7 апреля 2021 г., 12:22

223

Манга и всевозможные виды любви

36 понравилось 0 пока нет комментариев 2 добавить в избранное

У меня богатое аниме прошлое, в период с 2006 по 2012 я смотрела запоем, иногда умудрялась посмотреть по 20 сериалов в месяц! Но в какой-то момент набралась критическая масса, после которой интерес начал стремительно снижаться. Огромное количество самоповторений и костыли коммерческого интереса, торчащие из всех углов, отвадили от этого вида контента на долгие годы.

В какой-то момент я обнаружила, что у большей части просмотренного аниме есть первоисточник в виде манги. Хуже того, то что в сериале заканчивалось как-то скомкано и странно, в первоисточнике имело бурное продолжение, глубокие идеи, мастерство мангаки по вовлечению читателя и множество всего удивительного, чем чтение всегда отличалось от просмотра.

До сих пор я иногда захожу в топы аниме всех лет, и большая часть топа мною как правило просмотрена, а остальное прочитано (в первоисточнике) или можно прочитать. Поэтому манга полностью закрыла этот интерес (к визуальной японской культуре) собой.

картинка Kseniya_Ustinova
boocover.jpeg Neon Genesis Evangelion

Сложно объяснить самой себе, почему сердце замирает от этой "очередной истории про вторжение пришельцев". Думаю большую роль играет их внешний вид, каждый "Ангел" даже издали не похож на привычных зеленых человечков, это совсем другой уровень. Собственно, как и оружие для их уничтожения - Евы. Так же не малую роль играют и люди в этой истории. Если в американских блокбастерах как правило вторжение инопланетян ведет к большим чувствам и финальному поцелую мужчины и женщины, то в Neon Genesis Evangelion во главу угла ставятся отношения "Отца и сына", а так же его производные, смысл жизни, страх перед будущем и уже как-нибудь потом романтические отношения.

Сложно что-либо говорить и при этом не спойлерить, потому что все самые значимые моменты манги являются переворачивающим сюжет действиями, это гораздо сильнее чем какие-то скелеты в шкафу или детективные повороты, потому что каждый спойлер здесь это как поднять вопрос о смысле мироздания. Манга не просто так называется "Евангелион нового поколения", согласитесь, сразу промелькнула ассоциация с библией и евангелием. В этой манге есть и Ангел и Адам и Ева, есть и всемирный потоп, но тонут не тела, а души. Первое с кем вы знакомитесь - это Евы. Боевые роботы для уничтожения пришельцев, но роботы ли это? Я не хочу спойлерить, но уже к 4 тому вы узнаете что Ева не является научным достижением человечества, а в 14 томе вы узнаете что даже то что вы знали до этого еще не окончательный вариант знания. С каждым новым томом приобретаются такие знания, что понимание выходит на новый уровень и кажется что предела этому уровню не существует. Это не просто научная фантастика - это размышления о необходимости жизни, о принятии жизни, восприятии реальности. Главный герой здесь такой же как ты или я, человек который течет по течению, и он вроде бы знает, чего он хочет, но знание не абсолютно, переменчиво, зависит от окружающих факторов. Основная часть манги происходит в камерном замкнутом пространстве, всех его жителей мы знаем поименно: всех одноклассников, работников, директоров/начальников, все организации, государственные силы. На Синдзи влияет каждый человек, мы наблюдаем это на протяжении 14 томов. Можем это просто переносить на себя, люди окружающие нас влияют на нас, и мы воспринимаем мир после этого иначе, по новому. В самом конце поднимается вопрос стоит ли бороться, если жизнь - это боль и постоянные потери? Есть ли смысл терпеть и сражаться? Не проще ли опустить руки и больше ничего не делать? Именно в такой ситуации оказался Синдзи, если бы он просто проигнорировал приказ вся жизнь на земле была бы уничтожена. В какой-то момент было принято решение, а действительно, почему бы и нет? Больше не будет боли и страданий, холода и потерь. Но с другой стороны не будет тепла и счастья, любви и радостей. На словах это всё звучит очень просто и кажется выбор очевиден, но когда ты на протяжении 13 томов находишься в нервном напряжении между жизнью и смертью, и перед тобой встает этот вопрос - правильный ответ дать очень сложно. Очень хочется сделать то, что проще, и нет книги истин, которая точно скажет - правильно это или нет.

