7 апреля 2020 г., 01:29

847

Обсуждение сборника рассказов "Пуаро ведет следствие"

44 понравилось 22 комментария 0 добавить в избранное

Первое высказывание доверим биографам:
... оригинальность образа Пуаро уже была замечена, и редактор «Скетча» заказал Агате цикл из двенадцати рассказов о нем. «Наконец и я начинала преуспевать». Да, наконец и Агата добилась такого же успеха, как Мэдж за несколько лет до того, когда «Ярмарка тщеславия» купила ее умные и забавные «Рассказы ни о чем». Теперь уже за Агатой («такой ужасно несообразительной!») охотился издатель журнала; может, она и не стремилась к успеху, но теперь, когда он настиг ее, поняла, что желала его. Как сказал в 1909 году Иден Филпотс, «даже маленькая публикация очень вдохновляет». Эти первые «пуаро» были еще далеко не так хороши, как те рассказы, которые Агата создаст позднее, но знаменателен сам факт, что она сумела выстроить композицию из двенадцати сюжетов; вероятно, это оказалось полезным упражнением для шлифовки ее таланта.
Лора Томпсон

В группу Ситтафорд Все обсуждения группы
44 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии 22

Как раз недавно закинула на читалку. Давно хочу побольше узнать о месье :)

Чтобы облегчить обсуждение разноплановых рассказов этого сборника, предлагаю прежде чем вы перейдете в комментариях к общему отзывы на сборник или отдельные рассказы, ответить на несколько вопросов:
1. Какой из рассказов запомнился больше других? Понравился, удивил, разочаровал?
2. Похож ли Пуаро в рассказах на детектива из романов? Если нет, то чем отличается.
3. Подражает ли Агата Кристи другим авторам? Конан Дойлу? Гастону Леру? Эдгару По?

Vldmrvch, Позвольте, я первый дам ответы на свои же вопросы.
Как вы догадываетесь, вопросы возникли из рассуждений после прочтения сборника.
1. Пожалуй, самым необычным мне показался рассказ "Слишком дешевая квартира". Дело в том, что Пуаро в нем совсем не похож на самого себя. Я все время пытался представить Дэвида Суше в ситуации, когда они залезают с Гастингсом на подъемник для еды, спускаются на нем на другой этаж, как Пуаро вскрывает замок, сбивает ударом кулака человека. Словом настоящий Сэм Спейд из романов Хэммета.
Понравился рассказ "Похищение премьер-министра". Дело в том, что большинство рассказов кажутся неполными. В одних есть загадка и разгадка, нет расследования, в других загадка и расследование, зато пропущен эффектный финал. Рассказ "Похищение премьер-министра" в этом смысле идеальный образчик с таинственной загадкой, ложными версиями, разгадкой и объяснением Пуаро.
2. В первых рассказах Пуаро больше напомнил мне Шерлока Холмса с неуемной энергией и склонностью к эксцентричным выходкам, вспомните разыгранную сцену с привидением из "Трагедии в "Масдон Мэйнор"". В своих записках я постоянно делал пометки о сходстве с рассказами Конан Дойла, но начиная с рассказа "Похищение премьер-министра", в рассказах появляется знакомый образ малоподвижного интеллектуала, склонного искать преступника своими "серыми клеточками", а не ногами.
3. Как я уже отметил в предыдущем пункте, первые рассказы очень похожи на истории Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Целый ряд почти буквальных совпадений. Впрочем, надо отдать должное Агате Кристи, обычно писательница дает свою версию / свой ответ на загадку, которую подсмотрела у старшего коллеги по детективному цеху.
Я очень благодарен группе за возможность вырваться из заведенной круговерти и на несколько минут в день погрузиться в загадочный мир с бесценным проводником - Эркюлем Пуаро. Особенно благодарен, за необходимость следовать своему же принципу и читать книги вне зависимости от настроения.

Vldmrvch, Пуаро в подъемнике для еды это действительно оригинально, но мне это показалось достаточно органично и логично. А почему бы и нет?

