7 апреля 2017 г., 02:42

19K

Роскон-2017, часть третья: церемония награждения и загадка Елены Звездной

42 понравилось 2 комментария 4 добавить в избранное

o-o.png По традиции в пятницу на Росконе вручались авторитарные призы – это призы, за которые не голосуют прибывшие на конференцию участники. Это награды, лауреатов которых выбирает профессиональное жюри и оргкомитет конвента. Ведущими церемонии были Дмитрий Байкалов и Андрей Синицын.

В этом году награждение началось с новых премий, которых не было раньше. Возникли они в процессе дружеского сотрудничества с Интернациональным союзом писателей. В лице ИСП у конференции «Роскон» появился новый друг и партнер, благодаря которому и вышли в свет две любопытные серии: «Лаборатория Роскона» и «Сергей Лукьяненко представляет». Чтобы стимулировать развитие этих серий, с этого года и были учреждены три награды в виде мечей, обладатели которых получили звание «Рыцарь фантастики».

картинка Rosio


«Лаборатория Роскона» представляет собой серию, печатающую экспериментальную фантастику. Это неформальные тексты, которые крупные издательства вряд ли включили бы в свои планы, но которые интересны, необычны и поэтому имеют право на существование. Но за эту серию награда вручалась на следующий день, в субботу 1 апреля.

«Сергей Лукьяненко представляет» – серия книг для подростков. Дело в том, что в свое время Сергей Васильевич написал достаточное количество книг для детей. Но, как отметили ведущие церемонии, в наше время состояние современной подростковой фантастики не слишком-то удовлетворительное. Когда Интернациональный союз писателей предложил создать эту серию, основная идея как раз и заключалась в том, чтобы придать развитие этому направлению. В этой серии помимо традиционного янг эдалта есть и сказки, есть фольклор, и многое другое. В рамках этой серии, для её развития и привлечение интереса к ней вручались новые награды.

Первый меч вручал Сергей Лукьяненко лучшему писателю серии. Рыцарем фантастики стал Саша Кругосветов – известный писатель и изобретатель Лапкин Лев Яковлевич.

картинка Rosio


Вручая награду, Сергей Лукьяненко заметил:
– На самом деле есть огромная и тяжелая обязанность – писать книги для детей, потому что дети читают гораздо меньше, чем нам хотелось бы. И люди, которые всё же рискуют это делать, и рискуют это делать так, что дети их всё-таки читают, заслуживают, на мой взгляд, огромного уважения. Спасибо большое! Спасибо за то, что дети читают.

Получив заслуженную награду, Лев Яковлевич взял слово и произнес небольшую, но очень интересную речь. Он сказал:
– Дорогие друзья! Я хочу поблагодарить и оргкомитет, и руководство ИСП за этот замечательный и очень красивый приз. И вообще, получить приз на вашем конвенте, где уже накоплен огромный опыт литературной работы и где работают авторы признанные, с огромными тиражами, для меня, безусловно, большая честь. Я благодарю за получение приза. И я хочу два слова сказать общих.
Я хочу сказать о разных видах искусства. Возьмём музыку. Музыка – она что? Она имеет очень небольшой инструментарий – высота тона и ритм. И, тем не менее, она обладает колоссальным воздействием на нас, на нашу душу и наше сердце. Живопись – это цвет, объем, и иногда в какой-то степени она может обращаться к интеллекту, к истории. Литература имеет гораздо больше компонентов. Она может обращаться и использовать тот же инструментарий, что и музыка: она может называть какие-то звуки: различные природные звуки, звуки голоса. Она может обладать звуковой имитацией. Она может обращаться к цвету и, естественно, она обращается и к сердцу, и к душе. Вот что для нас искусство? Когда оно наиболее действенно? Конечно, можно это обсуждать, но я думаю, многие согласятся, что литература действенна, если мурашки бегут по коже. Когда слезы выступают на глазах. Вот музыка очень легко и очень часто оказывает именно такое воздействие. Литература, которая обладает куда более широким инструментарием, гораздо реже. В какой-то степени это связано с тем, что у нас одна из самых пишущих, а может, и самая пишущая страна. Количество писателей равно количеству читателей. Я буду говорить о том, что надо писать может быть мало, но чтобы это осталось. Например, несколько имен людей, которые писали совсем мало, совсем. Ну, предположим, Ян Богослов написал одну книжку. Или Ершов написал одну книжку. Саша Соколов написал четыре книжки. Немного книжек написал Олеша. Мой призыв – давайте писать хорошо! Я лично буду стараться. Для меня это большой аванс. Спасибо!

