27 апреля 2023 г., 13:34
378
Себастьян Жапризо "Купе смертников"
Себастьян Жапризо - Купе смертников
в другом переводе "Убийство в спальном вагоне"
Ранним утром в Париж из Марселя прибывает поезд. Пассажиры выходят на перрон и отправляются по своим делам, но в купе одного из вагонов железнодорожный служащий обнаруживает труп молодой женщины. Кому потребовалось свести счеты с мадемуазель Жоржеттой Тома? Какие секреты утаивают от правосудия пассажиры злосчастного купе? И почему все попутчики убитой девушки погибают один за другим, едва успев дать показания в полиции?
Идеальное преступление – то, которое совершается без всяких на то причин.
Он смотрел на нее недоверчиво и разочарованно. Взрослым нельзя доверять. Они тебя никогда не слышат.
С точки зрения Таркена, человека, привыкшего рассуждать логично, в любом деле об убийстве должны быть убийца, жертва и свидетели, а тут уже никого не оставалось.
Комментарии 56
Показать все
Привет-привет, я поставила детективу твердую
Забавно получилось. Долго думала, что читала эту книгу. Решила перечитать, первую половину книги была уверена, что ошиблась. Ни одна страница никаким образом не отобразилась в моей памяти. Полный ноль. Подумала, ок, впервые так впервые, оно и интересней:). Но тут всплыла одна деталь, одна единственная деталь - лотерейный билет. И я поняла, что все таки читала, но как не помнила ничего так и продолжала напомнить.... ну это так прелюдия).
Вообще забавно я эту книгу читала, а параллельно в аудио слушала детектив Кристи. И все таки как стилистически отличаются детективы разных стран. Французский детектив он больше полицейский, как то к частному сыску у французов то ли доверия нет, то ли фантазии не хватает. И чаще всего это полицейский детектив в стиле нуар. Где часто главную роль играют совпадения, фатальность, жестокость и какая то безысходность. Но вот мотивы преступления они почти всегда одни. Жадность денег. Тут никто ничего нового не придумал, человеческая натура и сущность, все таки не сильно меняются по национальному или ещё какому то признаку. И мотивы людей готовых переступить черту, в большинстве случаев те же.
Но вернёмся к Купе смертников)
Итак, как нам понятно из названия, что то должно произойти в куре поезда. И оно таки происходит. Из Марселя в Париж пребывает поезд в одном из купе которого найдена задушенная молодая женщина. Полиция, начинает естественно выяснять кто она такая и кто ещё ехал вместе с ней в купе. По мимо неё там было ещё пять человек (во французских поездах дальнего следования, в спальном вагоне обычного класса шесть кушеток, отдельное удовольствие для клаустрофобов). Так вот полиция, что естественно, пытается найти этих людей и попытаться восстановить что же произошло. Но этих людей вышедших из поезда целыми и невредимыми находят убитыми в разное время. Иногда они уже успели пообщаться с полицией, иногда полицию кто то опередил. Да ещё одна из пассажирок купе (пока ее не успели прикончить) утверждает что на одном из мест был белокурый юноша, а вовсе не женщина, как числится у полицейских.
Небольшой детектив, довольно любопытный. Ещё и написан так что повествование ведётся то от лица жертв, то от лица полицейских, то от автора, это один из моих любимых приемов в литературе, в любых книгах очень интересно как одно и то же событие видят и проживают разные люди.
Anutavn, Ой, Ань, позабавила! :) Как-же можно сравнивать английские и французские классические детективы? Английские они такие, чопорные, что-ли, а французские из обычной жизни. Или неужели ты можешь представить себе чтобы какой-нибудь инспектор Скотланд-Ярда признался мимоходом сослуживцам, что его сынок тупица, или какая-нибудь английская леди провела время с любовником, вместо-того чтобы теряя тапки спешить к собственной свекрови? :)
thali, Ну вот в этом то весь и прикол, что детективы можно разделить по скажем так национальному признаку:)))
Но вот забавно как раз то, что методы расследования преступлений, сами преступления и люди которые их совершают абсолютно разные, а вот мотивы всегда одни
Читала детектив года два назад. Перечитывать не стала, так как вспомнила детективную интригу. Добротный детектив, кстати дебютный у автора. Мне понравился, ляпов никаких не заметила, но не могу сказать, что бурный восторг. Его "Ловушка для Золушки" и "Дама в очках и с ружьем в автомобиле" понравились больше.
_ Евгения _, А я вот ни "Дамы" ни "Золушки" еще не читала, с какой советуешь начать?
_ Евгения _, Я читала "Даму.." и мне понравилось, а вот "Купе.." показалось слабее. Даже не знаю что писать в обсуждении.. Вобщем в настроение книга не попала.
Мне книга понравилась. Нестандартная загадка, оригинально. Угадала истинного виновника, когда стали погибать свидетели. Только не могла разобраться зачем и конечно же не знала о соучастниках, их личностях и степени вовлеченности. По настроению книга показалась меланхоличной, было что-то от Мегрэ (неужели все французские детективы будут по атмосфере напоминать творения Жоржа Сименона, может у меня предвзятость по национальному признаку какая-то?) и ретро черно-белых фильмов. Немного смутило взаимодействие полицейских друг с другом, не увидела слаженной командной работы.
