28 апреля 2018 г., 21:53

466

Вопрос языка.

2 понравилось 1 комментарий 1 добавить в избранное

И опять про язык.

Есть тут литераторы? Филологи? Библиотекари?

Главная тайна кино: каждую секунду зрителю должно быть интересно, что будет дальше.

Что ж, друзья, вопрос такой: что такое интересная книга? Что такое «красивый язык»? Есть множество «шедевров». Но книги, в большинстве случаев оценивают по смыслу и морали. А не по тому, как она написана.

Язык книги. Стиль автора. Одну и ту же историю можно написать по-разному.
Есть множество подборок. Не только на LiveLib, а вообще. Как правило книги объединяют по смыслу. Про стиль говорится крайне мало. Я уже не раз писал, что если автор обладает «живым» словом — любая история интересна.

Для меня живое слово - краткость. Когда в нескольких словах сразу можно увидеть персонажа. Или обстановку.

Очень много книг объединяет «поэтический стиль». Нам описывают черты характера персонажа и на основе этих черт мы строим образ. Представляем предметы. Понимаем происходящие. Важно понять происходящие.

Второй стиль — словесное кино. Назовем так. Такой стиль описывает внешние черты объектов. Люди, предметы, обстановка, не важно что. Мы видим что происходит. Важно увидеть проходящие. Такой стиль наиболее достоверный.

Итак:
Поэтический стиль.

Да, у Ритки часто бывает хорошее настроение. А когда ей грустно, то она думает о том, что у нее есть в жизни любимое.
Много у Ритки любимого в жизни.
Пирог с малиной и чай в гостях у Муратовны. Ходить в Каменный лог за земляникой. Игрушечная собачка Гвоздик. Когда пылью пахнет перед дождем. Козлята маленькие — у них рожки смешные. Сметана — только редко она достается Ритке. Петь песни громко, во весь голос. Татка — когда он в хорошем настроении. Мамка…
Тут Ритка быстро перескакивает мыслями дальше. Мамку, конечно, она любит. Но только не хватает у Ритки слов и мыслей, чтоб объяснить самой себе, почему же в этом месте списка она запинается.

Как такое представить? Никак. Таких как Ритка может быть много. Если вы видели таких, или хотя бы у вас был подобный опыт — вы поймёте, если же нет — вам будет скучно читать.
Словесное кино.

Японские художники всю жизнь учатся рисовать ровный круг. Мне Паша рассказал.
По-моему, это очень глупо с их японской стороны.
Есть циркуль. Или можно взять стакан, поставить его и аккуратненько обвести. Получится ровный круг.
А всю оставшуюся жизнь можно потратить на что-нибудь другое.

Как такое представить? Легко. Видно что происходит.

Поэтический стиль, как правило, абстрактный, почти всегда от третьего лица. От лица писателя. Стиль кино конкретный. От лица персонажа. Или со стороны, но без пояснений происходящего.

Что для вас «интересная книга»? У каких писателей «живой стиль»?
Для меня поэтический стиль — мертвый язык. Я считаю, что каждый чувствует по-разному. Скажем, если человек не видит с рождения, то он не сможет понять, почувствовать вернее, как это — радоваться свету солнца.. Тут поэтический стиль бесполезен. Я так думаю.

А как думаете вы?

Я прихожу в библиотеку и говорю: дайте мне, пожалуйста, интересные книги. Но, ведь каждому интересно что-то своё. Я скажу про сюжет, вот мне например интересна тема братьев и сестер. Мне что-нибудь дадут почитать. Я начинаю читать и вдруг понимаю, что мне неинтересно В чем же дело? В языке. Не важно что написано. Важно КАК написано.

Книга может быть такая умная, интересная, но скучная. Но как же так? Там ведь столько чувств, столько умных мыслей, столько переживаний. Нет, нет там ничего этого. ЕСТЬ СУБЪЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ ПИСАТЕЛЯ. СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ.

Поэтический стиль — субъективная реальность. Интуитивное описание. Думала, понимала, была, хотела, злилась, любила, считала. Стол был красивый. Красивые столы бывают разные...

Эмоциональный стиль (словесное кино) — объективная реальность. Сенсорное описание. Встала, села. Кричит. Смеётся. Стол был из дерева. Красивый такой стол, белый. Как снег. А снег холодный.

Словесное кино объективно, даже если человек не видит, он сможет хотя бы почувствовать.
Белый свет лампочки — холодный. Жёлтый — теплый.

Словом, практически идеальный пример словесного кино — Где нет зимы. Тут важен не сюжет или смысл. И даже не персонажи. А то, как написана книга. На данный момент это единственная книга способная соперничать с рассказами Сэлинджера.

В целом, меня интересует, есть ли книги по стилю текта похоже на рассказы Сэлинджера, книгу «Где нет зимы» и книги Эдуарда Веркина. Именно стилем, не сюжетом.

