24 мая 2020 г., 17:49

288

Магия немецкого киноэкспрессионизма: источник вдохновения для мастеров саспенса

8 понравилось 8 комментариев 2 добавить в избранное

картинка meihua

Добрый вечер, друзья! Сегодня хочу рассказать о нескольких немых фильмах, которые меня в свое время не просто удивили, а ошеломили и взбудоражили. Помню, я думала: «Боже мой, немое кино – это наверняка такая скука. Оно же немое, ну что там может быть интересного? Сюжет? Да я заскучаю на первых же минутах!».

Но однажды я скачала один из фильмов и села смотреть. Выражение лиц, жесты – эти люди смогли показать горе, радость, волнение, печаль без пространных диалогов. И эта потрясающая по силе воздействия музыка…она подчеркивает, оттеняет эмоции, несет тебя вслед за героями навстречу судьбе.

Я не буду расписывать , что такое немецкий киноэкспрессионизм. Скажу коротко – послевоенная Германия пребывала в глубочайшем духовном кризисе. Неясность, тревога, нарастающее социальное напряжение, потаенные страхи – все это находит отражение в фильмах. Тьма, безумие, убийства, тайные пороки, искаженная реальность, паранойя, недоверие к власти – вот что проходит красной нитью через все эти фильмы.
Готовы? Отправляемся…

картинка meihua

«Усталая смерть» (Der müde Tod, 1921)
• Жанр: фэнтези, триллер, драма
• Страна: Германия
• Режиссёр: Фриц Ланг
• Музыка: Карл-Эрнст Зассе, Джузеппе Бечче, Питер Ширманн
• Длительность: 97 мин.

У молодой девушки Смерть похищает любимого человека. Не унывая, невеста отправляется на поиски таинственного Похитителя, и в конце-концов его находит. Глядя на страдания невесты, Смерть предлагает той выполнить три задания. Если девушка сможет спасти трех человек, то Смерть вернет ей возлюбленного.
Но все ее попытки окончились неудачей.

Тогда Смерть дает ей последнюю возможность – за час необходимо найти человека, который согласится отдать свою жизнь в обмен на жизнь возлюбленного невесты. Сможет ли она найти такого человека и вызволить своего жениха?

картинка meihua

Эта философская притча напоминает сказку «Мать» Г.Х. Андерсена и отчасти несколько книг Терри Пратчетта. Кроме того, мотив обмена одной жизни на другую можно встретить в сказках разных народов.
Усталая Смерть…она устала, потому что никто не может ее победить. Это из серии детских вопросов: «Кто стрижет парикмахера? Кто шьет сапоги сапожнику?». А кто убьет Смерть? Кто придет за ней? Нет ответа.

картинка meihua

Фильм «Усталая смерть» - это холодная сказка, тяжелая притча. А если учесть, что фильм создавался в крепчающих условиях восходящего фашизма, то фраза: «Найди мне чью-то жизнь в обмен на жизнь возлюбленного» – звучит особенно мрачно.

картинка meihua

«Кабинет доктора Калигари» (Das Cabinet des Dr. Caligari, 1920).
• Жанр: триллер, ужасы, детектив
• Страна: Германия
• Режиссёр: Роберт Вине
• Музыка: Ричард Марриотт, Альфредо Антонини, Джузеппе Бечче, Михаэль Клубертанц, Тимоти Брок, Райнер Фиртельбёк, Лотар Прокс
• Длительность: 71 мин.

Главный герой рассказывает жуткую историю о таинственном убийце, что охотится по ночам. «Кабинет доктора Калигари» - это закрученный триллер - детектив, где мастерски нагнетается саспенс. В маленьком городке все странно: пространство искажено, нарушены законы перспективы, тени нарисованы прямо на стенах (привет Тиму Бертону).

Изломанное, больное пространство словно затягивает внутрь, делая тебя частью этой жестокой и захватывающей игры. Я смотрела этот фильм, затаив дыхание. Что в нем истинно, а что ложно? Кто в нем истинен, а кто ложен? Кто такой на самом деле доктор Калигари? И кто же этот неуловимый убийца?

картинка meihua

«Руки Орлака» (Orlac’s Hände, 1924)
• Жанр: ужасы, фантастика, триллер, преступление, детектив
• Страны: Австрия, Германия
• Режиссёр: Роберт Вине
• Музыка: Хеннинг Лонер, Пол Мерсер
• Длительность: 92 мин.

В результате крушения поезда у музыканта Орлака настолько сильно пострадали руки, что врач был вынужден их ампутировать. Однако доктор смог приживить Орлаку другие руки, чтобы тот смог снова играть. Вот только позже выяснилось, что руки эти принадлежат казненному преступнику. И с этой минуты покой навсегда покинет Орлака и его любимую жену.

Могут ли руки убийцы сделать убийцей самого Орлака, толкнуть на преступление? Мистика оказывается на поверку вовсе не мистикой, а лихо закрученным психологическим триллером, напоминая манерой и стилем Альфреда Хичкока. И неспроста, потому что Хичкок многое почерпнул у немецкого киноэкспрессионизма.

картинка meihua

Ощущение раздвоенности, отчаяния, надежды –меня переполняли эмоции. Поразило, насколько сильно любят друг друга Орлак и его жена. Действительно, такая крепкая семейная пара сможет выстоять и выдержать все удары судьбы. Немеркнущая любовь среди ужаса и отчаяния – и все это под великолепную музыку Пауля Мерсера, которую он написал в 2008 году.

Наслаждайтесь!

В группу Сообщество "Замок спящий,... Все обсуждения группы
8 понравилось 2 добавить в избранное

Комментарии 8

Отличная подборка!)) Про первые два слышал. Смотреть вряд ли буду, но пост как всегда написан отменно!))

Johnny_Walker, Спасибо, Джонни).
Мне кажется, тебе бы понравился "Кабинет доктора Калигари".

meihua, Очень может быть))) но я пока не готов, учитель)))

meihua, Потому что учительница не звучит так круто как учитель в цитате из Звездных войн )))

Johnny_Walker, О, даже так:)...
Да нет, что знала, про то и написала.

meihua, Всё равно крутая! )) Продолжаю следить за сообщениями в прессе))) доброй ночи, отчаливаю))

Читайте также