Мне нравится как перекликается библейская тема - этот психологический элемент накладывается на научно-фантастическую историю с инопланетянами. Идея "двенадцати ангелов" выглядела очень круто и объяснение почему ангелов 12, почему они так по-разному выглядели - меня просто покорила. Ребром был поставлен и вопрос индивидуальности, не только Синдзи был раскрыт также было отлично показано, что индивидуальность человека очень важный фактор. Часто руководитель отдает приказы своим подчиненным и ждет точного выполнения. Но каждый человек - индивидуальность, он может испугаться, может влюбиться, может разочароваться, иметь какие-то принципы которые идут вразрез с этим приказом. Из-за того что не учитывается человеческий фактор нередко всё идет не так как ты планировал. А если каждый планировал что-то свое?

Очень понравилась идея с АТ-полем, ибо все действительно так, мы закрыты друг от друга, и понять другого человека фактически до конца не возможно. Но мы все равно бьемся об эту железную стену и бьемся безрезультатно в большинстве случаев. Но если убрать АТ-поле, то личность потеряется, все утонет в океане однородной массы. Понятно и почему главный герой - ребенок. Взрослый как правило все для себя уже решил, либо общество навязало что все решено, это отлично видно в действиях Гендо или Мисато. А подросток уверен в том, что он ничего не понимает в этой жизни, и только эта уверенность позволяет искать правильные решения. Ну и тема мам, которые отдают всю себя ради нашего будущего - очень сильно.

Странно после всего этого говорить о рисунке, но... Меня восхитила фантазия автора на внешность Ангелов, очень понравились виды разрушенного города. Очень часто мы видим восход или закат, как солнечные лучи пробиваются с поверхности земли, преломляясь проникают через перегораживающие вид на солнце трупы пришельцев, даруя еще один день. Отдельные дифирамбы финальным сценам, когда поднимается вопрос о существовании всего сущего, и пред нами появляется древо мироздания. Даже если не интересна психология момента, его фантастичность все окупает.

картинка Kseniya_Ustinova
boocover.jpeg To LOVE-Ru Darkness
Данный тайтал создан основательно для своей целевой аудитории, он очень специфичный, очень узконаправленный и когда читаешь такие вещи всегда думаешь о том, как бы к ним отнеслись другие люди, совершенно незнакомые с контекстом. Думаю, если бы это прочитала какая-нибудь феминистка, она бы просто пошла сжигать Японию, потому что здесь огромное количество так называемого "насилия над женщинами", хотя по факту подразумевается совершенно другое.

Манга представляет собой идеальное эччи и такое могло выйти только в 2010-ых годах, когда манга как явление просуществовала уже много десятилетий, аудитория уже неплохо изучена и мангаки более-менее понимают, что от них хотят читатели. Первая серия была достаточно стандартная для эччи жанра - сюжет двигался в основном за счет того что добавлялись новые женские персонажи, которые сталкивались и влюблялись в главного героя. В первой серии за 18 томов было добавлено более 10 женских персонажей, таким образом можно сказать, что практически каждый том был создан по какому-то герою, в то время как в данной серии (во втором сезоне) добавлено всего три новых персонажа, то есть двигался именно сюжет. Конечно же двигался он слабенько, потому что основная цель манги это фансервис и исключительно ради фансервиса она и читается. И это нормально, что происходят совершенно какие-то неадекватные события, постоянно нарушаются законы физики и человеческого поведения - это выглядит совершенно органично и уместно, потому что это то, что должно происходить, чтобы радовать фанатов, и происходить в таком количестве в котором фанатам хочется. Единственный сюжетный поворот, который меня реально ввел в ступор - это поведение Куро, точнее его отступление. Все же остальные неадекватности смотрелись более менее органично.

Как ни странно, помимо падения главного героя с последующими обнажениями и приставаниями к девушкам, здесь действительно поднимались ещё другие темы. Во-первых - это научная фантастика, как ни странно, где среди главных героев у нас целых три пришельца принцессы из вселенной deviluke, ещё одна принцесса с пустынной планеты, также три искусственно созданных в космических лабораториях девушек-оружия, ещё огромное количество пришельцев, которые так или иначе фигурируют в сюжете. Мне очень понравилось концепция девушек-оружия, я в принципе люблю смотреть сражения, особенно в таких лёгких тайтлах, где это сделано не ради насилия, а ради красивой картинки. Автор не сделала этих девушек-оружие наобум, она вела психологическую проблему. Их можно рассматривать не как искусственный интеллект, а как, к примеру, солдат, которых с детства муштруют, отправляют на войну и они с 18, и скажем, до 30 лет постоянно в очагах военных действий и не представляют себе другой мирной жизни. И вот этих трех девушек-оружие пытаются вернуть к обычной нормальной человеческой жизни, показывают, что есть мир за пределами сражений и иногда просто гулять и есть мороженое, болтать с друзьями - это тоже хорошо и нормально, и не нужно постоянно находиться в напряжении. Не нужно провоцировать конфликты, ведущие к межгалактическим бойням, только для того, чтобы вы вернулись к привычному для вас времяпрепровождению.

