22 августа 2021 г., 08:04

206

Вольтер: Философские повести

31 понравилось 2 комментария 0 добавить в избранное

Это книга, как машина времени. Я представляла себе, как нахожусь в доме, в 1775 году, к примеру, вокруг сидят различные французы и мы читаем вслух эту книгу, и все вместе смеемся, улыбаемся и дискутируем. А быть может даже спорим, до хрипоты, до покраснения лица, мы еще не знаем будущих открытий в науках и можем лишь исходя из собственных умозаключений, рожденных на фоне текущей культуры, делать какие-то выводы.

Многие рассказы сильно отзывались в моей памяти, я точно не читала Вольтера (насколько я помню), но каким-то образом я сталкивалась с этими фразами и цитатами, и это возвращало меня в детство. Это другая машина времени, первая перемещала меня в чужой мир, а эта возвращала в свой собственный, но на столько же утраченный.

Повести действительно философские, это не метафора и не фигура речи. Проблемы, которые описывает автор, как правило, проявляются в юности, в двадцатилетнем возрасте, когда ты наконец-то начинаешь считать себя взрослым и начинаешь искать свой собственный путь, начинаешь думать, как свою жизнь строить. Прежний мир, где балом правил непоколебимый авторитет родителей/учителей/иного взрослого более не довлеет над тобой и ты сталкиваешься с миром полным противоречий, логических ошибок и когнитивных искажений.

Здесь (в сборнике) есть притчи о добродетели, благоразумии, мудрости, о том как сложно этого добиться. Большая часть историй повествует в стиле восточных сказок, есть и фантастика, есть и современность Вольтера, есть сюжеты происходящие в Германии, Франции или Великобритании, а в восточных мотивах мы путешествуем почти по всему континенту Евразии. В своих повестях Вольтер размышляет над тем, что обычно принято воспринимать как аксиому и не подвергать сомнению. Часто люди берут чужие правила и схемы по которым живут не задумываясь, не видя противоречий. Все кажется понятным и правильным, но главное слово здесь - кажется. Вольтер размышляет как все это происходит со стороны, что происходит на самом деле? И в процессе размышлений, он приходит к неутешительным выводам, что религия, политические режимы, правила поведения в обществе - все организовано откровенно ужасно и все это нужно менять.

картинка Kseniya_Ustinova

«Задиг, или Судьба»
Дата написания: 1747
Вольтер размышлял над жизнью и нелепостью происходящего. Чаще всего мы присваиваем смысловые значения явлениям, которые либо несут совсем иные смыслы, либо по сути своей бессмысленны вообще (но наш мозг не допускает такого факта и всегда придумывает убедительные модели, которые строятся не на действиях, а на риторике).
Сюжет повествует об умном, красивом, успешном Задиге, который проживает в мире арабских сказок и познает мир посредством путешествия по нему. Судьба - важное слово в названии, потому что все нелепости происходящего вокруг нас мы часто нарекаем роком и судьбой. Вольтер сталкивает Задига с людьми со своими убеждениями и мировоззрениями и, в отличие от Задига, большинство людей вовсе не умные, красивые, успешные и богатые. Все они имеют что-то, что считают своим недостатком (в рамках навеянного текущей культурой) и чтобы утвердиться в иерархии общества они совершают поступки, которые их в этом обществе чаще все же роняют. Так как обществом правит большинство, Задиг не вписывается в этот мир и постоянно попадает в ситуации, в которых другие люди пытаются либо его использовать, либо изничтожить. А Задиг беспрестанно думает, за что ему такая кара, за что его так наказывает судьба.
Действия в книге разворачиваются очень быстро, Задиг все время в движении, вокруг него постоянно новые, сменяющие друг друга люди, но это совершенно не мешает наслаждаться повествованием и все отчетливо визуализировать. Предложения красивые и длинные, и за раз способны вместить в себя и мудрость и событие и интригу. Очень мне понравились логические способы решения возникающих ситуаций. Вольтер талантливо придумывал проблемы и поражал меня своей изобретательностью их решать. Повесть не большая, но в ней все взаимосвязано и действия происходящее в разных ее частях в конце видятся большим замыслом.
Вольтер через Задига осуждает странные религиозные обычаи, из-за которых умирают люди, становятся несчастными, лишаются любимых. Он постоянно обращает внимание на бессмысленность многих культурных обыденностей, которые, возможно раньше имели практический смысл, но на день сегодняшний бесполезны и их давно пора искоренить. Тем более, что чаще всего за этими внешне бессмысленными и страшными ритуалами скрывается жажда наживы священнослужителей их проводящих.

