Известия

Заплакали тут французики: Джулиан Барнс против самоизоляции Британии

Критик: Лидия Маслова Рецензия на книгу Портрет мужчины в красном Оценка: * Новый роман Джулиана Барнса легкостью дыхания напоминает его давнюю вещь «Попугай Флобера». Такая же приятная непринужденность птичьего перескакивания с одной смысловой ветки на другую, такой же прихотливый перелив внезапных ассоциаций, только успевай хватать их за радужные хвосты. «Попугай» прочно сидит на едином композиционном «шесте» (Барнсу, как гибкому биографу, чуждому педантичности, больше нравится метафора с нанизыванием на шнурок), которым служит сам Гюстав Флобер — от обстоятельств его жизни и творчества писатель старается далеко не отходить. На этот раз…

Развернуть

С бантом и не без понта: воспоминания лисы Алисы

Критик: Лидия Маслова Рецензия на книгу «Жизнь прошла. А молодость длится...» Путеводитель по книге Ирины Одоевцевой «На берегах Невы» Оценка: * Прежние издания знаменитых мемуаров Ирины Одоевцевой «На берегах Невы» часто иллюстрировались самой известной фотографией автора — строгой нордической блондинки в берете. Совершенно противоположное впечатление о характере Одоевцевой создает ее портрет с котиком в руках, размещенный на переплете нового издания «НБН» (как давно для краткости именуют эту знаменитую книгу), половину которого занимают комментарии Олега Лекманова. Прельстившись котиком, критик Лидия Маслова погрузилась в чтение — и…

Развернуть

Повести Белочкина: популярный блогер учит дочку жить

Критик: Лидия Маслова Рецензия на книгу Письма к дочери Оценка: * В предисловии автор, элегантный московский мужчина, блогер и бонвиван, предупреждает дочку Киру, к которой обращается на протяжении всей книги: «Тебе пока всего шесть, и многое из этого рано читать. <...> Мне хочется, чтобы ты впервые это прочла, когда тебе будет лет десять или двенадцать. И чтобы перечитала в шестнадцать. Потом в восемнадцать. Потом в двадцать пять. И так далее». Книжка не имеет конкретных ограничений по возрасту (хотя в ней есть сексуальные сцены, пусть и не такие, как в «50 оттенках серого»), но взрослому читателю поначалу может показаться, что он ошибся…

Развернуть

Женщина, которая рулит: застольные беседы настоящей феминистки

Критик: Лидия Маслова Рецензия на книгу Бабаза ру Оценка: * В названии сборника малой прозы Татьяны Москвиной «Бабаза ру» зашифрована первая часть сексистской пословицы «Баба за рулём — как обезьяна с гранатой». До разъяснения второй части дело так и не доходит, тем более что у язвительного автора радиус поражения будет побольше. Тут скорее можно говорить о базуке, тем более что на нее намекает «Бабазбука», любопытное водительское пособие, написанное героиней стержневой и самой остроумной вещи сборника, давшей ему название и имеющей жанровое определение «Table talk, или Застольные разговоры». Застольный разговор завязывается в кафе «Огонек»…

Развернуть

Но был солдат бумажный: исповедь шотландского букиниста

Критик: Лидия Маслова Рецензия на книгу Записки книготорговца Оценка: * Продолжение позапрошлогоднего бестселлера «Дневник книготорговца», написанного владельцем самого крупного в Шотландии букинистического магазина, расположенного в местечке Уигтаун. Угол довольно-таки медвежий, несмотря на статус «национального книжного города» и проходящий с 1999-го книжный фестиваль, на неделю оживляющий магазинные будни. Будни, впрочем, судя по откровениям мистера Байтелла, бывают занимательными. «Дневник книготорговца» охватывает период с 5 февраля 2014-го по 4 февраля 2015-го, новые «записки» (в оригинале — confessions, то есть «признания»)…

Развернуть

Как хорошо, что ты такое: объяснение кардиохирурга в любви к главному органу

Критик: Лидия Маслова Рецензия на книгу Влюблен в сердце Оценка: * В жанре автобиографии и мемуаристики, часто тяготеющем к кокетству и хвастовству, нечасто встретишь такое скромно-целомудренное произведение, где человек не стремится создать свой подробный автопортрет. «Влюблен в сердце» знаменитого кардиохирурга Лео Бокерии — это скорее коллекция лаконичных очерков из разных периодов жизни, в которой, похоже, за кадром, между строк остается гораздо больше, чем хотелось бы любопытному читателю. Сам автор мемуаров совершенно не склонен ни к каким писательским «эффектам» и «красному словцу», которые высвечивали бы его личность в наиболее…

Развернуть

Основание беснования: шабаш адептов русского хоррора

Критик: Лидия Маслова Рецензия на книгу Самая страшная книга 2020 Оценка: * Первое, что бросается в глаза в новой «Самой страшной книге», это склонность «хоррористов» ставить знак равенства между отвращением и страхом, между тошнотой и выбросом адреналина. Во всяком случае они считают отвращение хорошей прелюдией к испугу, подобно кинематографистам, которые, настойчиво показывая сгусток шевелящихся опарышей, как бы предупреждают, что ужас не за горами. Участники «ССК» с удовольствием описывают всякие дефекты человеческой внешности (варикозные вены, прыщи), детали убогого неухоженного интерьера, отвратительные подробности распада…