Я помню как меня расстроил финал первой серии, правда я не сразу смекнула, что есть вторая. Он (финал первой серии) был открытым, когда главный герой признался в любви, девушки обернулись на него так, как будто бы он признался в любви сразу всем. А вторая серия выглядела так, как будто рано или поздно он (главный герой Юки Рито) всё-таки сделает выбор и, либо создаст гарем, в котором по галактическим законам можно иметь несколько жен и будет любить всех этих главных героинь, которых больше 10, либо всё-таки выберет одну.

Я получила огромное удовольствие от чтения! Единственное, мангу нельзя было читать в автобусе, потому что там просто бесконечная оголенка, и действительно настоящая оголенка. Тут не цензурят как в аниме, нам тут показывали всё, но при этом всё равно оставалось вот это вот ощущение незавершенности, то есть если бы главный герой сделал выбор и переспал с конкретной девушкой, они бы начали встречаться, то смотреть на их отношения уже было бы не так неинтересно. Но, так как эти критические моменты не наступают, а всё остаётся на уровне недосказанности, недозволенности, то есть в каком-то таком состоянии пред отношений, мы постоянно испытываем интригу, волнение, возбуждение и любопытство. Такие чувства очень сложно поддерживать у читателей, и я считаю, что у мангаки настоящий талант, учитывая что целых 36 томов она постоянно генерировала новые идеи с одними и теми же трюками и держала читателя в напряжении, принося ему этим удовольствие.
картинка Kseniya_Ustinova
boocover.jpeg Genkaku Picasso
После трагических событий, главный герой по кличке Пикассо (за любовь к рисованию) обретает дар видеть страдания других школьников, отражать это в рисунке, а потом погружаться в рисунок и решать нерешаемую проблему одноклассника. В итоге серия превращается в череду однотипных историй, где мы сталкиваемся с подростком, который не может принять себя или внешние обстоятельства по тем или иным причинам, узнаем как к этому человек пришел и помогаем оттуда уйти. Все проблемы вторичны и давно известны, ибо все подростки во всем мире страдают плюс минус от одного и того же, а автор берет истории из реальной жизни, а не иной реальности. Каждый спасённый школьник становится другом Пикассо, и по мере сюжета мальчик одиночка со странностями обретает толпу друзей, что выглядит очень неестественно. Если бы сюжет не закрылся третьим томом, то сдружить пришлось бы всю параллель или даже все три параллели.
Но визуальная составляющая мне понравилась безумно! Рисунок тяготеет к реализму и мифическим историям, зачастую выглядит все как картина на дипломную работу. Автору очень хорошо удается изобразить чувства метафоричным рисунком. Сюжет могут встретить по разному, но рисунок явно стоит внимания.

картинка Kseniya_Ustinova
boocover.jpeg Claymore
Я начала читать Клеймор потому что мне захотелось фэнтези, но в какой-то момент жанр резко меняет направление и делает он это не раз.
Начинается всё действительно как в классическом фэнтези. У нас есть средневековый антураж, это видно в архитектуре, в одежде, в мышлении главных героев. Тут у нас есть йома - некоторые аналоги оборотней демонов и есть девушки рыцари, которые этих йома уничтожают. Естественно есть какие-то внутренние конфликты, которые собственно создают сюжет за которым интересно наблюдать. Но потом, в какой-то момент, оказывается, что это не фэнтези, что это фантастика и этот остров, на котором живут эти девушки рыцари и йома, на самом деле это такая экспериментальная лаборатория, где создается биологическое оружие, и все люди которые тут живут созданы искусственно. В какой это момент ты ждёшь что клейморы начнут восстание, будут бороться за свою индивидуальность, что возможно они свергнут организацию и уйдут на материк, там узнают что же это за люди которые их создали, может быть их свергнут или к ним присоединятся, начнут какую-то реальную жизнь. Но по факту происходит совершенно другое. Да, начинается восстание, но оно длиться до конца манги. То есть в течение более 10 томов мы просто смотрим за сражением и здесь вектор с фантастики сменяется на жанр сёнэн. Этот жанр ориентирован на мальчиков 11-16 лет и конечно же я совершенно не целевая аудитория этого жанра. Но более 10 томов мы наблюдаем за техниками атак девушек клейморов и это не очень в тему, потому что появляется буквально в середине сюжета. (Если было раньше то не так заметно). А тут просто в течение скольких томов мы наблюдаем за этими 45 клеймами и у каждой из них разные методы сражения (уникальные техники боя). На мой вкус мангаке очень плохо удается нарисовать сражение в динамике, а только это мы и видим. Было тяжело. Они дерутся и дерутся и дерутся, и уже никаких эмоциональных сил на это нет. С точки зрения сюжета вся эта фантастика и сенен бессмысленны, потому что у нас было тупо Тереза против Присциллы, а все остальное в мусор.
Всю эту агонию я выдержала и даже поставила высокие оценки, потому что на мой вкус безумно красиво. Да, динамика мне не понравилась, но зато от статики глаз было не отвести! Фэнтезийно-фантастический-сенен сюжет позволил автору нарисовать невероятно безумных монстров из худеньких красивых девушек и от этого было глаз не оторвать. Я читала буквально ради разглядывания новых форм порождений.