картинка Rosio


Далее вручался второй меч – приз «Рыцарь фэндома». Эта награда присуждается писателю-фантасту, который внес значительный вклад не только в развитие фантастики как литературы, но и в развитие фэндома. Который не существует обособленно, а интегрируется в этот околофантастический мир. Для вручения премии на сцену был приглашен председатель ИСП Александр Николаевич Гриценко.

картинка Rosio


Сначала Александр Николаевич сказал пару слов о самом призе, а потом объявил имя лауреата:
– На самом деле этот приз ковался кузнецами. Настоящими кузнецами. Он был выкован, как и предыдущий приз. И в этот раз этот меч мы вручаем Владимиру Васильеву!

Когда был произведен ритуал посвящения, новоиспеченный рыцарь сказал:
– Ну, короче… Ребята, много мечей не бывает!

картинка Rosio


Следующая премия вручалась автору, пишущему в жанре социальной фантастики. Роскон старается пропагандировать те жанры, которые в настоящее время несколько утратили то значение, что имели раньше. Которые сейчас несколько забыты. И социальная фантастика – один из таких жанров. Немного из истории премии. В 2010 году к Роскону обратились представители Федерации Независимых Профсоюзов России с просьбой предоставить площадку для вручения премии за социальную фантастику. Оргкомитет конвента, не раздумывая, согласился. Премия получила название «Час быка». В разные годы лауреатами этой премии были Вячеслав Рыбаков, Александр Громов, Олег Дивов и другие. На сцену пригласили редактора газеты «Солидарность» (органа ФНПР) Юлию Рыженкову.:
– Премия «Час Быка» за лучшее социально-ориентированное произведение вручается уже седьмой год. Это уже прекрасная традиция. Мне кажется, за эти годы интерес к социальной фантастике прежде всего у издателей как-то повысился. Мы надеемся, что в этом есть частичка нашей заслуги. Победитель этой премии нынешнего года, к сожалению, не смог приехать в Москву. Он сейчас находится в Санкт-Петербурге. Но секретарь ФНПР Александр Владимирович Шершунков сейчас тоже находится в Санкт-Петербурге и, собственно, он и вручил премию лауреату.

А кто этим лауреатом стал, мы узнали, когда Юлия поставила телефон на громкую связь и связалась с Александром Владимировичем, который поблагодарил за поддержку этой премии и рассказал, что накануне он вручил этот почетный и значимый приз Вячеславу Рыбакову за его произведение «На мохнатой спине».

картинка Rosio


Вячеслав Рыбаков вернулся в фантастику после перерыва на шесть лет, в течение которых он был занят своей диссертацией. И вернулся триумфально.

Далее вручались самые традиционные премии Роскона. Приз «Алиса» – ровесник конвента. Он был придуман оргкомитетом вместе со знаменитым писателем Киром Булычевым. Награда вручается за лучшую детскую фантастику. Координатор премии Андрей Викторович Щербак-Жуков немного рассказал о самой премии и её истории. Первые три года лауреат премии «Алиса» определялся в три этапа: сначала оргкомитет формировал лонг-лист, далее шорт-лист, из которого окончательный выбор делал сам Кир Булычев – Игорь Всеволодович Можейко. Сейчас окончательное решение принимает его вдова Кира Алексеевна Сошинская.

В этом году в шорт-лист премии «Алиса» вошли:
– Эдуард Веркин «ЧЯП»,
– Владимир Голубев «Взрослое время»,
– Марина Дробкова «Техноведьма. Имперский марш»,
– Юрий Кузнецов «Дух по имени Москва»
– Вадим Панов и Роман Павсуев «Ириска и Звезда Забвения»,
– Ник Перумов «Приключения Молли Блэкуотер»,
– Анна Старобинец «В логове волка»,
– Ая эН «Мутангелы. Уровень альфа».

Лауреатом премии «Алиса» стал:
– Панова много не бывает! Премию «Алиса» получает Вадим Панов за повесть «Ириска и Звезда Забвения»!

Ну, тут уже не обошлось без юмора. Дмитрий Байкалов:
– Обычно у нас этот приз – точная копия миелофона из фильма «Гостья из будущего»…

Андрей Синицын:
– А в этот раз оригинал!

Дмитрий Байкалов:
– Оригинал мы, к сожалению, побоялись… Ко мне обратились некие писатели, которые сказали, что Панов начнет читать мысли и украдет их идеи. Поэтому мы посовещались и решили, что вручим ему приз завтра на банкете. На банкете можно!

