14 апреля 2017 г., 23:10

473

Обсуждение романа "Плач юных сердец" Ричарда Йейтса

9 понравилось 55 комментариев 0 добавить в избранное

Апрель оказался слишком тленным месяцем — кураторов настиг творческий кризис и встреча ЛЛ, поэтому обсуждение открывается с опозданием.
Вогнала ли вас книга в депрессию? Разочаровала ли она вас? Делитесь впечатлениями! Не стесняемся встревать в чужие ветки и не забываем нажать на кнопку "подписаться на получение уведомлений" в этой теме!
Оценки и ссылки на рецензии можно найти здесь.
картинка Meredith

В группу Виртуальный клуб тлена и... Все обсуждения группы
9 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии 55

Меня вогнал в депрессию отвратительный перевод! И как "издевательство" в заключение послесловие "От "переводчика" (да-да "переводчик" в кавычках) - неплохая литературоведческая статья на хорошем русском языке.

Sonnaya_Koshka, А можно пример отвратительного перевода? %) Мне, наоборот, понравился язык.

Seterwind, сейчас попробую найти что-нибудь наиболее "выдающееся", но мне как переводчику этот текст напоминает неуклюжую попытку облагородить подстрочник. Также не вдохновило количество мата на страницах книги

Sonnaya_Koshka, Вот по поводу мата согласна, постоянно об него спотыкалась: и к месту, и ни к месту. Если б изредка, тогда было бы ничего.

"Пока Сара была беременна, они предприняли несколько автомобильных поездок по Среднему Западу - знай и имей свою родину, как объяснял Майкл, - и однажды, заехав глубоко в Иллинойс, решили разыскать Пола Мэйтленда.


Вот например... Это - подстрочник. Художественный перевод тем и отличается от технического, что переводчик перестраивает предложения таким образом, чтобы они были благозвучны для читателя, а используемые слова согласовывались друг с другом. Я не хочу разбирать ошибки перевода на примере этого предложение. Но что это за призыв-"объяснение" такое - "знай и имей свою родину".

Sonnaya_Koshka, Не очень резал слух перевод. В принципе со стилем автора все согласовывалось, имхо. Но вот данное конкретное предложение - да, тут как-то не ахти. Никогда не любила, чтобы о переводе говорили по одному только целевому языку, поэтому все-таки оставлю здесь оригинал. Вдруг кто-то решил аргументированно сравнить :)
картинка Sunrisewind

Sunrisewind, Согласна с тобой. "Знай и имей свою страну" - милая игра слов на фоне оригинала. Всяко лучше, чем "познавая ебаную страну" или чего-то в этом роде.

Sunrisewind, Коллега, ну Вы же должны понимать, что речь идет не о переводе технической документации. И в данном случае точная передача смысла не может быть основным показателям качества работы переводчика.

Sonnaya_Koshka, Да где ж я говорила про передачу смысла? :) Я вроде бы про стиль и говорила (перевод данного примера я тоже идеальным не считаю). Но вообще я идейно против "причесывания" текста там, где текст у самого автора явно не есть "причесанный".
Но думаю надо возвращаться к обсуждению книжки, а не ее перевода :)

Хотя сама книга - неплохая, она заслуживает лучшего перевода. Книга о потерявшихся людях, которые имея задатки таланта, то ли никак не могут вырваться из посредственности, то ли никак не соберутся приложить усилия для развития своих способностей. Этакий кризис длинной в жизнь.
Люси, главное героиня, например, она ведь отнюдь не к искусству тянулась, на мой взгляд. Ей всю жизнь хотелось быть избранной, особенной. Ей хотелось признания, причем в максимально короткие сроки. Как знать, если бы она сосредоточилась на чем-нибудь одном: продолжила бы писать или заниматься живописью, кем она могла стать или чего достичь.

Sonnaya_Koshka, Мне кажется, Люси неосознанно брала пример с мужа, переняла его желание прославиться в сфере искусства. Ей-то с её деньгами вообще можно было не работать, вот она в молодости и не задумывалась, "кем хочет стать, когда вырастет". И только под конец жизни для неё открылось, что можно заниматься чем-то далёким от искусства и преуспеть. Вообще меня Люси как персонаж заинтриговала больше, чем Майкл.

Seterwind, Люси пыталась приобщиться к искусству и до встречи с Майклом. На последних страницах она рассказывает про ощущение своей "избранности", когда преподаватель по рисованию хвалила ее и приглашала к себе в гости одну-единственную из класса.

