20 апреля 2021 г., 23:23

2K

Обсуждение книги "Тотто-тян, маленькая девочка у окна"

7 понравилось 40 комментариев 1 добавить в избранное

Уважаемые участники клуба!

Приветствуем на обсуждении книги Тэцуко Куроянаги - Тотто-тян, маленькая девочка у окна

Здесь мы беседуем, проясняем непонятное, восхищаемся или осуждаем.

Прошу вас оставить оценку, ссылку на свою рецензию (или напишите развернутый отзыв) и поделиться впечатлениями.

Было ли вам интересно читать книгу? Как думаете, будет ли она интересна современным детям? Хотели бы вы в школьные годы пройти через описанную систему обучения?

В группу Чарующая Азия Все обсуждения группы
7 понравилось 1 добавить в избранное

Комментарии 40

Думаю, многим будет интересно прочитать Тэцуко Куроянаги: жизнь замечательной японки

desert_goddess, Спасибо за ссылку! Удивительная женщина, очаровала меня по фотографиям, пока искала подходящую для темы)

Scout_Alice, Согласна, такая активная и улыбчивая
Меня порадовало, что правильно определила СДВГ у героини

r40-green.png
Я, честно говоря, напряглась, когда прочитала предисловие. Было опасение, что придётся читать приторную, умильную книгу. Грустно, что многие начинания такого подчёркнуто гуманистического характера хочется проверить на вшивость, прежде чем эмоционально вовлекаться.
Но эта книга (а если точнее, то коллекция зарисовок и эссе) действительно хорошая. Не особенно увлекательная, не то что бы потрясающе написанная, но по-человечески хорошая. Дело учителя Кобаяси вызывает уважение, особенно с учётом того, что школа расцвела в непростое для Японии время. Интересно, могут ли подобного рода школы прижиться на массовом уровне, или подобное образование так и останется привилегией частных заведений, которые тащат на энтузиазме отдельные преподаватели.

r50-green.png
Рецензия
Очень понравилась книга, прочитала её на одном дыхании. Книга, на мой взгляд, больше не о системе обучения, а о личности педагога, на котором держалась вся эта школа. Мне очень хотелось подробностей об уроках, об учителях, каково потом было учиться в обычных школах ученикам "Томоэ", кем они стали потом. Но тут именно что эмоциональные воспоминания, очень тёплые и ностальгические.
Конечно, такой метод обучения больше подходит именно для начальной школы, всё-таки дальше уже надо, чтобы получаемые знания были более системными. Но кроме знаний дети получали ещё уроки дружбы, сочувствия, взаимовыручки, а для этого возраста это важно, мне кажется.
С удовольствием поучилась бы в такой школе с таким директором. Свою школу я не любила, класс у нас был совсем не дружный, интересно мне было буквально на паре предметов, для поступления в университет всё равно пришлось очень много заниматься дополнительно.

r50-green.png и рецензия
Мне книга очень понравилась, мне ещё очень понравилась методика обучения в этой школе, отношение учителей и детей и то что учили в первую очередь развитию, познанию нового, исследованию мира, а не просто зубрёжке. И радует то что это было основано на реальных событиях, и этот человек и такая школа реально существовали.

А вот мне не зашло, увы, но было откровенно скучно, язык простенький, сюжета как такового нет, книга не плохая, ругать мне ее не за что, но абсолютно не моя, я эти несчастные 250 электронных страниц неделю мучала((
r30-gray.png Рецензия

nastena0310, Понимаю. Я хоть и повыше оценку поставила, но о самой книге сложно говорить. Это видно по тому, как автор предисловия практически пересказал содержание, а также немного взял из послесловия. Её достоинства как будто лежат в окружающем книгу контексте, она кажется ценнее от ассоциаций с такими уважаемыми людьми, как госпожа Куроянаги и её школьный учитель.

swdancer,

Её достоинства как будто лежат в окружающем книгу контексте, она кажется ценнее от ассоциаций с такими уважаемыми людьми, как госпожа Куроянаги и её школьный учитель.

Соглашусь, и автор, и учитель люди интересные и вызывающие уважение, но художественных достоинств у книги особо нет...

swdancer,

Это видно по тому, как автор предисловия практически пересказал содержание

Вот это, если честно, мне не понравилось совсем. Зачем он украл у произведения? Мы бы и сами все прочитали.

dandelion_girl, Да, меня тоже это задело. Книга и так маленькая, а он самое вкусное вытащил из текста и своими словами пересказал. Ну молодец, возьми с полки пирожок.

nastena0310, Мне тоже не зашло, только с год назад, я тогда начала и бросила.

AzbukaMorze, Я просто почти никогда не бросаю, но вообще можно было бы реально ограничиться послесловием и предисловием автора)

nastena0310, Я раньше тоже не бросала, а теперь только этим и занимаюсь)

AzbukaMorze, И правильно делаешь, может, и я когда научусь)))

nastena0310, И правда) или наоборот, не читать предисловие и заключение)

Marlen, Мне в них подача ближе)

4½ из 5
С книгой знакома с школьного возраста, случайно подвернулась в библиотеке. Тогда очень понравилась и поразила непохожестью Японии в целом на наш мир (мне было лет 8-10, с Азией была знакома разве что по сборникам сказок). Первый раз перечитала несколько лет назад во время увлечения детской литературой, и тогда поняла, что это практически поэма о любимом учителе, "спасибо", увековеченное на страницах. Школа, бесспорно, необыкновенная и Кобаяси учитель от Бога. «Каждый ребенок, – утверждал Кобаяси, – появляется на свет с хорошим характером, но окружающая его среда, дурное влияние взрослых подчас портят его. Важно по­этому побыстрее распознать в ребенке добро, развить в нем лучшие черты, заложенные природой, с тем, чтобы из него выросла настоящая личность».
И еще важно, что это не сухое изложение, а уютные детские воспоминания. Второй раз перечитывала в прошлом году, попалась под настроение (эта книга у меня постоянный житель в электронной книге).

