Герои нашего времени: персонажи русской литературы с болезненными амбициями

Амбиции могут причинять страдания, и об этом знали еще классики русской литературы в XIX веке — в их произведениях очень много героев-достигаторов. Филолог Мила Витива выделила четыре типа персонажей с нездоровыми амбициями. Вспоминаем и не повторяем их ошибок.

Тип 1. Недовольны судьбой

Капитон Климов (И. С. Тургенев, «Муму»)

Климов — горький пьяница, служащий у московской барыни башмачником. Окружающие считают его легкомысленным человеком, который может опуститься на дно, если его не удерживать от этого с помощью работы и семьи. Чтобы уберечь Капитона от пьянства, барыня даже готова выдать за него прачку Татьяну, которая ему нравится.

Однако сам он считает, что достоин большего, потому что учился башмачному делу в Петербурге. Служить у барыни в Москве для него — шаг назад:

«…Климов почитал себя <…> человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить, без дела, в каком‑нибудь захолустье…»

Свое пьянство и плохую работу Климов оправдывает несправедливостью жизни. Он считает, что всё с самого начала складывалось не так, как он заслуживал:

«…Господи боже мой! — с жаром продолжал башмачник: — когда же конец? Когда, Господи! Горемыка я, горемыка неисходная! Судьба‑то, судьба‑то моя, подумаешь! В малых летах был я бит через немца‑хозяина, в лучший сустав жизни моей бит от своего же брата, наконец, в зрелые годы вот до чего дослужился…»

Но Капитон не пытается доказать, что его амбиции справедливы, а лишь жалуется на жизнь. В конце рассказа герой окончательно спивается и его отправляют в дальнюю деревню.

Капитан Снегирев (Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы»)

Штабс-капитан Снегирев вызывает у окружающих только жалость. Он с трудом справляется с тяжелой жизненной ситуацией: его жена серьезно больна, а дочь — инвалид.

Алеша Карамазов приносит штабс-капитану денежную помощь от богатой генеральской дочери Катерины Верховенцевой и узнает, что его брат оскорбил Снегирева, оттаскав перед всеми за бороду — «мочалку». Сначала штабс-капитан принимает деньги Катерины Ивановны, понимая, как они помогли бы его семье, а затем бросает их и топчет ногами: «Доложите пославшим вас, что мочалка чести своей не продает-с!»

Снегирев не хочет выглядеть жалким, но он понимает, что не справляется, ему не хватает сил и денег, поэтому чувства его противоречивы:

«Лицо его изображало какую-то крайнюю наглость и в то же время — странно это было — видимую трусость. Он похож был на человека, долгое время подчинявшегося и натерпевшегося, но который бы вдруг вскочил и захотел заявить себя. Или еще лучше на человека, которому ужасно бы хотелось вас ударить, но который ужасно боится, что вы его ударите. В речах его и в интонации довольно пронзительного голоса слышался какой-то юродливый юмор, то злой, то робеющий, не выдерживающий тона и срывающийся».


Что общего:

  • неспособность реализовывать свои амбиции,
  • обида на мир,
  • попытка скрыть переживания за шутовством и экзальтированным поведением.

Какие еще герои относятся к этому типу: Са́тин и Актер (Максим Горький, «На дне»).

Ирина Волынцева, практикующий психолог и соавтор инстаграм-блога «Психологи в адеквате»:

«Персонажей такого типа можно назвать инфантильными. Они как дети, неспособные справиться с задачами этого большого взрослого мира: топают ногами, требуют, чтобы все было так, как они хотят, капризничают, если не получают желаемого. Им нужна сильная фигура наподобие родительской, которая даст им чувство безопасности и будет потакать прихотям, потому что защищать себя и удовлетворять свои потребности они по каким-то причинам не научились.

Такие люди верят, что в их проблемах виноваты не они сами, а другие люди, мир в целом, Бог, правительство — какая угодно внешняя сила. И решить их проблемы якобы может тоже только она, поэтому они сами ничего не делают. А переживания от несоответствия желаемого и реального глушат в алкоголе, маскируют за юмором.

Такие сложности преодолеваются „довзрослением“: нужно научиться брать на себя ответственность, разбираться в проблемах, становиться надежной опорой и защитой самому себе».

Тип 2. Самоутверждаются за счет других

Григорий Печорин (М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)

Григорий Печорин постоянно находится во внутреннем конфликте. Он не принимает себя и считает, что становится для всех причиной несчастий:

«Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле — разрушать чужие надежды? С тех пор как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние!»

У Печорина было несчастливое детство, все видели на его лице «признаки дурных чувств», он обозлился и стал скрытным. Он признает, что не испытывает настоящей любви ни к кому, ничто в мире ему не интересно — его жизнь заполняет скука.

