня полностью.

Традиционный вопрос. Какую роль в вашей жизни играет Livelib?
Ни для кого не секрет, что Лайвлиб - это женщина. Не особенно умная, довольно взбалмошная и с диким самомнением. Но она вполне поддается дрессировке, очень предсказуема и управлять ею довольно просто. Поэтому роли ей в моей жизни достаются разные, но я стараюсь придать этому процессу максимальное разнообразие. В основном, конечно, как и с любой женщиной, всему этому виной привычка. Не особенно полезная, даже, скорее, вредная. Но, с другой стороны, человек привыкает абсолютно ко всему, а какой-нибудь там копрофилист проявляет даже нестандартный вкус. Обычно посещение ЛЛ у меня ассоциируется с моим дедушкой, который всегда водку занюхивал своей старой засаленной фуражкой. То есть, со стороны это выглядело не очень, но ему, определенно, было хорошо. А это самое главное.

Последнее слово
Когда я сдохну и попаду в ад, то там будет тот же самый ЛЛ и те же самые женщины с ЛЛ. При таком раскладе умирать в общем-то бессмысленно. Конечно, все это в основном юмор. Ибо, как говорил Сол Беллоу, "принужденный выбирать между сетованиями и смехом, я выбираю смех, потому что в нем преобладают энергия, мудрость и мужество." Конечно, у него это получалось намного лучше, но как уж есть.

Хочу пожелать всем счастья в реальной жизни и после нее. Поменьше читать всякую чепуху и вообще - поменьше читать. Это для тех, кто погряз в праздном чтении по уши и берегов давно не видит. Оглянитесь вокруг, мир прекрасен. Пусть только в Америке, но хоть где-то хорошо. Для тех же, кто читает мало, но посещает ЛЛ (а таких по определению большинство, только они обычно молчат), то им побольше хороших книг. В чем всегда поможет ЛЛ. И праздничные скидки на любую книжку.

В группу Интервью Все обсуждения группы
279 понравилось 62 добавить в избранное

Комментарии 462

Отличное интервью получилось!

Это для тех, кто погряз в праздном чтении по уши и берегов давно не видит.

Не, это бесполезно. Слишком давно на игле, не соскочить :)
У меня очень близкий список читанного-перечитанного, но, мне кажется, многие, выросшие в то время, росли на мушкетерах, Карлсоне, Алисе и Верне. Я еще помню Майн Ридом зачитывалась и Буссенаром.
Список экранизаций тоже совпадает, но я бы еще туда втиснула несколько по Кингу - Сияние, Зеленую милю, Побег из Шоушенка. И Узник замка Иф (88г). Но и там и там я фанатка (Кинга и Авилова соответственно), поэтому пристрастна.

foxkid, Ты еще бабушкин платок натяни. Моложе ты лет на 8. Рид и Буссенар как раз появились в изобилии в конце 80–х. Виктор Авилов?

Shishkodryomov, И натяну, еще как натяну)))
Ага, Виктор, он мне нравится абсолютно везде.

foxkid, Помню Виктора. В Коньково он жил. На наши вопли «Мордаунт, Мордаунт!» Кривился и в лучших традициях Раневской слал. Только еще дальше. Конец 90– х был. Земля ему пухом

foxkid, Да, наверное. Но я неоднозначно отношусь к ММ и еще более неоднозначно к актерам, игравшим Воланда. За эту роль расплачиваются

Спасибо большое, буквально на днях вспоминала - "когда же следующий выпуск интервью?"))
Только не поняла, зачем в некоторых местах вместо ссылок на авторов ссылки на книги и почему присутствуют ошибки (в имени Вулф, например).

Ctixia, Это специально для всех, у кого синдром вахтера. Чтобы будоражило. А если серьезно, то по 10 раз давать ссылки на одного автора бессмысленно. Должна быть польза, чтобы люди видели лучшие произведения. Если давать их списками, то и интервью превратится в списки. Оно и так этим грешит. Жаль только, что кроме вас это вряд ли кто заметит. А фамилии написаны верно. Именно так, как я их произношу

Shishkodryomov, Так достаточно 1 раз ссылку дать и всё.)
И я не про фамилию, а про имя.

Ctixia, Нееее. Занудство есть занудство. Покроем гиперссылками весь массив лайвлиба!

Shishkodryomov, Аминь!)

