16 июня 2017 г., 02:20

622

Обсуждение романа "Пианисты" Кетиль Бьёрнстад

5 понравилось 45 комментариев 0 добавить в избранное

Мы опять позорно пропустили все дедлайны. Но вы-то не пропустили?
Достойна ли книга своей высокой оценки на ЛЛ? Будете ли читать продолжение? Делитесь своими впечатлениями в комментариях!
Не стесняемся встревать в чужие ветки и не забываем нажать на кнопку "подписаться на получение уведомлений" в этой теме!

картинка Seterwind

В группу Виртуальный клуб тлена и... Все обсуждения группы
5 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии 45

Всем хорошего пятничного утра! Хоть и серого и дождливого. Как раз подходит для обсуждения "Пианистов".
Как вам книга? Я вот до сих пор теряюсь в своих смутных чувствах и впечатлениях. Книга мне скорее не понравилась, чем понравилась. Может, потому что я далека от мира музыки (или подростковых проблем, которых я не прочувствовала :), может, потому что никак не зацепили герои. Вам кто-нибудь понравился из юных пианистов? Понравилась общая атмосфера книги, но продолжение я вряд ли буду читать.

Serliks, Роман получил от меня 4,5 балла, что говорит о том, что он мне понравился.
Продолжение читать планирую, хотя меня уже предупредили, что дальше будет еще жестче.

Serliks, Понравился ли кто-то из героев? Сложно сказать. Единственный герой, который выглядел "живым" на фоне всеобщего помешательства - Ребекка

Утро у нас солнечное, желаю такого же всем вам!
Хочу написать об "атмосфере книги", ну, и о своих впечатлениях.
В романе много болезненных мест, сама тема сложная, я верю, что Кетиль Бьёрнстад раскрыл её, обнажая самые нелицеприятные стороны, ведь сам он пианист (композитор), ему виднее. Мы, слушатели, не всегда знаем о тех страстях, которые кипят за кулисами, о многочасовых репетициях, о зависти и злобе, о высоких ставках родителей и преподавателей.
Благодарна писателю за присутствие музыки, которая вырывается из книги, я не смогла удержаться, чтобы не прослушать опус 109. Плюс Мунк, его картины тоже живут в романе ("Солнце" Мунка даже добавила в свою рецензию)

Эта книга не раз попадалась мне на глаза, но я так и не рискнула добавить ее на полку "Хочу прочитать" из боязни, что там кроме музыки ничего нет, а от музыки я человек далекий, поэтому я вполне осознаю, что значительная часть этого произведения прошла мимо меня. Я не исполнитель, и мне не понять переживаний героев, связанных с дебютом, например, и я скорее всего не смогу слышать и чувствовать музыку так, как они и видеть в ней столько всего разного. Но я очень люблю героев с непростой внутренней историей, героев балансирующих на грани, когда не можешь определить человек просто странный или уже больной. И в этом отношении семья Скуугов для меня просто находка. По большей части я только из-за них читала этот роман, (да простит меня Аксель и все остальные юные пианисты). У этого романа, как мне показалось, есть что-то от страшной сказки, какая-то своеобразная атмосфера, которая меня затянула, и в итоге я прочитала и второй роман ("Река") и сейчас читаю третий. Я могу смело сказать, что этот автор - это открытие этого года для меня и поблагодарить клуб за эту книгу, потому что сама я, возможно, так и не решилась бы ее прочитать.

JulieSS,

я очень люблю героев с непростой внутренней историей, героев балансирующих на грани, когда не можешь определить человек просто странный или уже больной

Вот и меня такие темы интересуют. И особенно то, что касается творчества. И Аня мне показалась очень интересной героиней. По-настоящему талантливые люди всегда немного безумцы. Буду обязательно продолжение читать. Надеюсь, там будет еще что-то об этой семье.
Ну и ребенок у меня музыкой занимается, думали даже превратить ее в профессию. Но вот я прочитала, засомневалась. Обязательно дам ей почитать, когда подрастет. Благодаря книге, немного лучше поняла, что это такое - погружаться в мир музыки.

MilaMoya,

Надеюсь, там будет еще что-то об этой семье.

Будет)

JulieSS, Подозреваю, что это "что-то" будет довольно страшным.

varvarra, У каждого человека свое мнение о том, что считать страшным. Для меня по-настоящему страшным был только один эпизод.

MilaMoya, Спрячу комментарий, поскольку он относится к "Реке", а не к "Пианистам".