Тем не менее чужая любовь и уважение на время заставляют его чувствовать себя лучше. В дружбе он видит господство одного человека над другим, среди женщин он выбирает тех, кем может управлять:

«Однако мне всегда было странно: я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь».

Печорин манипулирует людьми, чтобы почувствовать, что он умнее и сильнее их.

Читайте также

Хотели как лучше: почему амбиции родителей вместо успеха часто приводят детей к психотравмам

Петр Верховенский (Ф. М. Достоевский, «Бесы»)

Петр Верховенский — революционер-анархист, который считает, что ради прекрасного будущего и нового общества можно идти на что угодно. Он создает тайную организацию и заставляет своих помощников совершить убийство. Герой не замечает, что на место революционных идеалов приходит удовлетворение собственного эго: «Я себе не противоречу».

Желание управлять людьми замещает Верховенскому другие человеческие эмоции.


Что общего:

  • безэмоциональность,
  • попытка заполнить собственную духовную пустоту любовью окружающих,
  • тяга к манипуляциям.

Какие еще герои относятся к этому типу: Иудушка (М. Е. Салтыков-Щедрин, «Господа Головлевы»), Павел Чичиков (Н. В. Гоголь, «Мертвые души»).

Ирина Волынцева:

«Основополагающая черта этих персонажей — травма привязанности. Если мать по каким-то причинам не дает ребенку внимания, заботы и чувства безопасности, он учится вести себя так же. Он становится холодным и отстраненным, активно избегает теплых привязанностей в любых отношениях. Это может сопровождаться и развитием садистических наклонностей (из-за желания отомстить за свое разочарование в любви, которая должна была быть безусловной) — той самой тягой к жестоким манипуляциям».

Тип 3. Стремятся к тому, чего на самом деле не хотят

Аркадий Кирсанов (И. С. Тургенев, «Отцы и дети»)

Аркадию Кирсанову 23 года, он только определяется, кем хочет стать. Примером для подражания он выбирает Евгения Базарова, нигилиста, верящего только в науку. Базаров трудится целыми днями и считает человеческую близость и любовь напрасной тратой времени. Аркадий старается быть похожим на друга: он тоже хочет быть независимым от мнения общества и заниматься серьезным делом, меняющим мир. Однако ему очень сложно соответствовать придуманным стандартам. Он не может, как Базаров, найти себе призвание и окунуться в деятельность.

«Меня зовут Аркадий Николаич Кирсанов, — проговорил Аркадий, — и я ничем не занимаюсь…»

У Кирсанова мягкий характер, он легко оказывается в плену чувств, робеет, может расплакаться. Им управляют и Базаров, и возлюбленная Катя. Всё это делает его неспособным к волевым поступкам и борьбе, к которой он так стремится. Базаров даже говорит ему: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!..»

С другой стороны, у него много хороших качеств: он по-настоящему любит и ценит своих близких, добр, готов принимать слабости окружающих, всегда остается справедливым к ним. К концу книги Аркадий понимает, что он не создан для больших свершений, оставляет амбиции и начинает заниматься семьей и хозяйством.

Родион Раскольников (Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание»)

Студент Родион Раскольников живет в крайней бедности, из-за чего не может получить хорошее образование и помочь близким, которые находятся в таком же плачевном положении.

Молодой человек вдохновляется Наполеоном — ведь если тот смог изменить мир, поднявшись с низов, то и он сможет.

Раскольников верит, что в мире есть два типа людей: те, кто ломают правила и добиваются своего (таким всё можно), и те, кто лишь выживает, подчиняясь другим. Он спрашивает себя: «Тварь я дрожащая или право имею?»

Чтобы проверить это и получить деньги на будущие свершения, Раскольников убивает старуху-процентщицу, после чего понимает, что явно не относится к категории «право имеющих». Совесть не дает ему спокойно жить и заниматься тем, что он для себя наметил.

Только поняв, что можно жить не только возвышаясь над другими, но и находясь среди них, Раскольников успокаивается — его оставляют вечная горделивость, замкнутость и беспокойство.


Что общего:

  • непонимание собственных желаний,
  • фанатичное следование чужим идеям.

Какие еще герои относятся к этому типу: Андрей Болконский (Л. Н. Толстой, «Война и мир»).

Ирина Волынцева:

«Эти персонажи — как офисные сотрудники, которые смотрят блоги путешественников и думают, что это (а не то, чем занимаются они) — настоящая жизнь.