Sonnaya_Koshka, Да, но, мне кажется, живопись тогда была обязательным элементом развития девочки из богатой семьи наряду с иностранными языками, музыкой и чем там они ещё занимаются. А во взрослом возрасте Люси и не начала бы задумываться о серьезных занятиях живописью, если б её неосознанно не подтолкнул к этому муж со своей установкой, что нужно непременно реализоваться в искусстве. Всё-таки живопись была ее второй попыткой, а поначалу она тоже пробовала себя в писательстве.

Мне кажется, что автор не ставил целью изобразить в своем романе отдельную семью. Конечно, Майклу и Люси он уделил больше внимания, чем остальным. Но этот роман Йейтса - как иллюстрация жизни людей искусства в целом. Показаны разные примеры: у кого-то дела сразу пошли хорошо, он стал известным и знаменитым; кто-то забросил свои попытки написания революционного романа и занялся реальным делом; кто-то перепробовал все, пытаясь все же отыскать себя в искусстве и т.д.
Вогнал ли он меня в депрессию? Немного... Так как заставил задуматься о многих известных актерах, поэтах, художниках, музыкантах... именно о тех, кто начал пить или употреблять наркотики... То есть, в самой теме есть что-то депрессивное.

varvarra, Да, роман о "суровых буднях" людей искусства :D

Не, роман депрессивным мне совсем не показался.
Кроме того, что уже написала в рецензии, мне вот подумалось, что во многом это роман про то, когда именно надо остановиться и надо ли останавливаться вообще. Я имею в виду поиски себя в искусстве. Вот та же Люси, про которую говорили выше, что если она сосредоточилась на чем-то одном, так было бы лучше. Так ли? Может, и правда так, а может надо искать себя, пока не поймешь, что это твое. И тоже ведь вопрос - где именно себя искать? только в искусстве? Или, как Люси, соскочить с иглы и заняться чем-то "стоящим"? А вдруг Люси была б гениальным... ну что она там еще не пробовала... кинооператором? Просто если б сделала еще шажочек и попробовала это?

Sunrisewind, И мне не показался депрессивным. Скорей уж реалистичным.
Действительно не знаешь, до какого момента искать себя и где. Это со стороны глядя на чью-то уже прожитую жизнь, можно разобраться что к чему, а в процессе - где тут поймешь. И опять же: какой критерий успешности в искусстве? Быть признанным и получать прибыль или чувствовать, что создаешь что-то важное и перебиваться случайными заработками (и получить признание спустя десятилетия, или не получить).
Сам автор ведь тоже при жизни не был известным. Да и сколько таких гениальных людей было, которых оценили не сразу. Некоторые так и умерли, думая, что ничего стоящего не создали. Тот же Ван Гог. Еще вот недавно посмотрела фильм про Сахарного человека. Там тоже эта тема поднимается. В искусстве вообще многое от везения зависит и от подходящего момента.
У меня книга очень много эмоций вызвала и мыслей, только уже часть подзабылась, пока собрались обсуждать.

MilaMoya,

И опять же: какой критерий успешности в искусстве? Быть признанным и получать прибыль или чувствовать, что создаешь что-то важное

Вот, кстати, мне по ходу чтения не показалось, что у Майкла или Люси вообще было чувство, что они создают что-то важное. Кажется, они об этом вообще не задумывались. Вернее, думали об искусстве в контексте славы, признания, денег, а не в контексте "мои произведения произведут переворот в сознании, изменят мир".

У меня книга очень много эмоций вызвала и мыслей, только уже часть подзабылась, пока собрались обсуждать.

А вот записывать надо! :) У меня в читалке есть возможность делать заметки в тексте + на ЛЛ есть функция заметок, которые никто не видит. Или можно писать в поле рецензий с настройкой "видно только мне".

Seterwind, Спасибо за совет!) Буду иметь в виду.

Ну, может насчет "делать что-то важное" я слегка загнула. Скорее, выражать себя через искусство. И главный герой как раз этим занимался, не хотел отступать от собственных идей ради коммерческой выгоды. Правильно это или нет - спорно, но мне такое отношение к искусству более симпатично, чем творчество ради денег.

Sunrisewind,

Просто если б сделала еще шажочек и попробовала это?

Оооо, даааа! Фигово быть человеком, у которого не проявился какой-то определенный талант в юном возрасте - постоянно думаешь, что вот если заняться тем-то и тем-то, то откроешь в себе гения. Может, посредственностей вообще не бывает, а бывают только люди, которые не нашли себя?

