10 сентября 2017 г., 18:04

1K

На пути к писательству

1 понравилось 16 комментариев 0 добавить в избранное

1) Есть ли смысл писать просто ради самого факта, что ты пишешь? Например, у меня за последнее время в жизни не происходило ничего интересного, соответственно, писать не о чем. Стоит ли тогда садиться и просто писать о какой-нибудь ерунде? Например, описывать свою комнату или проехавший мимо автобус. Оттачивает ли это навык писательства? К слову, я даже видел упражнения, где как раз нужно описывать подобные вещи. Но в чем тогда разница между такими упражнениями и графоманством? Не стану ли я графоманом, если буду писать такие вещи?

2) Есть ли смысл выдавливать из себя идеи? Возьмем, к примеру, рассказ. В рассказе должны быть герои, какой-то сюжет, мораль. А если тебе само ничего в голову не приходит, нет этого состояния, когда слова сами льются на бумагу – стоит ли в таком случае пробовать написать рассказ при помощи усилий?

3) Как пополнить словарный запас? Самый частый совет, с которым я сталкивался, это читать книги. Но мне так кажется или это действительно не самый эффективный метод? Допустим, за одну книгу я узнаю десяток-другой новых слов, о которых раньше не знал, но на само чтение этой книги уйдет не меньше нескольких часов. Не эффективнее ли вместо этого прочесть какой-нибудь словарь? И сразу следующий вопрос: есть ли хорошие словари книжных слов? Под книжными я имею в виду слова вроде длань, намедни, рюшка и так далее.

В группу Книжный флэйм Все обсуждения группы
1 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии 16

Иногда приходится писать. "Впрочем, некоторые его долги были оплачены только благодаря творческим гонорарам".
Пополнять словарный запас - не стоит. А то слишком много заумных слов отпугнут читателя. Читать другие книги надо разве что, чтобы знать, "чем дышит коллектив" (и избрать для своих творений незаезженный жанр).

Aleksandr_B, В нашее время почти все книги можно скачать бесплатно. Так что ваша идея и ссылка не выгорит.

Vit-Alik, По-моему, из-за непоступления гонораров писатели просто перестанут писать - переквалифицируются, например, во врачей.
На ЛЛ даже подборка есть - "Жду в сети". Похоже, авторы тех книг принципиально запрещают книги оцифровать.
Кстати, по моей ссылке нет призыва за что-то платить. Вы по той ссылке хоть переходили?

По второму пункту - не очень поняла: если нечего сказать, то зачем писать рассказ? Я всегда считала, что писатель - это тот, кому есть, что сказать.
И если вы считаете, что у вас в жизни ничего не происходит, то вряд ли вы писатель. У человека творческого самый минимум событий или фактов расцветает чудесным цветком воображения.
По поводу словарного запаса: словарь прочесть, конечно, "эффективнее", но художку-то читают ради удовольствия, и новые слова запоминаются в контексте и процессе. Это намного более увлекательно, чем зубрить, имхо.

Не совсем согласна, что пополнять словарный запас не стоит. Одна из основных причин почему я недолюбливаю современную литературу - унылый, костный язык и минимум слов.

А вообще, в первую очередь, это все должно приносить удовольствие, полагаю.

Elisheva, Истинная правда!
Писатель - когда пишет от души! А комерция - видели уже что случилось с "Гарри Поттером", например.
Так и біло в кино и на естраде.
Комерция и то что идет от души - несовместимо.

1. Как сказал Лев-наш-Николаевич: "Писать надо только тогда, когда не можешь не писать". Если нечего сказать, то лучше промолчать. Итак достаточно подобной литературы.
2. Вытекает и первого.
3. Словарный запас можно увеличить или читая (правильные) книги, или общаясь с людьми с обширным словарным запасом (учителя литературы, писатели, просто умные люди). Под правильными книгами я понимаю не только классику, вот у Стругацких есть чему поучиться, но там мега-мозг был. Но главное не сам словарный запас, а грамотное применение оного. Емко, лаконично и вкусно можно высказаться и не зная заумных слов.

Говорят, что писать надо всегда, даже если писать не о чем. Вроде как это в любом случае развивает навык письма.

"Выдавливать из себя идеи", конечно, смысла не имеет, но хороший писатель и из "проезжающего мимо автобуса" сумеет создать отличный рассказ.

