15 июня 2022 г., 02:36

9K

Проститутки глазами Голливуда: отказ от стереотипов

49 понравилось 3 комментария 10 добавить в избранное

Мне захотелось узнать, удалось ли Голливуду избавиться от стереотипов, созданных киностудией «Двадцатый век» в отношении работниц секс-индустрии, или их по прежнему изображают жалкими пьянчужками с надломленной психикой и без гроша за душой?

В апреле этого года в издательстве  Level  Best  Books вышла моя новая книга  Hooker  Avenue («Улица красных фонарей» – очень вольный перевод – прим. перев.). К написанию этого криминального триллера меня подтолкнули вполне реальные преступления в отношении работниц секс-индустрии, которые произошли в районе долины реки Гудзон в штате Нью-Йорк. Кроме того, я и сама оказалась некоторым образом связана с этими страшными злодеяниями. В конце 1990-х годов в городе Покипси (штат Нью-Йорк) с одной из улиц, пользующихся недоброй славой, без вести пропали восемь жриц любви, и в течение двух лет полиция не предпринимала практически никаких действий по розыску пропавших. Наконец, в сентябре 1998 года, после того, как одной из проституток удалось вырваться из рук злоумышленника, подозреваемый был задержан. Им оказался её клиент по имени Кендалл Франсуа, который позднее признался в убийстве  пропавших женщин. Их тела он закопал возле дома.

Вы спросите, какая связь между мной и этими жуткими преступлениями? Дело в том, что Франсуа приставал к женщинам не где-нибудь, а на ступенях моей адвокатской конторы. Разумеется, я не могла перестать думать об этих чудовищных преступлениях и о загубленных жизнях жертв маньяка.

В Голливуде создано немало фильмов о судьбах «тружениц» сферы интимных услуг, начиная с кинодрамы «Анна Кристи» (1930) с Гретой Гарбо в главной роли и заканчивая фильмом «Зола» (2020) с его более современной трактовкой древнейшей профессии. И мне, как заядлой киношнице и писательнице, захотелось выяснить, придерживается ли Голливуд прежнего стереотипа, созданного киностудией «Двадцатый век» в отношении работниц секс-индустрии, выставляя их пьянчужками с надломленной психикой и без гроша за душой? Или же современный кинематограф отказался от этого устаревшего стереотипа, сложившегося ещё до начала эры феминизма, и если да, то как теперь нам преподносят этих социально незащищённых женщин?

Книгой, положившей начало современному движению за социальное и экономическое равенство женщин, стала вышедшая в 1963 году «Загадка женственности» , где Бетти Фридан в пух и прах разнесла «традиционные» взгляды общества на роль женщины в семье и её социальное положение. В 1971 году Бетти Фридан в числе других выдающихся женщин-активисток и возмутительниц спокойствия – Беллы Абзуг, Глории Стайнем и Ширли Чисхолм – участвовала в создании Национальной женской политической организации. Они задались целью добиться принятия так называемой «Поправки о равных правах» и сумели добиться определённого прогресса: в марте 1972 года поправка получила одобрение в Сенате США ( поправка до сих пор не ратифицирована и, соответственно, не закреплена в Конституции США – прим.перев.).

Какие же изменения произошли в кинематографе благодаря феминистскому движению? Если говорить коротко, то женское движение за равные права разрушило приевшееся публике киношное амплуа работниц секс-индустрии. Женщины почувствовали свободу, соответственно, свободу получили и те из них, кто прежде оставался в тени. Как выяснилось, у жриц наёмной любви полным-полно проблем психологического свойства: повышенная тревожность, неуверенность в завтрашнем дне, неготовность быть жертвой, а ещё – огромное желание самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Отражением происходящих в США социальных перемен стали фильмы, где работницам секс-индустрии предоставляется право голоса. Это и картина «Клют» (1971), в которой речь идёт о «девочке по вызову», пытающейся вырваться из добровольного сексуального рабства, и вестерн «Непрощённый» (1992), рассказывающий о женщинах, жаждущих мести.

Кроме того, за последние несколько десятилетий на большие экраны вышло несколько фильмов, затрагивающих тему диссоциативных расстройств личности женщин, занятых в секс-индустрии. Достаточно вспомнить основанный на реальных событиях фильм «Монстр» (2003), рассказывающий о серийной убийце-психопатке, или чёрную комедию «Зола» (2020), героиня которой занимается проституцией ради развлечения, прельстившись перспективой «срубить деньжат»по-быстрому.

Эти фильмы показывают зрителю шесть лиц другой Евы – загадочной, неоднозначной, идеализированной, а порой и смешной.