спойлер
Там есть эпизод, как Марианне рассказывает о том, как спускается в подвал, услышав выстрел, и находит там застрелившегося мужа; при этом глаза его лежат отдельно от черепа, она смотрит в них и понимает, что это глаза еще живого человека, берет их в руки, наблюдает, как из этих глаз уходит жизнь и понимает, что она любит Брурра, а он любил ее, и у них все могло быть по-другому. Обычно я не люблю всякие кровавые описания, если таковые попадаются, я ничего кроме брезгливости не испытываю, но тут мне по-настоящему стало жалко героев
свернуть

JulieSS, да, мне Марианне показалась женщиной "самой в себе", живущей просто ради себя, а у нее оказывается тоже явно не все в порядке с психикой. Хотя я все-таки хочу попробовать почитать продолжение

Sonnaya_Koshka, Почитайте, мне "Река" понравилась также как и "Пианисты", несмотря на достаточно большое количество рассуждений о музыке. Да, и на семью Скуугов после чтения второй части я немножко по-другому посмотрела. Хотя куча вопросов как была, так и осталась.

Ох, а я все пропустила! Не успеваю читать. Книга заинтересовала, скоро начну читать, думаю, что стоит, верно?

corneille, конечно, стоит!
и продолжение, думаю, тоже стоит читать.

varvarra, Спасибо, вскоре приступлю)
Это случаем не трилогия?

corneille, Трилогия. Вторая книга - "Река", третья - "Дама из долины"

JulieSS, Нужно сразу добавить в вишлист, а то вдруг забудется.

Честно говоря, особой безысходности с первой части я не увидела, но говорят дальше-жёстче. История на первый взгляд обычная, обычные подростки, обычные проблемы первой любви, взросления, становления личности, амбиции. Про жизнь, про смерть. Про музыку. Но эти подростки в свои 16-17 лет сталкиваются с недетскими проблемами, тяжелым трудом идут к воплощению своей мечты.
Прочту продолжение, любопытно, как дальше будут события развиваться. И интересно, они там в Норвегии все пьют с 16 лет, или это просто отличительная черта творческих личностей так показана? )

reijii, Я бы тоже не назвала героев книги обычными детьми, подростками.
Именно из-за их музыки детство практически проходит мимо.
Аксель вообще школу бросил, чтобы играть целыми днями.
Но жизнь Ани Скууг разве не безысходность? С таким-то отцом!

reijii,

Про жизнь, про смерть

Про жизнь, которой по сути нет. Вся жизнь положена на алтарь музыке

Жаль, что так мало обсуждающих.
Хотелось бы поднять тему детей, лишенных детства ради больших достижений, будь то в спорте, в балете или, как в "Пианистах", в музыке.
Почему-то я против. Считаю, что детям достаточно иметь некоторое физическое, музыкальное образование...

varvarra, Кому-то же надо профессионально заниматься и спортом, и балетом, и музыкой. Люди, которые идут в эти сферы, делают свой выбор, может быть, раньше, чем все остальные. Как правило, когда человек решает, что он точно будет профессионально заниматься музыкой, например, он уже знает, что его ждет. Очень, может быть, что это нам со стороны кажется, что они чего-то там лишены, а они, возможно, так не считают, потому что то, что они делают, им в радость. С Аней там отдельная непростая история, но ни над Акселем, ни над Реббекой, ни над Маргарете Ирене никто не стоял с палкой, и думаю, что если бы они сказали родителям, что не хотят играть на рояле, то родители не стали бы их заставлять.

JulieSS, Практически без интернета, грустно.
Нет возможности нормально принимать участие в обсуждениях.
Выступая против большой музыки, я имела ввиду именно первенство. Первым может быть лишь один, как ясно показано в книге, опасно именно поражение и травма. А заниматься музыкой или любым другим видом искусства для души и по призванию - это здорово. Я против тех родителей и учителей, которые не признают поражения ребенка. Акселю в этом плане повезло, но не Ане.

varvarra, Что ж теперь конкурсы пианистов отменять? Насколько я поняла - это неотъемлемая часть профессии. Просто детям и родителям нужно стараться спокойнее относиться к поражениям (это не только музыки касается). Жизнь ведь одними конкурсами не ограничивается. Да, часть людей совсем не умеет проигрывать, для них проигрыш - это стресс, травма и вселенская катастрофа. Получается, что для того чтобы уберечь их психику нужно отменить все конкурсы, соревнования и т.д.? Я так не считаю.

JulieSS, У меня в комментарии совсем не так. Я против родителей и учителей, которым нужны дети-победители, а ведь они должны быть поддержкой ребенку, а не карающим мечом.
А конкурсы - это хорошо, но травмировать могут и они.

varvarra, Извините, если неправильно Вас поняла, просто я подумала, что вы употребили первенство как синоним соревнования.

