25 марта 2019 г., 07:54

9K

Дежурный автор. На вопросы читателей отвечает автор и создатель фантастических серий «Зеркало» и «Аква» Майк Гелприн

28 понравилось 42 комментария 1 добавить в избранное

В рамках нашей группы, посвященной фантастическим книжным сериям «Зеркало», «Аква» и «Зеркальная волна», каждую неделю «дежурит» один из авторов, который отвечает на вопросы читателей, делится творческими планами и мыслями, пишет интересные посты на близкие ему темы и общается с комментаторами.

С 25 по 31 марта это будет основатель и автор серий «Зеркало» и «Аква» Майк Гелприн . Вы можете задавать ему вопросы в комментариях к этой теме.

Присоединяйтесь — будет много интересного.

Майк Гелприн — отечественный писатель-фантаст, лауреат множества литературных премий, постоянный автор журнала «Русский пионер».

Родился 8 мая 1961 года в Ленинграде. Окончил Ленинградский политехнический институт в 1984 году по специальности «инженер-гидротехник». В 1994 году переехал из Санкт-Петербурга в Нью-Йорк. Сменил множество работ и профессий. Живёт в Бруклине.
Литературное творчество Гелприн начал в 2007 году. За десять лет написал и опубликовал три романа и более двухсот рассказов. Публиковался в журналах «Мир фантастики», «Полдень, XXI век», «Реальность фантастики», «Наука и жизнь», «Техника — молодёжи», «Химия и жизнь», «Космопорт», «Русский космос», «Популярная механика» и многих других. Также публиковался в сборниках и антологиях издательств «Эксмо», «АСТ», «Снежный ком М», «Рипол Классик».
В 2013 году в издательстве «Эксмо» вышел роман «Кочевники поневоле» . В 2014 году в «Астрели, СПб» — роман «Хармонт. Наши дни» , прямое продолжение «Пикника на обочине» Аркадия и Бориса Стругацких . В том же, 2014 году, в «Астрели» вышел авторский сборник рассказов «Миротворец 45-го калибра» . В 2016 году в «Эксмо» — соавторский роман «Уцелевшие» .

В 2017 году в издательстве «Рипол Классик» вышел авторский сборник Гелприна в тандеме с Ольгой Рэйн«Зеркало для героев» , положивший начало проекту «Зеркало». В соавторстве с Иной Голдин был написан шестой сборник серии — «Отражения и миражи» . Гелприн также и один из авторов двенадцатой книги проекта — «Три цвета отражений» .

Гелприн считает себя учеником Бориса Натановича Стругацкого. По собственному утверждению, никогда не стал бы писать, если бы не БНС, и вряд ли стал бы читать фантастику как таковую, не будь книг братьев Стругацких.
На настоящий момент Гелприн считает своим самым значительным произведением рассказ «Свеча горела» , по которому старшеклассники сдают ЕГЭ. Однако он надеется, что лучшее его произведение ещё не написано.

В группу Проекты "Зеркало", "Аква",... Все обсуждения группы
28 понравилось 1 добавить в избранное

Комментарии 42

Вопрос Майку. Как вы пишите вдвоём с соавтором? Как вообще оказываешься соавтором?

Avilchenko, Лучший ответ на вопрос: "Как вы пишете вдвоём?", который я слышал - Слитно.

Pogonel, Видимо, это потому, что ответить на этот вопрос чрезвычайно сложно. Примерно как на вопрос - как вы вдвоём делаете детей. :)

Avilchenko, На эту тему можно было бы написать диссертацию. Соавторство не поддаётся формализации. В каждом новом соавторстве вырабатывается свой подход, отличающийся от предыдущих. В общем и целом - для соавторства абсолютно необходима взаимная толерантность и готовность идти на уступки. Чаще всего из двоих соавторов один ведущий, другой ведомый. Но толератность и деликатность требуется от обоих. И ведущий точно так же обязан прислушиваться к ведомому, как и тот к нему. У меня было около десятка соавторов. Противоположного пола, в основном. И всякий раз подход к соавторству был разным. В основном я был ведущим, пару раз ведомым, но в обоих случаях самое важное - не напороться на характер соавтора. Подвинуться, когда он настаивает на чём-либо, подавить своё эго и своё ноу-хау, если возник конфликт. Однажды у меня это не получилось - с тех пор я не соавторствую с мужчинами. Но с дамами проблем не было ни разу. Вернее, были, но решались довольно легко. :)

В одной из соцсетей вы как-то обмолвились, что для того чтобы рассказ запомнился в нём должно быть минимум 7 тыс. знаков. Я понимаю, что это утрированная цифра, но факт - что вы назвали цифру.
Вопрос:
Где по вашему находится грань между рассказом и повестью, между повестью и романом, рассказом и миниатюрой и т.п. безотносительно количества текста? Может ли для вас маленькая повесть быть менее объёмной чем большой рассказ?