Пользуясь случаем, хочу личный вопрос задать - а потомство, которому вслух читали, нынче в каком возрастном периоде? По себе помню, лет с 13-14 интерес к книгам пропадал от слова совсем, там интересы другие по дворам, долгостроям да гаражам находились...)) Зато лет с 20 распустилось по новой бурным цветом. Так что, может, всё еще впереди?)

Ctixia, Моложе, 10 лет, но акселерация делает свое грязное дело. На девочках особенно. В 20 лет – это мне еще дожить нужно. Мне эти 10 лет вечностью показались. Год за три, как на урановых рудниках

Shishkodryomov, Синдром вахтера в моем профессиональном сленге обозначает несколько иное, поэтому пришлось погуглить.)) У меня скорее склонность к граммар-наци в этом плане, действительно довольно придирчива к оформлению в силу своей занятости.)

Ctixia, Это я настоял на ошибках специально и Арлетт здесь не виновата. Пишу я с ошибками, исправляю редко, здесь был один такой – ходил и читал за мной каждое слово. Я ему выдал доверенность на право корректировки, но он сразу куда–то пропал. Люди все субъективны, поэтому идеален не бог, а терпимость. С детства ставлю ударение на фамилию БрОнте. Ни с кем не обсуждал этого. Потом в инете куча умников стала кричать, что БронтЕ. В итоге оказалось, что прав я, но мне–то что, на самом деле. Как привык, так и делаю. Это мои личные отношения с автором. А интервью и существует для личного эксгибиционизма

Shishkodryomov,

С детства ставлю ударение на фамилию БрОнте.

А надо/можно иначе?! О_О

Дааа, я вас понимаю))

Ctixia, также никогда не думала, что надо иначе)))

Интересно.
А аватарка, кажется, из sims 2)

Stranger_21, Спасибо, весь третий облазал))) Как я понял, это чей–то секундный креатив. Мое везение

Stranger_21, Кстати да, я всегда была в этом уверена.))) Про третьих и не вспоминала даже.

Ctixia, Для меня эти нюансы примерно как 256 серия Санта–Барбары отличается от 259–й

Shishkodryomov, Вспоминая декретную бытность свою и нежно любимую лицензию Симсов 2, где я часами могла составлять пазл разных персонажей из предложенных разноцветных частей тела и деталей одежды, подозреваю, что искать первоисточник - гиблое дело.

Ctixia, Слава богу, из болезней у меня только ЛЛ. Жаль, конечно, но я вроде уже смирился с чебурашковистостью аватара

Shishkodryomov, и чебурашка, и аватар, и небо на твоём фото

nedkashtanka, а уши-то, уши! как у золотого ключика, что отобрали у буратино

А я уж думала После дождичка в четверг!))
Я вот что не поняла:

Хелп! Подарите мне себя!

Разве ушастик не ты?)) Другим тебя точно не представляю!)

Для меня ваши подборки точно лучшие. :)
И интервью понравилось. Эту информацию можно почерпнуть из ваших рецензий (по крайней мере, частично), но тут всё систематизировано. И это хорошо. :)

readernumbertwo, Спасибо, с подборками вышла неувязка, на каком–то этапе перестал получать удовольствие. Поэтому теперь нечасто балуюсь, чтобы не приедалось

Фотка как будто Пелевин интервью давал.

DeadHerzog, Да, всегда обращал внимание на схожесть с Пелевиным. Может поэтому его не читаю

Ха! Фолкнер, Пруст, Джойс, слава яйцам, а то я думал, что это я один такой не такой.

Phashe, Как я понял, в общении с модернистами усилен приоритет личного. Он есть везде, но у них особенно. Кафку полюбил. Но и тот путь к любви был нелегок. Вульв, например, недоработку английской карательной психиатрии, читал раз 15 и еще ни одного произведения не дочитал

Shishkodryomov, У них меня не столько напрягал стиль изложения и личные пристрастия, а именно сама история, которую они рассказывают. Тут меня сюжет сбил с ног - достаточно редкое явления. Я могу читать про провинциальных гопников и то, как он чернило в подвале пьют, или как ирландцы в барах смотрят футбол, но читать как еврей гуляет по Даблину, или о том, какие печеньки делает бабушка - это что-то, что не укладывается даже в мою достаточно беспорядочную голову.

