18 сентября 2021 г., 07:01

193

Социальная фантастика на пульсе будущего: Клара и Фудзи T, V

33 понравилось 0 пока нет комментариев 1 добавить в избранное

Какие социальные дилеммы нам готовит будущее? Какие мы имеем уже сейчас, но пока не распознаем их? Что с ними делать когда распознаем? Как взаимодействовать с обществом в мире с постоянно меняющимися правилами и окружающей реальностью? Сегодня я расскажу про четыре книги, которые достаточно интересно прошлись по данным темам.

boocover.jpeg Виктор Пелевин - Empire V
Удивительным образом данная книга одновременно имеет сюжет и не имеет его. С одной стороны, у нас есть становление героя от обычного человека к богу/вампиру, с другой стороны, все что он делает - это общается с вампирами и передвигается из точки А в точку Б и обратно. В сюжете есть несколько хитростей в поведении окружающих героя персонажей, но когда я читала книгу в первый раз в 2017 году, меня так увлекли диалоги, что я даже этого не заметила. При перечитывании книга стала открываться мне совсем с других сторон. Как говорил Набоков: "Пусть это покажется странным, но книгу вообще нельзя читать — её можно только перечитывать."

Последний год я сильно увлеклась нейрофизиологией и работой мозга. В этих исследованиях (как правило, цитируются исследования последних лет, 2015-2018 годов) рассказывается о том, как мозг управляет нами, как создаются общественные ценности и как мы, по сути своей, ни какая не личность, а самая настоящая марионетка функций мозга. Empire "V" вышел в 2006 году, но все его разъяснения про дискурс и гламур по своей сути являются объяснениями Дефолт Системы Мозга (ДСМ) и насаждением цифровой культуры. С годами эта книга стала лишь актуальнее и яснее для меня. Вот только, в отличие от сухого научного языка нон-фикшн книг, у Пелевина мы имеем бодрый и веселый рассказ, с огромным количеством сильных шуток и интересных поворотов.

Повествование в книге ведется от первого лица, поэтому мы либо вступаем в диалог, либо подслушиваем личные мысли персонажа. Это делает чтение очень легким и быстрым, много шуток и подколов, много рассуждений о литературе. Очень понравились сцены про Набокова и пробирки с красной жидкостью российских писателей.

Рама Второй достаточно типичный персонаж для мужских фантастических романов, у него было сложное детство и мало вариантов для хорошей жизни, поэтому примирение с вампирством и дальнейшие поступки мне виделись понятными. С другой стороны, Гера для меня показалась очень сложной личностью. Ее внутреннего мира мы не видим, не знаем что ей рассказывали, с кем знакомили, к чему готовили. Многие ее поступки, как и Раме, кажутся мне не понятными. И только сейчас, когда я начала писать текст, я начала улавливать как ее имя (точнее его история) соотносится с текстом романа. Тонко.

Когда я прочитала все книги Пелевина, я заметила, что он (вроде как) везде упоминает Толстого. И я поставила себе задачу, при перечитывании, обязательно обращать на это внимание и фиксировать. В данной книге были не только упоминания:
"– Как гуманнее, – продолжал Энлиль Маратович, – доить коров, чтобы пить их молоко, или убивать их, чтобы пустить на котлеты?
– Доить гуманнее.
– Конечно. Даже граф Лев Николаевич Толстой, который оказал на вампиров большое влияние, согласился бы с этим. Вампиры, Рама, так и поступают. Мы никого не убиваем. Во всяком случае, с гастрономической целью. Деятельность вампиров больше похожа на молочное животноводство."
Так и создание целого персонажа толстовца Озириса. Мне понравилось посещение этого персонажа Рамой. Озирис не только дополнял темы дискурса и гламура, но так же, через него герой знакомится с молдованцем, который (как в матрице) предлагает альтернативу. Ты можешь знать правду о мире, в котором всем заправляет гламур и дискурс (красная таблетка) или придти к религии, отказаться от всего полученного знания и отдаться течению (синяя таблетка), когда все вернется к прежней жизни, с ее непониманием окружающей действительности (и принятию всего на веру).