Seterwind,

Может, посредственностей вообще не бывает, а бывают только люди, которые не нашли себя?

а мне кажется, бОльшая часть людей и есть посредственности, зачем-то пыжащиеся в поисках себя )) уж успокоились бы

tendresse, Ахах, пришел главный оптимист клуба :)) Ну чо, можно ж быть гениальным бухгалтером или там шпалоукладчиком, не обязательно в искусство лезть. Не веришь в такое?

Seterwind, А почему нет? Сегодня смотрела фильм, как парень не мог жить без футбола.
Есть гениальные врачи и даже сестры милосердия. К бухгалтерии тоже надо иметь призвание (или к математике), а иначе не свести дебет с кредитом.
Но разница в том, что врачу или бухгалтеру не нужно признание, им достаточно вылеченных больных или правильных отчетов. А с людьми искусства сложно. Они нуждаются в оценке зрителей/слушателей/читателей, а иначе именно у них может случиться депрессия. А все эти бесконечные поиски себя могут вызвать подобное состояние и у нас, особенно у сопереживающих, читателей.

varvarra, Бухгалтер и врач тоже хотят признания. Только в театральные депрессии они не впадают) Может не славы, но признания хотят все. Даже грамоты и медали за это дают. Что мне в героине не понравилось, что она всё бросала. Как дети малые, не получилось и бросают. Вот так и она. Если с первого раза не покорила, то всё! Даже времени не уделила чтобы научиться как следует. Например, те же спортсмены (поэты, врачи, бухгалтеры...) достигают хороших результатов не сразу.

Seterwind, вот я и не понимаю, почему все ломятся искать себя в искусстве ) можно пироги печь божественно, но неееет, это не то, фигня, обязательно надо хоть захудалый сборник рассказов хотеть выпустить, чтоб в обществе, томно откинув прядь со лба, сказать "ах, я писатель". короче, пироги почему-то стыдно, а писатель - круто, как будто самоутвердиться только в искусстве можно

Seterwind, Может, посредственностей вообще не бывает, а бывают только люди, которые не нашли себя?

Вот и мне так кажется. Причем причины разные могут быть. Кому-то не хватило смелости, кому-то денег, кому-то удачи, кому-то трудолюбия...

Прочитав роман, могу сказать, что нет ничего более скучного и нудного, чем посредственности "снедаемые страстью к искусству", упорно не желающие взглянуть правде в глаза и признать тот факт, что никаких особенных талантов у них нет. У меня сложилось впечатление, что единственное чем, Майкл мастерски владел - это тот самый боксерский удар, которым он сбивал людей с ног. Я человек не творческий, поэтому мне сложно сопереживать героям и их бесконечным исканиям. В депрессию меня этот роман не вогнал (я читала и более депрессивные книги), а вот поскучать пришлось. Всю первую половину романа, я развлекалась тем, что играла в игру "вспомни, где ты это читала", т.е. в романе оказалось достаточное количество знакомых по другим произведениям мотивов. Ну, и финал был предсказуем: раз уж книга попала в клуб тлена и безысходности, то понятно, что ни Майкл, ни Люси шедевров не создадут.

JulieSS,

Всю первую половину романа, я развлекалась тем, что играла в игру "вспомни, где ты это читала", т.е. в романе оказалось достаточное количество знакомых по другим произведениям мотивов

О, а интересно, какие параллели нашлись? Мне, кажется, вообще раньше не доводилось читать о поисках себя в искусстве.

Seterwind, В первую очередь вспомнила роман Дугласа Кеннеди "В погоне за счастьем". В этом романе брат с сестрой искали себя в искусстве, и их поиски оказались более успешными. Героиня написала рассказ, основанный на реальных событиях, только у нее это гораздо лучше получилось, чем у Люси. Но роман Кеннеди он в большей степени о любви, чем о поисках себя.
Еще вспомнила роман Альберто Моравиа "Презрение", герой которого тоже мнил себя великим драматургом и на протяжении всего романа ныл по поводу нелюбимой работы и презирающей его жены.
Ну, и в романе Дженифер Иган "Цитадель" было любительское литературное объединение для заключенных, там они тоже писали рассказы, а потом их обсуждали.

