2 октября 2017 г., 16:22

280

Выбери жизнь

0 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное

o.jpeg

Текст: Александр Толмачёв

Зачем выставлять глобальную проблему современности с непопулярной точки зрения, и как свежий взгляд на наркоманию привлек широкие массы к этой проблеме.

Наркотическая зависимость является бичом современности уже давно. Проблема не обходит стороной ни одно государство, она проникает в любую точку мира, с одной лишь поправкой на масштабность распространения. На решение этого вопроса бросают миллионы, созывают специальные комиссии и совещания на высшем уровне. Вряд ли кто-то будет выгораживать наркоманию или вставать на ее защиту. Речь здесь не о “покурить травку”, а о “умереть от передозировки или зараженной иглы”, о целых районах, погруженных в хаос и антисанитарию.

Кинематограф и литература создают жизнеутверждающие истории о борьбе с наркоманией, или хотя бы, иллюстрируют агитки (в хорошем смысле) о том, какие последствия ждут человека после употребления запрещенных веществ. Однако Ирвин Уэлш не из этого списка. Его работа “На игле” не просто эксплуатирует проблему зависимости, но и выставляет ее в довольно необычном свете.

В своей книге шотландец абстрагируется от происходящего. Он ярко описывает, как герои пускают по вене, рассказывает, как лучше заварить наркотические вещества. Даже рисуя притон маргиналов самыми яркими эпитетами, автор не дает моральных оценок. В его прозе красной линией не прописано “наркотики зло!” – избегая очевидных высказываний, писатель подходит с другой стороны: он наоборот объясняет, какие причины толкают людей принимать запрещенные вещества, чем руководствуются герои, шагая за очередной дозой, и почему окружающая действительность не может повлиять на их действия. Читатель, по мнению Ирвина Уэлша, сам вправе решать, что такое хорошо, а что такое плохо.

Маргинальный дух и “эстетика наркотической зависимости” – неотъемлемые спутники читателя на протяжении всей книги. То, что мы обычно видим в сводках “Чрезвычайного происшествия” или “Криминальной России” в романе выглядит не отталкивающе, а наоборот привлекательно и на своем месте. По сути все, что вызывает отвращение у среднестатистического благополучного человека, здесь иллюстрируется в положительном свете. Главные герои с удовольствием ширяются, ждут приход, наслаждаются компанией и обсуждают свои мечты и надежды в местах, от которых средний класс будет держаться подальше. Такой необычный взгляд редко встретишь в поп-культуре по отношению к наркомании.

Фото из фильма «На игле» 1996г.
Фото из фильма «На игле» 1996г.

Люмпены и маргиналы, слабозащищённые слои населения есть главные герои “На игле”. У них нет законной работы, они праздно шатаются без дела, воруют и лгут, грабят туристов – в общем, полный букет. Но парадокс – мы не испытываем к ним отвращения. Клише “наркоман” не наблюдается за персонажами. Каждый главный герой – личность со своими проблемами, демонами, а главное мотивацией на самоуничтожение. Также им не чуждо ничто человеческое – они, как и все остальные, любят классную музыку, ходят в кино, ссорятся, влюбляются и, самое важное, – хотят завязать. Но каждый раз что – то им мешает!

На этом и построено повествование – наркоманы очень, очень хотят сбросить с себя оковы, но не могут. Завязки становятся все короче, а дозы все забористее. И делая шаг вперед, герои шагают дважды назад – мы, читатели, видим постоянную внутреннюю борьбу, в которой раз за разом победу одерживает героин.

Нельзя обвинить Уэлша в надуманности. Он сам долгое время находился в неблагоприятной среде обитания с настоящими наркоманами. Более того – он единственный выживший из той компании. Остальные либо сторчались, либо умерли по не менее ужасным причинам. У читателя есть все основания верить изложенному на бумаге. “На игле” – вершина альтернативной прозы: от написанной истории до хлёсткого языка с трёхэтажным матом. Нон-конформизм шотландца виден невооруженным взглядом.

