28 сентября 2020 г., 01:32

1K

Обсуждение рассказа Уилки Коллинза "Дневник Энн Родуэй"

39 понравилось 19 комментариев 0 добавить в избранное

Поделитесь своим мнением о расследовании первой женщины-детектива в истории литературы

В мае 1856 года состоялся судебный процесс, широко освещавшийся всей английской прессой того времени. Хирург Уильям Палмер был обвинен в убийстве своего сотоварища по скачкам в Руджли, а после эксгумации тел родных Палмера (смерть которых принесла ему крайне необходимые для выплаты карточного долга денежные суммы), список жертв убийцы заметно вырос.
Накануне был отменен гербовый сбор, печать периодики сразу стала дешевле и прибыльнее, а потому журналы и газеты словно с цепи сорвались, рассказывая о подробностях ужасного преступления доктора, чье имя надолго стало синонимом зла и оставалось таковым до появления лондонского Потрошителя. Например, Шерлок Холмс упоминает о Палмере в рассказе «Пестрая лента». Сведущий в юриспруденции Коллинз присутствовал на суде и с интересом наблюдал, как противоречивые доказательства складывались в единую картину. Под впечатлением процесса он пишет для журнала «Домашние слова» рассказ «Дневник Энн Родуэй». История о женщине, удивительно напоминавшей Кэролайн Грейвс. Обедневшая швея двадцати шести лет живет в обветшалом доме у дороги, а обстановка ее комнат, вероятно, в точности воспроизводила домашний быт Кэролайн — «первой жены» нашего героя. Даже сегодня кажется невероятным, что автор-мужчина попытался доверить свои мысли и сомнения этому женскому персонажу.
...
Из дневника невольной сыщицы мы узнаем о подробностях расследования. В середине своего повествования Мэри пересказывает свой сон о черных шелковых нитях, которые превращаются в «ключ». Так, именно здесь впервые в истории литературы появляются две «детективные» метафоры — «ключ» и «распутать клубок». Вероятно, Уилки подхватывает метафору «следа» из «Похищенного письма» Эдгара По и переиначивает ее на английский лад, развивает лексикон, которым без зазрения будут пользоваться большинство популярных писателей на протяжении XX века.
Первая часть рассказа была опубликована 19 июля, спустя месяц после казни Палмера. Чарльз Диккенс настолько восхитился этим произведением Коллинза, что подробно рассказал другому своему другу, актеру Уильяму Макриди, о том, как впервые прочел историю во время поездки на поезде, и был так тронут, что, дочитав до конца, уронил голову на колени, чтобы скрыть от сидящих напротив людей слезы, которые эмоциональный Диккенс просто не мог сдержать.
Из книги А. Владимирович - Грани Лунного камня (сборник)
Напоминаю, что все участники, оставившие свой отзыв о рассказе, получат в подарок вышеозначенную книгу.

В группу Ситтафорд Все обсуждения группы
39 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии 19

Какая интересная информация! Никогда не задумывалась, откуда в наш лексикон попали такие «детективные» метафоры как «ключ» и «распутать клубок». Спасибо!
Мне рассказ понравился, но чего-то не хватало, чтобы с уверенностью сказать - это детектив. С одной стороны, есть убийство (непредумышленное), есть расследование, есть улика, есть торжество правосудия. Однако ощущение, что чего-то не хватает для настоящего детектива, осталось. Возможно, причина в главной героине, её никак не назовёшь сыщицей, на поиски виновного её подтолкнула любовь к подруге, а не страсть к тайнам и расследованиям. Можно с уверенностью сказать, что больше она не собирается заниматься подобными делами. Причиной может быть и мистическая составляющая: сновидения, предчувствия (и Энн Родуэй - в том, что смерть Мэри не несчастный случай, и предчувствие самой Мэри в скорой смерти), неожиданная находка при случайном посещении магазина...

varvarra,

чего-то не хватало, чтобы с уверенностью сказать - это детектив

Очень точное определение, несмотря на его простоту.