картинка Kseniya_Ustinova

«Микромегас»
Дата написания: 1752
Теория относительности как термин был введён в 1906, поэтому мне остается лишь восхищаться гением Вольтера, потому что он не только предвидел результаты психологических исследований, но и физических законов. Отчасти, конечно же. И все же.
Герои повести «Микромегас» - жители планет Сириуса и Сатурна. Микромегас, житель Сириуса, подросток 450 лет, который отправляется в путешествие, чтобы повидать мир и "познать себя", что модно было во все времена для состоятельных людей. Путешествуя по планетам, гигант 120 000 футов ростом, встречает жизнь на Сатурне (которая его во много ниже) и вступает в диалог с одним из них. Здесь можно видеть аналогию с повестью "Письма Амабеда", снова две культуры начинают мериться длиной истории, научными достижениями, кто дольше, кто выше, кто лучше. Затем вдвоем они отправились дальше, на Юпитер, на Марс, на Землю. Землю они долго изучали, почти придя к выводу что на ней нет жизни, но потом разглядели кита и решили, что это единственная или главная форма жизни, а затем, почти случайно, обнаружены были и люди. После мучительного контакта они - Микромегас, Сатурнянин и Земляне, начали общаться и обмениваться знаниями. Микромегас сильно удивлялся, как много знают, такие мелкие людишки, с такой короткой историей и краткой длиной жизни. По сути повесть продолжает фантастические идеи Гулливера, заодно являясь предтечей современной фантастики, которая вдохновляется 20 веком, который в свою очередь во много вдохновлялся Вольтером.
Мне очень понравился вопрос, что делают люди на планете, хозяева которой явно киты. Это возвращает нас и к психологии и к физике одновременно. Как много здесь от относительности, как много тут о свойстве человека все упрощать и первый пришедший в голову вывод делать единственно правильным. Как мы любим вообразить три вывода и выбирать из них, в ту очередь как выводов на самом деле может быть миллион, и по уму надо серьезно задумываться и выбирать из всех. Вольтер учит сомневаться, сомневаться абсолютно во всем, в чем мы уверены. В большей части повестей сборника он высказывает сомнения по поводу религии, но в данной истории сомнения обретают более общий смысл.

картинка Kseniya_Ustinova

«Простодушный»
Дата написания: 1767
Почему-то эта повесть мне понравилась больше всего в сборнике. Было течение в философии, в котором говорилось, что нужно вернуться к некой "дикости", ко времени, когда не было всех навязанных сверху культурных правил, общественных условностей, тем самым отбросив все нелепые обычаи и ритуалы, которые не возможно отменить из-за инерции. В повести Вольтера Простодушный является таким "варваром", который приплывает в Старый Свет и со стороны смотрит на сложившиеся здесь условности. Девственный разум Простодушного свободен от навязанных норм поведения, он на все смотрит как ребенок и задает, на взгляд окружающих, странные вопросы (которые, на самом деле, должны задавать себе все, но вместо этого мы обычно однажды сталкиваясь с явлением, строем в своей голове понятное нам оправдание этому явлению и живем с этим, как будто так и нужно (холокост в пример). Простодушный ковыряет каждую условность. Больше всего Вольтера коробит нелогичность священнослужителей, как они противоречат писанию и как само писание часто само себе противоречит. Все эти противоречия озвучивает Простодушный, на что окружающие начинают строить новые, на их взгляд логичные модели, суть которых оправдать происходящее, а не объяснить его, потому что первое легче и не ведет к переменам, которые мы все так не любим. Самое приятное, что все условности, которые раздражали Вольтера на сегодняшний день при желании (и в отдельных семьях при упорстве) можно отбросить. Научные исследования и эксперименты показали, как прав Вольтер во всех своих недоумениях.
Я безумно люблю тему учителя и обучения в литературе, а здесь у нас приличная часть повествования о том, как Простодушный, запертый в тюрьме с философом, много читает и обсуждает прочитанное. Возможно из-за этой, тронувшей меня до глубины души ситуации, этот рассказ и понравился больше всего.