На мой взгляд, эта книга сделана сразу для всех. Ее можно читать без понимания контекста, просто как интересную фантастику про вампиров. Можно как отражение эпохи (некий исторический слепок начала нулевых в России). Можно читать как дополнение к исследованию работы мозга. Можно читать как комедию, чтобы посмеяться и расслабиться.

boocover.jpeg Пелевин В.О. - T
Я люблю жанр "биография" и все его разновидности, и мне очень хотелось роман про реальную историческую личность, но не в рамках "исторического романа", а в рамках лихого вымысла. К тому же, я очень люблю творчество Льва Николаевича Толстого и самого графа, как фигуру обросшую слухами, стереотипами и живущую своей отдельной жизнью в головах жителей России и ближнего зарубежья. У каждого есть свой личный граф Толстой, но теперь он есть еще и вот такой, кем-то выдуманный, но заново себя собравший. Этот роман предвосхитил все мои запросы и пожелания, из-за чего и стал самым любимым в творчестве Пелевина. Мне не только дали, то что я хотела, но еще и то, о чем я не подозревала, что хочу.

Роман развивается по принципам матрешки, мы снимаем верхний слой и обнаруживаем нижний, думая, что это последний слой, но под ним оказывается еще один. Мы обманываемся вместе с героями, подчиняемся убедительному дискурсу, принимаем на веру окружающую реальность, даже не подозревая, что никакой реальности не существует. Что существуют только слова и их значения, и мы сами вольны давать им эти значения, и даже не подозреваем какой мощью обладаем, владея словом. Я с восхищением наблюдала за тем, как каждый следующий поворот сюжета, каждое новое прочтение происходящего звучало логично и реально, не смотря на то, что перечеркивало все предыдущее и так раз за разом, раз за разом. В какой-то момент кажется, что все эти реальности реальны и мы сами вольны решать, какая нам больше нравится (сразу становится понятно, почему секты вообще существуют - хороший оратор может убедить в любой реальности) .

Граф Т. обнаруживает себя в поезде без памяти и цели, и тут же оказывается целью преследования, а преследователи разъясняют графу, куда он держит путь. Оптина Пустынь становится смыслом жизни, источником всех целей и мотивов, в то время как... Все это оказывается лишь сюжетом бульварной книжонки, которая создается с целью легкого дохода или распила бюджета, или мести и наказания. Ариэль, бригадир бригады сочинителей, проводит оккультные обряды для общения с собственным творением - графом Т. И через эти диалоги мы все время теряем землю из под ног, все время пытаемся нащупать настоящее, но оно ускользает и теряется.

Мне очень понравился юмор в этом романе. Пелевин создает целую вселенную, погружает нас в ее правила и обстоятельства, и, когда мы уже владеем контекстом, мы получаем контекстные шутки, которые за счет своего объема и нашего "узнавания" срывают искреннее овации.

Книга вышла в 2009 году, после кризиса 2008.
"- Какой кризис?
- В том то и дело, что непонятно. В этот раз даже объяснять ничего не стали. Раньше в таких случаях хотя бы мировую войну устраивали из уважения к публике. А теперь вообще никакой подтанцовки. Пришельцы не вторгались, астероид не падал. Просто женщина - теледиктор в синем жакете объявила тихим голосом, что с завтрашнего дня все будет плохо."

Через этот кризис показана схема российского бизнеса, который до сих пор преобладает в большей части страны. Как на коленках создаются тех.задания, заключаются контракты, решают за какое направление в бизнесе взяться, пилятся тендеры, разводят наемных рабочих. Не смотря на то, что Ариэль занимает меньше трети повествования, нам на блюдечке расписывают всю "реальную действительность". Но большую часть романа мы прибываем в поисках истины. В мире, где Чапаев прогуливается с Львом Толстым, а Достоевский выбивает из зомби водку с колбасой. В мире, где лошадь говорит на латыни, а Митенька вам оформляет пастельные сцены. В мире, где не понятно, это граф Т. заметил бабочку, или бабочка заметила графа Т.

boocover.jpeg Виктор Пелевин - Тайные виды на гору Фудзи
В книге достаточно простой видимый сюжет, мало главных героев, одна основная тема. Это должно максимально упрощать восприятие информации, но даже так, книга одновременно увлекательная и местами очень сложная.

Мы наблюдаем две параллельные истории, которые в конце схлопываются.
Первая история ведется от лица олигарха Феди, который возлежит на своей яхте и мечтает о кайфе (Пелевин здесь апеллирует к рассказу Толстого. Много ли человеку земли нужно ) По соседству еще две яхты с олигархами по побогаче, которые кое-что испытали и предлагают это Феде. Все трое олигархов, по сути, добрались до вершины Пирамиды Маслоу - потребности физиологические (еда, вода, сон), в безопасности (стабильность, здоровье, охрана), в принадлежности (дружба, общение, любовь), в признании (самооценка, уважение), в самовыражении (личное совершенствование, развитие). Деньги дают все, кроме последней ступеньки, но толи усталость от подъема по пирамиде, толи внутренняя пустота и ограниченность не дают возможности реализовать последнюю ступень и кайф от жизни ищется на стороне. Конечное же, наркотики и секс быстро приедаются - когда доступно все, это все уже не приносит удовольствие. Пелевин поднимает вопрос поиска кайфа искусственными способами, о том, что ничего не дается просто так, только по-настоящему выстраданное твое, а все что берется легко, легко и сходит. Федя вместе с друзьями через стартап Сколково выходит на буддийских монахов и возможность искусственного дзэна, но по всем законам притчи, герои больше страдают чем кайфуют. И самое сложное - это провести нас, читателей, через все ступени этого страдания так, чтобы мы все поняли и прочувствовали.