У большинства из нас есть стремление к самореализации, достижению успеха и статуса. Но есть и другие потребности и ценности, у всех разные. Для кого-то тихое спокойное счастье — это действительно самый подходящий вариант, ничем не хуже любого другого. Но в этом очень сложно себе признаться, с этим сложно согласиться, особенно в юности, когда так хочется противостоять устоям и быть „не таким, как все“. Из этого противоречия и рождаются безумные идеи или стремление следовать за яркими идеями другого человека.

Люди этого типа со временем приходят к пониманию своих настоящих потребностей. Это может быть просто периодом в развитии личности, когда нужно немного пройтись по чужой дороге, чтобы понять, как вернуться на свою. Помощь психолога может понадобиться только в том случае, если погоня за чужими идеалами затянется и человек не сможет сам вернуться к себе настоящему».

Тип 4. Замещают амбициями всё остальное

Евгений Базаров (И. С. Тургенев, «Отцы и дети»)

Базаров — сын простого лекаря и дворянки, его дед был дьяконом в сельской церкви. Лекарская профессия в XIX веке считалась недостойной дворянина, поэтому туда шли способные ученики духовных семинарий, для которых другие пути к достатку были закрыты. Евгений чувствует неполноценность своего происхождения, поэтому всеми силами старается порвать со своими корнями и добиться большего. На это он направляет все свои ресурсы. Он не прекращает чтение и опыты даже во время отдыха у друга и, как он сам говорит, «воспитывает себя»:

«Человеку иногда полезно взять себя за хохол да выдернуть себя вон, как редьку из гряды; это я совершил на днях».

В его жизни самым главным приоритетом становится польза. Любое времяпрепровождение, не связанное с трудом, Базаров воспринимает как пустую и даже вредную трату времени. Например, он считает, что «красиво говорить неприлично», не признает искусство и избегает длительных взаимоотношений с женщинами.

Однако безграничная амбициозность приводит к тому, что Базаров теряет способность выражать эмоции, а в некоторых случаях и испытывать их. Он общается с родителями натянуто, а свою любовь к Одинцовой до последнего отрицает. Вне профессиональной деятельности Евгений не способен жить свободно и счастливо.

Может быть интересно

Достигаторство могло меня убить: что я посоветовала бы себе в 20 лет, если бы знала, как тяжело мне будет в 30

Александр Чацкий (А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

В начале пьесы молодой дворянин Александр Чацкий возвращается в Россию, получив блестящее образование за рубежом. Чацкий умен и считает, что знает, как изменить жизнь в России к лучшему. Он критикует отношение аристократии к образованию:

Ах! к воспитанью перейдем.
Что нынче, так же, как издревле,
Хлопочут набирать учителей полки,
Числом поболее, ценою подешевле?

Смешным ему кажется и увлечение русских дворян всем заграничным: смесь «французского с нижегородским» портит язык.

Во многом Чацкий прав, но то, как он воспринимает разницу между собой и окружающими, делает его гордецом, который на всех смотрит свысока. Софья Фамусова говорит о нем: «Унизить рад, кольнуть, завистлив, горд и зол!..»

Все это мешает ему строить дружеские и любовные отношения — никакие чувства не могут заставить его перестать язвить. Софью отталкивает поведение Чацкого, а он не понимает, почему она не на его стороне — ведь он прав и он лучше всех этих людей!

Даже после того как все, включая любимую женщину, отворачиваются от него, герой не меняет своих убеждений. Вера в собственный талант и правоту замещает Чацкому всё остальное.


Что общего:

  • полная концентрация на одной идее,
  • отсутствие эмпатии.

Какие еще герои относятся к этому типу: отчасти Штольц (И. А. Гончаров, «Обломов»).

Ирина Волынцева:

«Несмотря на ярко выраженное противопоставление себя другим людям, такие персонажи очень сильно в них нуждаются. Чтобы их амбиции имели смысл, нужна публика; они жаждут известности и славы, другими словами, принятия.

Причина тому — отсутствие убежденности в своей базовой, безусловной ценности. Это очень распространенная проблема: человеку кажется, что нужно быть кем-то, чтобы быть достойным интереса, любви, заботы. Скорее всего, в период его взросления это неоднократно подчеркивалось: например, родители обращали внимание и были добры только тогда, когда он мог похвастать какими-либо достижениями.

Отсутствие представлений о своей ценности вынуждает постоянно стремиться стать лучше или выставить себя лучше на фоне других. Естественно, это скорее бессознательные тенденции, чем специально продуманный коварный план. Из-за искаженных представлений о том, как формируются теплые чувства, он не очень понимает эмоции других людей».

В русской литературе много амбициозных персонажей и чаще всего они не самые приятные и довольные жизнью люди. Перечитать эти книги и заново проанализировать поведение героев в контексте современной психологии — отличный способ помочь себе не погрузиться во внутренний конфликт из-за неуемного желания что-то кому-то доказать.