Мне рассказ тоже понравился, с удовольствием прочитала. Но я все что-то ждала. Думала как-то в дальнейшем еще всплывет яд и убийство будет предумышленным. Ждала сюжета позакрученней, как-то простовата для меня была разгадка.

ElenaIvanova783, И эта простота загадки (всё же больше несчастный случай, чем преступление) тоже подчеркивает впечатление, что рассказ ещё не настоящий детектив, а скорее, полудетектив.

varvarra, да, согласна.
я вначале Эн Родуэй не очень доверяла- из за найденного яда.
А оказалось просто череда случайностей. Которые помогли Эн и ее жениху пожениться.

ElenaIvanova783,

Думала как-то в дальнейшем еще всплывет яд и убийство будет предумышленным. Ждала сюжета позакрученней

Мы привыкли к более изощренным загадкам, крутым поворотам сюжета. Но ведь Коллинз - один из предшественников, надо отдать ему должное, увлекательный рассказ с простым сюжетом, самое оно для читателей XIX века

Всем привет! Продублирую свои впечатления, если можно :)
Рассказу поставила r45-green.png. Отличная история! Такое маленькое произведение, а сколько положительных эмоций я от него получила!
Приятные герои повествования. Им сочувствуешь и очень сопереживаешь.
Написан очень приятным языком. Правда, меня немного коробил перевод (какими-то отдельными местами), но, возможно, дело не в самом переводе, а именно в оригинале. Вероятно, автор нам хотел показать таким образом некоторую "простоту" девушки, ведь рассказ написан именно от её лица.
Очень интересный сюжет. Казалось бы, самый заурядный случай неожиданно превратился в детективную историю.
А еще рассказ очень "атмосферный".
Отличная история.

Nurcha,

заурядный случай неожиданно превратился в детективную историю

. Удивительно, что очень громкие криминальные случаи превращались в мелодраматические истории, тогда как в XX веке все изменилось. Заурядные бытовые преступления одевали в загадочный шарм и писали самые известные детективы

Мне рассказ понравился. r50-green.png рецензия Для меня Уилки Коллинз - мастер романов с тайной. Женщина в белом, Закон и жена, Лунный камень - детективными их не назовёшь (хотя в Лунном камне уже есть сыщик, если не ошибаюсь, Кафф, но он лицо второстепенное и разгадку ему найти не удалось). Но тайна в каждом произведении у него есть, и она влечёт читателя, чтобы её узнать. Плюс атмосфера. Так и в этом рассказе, есть загадка, пусть и несложная, атмосфера бедных лондонских кварталов, почти диккенсовская, форма рассказа в виде дневника добавляет эмоций переживания истории в настоящем времени. Ну и то, что "складывать два и два" в этой простой истории (неявное убийство) предоставляется женщине, вызывает доверие к происходящему. Да, про "ключ" и "распутать клубок" было интересно)

OlgaZadvornova,

Кафф, но он лицо второстепенное и разгадку ему найти не удалось

. Я пока еще не разобрался, пошли ли другие авторы по пути Коллинза, допустим изображая Лестрейда и других полицейских идиотами или это была культурный шаблон, бытовавший в обществе.

Vldmrvch, Я заметила, что у Стаута, например, Ниро Вульф и Арчи Гудвин часто оставляют полицию в дураках, там в Нью-Йорке есть один полицейский (не помню фамилию, но он встречается не в одном романе) прямо зубами скрежещет на Вульфа и Арчи)

OlgaZadvornova,

атмосфера бедных лондонских кварталов, почти диккенсовская

Интересно насколько изменилось восприятие литературы XIX века. В моей книге в первой главе я описываю улицу Веллингтон-стрит, где был офис Диккенса. Но гораздо популярнее был Рейнольдс, которого сегодня почти не знают, у которого Диккенс позаимствовал многие идеи, включая описание лондонской бедноты

Vldmrvch, Про Диккенса и Коллинза будет интересно. А имя Рейнольдса я и впрямь впервые слышу... Видимо, просто идея - ещё мало, нужно её правильно реализовать и чтобы она обросла "плотью")

Интересно было прочитать этот первый в мире женский детективный рассказ. Согласна с предыдущими комментариями, что собственно детектива тут маловато. Энн же не специально расследовала происшедшее. Просто когда на глаза ей попалась старый галстук, кусок от которого она нашла в кулаке Мери, она не испугалась, а пошла поискать того человека, которому этот галстук принадлежал.
Вообще вот читаю и понимаю, как мало я все-таки знакома с жанром классического детективного романа и романа с тайной. Коллинза вообще не читала еще ничего, кроме этого как раз рассказа. Ну что ж, в этом есть и приятные стороны - впереди ждет много нового и интересного))
Вот тут отзыв на рассказ накалякала.