JulieSS, хм, у Моравиа вроде он там неплохой драматург был как раз. ничо не помню ))) надо перечитать

tendresse, Я не помню написал ли герой Моравиа хоть одну стоящую пьесу, но то, что ему приходилось зарабатывать написанием сценариев и ему это очень не нравилось, у него периодически возникали трения с режиссерами, и он постоянно ныл - это я запомнила хорошо.

JulieSS, О, спасибо - ничего не читала, взяла на заметку!

Seterwind, Еще могу порекомендовать роман того же Дугласа Кеннеди "Крупным планом". О том, как успешный топ-менеджер осуществляет свою мечту и становится фотографом. Этот роман показался мне более интересным, чем "В погоне за счастьем"

я давно читала и уже многое подзабылось. считаю, это худший роман Йейтса. язык почему-то тяжеловат в этой книге у него, думаю все-таки, что это перевод. потому что прошлые книги все читались очень легко, в этом его и крутость, что он так легко пишет об унылой бытовухе, что ты не заметил, как сам туда затянулся

tendresse, В других романах и бытовуха поинтереснее. Это роман про "проблемы белых людей", мы для него слишком приземленные :)

Seterwind, ну вот у него в "Дыхании судьбы" (кааак я хочу, чтоб ты прочитала эту книгу!) мать ГГ - скульптор, и ее творческие потуги описываются просто офигенно, прям по-йейтсовски )

tendresse, Я до неё обязательно доберусь! У меня ж всё на полочке стоит :) Из трех непрочитанных она будет следующей.

Если в двух словах о романе, то я скучала и терпела)
Депрессия Майкла описана заразительно, до зуда, когда чувствуешь себя не своей тарелке и становится стыдно, что ты так счастливо живешь. Его героиня мне не понравилась. Такая капризная белоручка, которая привыкла все пригублять, надкусывать, пробовать. Все-таки я бросила роман на последней главе и не знаю чем же Люси занялась полезным и правильным. Надеюсь так всё и вышло.
Вот насчет искусства мне кажется, если ты не родился с мольбертом в руке, то тебе надо очень-очень много работать. То же и про писателя. Ну и учитывать, что слава приходит обычно поздно, как говорят в Книгороде "хороший писатель – мертвый писатель".
Но всех больше мне было жаль дочку этого семейства. Она всегда оставалась одна, пока мать бегала в поисках себя и теплой постельки.

annetballet,

Вот насчет искусства мне кажется, если ты не родился с мольбертом в руке, то тебе надо очень-очень много работать. То же и про писателя.

Не знаю, как с художниками, но я уверена, что писательству научить нельзя. Можно научиться избегать орфографических и пунктуационных ошибок, но чувство языка либо есть, либо ты до конца жизни будешь писать: "Проезжая с вокзала, с меня слетела шляпа" и не видеть стилистических ошибок. Да и наблюдательность, умение "брать сюжеты из жизни" тоже не каждому даны. Мне кажется, что зачатки таланта всё-таки нужны для каждого дела. Если они есть, то можно трудолюбием их развить, но бывает, что вообще не дано.

Но всех больше мне было жаль дочку этого семейства. Она всегда оставалась одна, пока мать бегала в поисках себя и теплой постельки.

Когда мать бегала в поисках постельки, дочери уже 16 лет было - здоровая кобыла. Но меня тоже поразило, что в книге отсутствуют эпизоды с ней, только упоминание, мол, была дочь и была. А как при этом родители умудрялись столько тусоваться с друзьями в соседнем городе - загадка.

Seterwind, А мне казалось они развелись гораздо раньше, чем дочери стукнуло 16. Именно тогда Люси в общежитие начала ходить. Но это не важно. Все равно, как Вы верно заметили, дочь просто была и была, ее как персидский ковер с гордостью водрузили и забыли, о ней и их отношениях не сказано. Поэтому автобиографичность романа меня немного пугает)

Это было мое знакомство с автором. Надо признать, что не очень удачное. Мне было скучно читать все это процентов на 50. Интересная часть - неинтересная часть - интересная часть - неинтересная часть. Иногда складывалось ощущение, что так и должно быть, потому что жизнь героев и вправду была скучна, так как они разочаровывались снова и снова, стремясь в те дали, куда им не было доступа. Есть люди, умеющие много чего делать на достойном уровне - Майкл и Люси как раз из таких, но у них нет сногсшибательного таланта. Они показались чуть выше, чем посредственности.
И все жизни свои угробили на то, что им было обманом. И жизнь дочери тоже загубили, как не кажется, так как плевать на нее было. Только фасад нормальной жизни без наполнения. необдуманные действия только ради действий.