JulieSS, Меня больно задело, когда Сельма быстро списала со счетов Ребекку и даже здороваться перестала после неудачного дебюта, когда делают ставку на сильных, быстро избавляясь от проигравших. Вот старый учитель Акселя - другое дело. Травмирует обычно такой жестокий отбор, когда профессионализм ставиться выше человечности.

varvarra, Сельму конечно ее поведение в отношении Ребекки не красит. Вроде и понять ее можно: столько сил, времени потрачено, а тут такое разочарование, но повела она себя не как взрослая женщина, педагог, а как маленькая обиженная девочка.

JulieSS, Знакомя нас поближе с Сельмой, автор дает понять, что и замуж она вышла не по большой любви, а чтобы остаться в пвмяти людей лучшей пианисткой.
Короче, Сельма - темная лошадка.

varvarra, Сельма, на мой взгляд, не просто темная лошадка, Сельма - еще та знатная стерва, в приоритете у которой амбиции далекие от музыки

bell_ka, Думаю, что это лучше раскроется в продолжениях... в следующих книгах.

varvarra, Если родители заставили - это одно, а если по призванию - то тут никуда не денешься, будешь потом мучиться из-за того, что отказался от мечты. Таких людей очень много, мечутся от одного к другому, а все из-за того, что выбрали не свое дело.
Я вот немного завидую тем, кто с детства знает чего хочет. Да и чем лучше детство в планшетах-телефонах?

MilaMoya, Вообще, мне тоже не очень нравится, когда маленькие дети испытывают настолько сильное давление (уж со стороны родителей ли, или педагогов), что выступление воспринимается ими чуть ли не как решающее событие в жизни. Я имею в виду даже не главных героев - Акселя, Ребекку, Аню... А маленьких детишек, которых на выступлениях от волнения рвет прямо в коридоре. Но в том, что они серьезно занимаются музыкой, на мой взгляд, нет ничего плохого. Я думаю, что в конечном итоге, важную роль играют родители и педагоги. Моя знакомая, в прошлом профессиональная гимнастка, свою дочь тоже с раннего детства отвела в спортивную секцию. Правда, выбрала менее травматичный вид - плавание. В 9-11 лет девочка занимала на городских и областных соревнованиях первые места, но ее мама всегда ее настраивала перед соревнованиями таким образом, что она всегда сохраняла спокойствие (видимо этим и успешные выступления обусловлены).
Любому человеку необходимо чем-то заниматься серьезно, будь-то спорт, искусство или любая другая профессиональная деятельность. И чтобы чего достичь необходимо много трудится - такова жизнь. Другой вопрос, что нельзя из-за того так нервничать.
Я согласна с JulieSS над главными героями никто не стоял с ножом у горла. Например, Ребекка всегда была вольна в своем выборе. А Аксель он в принципе осознанно предпочел занятия музыкой всему остальному. За исключением Ани Скууг, они в целом обычные подростки, за одним исключением, что у них в относительно раннем возрасте уже есть понимание того, что такое успех и как его можно достигнуть. А в остальном, я как-то не очень заметила, чтобы они были сильно подавлены чем-то или лишены нормальной жизни: они гуляют, заводят отношения, устраивают вечеринки и т. д.

"Пианистов" я прочла еще в октябре 2016 года в рамках игры "Кот в мешке". После череды совершенно дурацких книжек мне наконец-то попалась стОящая вещь! Детали и сюжетные нюансы книги уже подстерлись из памяти, но общее впечатление запомнились хорошо
Читалась книга неровно, но твердую 4 я поставила и даже написала рецензию. Позвольте процитировать саму себя:
Наконец-то кот в мешке проявил ко мне благосклонность и послал произведение, достойное внимания)
С первых строк "Пианистов" я почувствовала - мое! И не важно, что потом меня качало на качелях, а книга при небольшом своем объеме казалась бесконечно длинной. Перевернув последнюю страницу, я уже не сомневалась в том, что буду читать продолжение несмотря на то, что не люблю книги, растянутые в дилогии, в трилогии и т.д.

Сразу хочу заметить, что у меня сложные взаимоотношения с музыкальным искусством. Вдаваться в личные подробности я не буду, однако дам себе право делать неоднозначные выводы без объяснения причин. Свое мнение никому не навязываю и попрошу меня не судить.