Спасибо за интересную историческую справку) Как всегда, узнала много нового.

Отзыв о прочитанном рассказе.

Рассказ понравился - r40-green.png

Немного испортили впечатление неверные (завышенные) ожидания. Ожидала прочесть я детектив, но прочитала отличное классическое произведение. У меня вообще, я заметила, с творчеством автора не очень складывается(

Прекрасный язык, интересный сюжет, замечательная героиня, которой восхищаешься все произведение, глубокие социальные темы, поднимаемые автором - все это в итоге оставляет приятное послевкусие, но не детектив, нет...

Соглашусь с мнением об атмосферности произведения: автору здорово удалось передать и дух того времени, и тяжесть работы этих бедных девушек, и невыносимые условия жизни и труда... Мне почему-то произведения Золя этот рассказ напомнил...

О, какая любопытная предыстория у рассказа! Теперь понятно, откуда в сюжете описание судебного разбирательства и почему оно так привлекает внимание, несмотря на небольшой объем этой сцены. Просто написано по следам реальных событий - и каких событий!
Само расследование, если вообще так можно выразиться о действиях Энн, не привлекает внимания. Детектива, в уже ставшем привычном нам смысле, здесь нет. Зато есть описание повседневной жизни небогатых жителей Лондона. А ещё есть эмоциональность в высказываниях Энн. Дневник - дело интимное, и это позволило автору несколько расширить рамки дозволенного в литературе того времени.
Перевод хорош. Спасибо за предоставленную возможность!

Очень интересно об истории рассказа. Неужели действительно ниточки ведут к этому источнику)
Рассказ мне тоже очень понравился.
Несмотря на холод, голод и нищету в целом настроение положительное. Одна девушка умерла. Но ее почему то не жалко. Ведь судьба Энн сложилась очень хорошо. Начиная с того момента, что ей повезло раскрыть тайну смерти соседки, что суд и полиция отнеслись к ней с вниманием. Ну и конечно самый классический Хэппи энд)

Любопытная история реальности, которая послужила толчком (отчасти основой) для рассказа Уилки Коллинза.
Отзыв - "Дневник Энн"
Оценка r80-x-green.png

С учетом несложившихся отношений с книгой "Лунный камень" Коллинза, я ничего не ждала от этого рассказа. (хотя объем все равно удивил) В итоге - понравилось, а плачевное положение девушек напомнило "квартирки" и жизнь девушек в книге Золя "Дамское счастье" (свежи воспоминания).
Однако, чем больше думала я над написанием своего мнения, тем больше приходила в голову мысль, что все слишком легко, слишком быстро, слишком удачливо (особенно для Энн и Роберта). Не складывается это в полноценный детектив, в зарисовку - да, но не иначе.

Что ж, слезы как Диккенс я не проронила, но немного иначе посмотрела на Коллинза и его мастерство. Редко попадаются те, кто может кратко и без нагромождений написать что-то полноценное, хотя б рассказ.

Мне очень понравился рассказ. Особенно зацепил тем, что автору удалось создать картину эпохи Викторианской эпохи. Я словно погрузилась в это прекрасное и одновременно непростое время.

Главная героиня, Энн, живёт в бедности, поэтому не может позволить себе даже брак с любимым человеком, ведь он тоже беден. Она вынуждена очень много трудиться, чтобы прокормить себя. Девушка оказалась очень симпатична мне, так как подобные сильные персонажи всегда вызывают у меня уважение.

Понравилась и детективная составляющая. Интрига сохраняется почти до самого финала. У меня не было предположений о личности преступника.

Читайте также