картинка Rosio


А когда наконец-то слово дали самому лауреату, он сказал:
– На самом деле, конечно, очень неожиданный приз. Совершенно не ждал, что от Андрея Викторовича я что-то получу. Спасибо большое! Мне кажется, что это замечательная премия. С этой трибуны, с этой сцены уже говорилось, что надо работать и писать для детей, потому что это действительно благодарная и интересная тема. И они не ошибаются. Потом, собственно говоря, они же и будут нас читать. Спасибо!

Одной из самых важных и значимых премий является для конвента «Большой Роскон». Эту премию получали Василий Головачев, Владислав Крапивин, Сергей Павлов, Анджей Сапковский, Гарри Гаррисон. Среди лауреатов была и Белла Григорьевна Клюева – известный редактор и переводчик, популяризатор фантастики. Она получала «Большой Раскон» в 2003 году.

картинка Rosio


Естественно, о ней не могли не сказать несколько слов. Белла Григорьевна – это человек, который создал советскую фантастику. Человек, который привел в фантастику братьев Стругацких. Человек, который основал и издал первые ежегодники фантастики. Как отметили ведущие, Белла Клюева могла бы присутствовать здесь в зале и вручить эту награду по праву преемственности. Но в январе этого года она ушла из жизни. Память Беллы Григорьевны Клюевой почтили минутой молчания.

«Большой Раскон» в этом году присудили человеку, которого можно назвать отцом современной научной фантастики. Премию получил Николай Андреевич Науменко. Награду лауреату вручил Сергей Лукьяненко. Слова лауреата:
– Когда-то Исаака Ньютона спросили… Точнее он ответил на вопрос, почему он видит так далеко: «Я стоял на плечах гигантов». Я оказался волею судьбы в окружении действительно замечательных авторов, редакторов, критиков. Сначала немного шаг в сторону. Один из ярких моментов издательской судьбы, когда известный многим переводчик и агент Саша Корженевский вручил мне завернутую в газету стопку машинописей. Это был сделанный Вайсбертом перевод первых двух «Ведьмаков». Я не смог отказаться. И звездный момент издательской карьеры – выход романа «Сумеречный дозор». Первый тираж – спокойно все! – 800 тысяч экземпляров. Печатался в трёх типографиях, чтобы успеть. Тот этап закончился. Сейчас начинается новый, другой. Но некая преемственность есть.

картинка Rosio


И… Кульминацией церемонии вручения наград стала премия «Фантаст года». И получилась кульминация – всем кульминациям кульминация! Самая главная премия, самая объективная премия, ибо даётся она фантасту, чьи тиражи были самыми высокими, у кого наибольшее количество читателей, досталась автору, к которому у этих самых читателей сформировалось самое неоднозначное отношение. Одни считают, что творчество этого писателя даже литературой назвать нельзя. Другие же пребывают в полнейшем восторге от его творчества. Одни пишут разгромные отзывы, другие создают фан-клубы и агитируют голосовать за своего кумира везде, всегда и до конца. Как бы там ни было, но факты говорят сами за себя – книги издаются большими тиражами и неизменно раскупаются.

картинка Rosio


Премию «Фантаст года» вручал главный редактор отдела фантастики издательства «Эксмо» Дмитрий Александрович Малкин:
– Что тут говорить? Это правда – Елена Звёздная!

Елена на вручение премии по каким-то своим обстоятельствам приехать не смогла. Надо сказать, что писательницу окружает ореол загадочности. Вот и здесь, когда с писательницей связались по скайпу, чтобы пообщаться, из чего в итоге вышла небольшая импровизированная пресс-конференция, Елена предстала перед участниками Роскона в карнавальной маске.

картинка Rosio


– Лена, что вы сейчас чувствуете, когда получаете такой замечательный приз?

– Сложно сказать.

Дмитрий Малкин заполнил возникшую паузу, отметив, что награда нашла своего героя, что Елена долго к этому шла, и от души поздравил её с этой победой. Но такую скрытность и загадочность никак не могли обойти вниманием. Ведь это же практически сказочная история – загадочная девушка в карнавальной маске на экране из какой-то далекой страны сразу пробудила любопытство. И когда ведущие предложили задать Елене Звёздной вопросы, желающие, конечно же, нашлись. Но вначале присутствующие в зале сделали несколько попыток угадать, что же это за страна такая, где проживает новый лауреат. Попытки успехом не увенчались. И последовали вопросы.