У них эмоциональный стиль. Всё о чем там написано полностью применимо к реальности. Их персонажи говорят и думают как люди. Не возвышенного или заниженного. Всё нейтрально. Реалистично. Достоверно. Как есть. Наглядно, просто И ЛЕГКО ЧИТАЕТСЯ.
Когда я прочитал «Где нет зимы», я понял почему ненавидел классику в детстве — сложно читать.

В группу Поболтать Все обсуждения группы
2 понравилось 1 добавить в избранное

Комментарии 1

Кто-то может подумать, что я вообще против объяснений. Но нет, это не так. Путь объясняют. Но в меру
Есть хороший пример, он показывает почему становится не интересно:

Сценарист должен подготовить зрителя к способу преодоления конфликта: Фогг должен показать, что у него есть дротик и яблоко. Если он просто в нужный момент достанет из саквояжа эти предметы, зритель будет разочарован, мол, за этим Фоггом неинтересно смотреть, он просто достает из саквояжа каждый раз то, что ему нужно.
А если перед сценой с лошадью Фогг купит яблоко и скажет: «Сейчас мы будем приманивать лошадь», зритель будет еще больше разочарован. Ну, понятно, вот он купил яблоко, сейчас будет приманивать лошадь, все заранее ясно, ничего интересного. До конца сцену досмотрят разве что самые стойкие любители яблок и лошадей.
Нет, герой должен взять дротики и яблоко, но не объяснять зрителю, зачем они нужны.

Я не зря говорил в своих темах о детях. Их сложней передать. Сэлинджер показывал свою Фиби со стороны. Читатель не знает, что она может сделать или сказать. Заранее ничего не говорится.

В эмоциональном творчестве важен герой. Кино, книги, театр. Без героя нет интереса. В большинстве книг герой подается сразу, то есть достает яблоки, когда нужно, " все заранее ясно, ничего интересного".

Берем книгу "Oh, boy!".
Все персонажи, их мотивы сразу вывалены на читателя. Интересно? Мне нет. Я уже сразу знаю, что будут делать персонажи. Исключение, и то не совсем большое, это Венеция. Она хоть как-то раскрывается по ходу книги. А все остальные сразу вывалены. Она такая-то, он такой-то...

Есть ещё интересный показательный пример. В одном уроке по кинодраматургии. Девушка очень любит покушать И чтобы хоть как-то себя сдерживать расставляет пирожки вряд и стреляет по ним. Интересный персонаж? Интересный. Должна быть отличительная черта.

Итак, Фиби.

Должна быть тайна. Что мы знаем о Фиби. Она обожает слонов. Она вдруг спрыгнула с кровати. Она как раз для коньков. Она сидит как йог и слушает музыку. Ничего нет о чувствах и мотивах девочки. Мы только видим поведение. Всё "вдруг". Неожиданно.
У неё есть тайна. Есть характер. Она не безликий штамп. За таким персонажем интересно смотреть.
Кому-то она нравится, а кому-то нет, но ясно одно: персонаж интересный.
Мы не должны знать персонажа заранее, он должен раскрываться по ходу книги.

Почему мало похожих детей? Потому что у многих нет отличительных черт. Потому что все чувства персонажей, все их мотивы сразу понятны. Она любила это... мечтала об этом... злится, потому что... она была такая... Она разжевана и подана на тарелке. Такой персонаж никогда не будет интересным.

Вот, опять же, очень забавный и очень показательный пример:

О’кей, у нас есть детектив, есть бабушка-свидетельница и информация, которую она должна в результате сцены передать герою. Что делает бабушка? Рассказывает детективу о девушке? Черта с два! Бабушка в маразме. Бабушка уехала в Вологду навсегда к племяннику. Бабушка под героином. Бабушка нема. Бабушка — содержательница подпольного борделя и, увидев детектива, начинает отстреливаться из двух стволов. Бабушка не бабушка, а инопланетянин. Бабушка лежит на полу, и у нее нет головы. Короче, в хорошем сценарии бабушка ни за что по доброй воле не расскажет детективу про девушку.

Я думаю, понятно. Персонажу нужен характер. Нужна отличительная черта. У многих персонажей нет характера, нет отличительных черт. Есть мотивы, есть чувства, которые так упрямо пытаются объяснит. многие писатель. Но нет характера. Они безлики, одинаковы.

Вот есть книга "Звездные приключения Нуми и Ники". Единственная книга, которая зацепила меня до слез. Почему? Не сюжет. Не космос. Не райсткая планета. Персонажи. Мы ничего не знем о Нуми. Ничего не знаем о Ники. Мы лишь видим как они общаюся. Как проявляют эмоции. И всё. Персонажи раскрываются по ходу книги.

Всё это применимо не только к детям. Так должен быть показан любой персонаж. Любая литература.
Мы должны сопереживать персонажу. Чтобы сопереживать нужна отличительная черта. Характер. Нужно, чтобы мы видели персонажа, а не читали бесконечные попытки писателя объяснить поведение своих персонажей.

Читайте также