По-моему, очень даже интересный детектив, ну скорее из-за того, что нам много про людей рассказали) Хотя не могу сказать, что у автора он лучший. Мне вот "Дама в автомобиле, в очках и с ружьем" больше у него понравился, не без сюрприза в конце неожиданного, но это похоже фишка автора, но напряжение было больше. А тут как будто больше мелодрамы было и утомленных полицейских))) Но задумка хороша как по мне)
Поставила 4,5 - потому что очень бодро написано, кино можно не смотреть и так было достаточно ярко))))
И как-то больше нечего сказать о книге, у меня даже пары строк на рецензию не хватило)
У меня какое-то странное отношение к роману. Я его читала давно, и потом уже тут на ЛЛ перечитывала и мне нравилось. А теперь перед обсуждением перечитала - и все как-то не так пошло.
Сама по себе идея - настоящая цель - не жертва, а жертва лишь для отвода глаз - осталась нетривиальной. Но мне показалось, что автор где-то перемудрил с этим отводом глаз. Или я быстро перечитывая, упустила какие-то моменты и потеряла нить, тут ничего не могу сказать.
НО зато очень авторский стиль - рассказать одну и ту же историю с разных точек зрения - то, что видели полицейские, то, как это выглядело со стороны участников. Тот же прием был в "Даме" - то, что видела Дани Лонго, то, что происходило на самом деле. То же в "Золушке", то же в "Убийственном лете".
Даже в "Прощай, друг", хотя там развязка, пожалуй попроще.
thali, А мне показался полицейский подозрительным, когда он давай усердно играть в головоломку, потом на что-то обратил внимание, оторвался от нее, из-за чего-то вернулся к актрисе и слишком долго кого-то искал, я только думала, что он так лотерейный билет ищет, я как-то упустила момент с тем, где этот билет и у кого был)
А теперь к нашей любимой, кулинарной рубрике :) Упоминаний о еде было немного, персонажам явно было не до нее, но все-же...
Перед ресторанчиком «У Шарля» он на минуту задержался. Было уже около девяти часов. Он увидел через оконное стекло хозяина ресторана, подсчитывающего дневную выручку. В зале сидел всего лишь один посетитель, молодой блондин, он поднял голову и посмотрел на него, раскрыв рот, к которому подносил кусок бифштекса.
Привет! Роман читала давно, так что почти ничего из сюжета и не помнила, кроме, разумеется, способа "спрятать" настоящее преступление. Помните, как в одном из рассказов об отце Брауне звучит фраза "где проще всего спрятать дерево? в лесу". Страшно то, что люди перестают восприниматься как личности, и каждое следующее преступление дается всё легче - и впрямь, словно деревья рубят. А ведь непохож роман на творчество английских детективщиков именно тем, что каждый появившийся "в кадре" пассажир рассматривается подробно, со всеми его заботами и радостями. Французский детектив - он более эмоционален, что ли. И здесь видна работа всего полицейского коллектива, а не блеск отдельного гения-сыщика.
Страшно то, что люди перестают восприниматься как личности, и каждое следующее преступление дается всё легче - и впрямь, словно деревья рубят.
Вот эта часть в книге была самой страшной и самой яркой по мне, когда герой рассказывает как они дошли до жизни такой, как они людей воспринимали и все это после того, как каждого человека с его переживаниями описали.
LinaSaks, Это потому, что французские детективы тех лет - ну, по крайней мере, из тех что я читала - это не литературная игра в сыщика, а, скорее, драма с криминальным сюжетом. Такой прием, когда узнаешь каждого персонажа, а потом его безжалостно вырывают из поля твоей эмпатии, он ну очень сильный.
Little_Red_Book, Вот я поняла одно, я мало читала французского детектива. У меня всегда нет понимания что ожидать)
LinaSaks, И у меня катастрофически мало, кроме Сименона не читала практически ничего, да и то спасибо клубу...Сейчас глянула, а "классических французов" уйма, Морис Леблан, Лео Мале, Робер Тома, Буало - Нарсежак, Ноэль Калеф и тд ... Предлагаю двигать их детективы в массы :) Давайте, каждый кто захочет, прочитает один любой детектив любого классического детективног французского автора до конца года, а затем, например у в читальне "Клуэдо" поделимся впечатлениями. А выбранные книги можно например помечать тегом "клуэдо вне плана"
LinaSaks, Договорились! :) У Сименона детективы коротенькие, так что много времени не потратишь... А я на Ноэль Калеф - Лифт на эшафот поглядываю ты случайно не читала?
Little_Red_Book, Очень верно подмечено...Помнишь мы как-то обсуждали детектив Блейка, в котором владельца пивоварни утопили в чане с вином? Так он ведь был редким негодяем которого никто терпеть не мог, его вроде и не жалко, все сочувствие преступнику. А здесь все жертвы "живые", чего только стоит водитель, который всю жизнь вкалывал и которому жена купила-таки зиние ботинки, но поздно...
thali, Чаще всего, хотя бы и в любимых английских детективах, жертва... мм... не очень привлекательна. "Он сам нарвался", что называется :) А, с другой стороны, этика, закон и порядок должны одерживать верх, вот и продолжается расследование.
В таких романах, как у Жапризо, всё не так, все персонажи живые, ко всем проникаешься. А уж ботинки эти - эх, да я сама была потрясена, особенно на фоне возрастающей циничности убийц.
Читала эту книгу до тутошних СЧ. Прочитала в октябре 2022 г., поставила . Уже плохо помню именно развязку. Вроде интрига была интересная, но что-то к концу книга слегка немного разочаровала, быстро ее прочитала, не стала писать рецензию и уже успела подзабыть её. Буду ли читать этого автора - пока не знаю.
Dzyn-Dzyn, Тогда может фильм по этому детективу посмотреть, "Убийца в спальном вагоне" он правда 1965 года, но зато с Ив-ом Монтан-ом :)