картинка Kseniya_Ustinova

«Царевна Вавилонская»
Дата написания: 1768
Вольтер вновь обращается к любимым арабским сказкам - царь Вавилона хочет отдать свою дочь за лучшего из лучших и устраивает соревнования. Биться за руку царевны приходят Фараон Египа, Царь Ост-Индии и Хан Скифов. Посмотреть на действо приходит и пастух из полувымышленной страны Гангаридов, где живут единороги, фениксы и другие вымышленные животные. Очевидно и ожидаемо, что все испытания пройдет только пастух, а фараон, царь и хан будут на него злиться. Превратности судьбы разводят влюбленных в разные страны и мы отправляемся в очень длинное путешествие, благодаря которому Вольтер в свойственной ему манере во всем сомневаться, и всюду видеть противоречия, аргументировано критикует все существующие политические режимы во многом их разнообразии. Критикует нелепые поводы для войны, кровожадность народов, которые ведут на смерть сотни тысяч людей ради мало кому понятной фикции. Снова описываются нелепые обряды религии, которые Вольтер разоблачает в каждой своей повести.
Здесь же и в культ возведена проблема, которая есть во многих повестях автора, речь пойдет о женщинах. Во всех повестях Вольтера женщинам отведена не лучшая роль. Чаще всего они лишь жертвы насилия, через которых удовлетворяют свои нужды мужчины, которые либо испробовали все и ищут новых наслаждений, либо имеют представления навязанные культурой, которые их побуждают к насилию. Все любовные линии, какие бы чистые и прекрасные они не были, всегда кончаются изменой, сифилисом, смертью, а не "поженились и жили долго и счастливо". И даже идеальный наш пастух, совершает падение, поддаваясь обстоятельствам. В каком-то смысле Вольтера можно отнести к феминистам, уж очень свежо и сегодня выглядят его разоблачения.

картинка Kseniya_Ustinova

"Письма Амабеда и др., переведенные аббатом Тампонне"
Дата написания: 1769
В письмах Амабеда Вольтер сталкивает две культуры: Индию и Европу. Он противопоставляет миролюбивые принципы древней индийской культуры, которой по заверениям героев 115 652 года и жестокую, полную насилия "свежую" европейскую культуру, построенную на ее "странной религии". Как и в других повестях сборника, автор всеми средствами изображает несостоятельность христианства, неадекватное восприятие писания, жуткие ритуалы. Здесь он явно принимает сторону индийцев, которые в ужасе от того, как много проливают крови европейцы ради "перца" - паприки, которую они вывозят из Индии, по варварски захватывая Древнюю страну. Как кровожадна кухня европейцев: птица, дичь, животные, вся еда насилие над живым и что самое страшное, европейцы навязывают свою точку зрения даже не задумываясь, что другие культуры могут иметь иную точку зрения, правила, нормы. Европейцы заставляют индийцев совершать грех - есть курицу и смотрят на это как на благо. Одновременно и со всем этим, автор явно высмеивает и индийцев, в том, как они хвалятся своей древней историей, все время сравнивают эти 115 652 года своей истории и примерно 6940 истории Европы. Как они так же слепо идут за своей религией не наблюдая противоречий, и как любой, из-за жизненных обстоятельств, готов легко поступиться принципами.

картинка Kseniya_Ustinova

"Уши графа Честерфилда и капеллан Гудман"
Первая публикация: 1775
Самая юмористичная повесть из сборника, и шутит автор не только с читателями через сюжет, но и в самих диалогах больше иронии над собой, чем в других повестях. Главный герой, Гудман (хороший человек?), пользуясь нормами и правилами общества, обманом хотел получить должность и девушку, но по велению "судьбы", которая часто является основной движущей силой повестей Вольтера, не получает ничего. Оставшись ни с чем, он предался философствованию. Познание мира он в основном обсуждает с хирургом графа Честерфилда - Сидраком. Герои обсуждают очень разные вещи, достаточно ловко, иронично, с интересными выводами. Не стесняются они откровенной физиологии, которая, конечно же, имеет место в формировании нашего поведения (особенно когда речь идет о доминанте), и тут Вольтер во многом прав на удивление! Через философские диалоги друг с другом и с другими людьми они открывают для себя мир заново, обогащаясь знаниями, и за это главный герой получает от автора заветный подарок в конце истории. Конечно, нет в мире никакой справедливости, это лишь когнитивное искажение, зато она может существовать в литературе, совершая позитивное закрепление на должное поведение.

В группу Книжные исследования Ксении... Все обсуждения группы
31 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии 2

Нравятся ваши обзоры. Спасибо за повести Вольтера. Так просто и по сути. Ваш обзор украсил мое воскресное утро) Хорошего дня!

LovenburyGlumpier, Спасибо за теплые слова.
Прекрасного вам воскресенья.