Нет ничего нового под солнцем и звездами.

В последнее время в лекциях по истории религий, в лекциях по психологии, в классической литературе, я постоянно вижу отсылки к античности, неважно, будь то Древний Египет, Древняя Греция, Индия, Вавилон. Все что философы античности осознали и записали в вечности, с тех пор мало что изменилось. И каждый раз, когда мы доходим до озарения, мы спускаемся до уровня многих тысяч лет назад. В этой книге я очень сильно это прочувствовала. Вся эта пирамида, все кайфы и прозрения, весь человек тысячелетиями не меняется, и все наши попытки упростить, перепрыгнуть, избежать трудностей, они все бессмысленны и наказуемы. Так всегда было и так всегда будет.

Вторая история идет от лица Татьяны. Девушка с детства обладала красивой внешностью и слабым умом. Она всю жизнь паразитировала на мужчинах и, к сожалению, застряла еще на второй ступени. Имея возможность удовлетворить только потребности физиологические (еда, вода, сон) она никак не могла осознать и, как следствие, обеспечить себе безопасность (стабильность, здоровье, охрана). Девушка априори слабее мужчин, поэтому свою неуверенность и страх за не стабильность она вешает на патриархат - мир мужчин, а жизнь подсовывает ей ситуации, когда она страдает от мужчин еще больше и когда женщины ее сильнее к этой мысли подталкивают.

В книге много фантастики, и если выкинуть всю философию и психологию, получается достаточно интересная фантастическая социалка, где все концы подрезаны, в финале все объясняется и сводится к логичному завершению.

А можно наоборот, представить, что фантастические элементы - это лишь метафоры, которые вы можете заменить на понятный и знакомый вам по смыслу контекст и получить классическую, но актуальную притчу.

Пелевин описывает необычные ощущения в трипе, которые все мы испытываем в нестандартных жизненных ситуациях, но не можем уловить, так как они редкие, а мы сами редко бываем в моменте. Это удивительный талант - поймать момент и подарить его читателям. Чтобы мы знали, у нас такое бывает и мы можем это прожить, надо лишь быть в моменте (и опять же, медитация, как дар нам от античности, древняя и бессмертная практика).

Последняя ступенька в самовыражении - это всегда болезненно. Работать на улучшение себя, видеть зависть, ненависть, получать подножки. На троне сидит, не тот, кто лучше всех, а тот, кто способен вытерпеть всю эту боль. Наши герои на это не способны, поэтому они опускаются через грехи вниз от прозрения, и в чем-то это наша будничность. Когда мы сталкиваемся с трудностью мы уходим в так называемый "грех".

Поднята и сложная тема иллюзия в иллюзии. Люди создают иллюзию выбора, добродетели. Но и создатели этого иллюзорны. Всё названое. Одну и ту же ситуацию можно повернуть противоположными сторонами и иногда очень сложно разобраться, а иногда и просто невозможно и остается лишь признать иллюзорность этой ситуации.

Мне очень понравилась история и с монахами и с игуанами, я бы отдельные фантастические экшн рассказы про такое почитала.

boocover.jpeg Кадзуо Исигуро - Клара и Солнце
Клара - робот, искусственная подруга для ребенка. Еще в процессе чтения, я обратила внимание как интересно сформирована речь и мыслительный процесс Клары. Понятно, что в ней заложено некое программное обеспечение на самообучении, и если его очеловечить (а может и сама программа сделана максимально очеловеченной), то это действительно может звучать так. Способ познания мира у Клары не стандартный, она часто видит окружающую действительность разбитой на секторы или в виде геометрических фигур, или дает живому существу имя предмета.