Pogonel, Насчёт семи тысяч знаков. Есть исключения, чрезвычайно редкие. Цельный рассказ требует развития и раскрытия множества элементов, которые в короткий объём попросту не уложить. Исключения - это миниатюры, где эмоциональная составляющая столь сильна, что покрывает отсутствие внятной фабулы, конфликта, непрописанную логику и антураж. Вот, скажем, миниатюра Шимуна Врочека "Урот" из таких. Но, повторюсь, это редчайшее исключение.
Я полагаю, полноценный рассказ начинается от 10-12 тысяч знаков и заканчивается 60-ю. Больше 60 и до 300-350 - повесть. Дальше - роман. Ну и разумеется, качество объёмом не меряется. Дрянной роман в сравнении с хорошим рассказом остаётся дрянным, пускай он хоть в сто раз объёмнее.

MikeGel, Вот вы опять сыпете цифрами, то есть определяющий фактор для вас - всё таки объём?

В нетленке Хемингуэя из четырёх (шести) слов есть и фабула и логика и конфликт, просто они не прописаны, а логически выводятся читателем. А эмоциональная составляющая - непременный атрибут любого произведения искусства.

Пробовали ли вы сами писать миниатюры? Вот такие - в несколько слов.

Pogonel, Так вы меня спросили про цифры - я вам ответил. Или вы ждали, что я отвечу про цифры без цифр? :)
Нетленка Хемингуэя - не рассказ, хотя условно им и считается. Аформизмы - тоже не рассказы, хотя их великое множество. И анекдоты. И байки. И японские хокку и танка. Это другие формы литературы. Но я говорил о рассказах.
Я несколько раз пробовал писать миниатюры. Штук пять написал, наверное. Всякий раз с сожалением, что загубил сюжет. Но второй раз к уже взятому сюжету не возвращался.

Как родилась идея серии "Аква"?

1. Сейчас бытует мнение среди узкого круга, что после Стругацких отечественная фантастика умерла. Что бы Вы сказали этим товарищам?)
2. Вторая группа товарищей утверждает, что Стругацкие натырили идей и их сюжеты шиты белыми нитками швами наружу. Этим товарищам Вы бы хотели что-нибудь сказать?)
3. Есть у Вас авторы (конкретные произведения) must read фантастики, которых надо читать всем любителям этого жанра? Ну кроме Стругацких, конечно.
4. Что Вы сами любите почитать на досуге?
5. Что Вам больше нравится писать короткую прозу или большую? Или нет разницы.

Lucia_Panda, 1. Я бы сказал, что невежество не лучшее качество. Да - Стругацкие пока недосягаемы по уровню и вкладу. Но это не повод не читать других авторов. Мнение же, что фантастика умерла, идёт от так называемых литературных снобов, которым попросту лень читать и познавать новое. Легче сетовать на то, что всё умерло, чем быть в теме.
2. Я таких товарищей не знаю, за исключением пары-тройки неадекватов и тролляков. Я ничего не хочу им сказать, разве что держаться от них подальше. Что, собственно, и реализую. :)
3. Ох, нет. "Не сотвори себе кумира". Я не возьмусь рекомендовать обязаловку в чтении. И даже касательно Стругацких. Литература не поддаётся алгоритмизации. Всякий читатель либо строит эмоциональную цепочку в текстами определённого литератора, либо нет. И цепочки эти у всех разные.
4. В последние годы чтение того, что не относится напрямую к моей деятельности, для меня роскошь. Не помню, когда в последний раз читал что-то за пределами проектов. Да, мне стыдно. Но мне просто перестало хватать времени. Вообще.
5. Короткую однозначно. Крупная форма для меня как поклажа для верблюда, который невесть зачем взялся её тащить. :)

А книги Зеркала вернуться на Лабиринт?
А-то думаю...попытаться освоить новые магазины, толи подождать. Не везде бюджетная доставка в Сибирь, к сожалению....

Lucia_Panda, Я этого не знаю. Возможно, да. И возможно нет. Вопрос типа решается, но что там решится - мне неведомо. Однако на Озоне цены ниже, чем на лабиринте, если покупать несколько книг за раз.

Простите, я не по теме. А такие опросы только для любителей фантастики?

Sophieya, Какие опросы? Не очень поняла.

Конкретно наша группа посвящена фантастике, в частности сериям "Зеркало" и "Аква".

Dafnia, А на сайте есть подобные группы, посвящённые не фантастике?

Clickosoftsky, Например, посвящённые современной прозе, драме, поэзии, классике?

gue__supine9, кто ищет, тот всегда найдёт! ;)
например, вот группа Драматургия
а в КЛУЭДО детективы обсуждают на все лады :)

Sophieya, Если вы имеете в виду "вопросы", то спрашивать можно всё что угодно. Не обязательно про фантастику, но желательно про литературу. :)

MikeGel, Здравствуйте! Возможно, вам задавали эти вопросы тысячу раз, но как создвются фантастические сюжеты? Сложно ли образы в голове реализовывать на бумаге? Спасибо.

gue__supine9, Ох - тысячи вариантов. Бывает, что из одного слова или фразы складывается рассказ. Бывает, что встретишь на улице человека с неординарной внешностью, начинаешь думать о нём и складывается сюжет. Бывает, читаешь что-то, и наталкиваешься на то, мимо чего прошёл автор. Бывает, что дают тему и кровь из носу нужно на неё написать - этот вариант наиболее частый. Начинаешь собирать материалы - читаешь статьи по теме, одну, вторую, десятую - и в какой-то натыкаешься не идею. Или когда начинаешь обсуждать статью с другом - и в процессе обсуждения вдруг рождается идея и складывается фабула.
Образы реализовывать несложно. Сложно связать всё воедино так, чтобы не осталось логических дыр, чтобы герои ожили, чтобы... В общем - написать не сложно. Сложно придумать.