"Словарный запас" это отлично. Но главное это его правильно применять. Набор слов из словаря не научит складывать их в красивые образы и увлекающие фразы. К тому же значения многих из них придется объяснять в пояснениях и сносках, а современные читатели не всегда любят так напрягаться. Значит и читать вряд ли станут...

На каждую книгу есть свой читатель. Не нравится, не читайте.
А ведь, если бы каждый писатель писал бы об одном и том же, не интересно бы было читать все. Книги были бы похожи одна на одну. Уныло и не интересно.

На каждую книгу есть свой читатель. Не нравится, не читайте.
А ведь, если бы каждый писатель писал бы об одном и том же, не интересно бы было читать все. Книги были бы похожи одна на одну. Уныло и не интересно.

На каждую книгу есть свой читатель. Не нравится, не читайте.
А ведь, если бы каждый писатель писал бы об одном и том же, не интересно бы было читать все. Книги были бы похожи одна на одну. Уныло и не интересно.

По первому пункту - конечно. Это действительно неплохое упражнение, как у художников - наброски с натуры, помогает прочувствовать собственные способности, сильные и слабые места. Попробуйте описать увиденную или воображаемую сцену, пейзаж, у многих описательные сцены хромают. То же самое с динамическими событиями. Смотрите, возникает ли желание где-то употребить сравнения, метафоры или ещё какие-то средства. Возможно, нестандартные: иной порядок слов, непривычный синтаксис.

По третьем пункту уже сказали, читайте для удовольствия или, в крайнем случае, можно смотреть, как автор выстраивает композицию, линейно или нет, подходит ли это такому типу сюжета. Есть ли какие-то интересные стилистические приёмы, есть ли перегибы или недостатки, которых самому лучше избегать. Повседневной лексики большинства людей вполне хватит, в современных книгах о современности читателям все эти длани никуда не упёрлись. По ходу работы вы всё равно будете ловить себя на мысли, что где-то не хватает в голове синонимов, где-то мысль упирается в полный ноль. Эта соломка вполне стелется пост-фактум, не переживайте, а перегружать текст сложными словами - дохлый номер. Другое дело, если пишете на плохо знакомую тему, например, о врачах, а сами не медик, тогда лучше реально почитать специализированную литературу.

А вот остальные вопросы ввели меня в ступор. Не обязательно, чтобы в жизни что-то происходило, не обязательно даже, чтобы происходило что-то, непосредственно связанное с сюжетом книги. Не вся же литература автобиографическая. Можно же представить ситуацию, вариацию, себя в ней, других в ней, какие-то условия, да всё что угодно, поэтому писатели изучают мир вокруг, характеры людей, присматриваются к поведению, необычным элементам окружающего мира. Что-то вставляют в текст как есть, что-то перерабатывают, это бессознательный процесс. Если у вас не так и ничто не трогает настолько, чтобы хотелось с этим поиграть в тексте... О_о То я даже не знаю. Писательство вам точно надо?

Deli,

Писательство вам точно надо?

Вот это ключевой вопрос. Зачем оно топикстартеру надо?
Попробовать писательство на зуб? Опубликоваться? Самовыразиться?
А идеи, словарный запас и прочее - это вторично и определяется поставленной целью.

tortila, ТС что-то не спешит втянуться в диалог. Ну ладно, подождём, что ответит)

Всегда думала, что пополнение словарного запаса - процесс пассивный, который происходит сам по себе на фоне постоянного чтения. Возможно, я ошибаюсь, но если просто механически читать словарь, слова, конечно, зацепятся где-нибудь изнутри головы, но без контекста, оттенков значения, понятных и органичных примеров использования. Еще очень важно слушать речь живых людей, самых разных. Иногда даже перебранка в трамвае может звучать сочно и любопытно.

Рассказы сочинять очень сложно. Есть мнение, что гораздо сложнее, чем большие романы. В рассказе должна быть пружина, которая щелкнет и зацепит читателя, даже если малое по объему произведение не будет иметь ни выраженной атмосферы, ни большого количества действующих лиц и отношений между ними, ни какой-то масштабной истории, развертывающейся за большой промежуток времени.

Чтобы писать, нужно давать отдохнуть своей голове от информационного шума и водопада новостей с очень кратким сроком годности, чаще бывать наедине с собой, много думать и наблюдать, а главное -
развивать воображение, следуя за ним туда, куда оно отправляется прямо здесь и сейчас, с пустого места. Можно и без автобуса :)

Читайте также