Клара всю жизнь на мир смотрит из-за стекла. Сначала в витрине, потом в машине, потом в доме, так же и в кафе. Когда Клара оказывается в открытом пространстве она испытывает страх или даже панику. Очень сильная сцена, когда герои ждали Вэнса у театра (открытое пространство), разговоры персонажей создали невероятную атмосферу тревожности, в которой прибывала Клара после "пожертвования". Так же и в открытом поле, когда Клара шла к Солнцу, она испытывала волнение и переживала. Этот взгляд из-за витрины вполне возможно и показывает ограниченность ее возможностей, не хватку неких научных данных которые ведут к следующим событиям.

Данная книга перекликалась с другой книгой которую я читала параллельно, в которой как раз рассказывается о склонности человека к мифологизации на фоне потери контроля. Клару можно сравнить с шаманами или священниками из древности, у которых была сильная тяга к познаниям, которые отличались от всех остальных наблюдательностью, но из-за отсутствия научных данных формировали новую систему знаний на основе собственных выдумок. Так появлялись религии, так Клара создает целую языческую историю, в которой Солнце становится всемогущим Богом, способным своим прикосновением вылечить кого угодно. В рамках ее ограниченного мира это выглядит максимально реалистично. Чтобы что-то попросить у Солнца, нужно принести ему жертву. В этой книге снова реальность заменяется иллюзией реальности на ту, которую наблюдающий способен понять (а не на ту, которая фактична).

Тема загрязнения показана в очень актуальной форме. Всех раздражает, когда они видят черный дым и чувствуют запах, но никто ничего не предпринимает. Все просто ждут что оно само собой пройдет. Пройдет пара дней и эта страшная машина уедет подальше от наблюдаемого района.

Показано и самое разнообразное отношение к Искусственному Интелекту и возможности робота отобрать рабочие места у людей (что происходит уже сейчас). Клару воспринимают как подругу, как домашнего питомца, кто-то выносит осуждение, кто-то использует как средство своего плана, кто-то сравнивает с пылесосом - просто машина, которая выполняет команды, а после использования будет выброшена. Все рассматривают Клару как "не человека", через которого можно решить свои человеческие проблемы. Все тяготы взаимоотношений, ссор и конфликтов, они выдают Кларе, в надежде, что ее наблюдательность (алгоритмы) выведут их на правильное решение. Никто не хочет от нее зависеть, но именно это все и делают. Как бы они все не относились к технологиям, они все равно ими пользуются, сами себе противореча.

Я узнала, что данный роман изначально был детской сказкой, но в процессе был переделан во взрослый роман. Поэтому история получилась камерная, замкнутая на себе и не совсем понятно, в какой стране происходят действия - в США? Или все же нет? Но самая сказочная часть в этой истории - это безумный ученый.

Капальди верит только в науку и с его слов, наука в мире книге доказала все, она разобрала человека до малейших составляющих и нет в человеке ничего такого, что нельзя было бы объяснить фактами. Человеческая личность, всего лишь совокупность нейронных связей, и если изучить ее, полностью скопировать, то можно погрузив эту совокупность в новую оболочку получить абсолютно такого же человека.

спойлер
Он уже делал слабую попытку сделать так с первым ребенком семейства - Сал, но (нам не рассказывается, но по догадке) всего лишь используя опросники. Скорее всего тут сработало когнитивное искажение и Сал сформировала "видение себя", а не себя "настоящую". Клара же наблюдает Джози со стороны и видит ее "настоящую", поэтому появляется надежда, что второй шанс "воскресения" из мертвых пройдет удачно. Но мы этого не узнаем. Джози выживает и Кларе не приходится перевоплощаться в другую личность. Но сами сцены с Капальди выглядят немного по детски, то как он себя ведет, какие слова подбирает. Выглядит как рудимент, который обрел бы свое новое значение, но все осталось за кадром.
свернуть

Буквально за пару недель до этой книги, я что-то читала про проблемы социализации поколений родившихся после 2000-ых, Зет и Альфа. Так как они с детства живут перед экраном и взаимодействуют лишь с имитацией другого человека, а в реальной жизни постоянно находятся под контролем родителей (одни электронные дневники чего стоят, ни дела не работы, весь офис каждую перемену звонит детям и отчитывает за оценки), дети все меньше общаются в реальности со сверстниками и все меньше имеют шансы получить коммуникативные навыки, находясь под неусыпным контролем старших. То что происходит в романе - необходимость в насильных мероприятиях со сверстниками и потребность в искусственных друзьях, вполне себе актуальная картина, которую можно наблюдать в наиболее технологически продвинутых странах. (Все время прилетает реклама умной колонки для ребенка - чем не Клара?)

В группу Книжные исследования Ксении... Все обсуждения группы
33 понравилось 1 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!