картинка Kseniya_Ustinova
boocover.jpeg Yamada-kun to 7-nin no Majo

Достаточно интересная и неровная манга, что в принципе свойственно любой длинной серии, те кто читали Бакуман меня поймут. В какой-то момент отчетливо видишь как мангака встречается с редактором, и они обсуждают падение рейтинга и что нужно что-то делать чтобы вернуть любовь читателей. В результате переговоров возникают "вот это повороты" и иногда не совсем логичные, иногда слишком вторичные, но зато заставляющие читателя возбудиться, восхититься и вернуть интерес к истории. В какой-то момент начинается большое количество само повторов, и сами повторы повторяются слегка видоизменяясь. И может быть это немножко приподнимало рейтинг, но не думаю что высоко.
Тем не менее манга дошла до своего сюжетного конца, что меня восхищает, я очень благодарна, потому что все мы тяжело переносим оборванные истории. В чём конкретно был сюжет этой манги? На первый взгляд может показаться, что это история любви, потому что у нас главный герой который влюблен в главную героиню, и их отношения достаточно быстро развиваются. Особенно для японцев, особенно для манги. Главные герои очень быстро начинают встречаться, но потом в какой-то момент начинаешь думать, что это типичный гарем, потому что в героя постоянно влюбляются девушки в большом количестве... Но по факту, это не гарем, а некая часть мистической составляющей, то есть они влюбляются в героя не сколько из-за собственных чувств и не для фансервиса, а потому что так идёт фэнтезийный сюжет, так влияют на них мистические силы, и это привносит комедийный, а иногда драматический оттенок. Здесь мистика и фэнтези выступают в качестве катализатора событий.
Меня ещё восхищает талант автора почти каждую главу завершать так, что на этом можно было бы поставить точку. Это очень здорово, потому что, если бы что-то случилось (если бы журнал закрыл мангу или если бы там автор заболел, как иногда бывает) то манга выглядела бы законченной. Самое классное в этой манге, что хотелось бы выделить - это юмор. Он очень странный, но при этом действительно смешит. Думаю, что немало сыграла роль переводчиков, потому что очень много используется российских фразеологизмов, видно что подбирали по смыслу и подбирали очень смешно. Даже если сюжет провисает, даже если появляются повторы повторов, вам всё равно смешно и интересно.
Я долго думала о чём же это манга, возвращаясь к началу рецензии. Я пришла к выводу, что это не гарем, и это не любовная история, это не фэнтези (потому что сверхспособности, которыми обладают герои приходяще/уходящие для сюжета). В первую очередь это история о времяпрепровождении в школе. Основной сюжет о том, как группа учеников проучились в старшей школе: нам показали все три года обучения и когда эти три года обучения закончились закончилась и манга. Автор поднимает важный вопрос (возможно даже она его не поднимает, его увидела я). Суть в том, что когда родители отправляют школьника в школу, они отправляют его учиться, твердо уверенные, что дети идут за новыми знаниями, но по факту, дети идут в школу потому что это часть их жизни. Это как ходить в туалет, это как принимать пищу, как дышать - то что они должны делать и они это делают. Но в школе они не всегда учатся, иногда в школе они просто коммуницируют, проводят время со своими сверстниками. Они учатся общаться, иногда просто развлекаются, а домашнее задание или обучение для них просто метод коммуникации, это тоже важно помнить и понимать.