1. Загадочная и сложная натура

«Клют» (1971), режиссёр Алан Пакула

Следы бесследно исчезнувшего бизнесмена приводят частного сыщика Джона Клюта (Дональд Сазерленд) из Пенсильвании в Нью-Йорк. Единственная зацепка в этом деле – пачка писем эротического содержания, найденная в доме пропавшего мужчины. Письма адресованы некоей Бри Дэниелс, «девочке по вызову» из Большого яблока (прозвище Нью-Йорка– прим. перев.). Бри оказывает интимные услуги состоятельным мужчинам, ходит на актёрские кастинги, подрабатывает моделью и посещает психотерапевта в надежде избавиться от болезненного пристрастия к занятию проституцией. За исполнение этой непростой роли актриса Джейн Фонда была удостоена премии «Оскар». В ходе этой мрачной и сложной психологической криминальной драмы Клют пытается отыскать следы потерявшегося друга, защищает Бри от убийцы и обнаруживает ниточку, которая помогает ему связать концы с концами и найти связь между двумя мужчинами. А Бри в свою очередь переживает внутреннее преображение, пытаясь изменить свою жизнь, полную сомнительных решений.

2. Идеализированный образ

«Красотка» (1990), режиссёр Гэрри Маршалл

Это типичная история о Золушке, где в начале фильма Вивиан (Джулия Робертс) работает проституткой на Голливудском бульваре, а спустя короткое время уже живёт в одном номере с красавцем-миллионером (в исполнении Ричарда Гира). Случай сводит этих двух самых красивых людей Голливуда 1990-х в тот момент, когда корпоративный рейдер Эдвард Льюис, сидя за рулём шикарного спортивного автомобиля, принадлежащего его адвокату, просит Вивиан показать ему дорогу к отелю. Этот фильм – начиная от совместного купания в пенной ванне, посещения матча по конному в поло и заканчивая полётом на частном самолёте в оперу, где Джулия Робертс появляется в том самом знаменитом красном платье с глубоким декольте, – романтическая комедия высшей пробы и...высочайших кассовых сборов.

3. Женщины хотят сами решать свою судьбу

«Непрощённый» (1992), автор сценария и режиссёр – Клинт Иствуд

«Малыш Билл» Даггет (Джин Хэкмен) – шериф маленького городка на Диком Западе и тот ещё сукин сын – отмахивается от требований проституток наказать ковбоя, который, изрядно напившись, изрезал лицо одной из девушек. Польстившись на награду в тысячу долларов, которую её подруги по ремеслу предлагают любому, кто убьёт ковбоя вместе с его дружком, Уилл Манни (Клинт Иствуд), в прошлом бандит и опытный стрелок, решает тряхнуть стариной и попытать удачу. Уилл берёт в компаньоны своего бывшего напарника Неда Логана (в исполнении Моргана Фримана), и вместе они отправляются в путь, рассчитывая прикончить подонков и получить обещанную награду. Однако всё не так просто, как кажется.

4. Гламурная девушка-мечта в духе старого Голливуда

«Секреты Лос-Анджелеса» (1997), режиссёр Кёртис Хэнсон

Действие этой криминально-детективной драмы, снятой по мотивам одноимённого романа Джеймса Эллроя , происходит в Лос-Анджелесе 1950-х годов. В центре сюжета – продажные женщины, наркотики и нечистые на руку полицейские. Кто-то явно пытается прибрать к рукам лакомый «кусок пирога», оставшийся без присмотра после ареста преступного воротилы Микки Коэна. Этим делом занимаются два детектива из полицейского управления Лос-Анджелеса, которые на дух друг друга не переносят: Эдвард Эксли (Гай Пирс) – типичный карьерист и Уэнделл Уайт (Рассел Кроу) – с виду неотёсанный мужлан, но в душе чуткий и легкоранимый человек. В Уайта влюбляется элитная проститутка, обворожительная Линн Брэйкен (за эту роль Ким Бейсингер получила «Оскара» в категории «лучшая женская роль второго плана»). Однако Линн – всего лишь послушное орудие в руках гнусного сутенёра (Дэвида Стратейрна), который с её помощью собирает компромат на местных политиков и бизнесменов с целью дальнейшего шантажа. Город Ангелов – это настоящий карточный домик, но как бы то ни было, задача полицейского управления Лос-Анджелеса в том и состоит, чтобы бороться с организованной преступностью. Или у полицейских тоже рыльце в пушку?

