26 февраля 2021 г., 12:13

708

10 ЛУЧШИХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ДЕТЕКТИВОВ

12 понравилось 5 комментариев 4 добавить в избранное

Попытка оценить российский детективный жанр

Отнюдь не являясь поклонником русскоязычного детектива, я, тем не менее, готов прочитать и оценить лучшие произведения... Но, чтобы их найти, необходимо перелопатить кучу книг, многие из которых, честно говоря, вызывают далеко не положительные эмоции. Эти скромные заметки – попытка вычленить лучшее из того, что мне доводилось читать, и повод пригласить более сведущих читателей к размещению здесь своих комментариев и рекомендаций. LiveLib – подходящее место для того, чтобы дружными усилиями отделить зёрна от плевел. Так что не серчайте на субъективность, а поправляйте, наставляйте и советуйте!

Детективный роман в советской/российской литературе – явление чужеродное, и история его кратка и печальна. Сперва правящая партия с большим скрипом позволяла переводить кое-что из англоязычного, что было процессом совершенно случайным и привело к забавно широкой популярности, помимо Агаты Кристи, Джеймса Хэдли Чейза, автора, не очень заслуживающего такого внимания. Люди, имеющие возможность добывать дефицитные книги, читали «Табакерку императора» Карра, «Мёртвую воду» Марш, «Собственное дело инспектора Куина» Куина, вышедшего под названием «Расследует инспектор Куин», что-то, названное переводчиками «Тайной Кукабурры» Криси, и ещё десяток наименований, которые время от времени переиздавались по кругу, когда требовалось напомнить читателю, какая тяжёлая на Западе криминальная обстановка. «Свои» детективы писать было нельзя, авторы, склонные к криминальным сюжетам, кропали милицейские романы, в которых было куда больше о буднях советских стражей порядка, чем об их интеллектуальных подвигах.

Поскольку сейчас просматривается тенденция огульно называть всё осторосюжетное «детективом», давайте обозначим некие границы. Детективный роман связан с «детекшеном», т.е. последовательным расследованием преступления с использованием логики, сопоставления улик и в целом процесса, который был (как выяснилось, ошибочно) назван дедуктивным. Специалисты утверждают, что правильнее говорить об использовании т.н. «абдукции», т.е. сочетания дедукции и индукции. Но тем не менее. Для детективного романа важен сыщик, даже если он совсем не умён и даже если он и окажется преступником. Разоблачению должно предшествовать хоть немного анализа улик, а после разоблачения – подведение сыщиком итогов и объяснение подробностей преступления. Всё другое – например, «Преступление и наказание», которое некоторые любят называть «детективным романом», – таковым не является, и если Достоевский, Набоков и другие авторы использовали криминальные сюжеты, они делали это отнюдь не со стремлением написать детектив. Детектив без загадки – это как Эркюль Пуаро без усов; и если кто-то не желает видеть разницы, это не значит, что всем она безразлична.

Милицейский роман детективом не являлся, и популярные авторы того времени проходят «мимо кассы». Исключением можно было считать Павла Шестакова, который старался создать загадку, особенно в романе «Три дня в Дагезане» (также «Отпуск в Дагезане») – за что в своё время подвергся критике за подражательство. Николай Леонов пытался написать романы с загадкой, но как-то скромненько, Леонид Словин старался, вроде чуть лучше, и была такая интересная повесть Дмитрия Тарасенкова «Человек в проходном дворе». That’s all, folks.

После «потепления», или что там это было, появились новые книги в жанре, из которых помнится только «Обнажённая в шляпе» Далии Трускиновской. «Новые книги» делали упор на «ха-ха», и скоро возник термин «иронический детектив», подогретый интересом к романам Хмелевской. Кажется, писали его почти исключительно женщины. Ничто другое прочитанное в то время не запомнилось, включая другие произведения Трускиновской.

Мужчины пошли по другому, предсказуемому, пути, проложенному, наверное, Бушковым, но там детективом особенно не пахло. Женщины продолжали кропать «забавное», многое из чего либо было стилистически бедно, либо просто бедно. На этом фоне неплохо показала себя Маринина, но её претензии на королеву российского детектива, на мой взгляд, претензиями и остались. После стопки прочитанных приключений Каменской остались странные воспоминания о наёмном убийце, который, дожидаясь жертву в квартире, выкладывает из фигурок свою кличку, и о научном эксперименте по истреблению преступности, который выдавал обратную петлю.