Этот нон-конформизм не прошел мимо больших боссов британского кино. В 1996 году Дэнни Бойл снял одноименную кинокартину с Юэном МакГрегором в главной роли. Казалось бы, все – сейчас продюсеры срежут острые углы и оставят нам пустышку с очередным детским посылом. Однако же нет – фильм ничем не уступает книге. Более того, именно выход киноленты стал отправной точкой в карьере Ирвина Уэлша, превратив его роман в мировой культурный феномен.

Режиссер, не меняя первоначального смысла “На игле”, подредактировал некоторые детали – систему повествования, второстепенных персонажей, маловажные сюжетные линии. В общем, сделал так, чтобы кино выглядело целостно, интересно и живо.

Поработал Бойл на славу – применяя лишь присущие кинематографии методы, он бережно перенес на экран историю о Шотландских наркоманах. С помощью спецэффектов мы наглядно увидели, что такое настоящая ломка; благодаря прекрасной игре Юэна Бремнера посмеялись над собеседованием обдолбанного Картошки; вместе с малышом Рэнтсом пережили (конечно, метафорично) очередной приход под песню Лу Рида, а также заметили камэо самого Ирвина Уэлша в фильме. Благо, он работал с Дэнни Бойлом рука об руку.

Кинофильм запомнился зрителю еще и великолепным музыкальным сопровождением. Саундтрек подобран по духу времени, он очень четко передает настроение персонажей, дополняет события на экране. Музыка здесь не просто фон – она очень ловко вплетена в событийную канву. Например, в момент первой встречи Марка Рэнтона и Дайаны неспроста играет кавер на легендарную Blondie и ее “Atomic” – взгляд главного героя на эту прекрасную даму сопровождается строками “O-oh, your hair is beautiful, o-oh, tonight”. Таких параллелей в фильме множество и они обращают на себя внимание. Да и если бы не обращали, то зрители (в особенности британские) все равно оценили бы песни легендарных Underworld, New Order, Ice MC и Игги Попа.

Фото из фильма «На игле» 1996г.
Фото из фильма «На игле» 1996г.

И все-таки не следует воспринимать экранизации и книги Уэлша как просто истории про наркоманию. В них вложен куда больший смысл, чем может показаться на первый взгляд. Писатель поднимает, а режиссер переносит на экран животрепещущие проблемы Шотландии 90-ых. Во-первых, это социальные проблемы – безработица, отсутствие доступного жилья и массовый отток населения. Во-вторых, с помощью главных героев автор выражает протест против общества потребления: явный тому пример легендарный монолог Марка Рэнтона, открывающий фильм. В третьих, затрагивается отношение к личности – общество изолирует и отвергает заблудшие души, а родители загоняют в тупик, что ярко продемонстрировано в ленте. Проскакивает и вопрос о настоящей дружбе, об отношении героев друг к другу, на что они готовы пойти ради завязки, к чему это приводит в итоге.

Более того, как бы невзначай шотландец намекает, что не наркотики всему виной, а личность, слабохарактерная, слабовольная, с отсутствием какого-либо духа к настоящей борьбе. Безусловно, наркомания – страшное явление, но если человек не захочет помочь себе сам, ему никто не поможет!

Мэтр альтернативной прозы, строго говоря, приукрасил и добавил художественного вымысла в свой жизненный опыт, подарив миру одну из самых известных книг про наркотическую зависимость. Конечно, некоторым могут не понравиться образы, созданные писателем – вряд ли до него кто-то так откровенно писал о героине, ЛСД и прочем. Но это не отменяет факта, что “На игле” демонстрирует альтернативный взгляд на зависимость все с тем же посылом.

Не несясь с шашками наголо под крики “наркотики это ужасно”, Уэлш и Бойл создали книгу и кинокартину, которые и без этого доносят до потребителя главный смысл — принимая героин сегодня, завтра наступят трехкратные последствия. Зачем с ними сталкиваться? Как известно, лучше выбрать жизнь…

Источник: Не-текст
В группу Сетевое издание о... Все обсуждения группы
0 понравилось 0 добавить в избранное