5. Озлобленная психопатка с отталкивающей внешностью

«Монстр» (2003), режиссёр Пэтти Дженкинс

В этой опустившейся уличной проститутке с трудом можно узнать актрису Шарлиз Терон, воплотившую на экране образ Эйлин Уорнос – реальной преступницы, проститутки, превратившейся в серийную убийцу. (За эту роль актриса получила премию «Оскар».) Очередное свидание с мужчиной внезапно принимает опасный оборот, и Уорнос убивает своего клиента. По словам самой Уорнос, тот смертельный выстрел был для неё единственным шансом остаться в живых. Ужаснувшись содеянному, Уорнос пытается изменить свою жизнь, но из этой затеи ничего не выходит. Возможно, именно тогда в ней происходит какой-то внутренний надлом, породивший череду преступлений, совершаемых ею по одному и тому же сценарию: половой контакт, убийство и присвоение найденных у мужчины ценностей. Находясь во власти своих больных фантазий, она убивает мужчин, не испытывая к ним ни малейшего сожаления. В конце концов Селби (Кристина Риччи) – девушка, с которой Уорнос находится в любовной связи – предаёт её и рассказывает полиции обо всех этих кровавых преступлениях. Селби свидетельствует против неё в суде, и суд выносит Уорнос обвинительный приговор за совершение многочисленных убийств.

Приговор был приведён в исполнение в 2002 году в смертной камере тюрьмы штата Флорида.

6. Карикатурный образ

«Зола» (2020), режиссёр Яница Браво

Это почти документальная история о девушке по имени Зола (в исполнении Тейлор Пейдж, обладательницы премии «Независимый дух»), которая живёт в Детройте и, работая официанткой, вынуждена влачить жалкое существование. Чтобы немного подзаработать, она решает попробовать себя в качестве стриптизёрши. В центре этой современной комедийной драмы – постоянные ссоры между Золой и её новой подружкой, стриптизёршей Стефани (Райли Кио), возникающие во время их безумной гастроли во Флориду. Бедняжка Зола наивно верит в то, что потанцевав пару ночей в одном из стриптиз-клубов Флориды, ей удастся заработать несколько сотен баксов. Девушки отправляются в путь, однако почти сразу у Золы появляется смутное ощущение, что вся эта затея со стриптиз-клубом была ошибкой, но назад дороги нет. Становится понятно, что Стефани и её дружок (Колман Доминго) просто-напросто обманули её, а их коварный замысел состоит в том, чтобы втянуть ничего не подозревающую девушку в мир секс-торговли и видеосъёмок со сценами жестокого насилия. Понятно, что ничем хорошим такое дорожное приключение закончиться не может, но с другой стороны, создатели фильма сделали всё возможное, чтобы  зрители смогли  повеселиться на полную катушку .

* * *

К счастью, только один из этих фильмов – «Красотка» – рекламирует секс-торговлю. Но к сожалению, именно этот фильм первым приходит на ум в связи с этой темой. Однако надо понимать, что рынок секс-услуг отнюдь не так прекрасен, как Джулия Робертс. В отличие от других фильмов этого жанра, «Красотка» оставляет за скобками жестокую, ежедневную борьбу женщин за выживание. Вместо этого сюжет фильма вращается вокруг вполне себе беззаботного образа жизни главной героини.

Как это ни прискорбно, но очередная киноновинка на тему проституции – чёрная комедия «Зола» – представляет собой карикатуру, основанную на серии постов из Твиттера (заблокирован на территории РФ), где секс, наркотики и танцы у шеста становятся всего лишь поводом для шуток. По сравнению с предыдущими, более реалистичными и более глубокими кинолентами, фильм «Зола» – это шаг назад и отступление от идей феминизма. И ещё один пример распространённого заблуждения о том, что нарушителями закона являются именно проститутки, но никак не мужчины, пользующиеся их услугами.

Создатели кинофильмов всегда стремятся к тому, чтобы их работы отражали те или иные проявления нашей жизни. И очень обидно осознавать, что движению #MeToo так и не удалось повлиять на объективность оценки бесправного положения женщин, оказавшихся в плену трагических обстоятельств. Нам остаётся лишь надеяться, что по мере того как местные власти отдельных штатов будут принимать соответствующие законы, легализующие проституцию, условия жизни лиц, занятых в секс-индустрии, будут улучшаться. А ещё хотелось бы надеяться, что деятели киноиндустрии и впредь будут проявлять интерес к этой теме и воплощать на экране реальные образы женщин этой профессии, а не рассматривать их в качестве объекта шуток, вожделения, мести или убийства.

Жодэ Миллман (Jodé Millman)

Перевод:  Анастасия Крючкова

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: CrimeReads
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
49 понравилось 10 добавить в избранное

Комментарии 3

Очень интересно, большое спасибо!

Спасибо за перевод!

Авторка статьи объявляет себя заядлой киношницей, но при этом явно не в курсе того, что найдется немало фильмов ранней звуковой эры, где проститутки не изображены страдающими алкоголичками?
Например, вот эта барышня жизнерадостна и оптимистична
картинка Osnelda

Читайте также