Lady__L,

это практически поэма о любимом учителе, "спасибо", увековеченное на страницах.

Для меня это главное достоинство книги, несмотря на то, что она написана непрофессионалом.

r45-green.png
Очень понравилась книга своей добротой. Директор школы замечательный, выслушивал детей, каждого старался понять, если надо помочь.
Но для меня странно было поведение Татто тян в предыдущей школе. Что-то я с таким не сталкивалась вообще)))Что бы ученица во время урока сама встала подошла к окну и стала зазывать уличных музыкантов. И вот это бряканье партой, мешая всем и отвлекая. Как будто ее не учили дома никаким правилам поведения. Вроде родители хорошие воспитанные. Меня очень удивило, что Татто тян так себя вела. И я очень рада, что они с родителями нашли эту школу, и ей там все подошло и она с радостью училась

ElenaIvanova783,

Но для меня странно было поведение Татто тян в предыдущей школе.

Кстати, да, странное поведение, как будто ребенка вообще ничему не учили дома в плане поведения в общественных местах.

nastena0310, я с таким просто не сталкивалась ни разу, помню, что в 1 классе учительница была для нас очень авторитетна, все слушались с первого слова. Это вот в старших классах уже некоторые ученики у некоторых учителей вели себя просто безобразно))

ElenaIvanova783, Бывает и в началке дети балуются и хулиганят, хотя, конечно, в основном на переменках, я работа некоторое время в школе как раз с малышней, но тут просто такое ощущение, что ребенку не привили элементарной базы как себя вести, она же не осознает, что она делает что-то не так, вот это и удивительно

nastena0310, да, именно не осознает. она даже не понимала почему получала замечания. а замечания надо было родителям делать- да бесполезно уже (выросли) . Перемены и даны, что бы энергию выплескивать , которая накопилась за урок.
к девочке только такой подход и нужен был как во второй школе

ElenaIvanova783, В общем, странная ситуация получается....

nastena0310, да) а в новой школе уже так не делала)

ElenaIvanova783, Загадочная ситуация)

ElenaIvanova783, А вы учили детей с СДВГ?

desert_goddess, я не учила никого, просто удивилась, я с таким не сталкивалась. и в книге видно пропустила момент, где говорилось, что она с СДВГ.

ElenaIvanova783, В книге этого не было, там только про других детей, а вот в разных статьях про эту чудесную женщину есть.

Это действительно очень хорошая книжка! Вот так, переиначив слова учителя Кобаяси, я могу сказать об этой книге. И оценила я её на твёрдую "четвёрку": r40-green.png
Нравится то, как Тэцуко Куронояги рассказывает о своём детстве, как отдельные эпизоды складываются в рассказ. Разумеется, рассказ получается отрывочным, но основная мысль - благодарность времени, проведенному в школе Тэцуо - выражена очень ясно. Меня поразило, как в Японии, да ещё в межвоенное время, могла существовать такая школа. Это в стране-то, где всё упорядочено - такой эксперимент в педагогике, дающий свободу детям. Вот думаю - не было бы такой школы, и, возможно, Тотто-тян так и осталась бы "девочкой у окна", которой постоянно ставят на вид за плохое поведение.

r35-green.png
Довольно противоречивые у меня эмоции от этой книги. Много вопросов к школе, про которую тут идет речь, и которая в центре внимания.
С одной стороны, все типа так мило и не подавляет личность. С другой стороны - ребенку все-таки нужна и дисциплина, и границы, а то, что происходило в этой школе - иначе как вседозволенностью трудно назвать. При этом действие происходит в военное время, но войны не чувствуется. Но это как раз было плюсом для меня. Школа воспринималась как островок спокойствия и детской непосредственности.
Буквально каждую историю я читала с легким чувством возмущения, а потом сама себя одергивала, вспоминала этот мем и думала - а не так ли я себя веду, как эта же учительница?
картинка Marlen

Marlen, В идеале должен быть баланс между самовыражением, индивидуальностью и дисциплиной, иначе уже не свобода, а вседозволенность получается, все же школа подразумевает в первую очередь получение знаний, а не просто приятное времяпрепровождение.

Marlen,

С другой стороны - ребенку все-таки нужна и дисциплина, и границы, а то, что происходило в этой школе - иначе как вседозволенностью трудно назвать.

Здесь работает пряник, а не кнут :-) конечно, в этой ситуации трудно не скатиться в хаос, но мне кажется, дети просто были благодарны и у них не возникало желания безобразничать на полную катушку.

Marlen, Там всё же были границы. Например, гулять ходили только если все ученики до обеда выполнили все задания на доске.

рецензия 4 из 5

Такая приятная история: вдохновляющая и в то же время немного грустная. Конечно, перед Кобаяси-сенсеем нужно склонить голову. Таких людей единицы. Я рада, что Тэцуко Куроянаги написала эту книгу. Видно, что она не профессиональный автор, но эти воспоминания проникнуты теплотой и благодарностью, и именно это и хотела выразить Тотто-тян.

Интересно было читать про будни столь необычной школы: про палатки под крышей, про огородного учителя и про чаепитие на прощание. Это не входит не в один стандарт, но и ведь и дети тоже не стандартные. Книга - это своеобразное напоминание, что к детям нужен особый подход, чтобы помочь им раскрыть их потенциал. Причём это не обязательно должен быть учитель, а родитель в первую очередь.

Читайте также