картинка Kseniya_Ustinova
boocover.jpeg Elfen Lied

Работа мангак – это все эксперимент посреди эксперимента. Крайне редко, думаю меньше 1% мангак при создании манги имеют план цельного законченного сюжета, как правило они просто имеют мир и героев, а дальше как карты лягут. Не редко в конце тома можно прочитать приписку от автора: «Я думал что закончу на 3 томе, но хорошо продается и редактор мне сказал продолжать». По какой причине хорошо продавалась «Эльфийская песнь»? Поводов на самом деле много, несмотря на кривоватый стиль рисунка эччи прорисовано хорошо. Несмотря на сумбурное повествование, шок сцены срубают. Не смотря на зыбкую мат.базу, в мир почему-то веришь, впрочем, он не сильно отличается от нашего. Люси получилась очень сложным персонажем, которая поступает совсем не так, как хочет читатель, что делает ее очень живой и настоящей. А еще автор любит внезапно калечить или вовсе убивать главных героев, что тоже добавляет эмоций. Последние тома сумбурные - нужно в быстром темпе разрешить все любовные ситуации, разобраться с диклониусами, решить судьбу человечества.
Серию можно рассматривать и как историю любви при сложных обстоятельствах.
И как кровавый ужастик с монстрами под личиной людей.
И как научную фантастику с элементами микробиологии.
Только нужно закрыть глаза на кривую рисовку и местами корявую подачу.
Манга выходила в 2002-2005 годах и стоит отметить, что подобное могло сработать только в те года. На сегодняшний день запросы рынка возросли и к рисунку и к повествованию. Сейчас вряд ли бы он написал больше 3 томов, но в свое время смог и шокировать и привлечь.

картинка Kseniya_Ustinova
boocover.jpeg Oyasumi Punpun

Главное отличие манги реализма от книжной прозы возможность быть максимально актуальной. Книга пишется годами и в ней осмысливаются ещё более старые года. Глава манги выходит в среднем раз в месяц и можно настроение текущего времени рассказать подробно и вовремя. И годами спустя читать эту актуальность окончательно усваивая свои времена.

Инио Асано занимается реализмом своей родной страны, описывая быт подростков, самый сложный и тяжелый для большинства период жизни человека. Если в детстве вещи которые ты совершаешь впервые, как правило ты совершаешь с предметами или самим собой, то юность это когда мы начинаем впервые делать что-то с другими людьми - целоваться, встречаться, беременеть. Редко когда это проходит гладко, редко когда этим дело ограничивается.

Многие герои манги живут в трудных обстоятельствах. Неполноценные семьи, ранние смерти, болезни, нужда, случайные убийства. Иногда, по воле случая, в юном возрасте происходит ужасное событие и ребенок берет вину на себя, разъедая себя изнутри, впадая в безостановочный ад стресса. Но родители не могут помочь, потому что сами живут в своем аду или возможно даже создают ад своему ребенку, и каждый пытается справится со всем сам или выпилится, чтобы перестать мучиться.

Бывает везет и вокруг оказываются люди, тоже по воле случая, чья жизнь более менее благополучна на твоем фоне и одной только дружбой с тобой они поддерживают в тебе жизнь. Это может быть сосед, одноклассник, партнер по секте. Сложность японской общности судя по всему сформировало свое отношение к секстанству, что я уже не первый раз наблюдаю в манге. Это выглядит скорее как выход, способ финансового благополучия и места обретения семьи. Вот только благополучие это они получают от паразитирования на других, "нормальных" людях.

Правильно ли поступал Пунпун? Конечно нет. Но я помню себя с 11 до 23 лет. Там было гораздо больше неправильных поступков (правда они не попадали под нарушение закона). Я тоже любила как и он, я как и он искала эту любовь, я как и он водилась не с теми людьми. Мне повезло с семьей, а ему нет. Но мы даже не представляли насколько не везло этой самой любви - Айко.

Манга очень сложная. Она выпадает из обычного понимания манги и скорее ближе к прозе реализма, к социальной психологической драме, к попытке разобраться в проблемах современного общества и возможностях выхода из этого.

Помимо сюжета в манге и невероятно выразительный язык изображения, который делится ровно пополам: фантастически детальные реалистичные картины мира и как живые персонажи; с карикатурным изображением главного героя и постоянных вставок психоделических картин. Манга воздействует на нас и графически и текстом и сюжетом.

В группу Книжные исследования Ксении... Все обсуждения группы
36 понравилось 2 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!