– Елена, скажите, пожалуйста, вот вы сказали, что такой успех для вас не очень неожиданный. Как вы считаете, женщины победили мужчин в фантастике?

– Ну, сложно сказать. Разные направления, разные жанры. Мы разные.

– Жанр один – фантастика. Направления, конечно же, разные. Но сейчас, что вы думаете, просто читатель изменился? Что случилось? Женская проза, и фэнтези, и фантастика начинают превалировать над мужской прозой.

– Знаете, я бы не сказала, что превалирует.

– Почему вы предпочитаете скрываться?

– Я считаю, что судить об авторе нужно по его творчеству, а не по его внешности.

– Может, вы пожелаете что-нибудь участникам Роскона?

– Я желаю девчонкам держаться. Я знаю, что у них сегодня был баттл. Так что девчонкам нашим всем – большой привет. Надеюсь, они отстояли нас.

– Они сегодня победили на дебатах, как говорят.

– Молодцы! Горжусь.

Евгения Коробкова, КП:
– Я статью пишу про наше будущее. Мне надо узнать у всех лауреатов главный прогноз на пятьдесят лет, фантастический.

Елена:
– Как историк, я могу сказать, что особо ничего не изменится. В принципе, мы пойдем скорее всего вверх дальше. Но по факту, учитывая то, что сейчас происходит – есть кризис в плане продаж, у нас перепроизводство… Можно сказать, что будет какой-то военный конфликт.

Евгения:
– А президент у нас изменится или останется прежним?

Голос из зала:
– Через пятьдесят лет?

Елена:
– Без комментариев!

И последний вопрос из зала:
– Когда будет продолжение?

Елена:
– Сейчас я планирую заняться «Катрионой», а потом дальше пойдёт «Темная империя», весь цикл.

картинка Rosio


В конце слово дали Дмитрию Русу, который обещал передать награду лауреату, заодно подчеркнув, что у Елены действительно есть причина скрываться. Дмитрий отметил, что эту потрясающую награду Елена Звёздная заслужила по праву за свою работоспособность, которой многие могли бы позавидовать.

На этом программа церемонии награждения на этот день была завершена.

В заключение хочу сказать, что это было потрясающе интересное литературное приключение. Многие моменты навсегда будут запечатлены в памяти. Эмоции и впечатления – это бесценно. Помимо тех, кто непосредственно был задействован в мероприятиях, запомнились и некоторые другие участники Роскона. Григорий Панченко своей активностью, провокационными вопросами, что вызывали дискуссии. Милослав Князев, помимо прочего, запечатлелся в образе папарацци, который не расставался с фотоаппаратом и, казалось, присутствовал одновременно во всех местах, где происходило хоть что-то, заслуживающее внимания. Сергей Лукьяненко – своим каким-то очень добрым отношением и разговором просто так, ради поговорить, пока мы ждали автобуса. Олег Ладыженский – своими меткими комментариями и… тут был такой чисто человеческий момент – когда я подошла к нему, чтобы он расписался на память на книге Олди, он, поставив автограф, чуть ли не за руку отвел меня туда, где находился его соавтор Дмитрий Громов, чтобы тот тоже поставил свою подпись на книге. Я повторюсь, но всё-таки снова отмечу, что атмосфера загородного Роскона – это нечто особенное.

И ещё. Хочу сказать огромное спасибо Юлии Рыженковой за помощь в организации интервью, Светлане Маркеловой за сопровождение. И моему другу nikewab за поддержку и помощь на конвенте. А также ЛЛ за возможность побывать на таком событии и издательству «Эксмо» за приглашение. Спасибо всем!

На этом у меня всё. Спасибо за внимание!

В группу Фантастика Все обсуждения группы
42 понравилось 4 добавить в избранное

Комментарии 2

С огромным опозданием...

Спасибо за "спасибо")))
И огромная благодарность за предоставленную возможность побывать ТАМ. Увидеть вживую любимых авторов, пообщаться с ними лично... Воспоминания навсегда. И как подкрепление для них - в моём старом экземпляре "Лучший экипаж Солнечной" Олега Дивова теперь имеет место быть автограф автора!

nikewab, Твоя помощь была бесценна! И ещё раз спасибо за поддержку и фото. И за многие моменты в тех же интервью.) А уж когда мы восстанавливали всё прошедшее у меня на кухне потом... ) Без тебя мне было очень сложно.

Воспоминания навсегда.

И у меня. Здорово, что была такая возможность там побывать, поучаствовать и всё это увидеть. Ну и общение с писателями... Я этот Роскон тоже никогда не забуду.)