Vldmrvch,

Пуаро в нем совсем не похож на самого себя

Во-во, вылитый герой Хэммета - ну, как я его себе представляю :)

Vldmrvch, Я смотрела эту серию, про дешёвую квартиру, она была забавная

Vldmrvch, 1. Мне больше остальных понравился рассказ "Тайна египетской гробницы" и не столько в силу мистической атмосферы, а скорее потому что он больше остальных напоминал полноценный роман. Мы понимаем, что есть убийца, который пытается скрыть свои преступления за магией, надо лишь вычислить кто это из заинтересованных.
2. Однозначно похож, но в рассказах как ни странно, его как будто больше. У нас больше шансов познакомиться с ним и его привычками. В романах повествование больше сосредоточено на действующих лицах драмы, а Пуаро появляется лишь моментами. В этом сборнике мы узнали, что он может проникать в квартиры на подъемниках для еды))
3. Из-за тандема Гастингс-Пуаро у меня стойко возникали ассоциации с известной парочкой Конан Дойля. Поэтому для меня - да, мне кажется, что она ему если и не подражала, то немного всё-таки его творчеством вдохновилась.

Вообще в целом, очень интересный сборник, нельзя сказать, что был хоть один неудачный рассказ. Но я всё-таки полноценные романы о приключениях Пуаро люблю больше.

ChydoSandra, Ну, парочки для контраста масштабов ума присутствуют почти во всех детективах, это почти закон жанра.

N_V_Madigozhina, Кстати нет. Это одна из моделей, таких же как полицейский детектив, но есть множество книг без такой схемы: инспектор Алан Грант у Джозефины Тэй, Арман Гамаш у Луизы Пенни, все детективы Чейза, Фандорин у Акунина (Маса всё-таки в расследованиях не участвует), это только первые кто в голову приходит. Тот же самый Пуаро во многих романах один.

ChydoSandra, Кстати, спасибо. Джозефину Тэй я не читала, попробую. По поводу Чейза и в целом с замечанием согласна.

N_V_Madigozhina, Я бы не стала советовать Джозефину Тэй, она мне просто в голову в качестве примера, где сыщик без напарника, из последнего прочитанного пришла. Но то, что я у неё прочитала, мне не понравилось.

Vldmrvch, "Загадка дешёвой квартиры" насмешила эксцентричным поведением Пуаро. "Мяяяу!" - и в приоткрытой двери показывается великий сыщик с трофеем наперевес :)) Вообще, он в этом шпионском рассказе ведет себя максимально раскованно - похищения, погони... Несколько непривычно :)

Vldmrvch, А мне больше всего понравился рассказ про завещание. Ох уж эти мужчины! Мама и даже, наверное, любящая тетя, никогда бы не оставили дочери деньги только при условии демонстрации какого-то там ума. Насмешило, что дева тут же обратилась к Пуаро! Правильно: в сложной ситуации обращайтесь к профессионалам.
Пуаро похож своим самолюбованием, тем, что бесит помощника, унижая его и любя одновременно.
Похож трепетным отношением к собственной внешности и аккуратностью, педантичностью. Не самый мой любимый сыщик у Агаты, но тоже ничего.
Агата все-таки в своем духе, за то и ценю.

Интересный формат обсуждение в виде ответов на вопросы. Попробую и я свои мысли выложить в таком ключе.
Самый интересный рассказ - это про похищение премьер-министра. Он очень насыщен событиями. Плюс Гастингсом выдвигаются версии, которые на первый взгляд кажутся логичными, но Пуаро их разбивает одним единственным замечанием. Как изящно Пуаро смог объединить два, на первых взгляд, разные преступления и вывести из-под удара главного подозреваемого.
Этот рассказ показался мне наиболее похожим на рассказы о Шерлоке Холмсе. Именно тем, что одно единственное замечание Пуаро, как и Холмса, делает логичными или не логичными предыдущие наблюдения или версии.
Не понравился рассказ про украденные жемчуга. Все таки "убийца дворецкий", а воровка горничная немного банально даже для времен Агаты Кристи.
Читая некоторые рассказы, отношения Пуаро и Гастингса я сравнивала не с отношениями Холмса и Ватсона, а Ниро Вульфа и Арчи Гудвина. Мне кажется, именно тут черпал вдохновение Рекс Стаут, создавая своих героев.