Phashe, История разная, но я имел в виду личное на уровне восприятия. Как воспринимаешь друга, именно поэтому он другом и стал. Тот же Кафка беспорядочный, но абсурд очень продуманный

Даже нечего добавить. Я всё про вас теперь знаю. А на фотке - мой начальник. Я догадывалась.

Din, Ого, какие у вас с шефом эээ отношения)) Высокие!))

knigovichKa, о, с начальником у нас отменные отношения. имена у нас правда другие. но это мы шифруемся друг от друга

Да это же лонгрид какой-то!

Jasly, Сократить пришлось, да. Цитаты урезать. В общем, что поделаешь

Jasly, Когда я перечитал, то мне показалось все это старческим брюзжанием на тему "трава была зеленее, деревья выше, а яйца толще"

Я Хоббита перечитала 18 раз. А сколько "Конек-Горбунок" - даже не знаю, 30 точно есть.

num, Судя по всему, мы с вами в одно время сидели с одними книгами. Только в разных местах. Впрочем, как и все из середины 70–х

Shishkodryomov, Я родом из 80-х уже, но ограниченность в выборе книг способствовала тому, что появились действительно любимейшие, зачитанные до дыр. И сельская библиотека, где библиотекарь не знал, чем порадовать, и читающая бабушка (у меня прабабушка). А Буссенара мне родители искали и договаривались почти как за ГДРовскую стенку.
Кстати, нигде не вижу у вас упоминаний о Стругацких, я вот до сих пор храню "Сказку о тройке" и "Далекую радугу", отпечатанную на перфорированной бумаге для матричных принтеров.

num, При всей любви к некоторым произведениям - зачем так много раз одно и то же? Мне кажется там на 4-5 раз уже всё будет в памяти дословно.

Phashe, Хоббита читала на русском, украинском, английском и польском. Вот вам уже 4 раза. Русских есть несколько переводов, вот и они все прочитаны. Если учесть, что начинала читать в начале 90-х, то у меня было почти 25 лет.
А с Коньком еще проще - младший брат, требовавший эту сказку вновь и вновь. И да, я ее наизусть уже знала )
Но я вообще люблю перечитывать, для меня это настоящее удовольствие. Я вообще жуткий консерватор.

num, Тоже люблю перечитывать, но максимум читал по 3-4 раза, причём тоже за достаточно длинный срок. Не 25 лет, конечно, но всё же. Не думаю, что будет что-либо, что прочитаю более десяти раз. Ах, вру... свой диплом родной, его уж точно больше десяти раз перечитывал (:

Phashe, А тема диплома какая? У меня вот, например "Поверхностные состояния экситонов в трехслойных структурах металл-диэлектрик-проводник". Перед сдачей учила почти на память (
Хоббит и Конек - это скорее исключения, чем правило. Остальные до 5 раз, в основном, 2-3. Времени на все катастрофически не хватает.

Phashe, Да, я тоже периодически забываю - что там у меня написано. А тему диплома не помню вообще

num, В советской прозе, как я понял, открытий быть не может. Мы читаем только знакомых уже авторов, тех, с которыми связаны теплые воспоминания. Поэтому Стругацкие, которых я начал читать лет 5 назад, для меня не стали ничем. При наличии зубров американской фантастики они даже не фантасты. Фантастика вообще не мой жанр, мне в детстве социальные романы нравились. Папаша кормил меня фантастикой и прекрасно вытравил ее задатки из меня полностью. На мой взгляд нынешний – основная масса фантастов ими стала, потому что не смогли большего. Или это некий склад ума. Стругацких в детстве любил «Страна багровых туч». И считаю, что произведение это о людях. Мощное и очень советское

Shishkodryomov, Стругацкие ведь правда НЕ фантасты

shulzh, Да, но мне поздно уже в фанаты Стругацких. Если бы их книги были у меня в 80-е, то нам бы было о чем поговорить на тему Стругацких. То есть, довольно предсказуемо, что я бы влился в стройные ряды почитателей. На блеклом фоне советской макулатуры это было бы ярким светом. Сейчас я уже не могу читать советскую прозу, какая бы они ни была. Только то, что люблю с детства. Ну, прочитал "Понедельник" несколько лет назад. Дали бы мне эту книгу году в 84-м. Сейчас довольно скучно. Даже не хочу другие книги об экипаже "Хиуса" читать. У меня такие хорошие воспоминания, связанные со "Страной багровых туч", пусть они останутся. Сейчас точно найду изъяны

Читайте также