Профессиональное искусство калечит и делает это похлеще любого спорта. Если профессиональный спорт по большей части калечит тело, профессиональное искусство калечит душу.
Если же душа молода или ранима, профессиональное искусство способно убить, и "Пианисты" тому подтверждение.
Как тернист, труден, но приятен путь от ученика-неумехи к виртуозу-профессионалу, но как не перейти еле заметную границу между профессионализмом и фанатизмом? А если сорвется не сам пианист, а его преподаватель или родитель? От преподавателя можно уйти, если ты Ребекка, а всегда ли можно уйти от родителя, особенно если тебе 16 и ты Аня Скууг?
Искусство калечит душу и тело тех, кто заходит слишком далеко в своих амбициях. Вот это "слишком" и есть та пресловутая грань, не дойдя до которой есть шанс затеряться в толпе (хорошо, в группе) себе подобных, перейдя же которую, можно стать одним из лучших ( или лучшим из лучших), но взамен положить на алтарь ВСЁ (не побоюсь этого слова)
Конечно, искусство не приходит с пистолетом в руке и не стреляет в висок. Искусство - это люди, не щадящие ни себя, ни других. Хех, даже в третьих лиц летит рикошетом, как в Катрине, например, или отца Акселя.

Кто бы мог подумать, что книга о пианистах, может быть такой страшной книгой? Разве не страшно осознавать, что все герои Бьёрнстада психически (а некоторые и физически) надломленны?
Мать Акселя, заглушающая свою нереализованность в искусстве алкоголем
Отец Акселя, запивающий алкоголем свое мужское бессилие
Катрине, прячущая свои раны за сексуальной распущенностью
Человек с Карманным Фонариком, чувство вины которого трансформировалось в патологическую любовь к дочери
Марианне, зарывающая голову в песок, зная, что творит ее муж
Учитель Акселя, живущий лишь надеждами на успех своего ученика
Маргрете-Ирене, вцепившаяся зубами в Акселя
Сексуально необузданная Сельма с ее недетскими педагогическими подходами
Аня, находящаяся под нечеловеческим прессингом, имя которому насилие
Аксель, наконец, одинокая, неприкаянная, томящаяся и тревожная душа
Единственная героиня, выбивающаяся из этого стройного ряда неврастеников, - Ребекка, - сильный, разумный, живой персонаж, попавший одной ногой в мясорубку, но осознавший себя в своем положении и сумевший вовремя выбраться.

Да, профессиональное искусство - это мясорубка, перемалывающая в пыль, это танк, превращающий в лепешку.
А перемелет ли в пыль Акселя, это еще предстоит узнать

Не волнуйся, Аксель. Я так долго тебя ждала. Теперь я научу тебя всему

Двусмысленно звучат слова сексуальной ведьмы Сельмы, правда?

bell_ka, ну вот смотрите... отец Акселя - предприниматель, родители Ани Скууг - медики. Я соглашусь, что у кое-кого из них точно не в порядке с головой, но причем тут искусство?

Sonnaya_Koshka, А я и не говорю о прямой связи, я говорю о косвенной

bell_ka, А психологический и физический надлом, который мы в видим в каждом герое... Где-то, наверное, это так, но не больше, чем у всех живущих ныне людей. Исключение, наверное, составляет семья Скууг, но, к сожалению, в реальной жизни бывает и такое, и к музыке это совершенно не имеет никакого отношения

Уф, догнала обсуждение)
Очень здорово в романе показан мир юных дарований, которых объединяет одна страсть, но каждый подходит к ней по-разному. Мне понравилось, как автор дважды смещает акценты, в первый раз Аксель фокусирует все свое внимание на себе, когда погибает его мама, а во второй раз он переключает все свое внимание на девушек, обошедших его в фортепианном конкурсе. Уверена, если бы он занял хоть одно из призовых мест, он так и не осмотрелся бы по сторонам. Еще мне понравилось, что ни один из пианистов здесь как раз не играет из-под палки, исполняя чью-то мечту. Даже Аня уверена в том, что музыка это ее жизнь и ее выбор. Конечно, ей явно папаня постоянно ездил по ушам, но она действительно живет музыкой, пока есть силы. Любопытно, конечно, узнать подробности про ее папашу, я так понимаю, они будут в следующих книгах. Но все равно, когда Аксель и Аня обсуждали музыку, было видно, что она любит свое занятие. Возможно, даже спасается в нем от всей остальной жести в ее жизни.
Из героев мне понравились Ребекка, она одна там не заколдованная, оптимистка и реалистка. Катрине тоже будто бы свободнее остальных, она справляется со своими горестями по-своему и хоть примерно знает, как будет жить дальше. А вот взрослые не понравились, все они там будто разбитые и криво склеенные чашки. Особенно не понравилась манипуляторша Сельма, прям тяжело было читать эпизоды про нее. Не теми же самыми методами ли доводил Аню папа?
И все-таки, почему никто раньше не забеспокоился об Ане? Почему никто раньше не вызвал полицию? Столько было слухов, столько догадок, но все будто заколдованные ждали этого ее концерта, как в сказке про спящую красавицу, которая хоть ты тресни должна уколоться о веретено. Очень жалко.