1. Я не успела прочитать все рассказы, рецензию писала о "Тайне "Звезды Запада". Не могу сказать, что я в восторге от коротких рассказов. Мне куда больше по душе более объемные произведения. Все очень сумбурно, поверхностно. Сами по себе истории занимательные, но раз-два и вот он главный негодяй. Это огорчает, но возможно это лично мои проблемы с восприятием. Знаете, тут ярко прослеживается то, за что Экюля Пуаро не любит мой папа: "Походил, поговори со всеми, поулыбался, а потом разложил все "по полочкам". А я его люблю. Мне интересно следить за развитием событий вместе с ним, анализировать, подмечать мелочи и искать виновного. А здесь объем ну очччччччччччень маленький, поэтому все развивается слишком быстро. Дочитываю сейчас "Пять поросят", из другого сборника. Там тоже размер не внушительный, но достаточно чтобы раскрыть персонажей. Не смогла я выделить в сборнике "Пуаро ведет следствие" хоть один рассказ, который разочаровал или обрадовал (из того, что прочитала). Они вызвали примерно одинаковые эмоции и послевкусие.

2. Мне образ Пуаро нравится и да, я его нахожу точно таким же, как в романах. Может только чуть больше поверхностным. Когда мы берем в руки этот сборник, то даем себе отчет о том, кто такой Эклюль Пуаро, чем он известен, какие его методы ведения следствия. Но мне чудовищно жаль, что рассказы такие коротенькие. По моему мнению, бесчеловечно помещать такого персонажа в такие узкие рамки, ему там тесно. Ему нет места, чтобы развернуть свою деятельность. Его сократили до банальной стадии объяснений, а нас, читателей, лишили возможности расследовать дело плечом к плечу с Пуаро.

3. Мне было странно услышать вопрос о подражании. Для меня Агата Кристи была чем-то обособленным, отдельным от остальных писателей. Если сравнивать с книгами Конан Дойла, скажу - нет, они не похожи. Агата Кристи, как по мне, пишет более изящно, облачает свои расследования легким флером тактичности. Персонажи из серии о Шерлоке Холмсе более прямолинейны (опять же, это сугубо мое восприятие), доктор Ватсон у Конан Дойла наделен недюжинными способностями, как детектив (пусть они и укрепляются постепенно). Кристи же (в моих глазах) безжалостно издевается над компаньонами следователя. Они ничего не понимают, не замечают, способны мыслить только плоско и примитивно, ничему не учатся. Да, я понимаю, что это нужно дабы через них, автор рассказал нам, как пришел к такому выводу по поиску преступника, но это так жестоко. Мы видим, что у Пуаро просто нет конкурентов. И это даже немножко портит произведение. Эдгар По - это совсем другая степь, если угодно. Другой антураж, другое настроение, совсем другие люди. Я его больше отношу к готическим романам.

Но, подводя итоги, мне было интересно читать эту книгу. Жаль, что я так и не полюбила короткие рассказы. Люблю, когда много букввввввввв :)
Спасибо за представленную возможность.

IrinaEireen, Да. Я тоже думаю, что По и Леру - это скорее готика.

Пока прочла первые три рассказа из сборника. Помните, при обсуждении романа "Загадочное происшествие в Стайлзе" я заметила, что во время первого прочтения этого детектива я была вылитый Гастингс. В смысле, автор заявляет "глянь сюда, сейчас тебя отвлекут, а преступником в финале неожиданно окажется... ну, скажем, дворецкий". И я верила, вот что поразительно! А сейчас, читая эти ранние рассказы, прихожу к выводу, что они кажутся мне слишком... простыми. Я эти дела Пуаро... ну не то, чтобы щелкала как орешки, но всё-таки достаточно быстро разгадывала. С возрастом "детективная ушлость" (выражаясь словами уважаемой участницы клуба "Клуэдо") возросла в несколько раз, так, что ли? Вот не знаю, радоваться ли этому или огорчаться, что удивить меня становится всё труднее. А так, рассказы милые, ощущается атмосфера старого доброго английского детектива.

Little_Red_Book, Да, но вместе с эти мне показалось, что последние рассказы из сборника, гораздо запутаннее первых.