Второй вопрос: ваши любимые фантасты? Можно озвучить наших и зарубежных (современных и классиков). Спасибо.

gue__supine9, Вот как раз я опубликовала блиц-интервью, где вы сможете найти ответ на этот и другие вопросы.

Не могли бы вы немного рассказать, каким видите будущее русскоязычной фантастики, а более конкретно - малой формы. Какое-то время казалось, оно безрадостно, но вроде наметились сдвиги. В каком направлении малая форма движется сейчас? В каком русле её желали бы развивать именно вы?

TisiSunglasses, В направлении бурного развития. Нас не замечали и не давали нам дорогу больше десяти лет. Пока мы не взялись за это сами. Мы создали серию "Зеркало" - читали ли вы какие-либо книги из неё? Если да, то наверняка понимаете, что я имел в виду.
Мы стремимся публиковать не свадебных генералов, не чьих-то приятелей или родню или любовниц. Не по принципу вась-вас. А авторов, доказавших своё мастерство в конкурентной борьбе с коллегами. Вот их - и их лучшие тексты. Ну и не только стремимся, а и делаем это. :)

Майк, откуда ты берёшь энергию и запал на все эти проекты - и силы на то, чтобы продолжать, несмотря на все сложности и препятствия?

Marina_Yasinskaya, Если честно, я прогорел уже, Марин. Слишком много этих вот "сложностей и препятствий". Я делал то, что делал, из принципа - просто считал это неким абстрактным долгом по отношению к людям, к фантастике, к самому себе. Но эта работа требует постоянного фронтира - конфликты, проблемы, равнодушие, пофигизм - когда сталкиваешься с этим каждый день без выходных, рано или поздно перегораешь. В моём случае это усугубляется тем, что я ни гроша не брал за труды, но грязи, которую на меня лили, что я дескать мздоимец или пройдоха или махинатор, были вёдра. Да и ошибок делаешь немало, когда приходится каждый день что-то решать или от кого-то отмахиваться. Так что уже не знаю откуда... Как-то так.

1. Читая "Зеркало для героев", ловила себя на мысли "вот бы фильм такой или анимацию", но вот только не испортили бы, конечно. :) Хотелось бы вам экранизаций ваших произведений и каких именно? Кто бы мог снять, может, из любимых режиссеров? А может, уже есть опыт экранизаций?
2. Какое оно, идеальное рабочее место Майка Гелприна? Где и в какой обстановке пишется комфортней всего?

А полочка с "Зеркалом" растёт - моя прееелесть :)
картинка bigminipig

bigminipig, Полочка козырная. :) Правда на ней девяти книг не хватает. :)

1. У меня скверный опыт с киношниками. Несколько лет назад меня обвёл вокруг пальца выдающий себя за режиссёра пройдоха - выманил права на экранизацию моего программного рассказа, присвоил их навечно. Я очень непрактичный человек, меня легко развести на честное слово, на красивые слова, на мишуру. Что до киношников - увы, из сотен обращавшихся ко мне режиссёров, продюсеров и прочих деятелей абсолютное большинство пыталось меня элементарно обуть - заручиться согласием на съёмки фильма и кому-то это согласие втюхать. Несколько фильмов были отсняты, но я даже не знаю, где они - лежат видимо под сукном и ждут, пока найдётся кто-то, готовый их раскрутить - но фильмы дрянные и раскручивать некому. В результате я перестал давать согласие киношникам. И чаще всего попросту говорю "нет" - не хочу ни терять время, ни тратить нервы на заведомые аферы.

2. Всё весьма стандартно. Письменный стол в кабинете. Компьютер. Фотография покойной бабушки по правую руку. Коробка с лекарствами по левую. Ни и всё. Ах да - ещё наглухо запертая дверь. :)

MikeGel,

Полочка козырная

тоже козырну тогда :)) не хватает всего трёх, но это дело наживное:

картинка Clickosoftsky

MikeGel, согласна ^^ хотела сначала ещё книжечки Гелприна рядом поставить для "группового фото" :)) но решила, что это будет слишком.

MikeGel, Спасибо за ответ.
Буду значит своё кино в голове крутить. :) Смотрю сейчас новый хит от Нетфликс, анимационный сериал «Любовь, смерть и роботы», ваши рассказы туда бы идеально вписались... мечты-мечты!
А полочка со временем будет идеально-Зеркальной, уверена.

Читайте также