Серьёзнеть жанр не собирался, пока не появилась Инна Булгакова, вернувшая детективу загадку. Опять же, традиционно, к её сюжетам иногда возникают претензии (например, к одновременному исчезновению одного персонажа и появлению другого в «Соня, бессонница, сон»), так что навскидку выделю для списка лучшего «Иначе – смерть!». Совершенно серьёзно взялся за детектив и небезызвестный «Борис Акунин», выпустив очень качественные загадки, как это часто делают, с детективом-мужчиной и детективом-женщиной.

Елена Михалкова, которая время от времени отдаёт щедрую дань почти детской несерьёзности жанра, создала несколько очень качественных романов-загадок, среди которых хочется выделить «Пирог из горького миндаля». Более серьёзно подошла к вопросу Татьяна Степанова, чьи толстые романы уделяют много внимания героине Кате Петровской и при чтении порождают постоянное желание их слегка подчистить и подсократить, но целенаправленно ведут читателя к разгадке. Несколько очень читабельных книг написала Светлана Чехонадская. Ни Валерия Вербинина, ни Ирина Градова на по-настоящему эффектный детектив не тянут. Литвиновы показались совсем небрежными писателями.

На сём мои жутко субъективные оценки заканчиваются, и заранее благодарю всем, кто захочет поделиться своими мнениями и увеличить или улучшить список достойного называться лучшим.

МОЙ СПИСОК 10 ЛУЧШИХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ДЕТЕКТИВОВ
1. Павел Шестаков, «Три дня в Дагезане» (также «Отпуск в Дагезане»), 1971
2. Дмитрий Тарасенков «Человек в проходном дворе», 1972
3. Далия Трускиновская «Обнажённая в шляпе», 1990*
4. Инна Булгакова «Иначе – смерть!», 1994**
5. Борис Акунин «Левиафан», 1998
6. Борис Акунин «Пелагия и чёрный монах», 2001
7. Светлана Чехонадская «Пейзаж с убийцей», 2004
8. Елена Михалкова «Пирог из горького миндаля», 2017
9. Татьяна Степанова «Грехи и мифы Патриарших прудов», 2017***
10. Стасс Бабицкий «Гремучий студень», 2019
* у автора возможны другие номинанты
** большинство романов автора примерно на одном уровне
*** при дальнейшем знакомстве с автором могут найтись более выразительные наименования

В группу Все о книгах Все обсуждения группы
12 понравилось 4 добавить в избранное

Комментарии 5

Тоже время от времени задумываюсь о знакомстве с русским детективом, но в силу его репутации постоянно откладываю. Тем не менее, присмотрел себе список, может и доберусь за его изучение

Alex_Smith, Спасибо, взял список на заметку. Но вопрос, стоит ли знакомиться (при обилии хороших западных образцов) - вопрос весьма смутный...

Статья - полный бред!!! Автор, вообще хоть на пару процентов в теме??
Где братья Вайнеры, Юлиан Семёнов, Эдуард Хруцкий, Юрий Ковров, Анатолий Ромов, Сергей Высоцкий, Ростислав Самбук, Аркадий Адамов??? И это я только навскидку написал... Жанр детектива был очень популярен в Союзе и если автор не читал ничего и просит решил хайпануть на собственной глупости, то это выглядит нелепо на сайте, где собрались настоящие книголюбы... Пост в топку!!!

Я вижу, Вы - за советский период. Этих авторов я когда-то читал. Вы не могли бы привести их конкретные произведения, где следователь разгадывает загадку наравне с читателем, и преступником не оказывается незнакомый читателю человек? Я писал о разнице между детективом и полицейским романом.

Booksniffer, Ну, приводит с качестве аргумента библиографии нет смысла... Там много произведений по критерию детектива...
Я не все читал и посему привела список того, что лично прочел и то навскидку, особо не углубляясь...
Братья Вайнеры: "Визит к Минотавру", "Лекарство от страха", "Я, следователь", "Эра милосердия" и практически все их книги...
Юлиан Семёнов: "Петровка 38", "Огарева, 6", "Противостояние"
Эдуард Хруцкий: "Истина", "Зло", "Осень в Сокольниках" и тд
И то же самое , могу написать про каждого писателя... У каждого есть детективы по вашему же определению...
Просто голословно нельзя утверждать так категорически ,что детективоа на было почти... Не верно это...