1 марта 2019 г., 15:59

249

Поговорим о межавторских проектах...

4 понравилось 4 комментария 1 добавить в избранное

Дмитрий Самохин , «дежурный автор» этой недели, делится опытом и предлагает побеседовать о специфике, особенностях и подводных камнях межавторских проектов: каковы плюсы и минусы участия в таких проектах для писателя.
Автор текста DmitrijSamohin

Поговорим сегодня о межавторских проектах, которые за последние лет 10 набрали большую популярность. Мне довелось не только работать в нескольких интересных проектах, но и принимать участие в создании одного из них с нуля. Какие же плюсы и минусы межавторских проектов для писателя? Интересно было бы в этом разобраться.

Мой первый опыт работы в межавторском проекте был не совсем обычным. Началась история на форуме Лениздата, который руководил писатель Александр Тестов . Группа авторов решила, что интересно было бы придумать свой собственный проект. Неожиданно издательство поддержало начинание. Я помогал Александру Тестову в обсуждении и незаметно для себя стал координатором проекта «Ветер войны». Впоследствии в соавторстве с Александром мы написали роман «Проверка на прочность» , который и открыл межавторскую серию. Это был интересный опыт командной работы, в которой фактически каждый автор разрабатывал свой собственный мир, который впоследствии вплетался в единое полотно. Фактически здесь никто никак не был ограничен в творчестве.

Спустя пять лет меня пригласили поучаствовать в межавторском проекте Дмитрия Силлова «Гаджет». И вот тут я приобрел совершенно другой опыт. Если в «Ветре войны» мы знали конечную цель проекта, знали, к чему должна прийти наша задумка, то здесь чистое поле, но при этом много фишек из мира, придуманного Силловым. И каждый автор, с одной стороны, боялся что-то повредить в устоявшемся мире, с другой стороны - хотел сделать что-то свое. В результате появились камерные самостоятельные произведения, которые не толкали общую канву сюжета и не развивали никак мир. Возможно, именно в этом лежит ответ на вопрос, почему проект захлебнулся буквально на взлете.

После «Гаджета» меня пригласили в проект новеллизации компьютерной игры «Escape from Tarkov (Побег из Таркова)», и я написал роман «Кобра», который пока не вышел. Особо распространяться про этот проект я не могу до релиза. Скажу только, что для меня это был полезный опыт создания истории фактически реалистической, фантастическое допущение здесь было минимальным.

Подобным проектом с минимальным фантастическим допущением был проект Z31 Александра Конторовича , в который я начал писать роман «Археолог», но работу приостановил в связи с закрытием серии. Здесь также описан процесс выживания людей в экстремальных условиях, война с криминалом и история человеческих отношений. Место действия романа – Ярославская область, города Углич и Ярославль. В этом проекте схема мира была обрисована очень схематично, за исключением пяти-шести отправных точек, все остальное было отдано на волю авторов. Поэтому мне легко вывести роман из мира Конторовича и сделать его самостоятельным, что я и намерен сделать.

Сейчас в соавторстве с Ириной Лазаренко я работаю над текстами в проект «Аква», и это отдельный положительный опыт. Во-первых, я получаю грандиозное удовольствие от соавторства, я не просто пишу, я еще и читаю и могу взглянуть на придуманные сцены, истории другими глазами. Но главное - это мир. В отличие от предыдущих проектов, он многогранен и детально продуман, в нем присутствует логика, есть своя предыстория и свое будущее. И мне близок тот мир, над которым мы сейчас работаем.

Теперь же поговорим о плюсах и минусах.
Плюс в межавторских проектах очевиден, как минимум, один: если тебя пригласили в проект, то, как минимум, книга будет издана. Хотя есть и прецеденты написанных в проект книг и так и зависших в издательстве. Также это литературный эксперимент, который позволяет перестроить мозги, освежает и позволяет получить удовольствие от литературной игры.
Минусы тоже есть. В последнее время я часто наблюдаю, как авторы зависают в проектах и пишут только туда. Если автор опытный, до прихода в проект у него есть опыт самостоятельного творчества и изданные книги, то для него в этом нет подводного камня. Покинув проект, он вернется к своим мирам. Но я наблюдаю, как молодые авторы стартуют в серии «Сталкер» и на веки там и остаются, не в силах выбраться из удобного уютного болота.
Вывод из этого можно сделать такой: все хорошо в меру, а молодым авторам я все же предложил бы начинать не с межавторских проектов, а с сольного творчества. Сперва надо приобрести свой голос, а уж потом вплетать его в ткань коллективного повествования.

В группу Проекты "Зеркало", "Аква",... Все обсуждения группы
4 понравилось 1 добавить в избранное

Комментарии 4

Могу немного прокомментировать по поводу "Сталкера". В него, как и в другие литературные проекты надо приходить уже состоявшимся автором, имеющим опыт создания собственных миров, как раз чтобы избежать той опасности, о которой ты говорил. С творением собственного мира по богатству ощущений и по интересу не сравнится ничто. Поэтому тот, кто это уже познал, может смело вступать в литературную игру межавторских проектов, пробовать погружаться в чужой мир, пропитываться его атмосферой, не рискуя залипнуть. Ну или почти не рискуя. Чем оказался хорош в этом плане "Сталкер" (именно общая серия, а не дочерние) - широтой технического задания. Есть определенные хэштеги, которые должны присутствовать: зона, сталкеры, аномалии, мутанты. Остальное дается на откуп автору. И я в своих книгах там как следует порезвился. Понятно, что там, где идет более жесткая привязка к конкретному произведению, давшему старт проекту, все гораздо жестче, и степеней свободы меньше. Там требуется более глубокое погружение в мир и, я бы даже сказал, некоторое перевоплощение. Это, бесспорно, интересно, но, по моему глубокому убеждению, создавать свои миры - круче.

ldvwriter, Правильно говоришь, правильно (голосом кота Матроскина)

Мне всегда было интересно, как происходит работа в межавторских циклах. Это самостоятельные произведения? Или продолжения друга? По каким принципам они связываются между собой?

Dafnia, В большинстве случаев это самостоятельные произведения. То есть используется антураж межавторского мира, и дальше все пишут каждый о своем. за исключением проектов с общей хронологией, где тоже о своем, но при этом есть строгая хронография, согласно которой в мире что-то происходит (война, разруха, катаклизмы, цунами и т.д.) и вот тогда авторы выстраивают своими текстами общую картину мира. но в любом случае все эти тексты вполне самостоятельны. У автора А свой цикл и истории. У автора Б свой цикл. И читать и вникать в межавторский цикл можно с любого тома. а связываются произведения понятно что через общий мир и реалии, но зачастую сквозными персонажами. у кого-то герой главный, но его упоминают у других авторов как второстепенного героя, или просто упоминают. В частности роман "Археолог" вполне самостоятельная история, но там упоминались персонажи произведений Бориса Громова. действие "Археолога" происходит в Угличе. а у Бориса Громова действие в Ярославле. и мои персонажи взаимодействовали с купцами, что прибыли из Ярославля. Вот как-то так.

Читайте также