1. Запомнился и понравился "Тайна египетской гробницы". Примесь мистики, путешествия и Пуаро. Кстати, до последнего надеялась на мистику в полном ее проявлении)
Разочаровал рассказ "Похищение премьер-министра". Слишком много шума из ничего, да и разгадала слишком быстро.

2. Пуаро тот же Пуаро, что и в романах. Только из-за коротких рассказов ему приходится действовать неимоверно быстро. Отдам должное сериалу "Пуаро" ведь там на эти рассказы потрачено больше времени, сокрее всего из-за этого я и не заметила каких-либо изменений в нашем герое.

3. Подражает ли Агата Кристи другим авторам? Нет.
Читая Дойля я не нашла сходств в Холмсе и Пуаро, а про По я промолчу учитывая, что Холмс вышел благодаря Огюсту Дюпену. В последних я замечаю сходства.

Эти первые «пуаро» были еще далеко не так хороши, как те рассказы, которые Агата создаст позднее

Не соглашусь)

1. Какой из рассказов запомнился больше других? Понравился, удивил, разочаровал?

Особенно мне понравились рассказы: "Исчезновение мистера Дэвенхейма" (знаете, меня в большинстве случаев восхитил даже не талант Пуаро расследовать эти преступления, меня больше потрясло умение преступников додуматься до таких странных способов совершения преступления, это вообще что-то невообразимое:), "Приключения "Звезды Запада" (тоже очень удивительная задумка преступления), "Загадка "Охотничьего приюта" (первое самостоятельное дело Гастингса - как же я за него переживала), "Тайна египетской гробницы" (смерти, связанные с проклятьем фараонов гробниц, - я тоже верю во все сверхъестественное, так что совсем неудивительно, что рассказ мне показался едва ли не самым лучшим в книге).

2. Похож ли Пуаро в рассказах на детектива из романов? Если нет, то чем отличается.

Да, вполне.

3. Подражает ли Агата Кристи другим авторам? Конан Дойлу? Гастону Леру? Эдгару По?

Мне показалось, что нет, но я, конечно же, не эксперт и вдобавок очень симпатизирую Пуаро))

А если говорить в целом, то это потрясающий сборник. Это увлекательно написано, присутствует детективная интрига и какой же прекрасный слог (как ни крути - классика:)

Немного раздражали подтрунивания Пуаро над бедным Гастингсом (да, не все быстро соображают, но порой Пуаро явно перегибал палку:)

Я поняла, почему у меня не складывается с Гастингсом при перечитывании. Последним я смотрела сериал, а в нем образ Гастингса сглажен, он мягче, не так резок. А в книге он правда грубее, что ли. То дверью хлопнет, то надуется как индюк.

1. Какой из рассказов запомнился больше других? Понравился, удивил, разочаровал?
2. Похож ли Пуаро в рассказах на детектива из романов? Если нет, то чем отличается.
3. Подражает ли Агата Кристи другим авторам? Конан Дойлу? Гастону Леру? Эдгару По?

Хоть и закончилось обсуждения, внесу свои пять копеек. Так как в апреле как раз не спеша читала этот сборник. Спасибо группе, а то бы не взялась.

1. Мне понравился рассказ Исчезновение мистера Дэвенхейма, в первую очередь за счет очень остроумного, на мой взгляд, способа спрятаться, который выбрал для себя преступник. Понравился Похищение премьер-министра, он наиболее насыщенный получился. Но в общем и целом все рассказы вызвали ровное впечатление.
2. В романах образ Пуаро более полный и интересный. А здесь, учитывая, что рассказы ведутся от лица Гастингса, как-то больше внимания уделяется другим качествам Пуаро, таким как занудство, к примеру, педантичность и стремление к аккуратности, тщеславие и хвастовство. В романах этого всего намного меньше. И как-то во многом Пуаро в рассказах, как супермозг в банке, даже выходить особо из квартиры не надо.
3. Сложно ответить на этот вопрос, так как только недавно начала знакомиться с классической детективной литературой. С Конан-Дойлем есть сходство. Первое, что в глаза бросается, это наличие напарника, роль которого в основном подчеркнуть интеллектуальные качества детектива. Но зато характеры героев, как великих сыщиков, так и их помощников совершенно разные.

Читайте также