Развернуть

Идет война гибридная: хипстеры в Заполярье и берсерк Кузьма

Критик: Лидия Маслова Рецензия на книгу Желание исчезнуть Оценка: * Под обложкой книги Константина Куприянова «Желание исчезнуть» кроме одноименного дебютного романа разместилась и небольшая антиутопия «Новая реальность» — о московском журналисте в заполярной эвакуации накануне Третьей мировой, которая так и не начнется. Это не спойлер — настоящий спойлер содержится в эпиграфе из Джорджа Оруэлла: «Человечество стоит перед выбором: свобода или счастье, и для подавляющего большинства счастье — лучше». К этому сделавшему неудачный выбор несчастному большинству принадлежит и герой «Новой реальности», журналист Городков, покидающий редакцию…

Развернуть

Негры темной ночью: трагедия американского аболиционизма

Критик: Лидия Маслова Рецензия на книгу Подземная железная дорога Оценка: * В отличие от чистенькой и опрятной дамской «Хижины», «Подземная железная дорога» полна жестоких кровавых подробностей: в ней много убивают, истязают, насилуют, линчуют, в том числе и белых укрывателей сбежавших негров (особенно жалко одну пожилую супружескую пару «аболиционистов поневоле» — муж ожидал получить от отца сундук с золотом, а вместо этого отрыл потайной лаз на подземную «станцию»). В этом бесчеловечном мире помочь беглым рабам может разве что чудо — возможно, примерно так рассуждал Колсон Уайтхед, когда решил буквализировать метафору The Underground…

Развернуть

За рыбу деньги: как Татьяна Толстая не съела лобстера

Критик: Лидия Маслова Рецензия на книгу Птичий рынок Оценка: * Сборник сочинений на заданную тему — о животных, — в котором поучаствовали 37 авторов, предваряет эпиграф от автора идеи Юрия Роста: «Живое воспитывает живых — объясняли родители и на птичий рынок водили для радости». Разумеется, участники зоологического флешмоба простым детским чувством радости от тисканья маленьких зверюшек не ограничились и запечатлели широкий спектр переживаний, порой довольно сложных — от гастрономических и эротических до философских и экзистенциальных. Впрочем, не все эссе в сборнике одинаково изощренны: животные, пусть даже и одомашненные, часто…

Развернуть

От сурьмы до тюрьмы: история медицины в отравах и истязаниях

Критик: Лидия Маслова Рецензия на книгу История шарлатанства Оценка: * Элегантно оформленное издание «Истории шарлатанства» в напоминающей дорогой гроб черной обложке, с желтым обрезом и остроумными иллюстрациями в виде старинных гравюр, фотографий и рекламы патентованных средств (на самом деле лишь умножающих страдания и сеющих смерть) можно порекомендовать в качестве отличного подарка любимому доктору. Оценят такой презент не только медицинские работники с их циничным чувством юмора, но и те простые смертные пациенты, что не любят лечиться и оттягивают поход к врачу до последнего, интуитивно чувствуя, что люди в белых халатах не боги, и…

Развернуть

Когда святые фаршируют: роман о старинных часах и очерк об армейском каннибализме

Критик: Лидия Маслова Рецензия на книгу Улисс Оценка: * Обложка новой книги Ивана Охлобыстина «Улисс» украшена сзади аннотацией, начинающейся в несколько издевательском тоне: «Если вы подумали, что перед вами роман Джойса, то это не так». Поскольку некоторые из нас имели случай пролистать одноименный джойсовский роман и примерно помнят, что он как минимум раз в пять толще и тяжелее, то у нас и в мыслях не было, что неугомонный ирландец встал из гроба для создания ремейка или что, упаси Посейдон, старик Гомер снова надул тугие паруса. Тем более, что в аннотации секрет названия и разъясняется без лишних проволочек: Uliss — это старинные…

Развернуть

С особым цинизмом: Анатолий Мариенгоф и его запрещенный роман

Критик: Лидия Маслова Рецензия на книгу Анатолий Мариенгоф: первый денди Страны Советов Оценка: * В случае с таким прекрасным мемуаристом, как Анатолий Мариенгоф, любознательному читателю проще получить информацию из первых рук (тем более, что и его ближайшие соратники по имажинизму — Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев, Иван Грузинов — оставили достаточно воспоминаний, обильно цитируемых в книге Олега Демидова). Тем не менее интересно следить, как развиваются отношения очередного биографа с его кумиром, которого он пусть и не знал лично, но который ему милее и дороже иных близких знакомых. Теплая волна исключительной человеческой приязни к…

Развернуть

Выходят на арену палачи: трагифарс политического клоуна

Критик: Лидия Маслова Рецензия на книгу Жизнь А.Г. Оценка: * Жанр, в котором написаны и дебютный роман Вячеслава Ставецкого «Жизнь А.Г.», и предшествующие ему три повести, можно охарактеризовать как mockumentary: исторические детали и вымысел ловко смешаны до состояния настолько однородной массы, что, не будучи специалистом, и не различишь — вот здесь писатель заглянул в архивы, а здесь дал волю фантазии. Причем фантазия Ставецкого даже в самых буйных ее проявлениях (например, изобретение подземного корабля в повести «Первый день творения») так или иначе укоренена в исторической реальности со всем ее абсурдом — тут искусство ничего не…

Развернуть

Шутить изволила: Елизавета II как английский Петросян

Критик: Лидия Маслова Рецензия на книгу Королева смеха Оценка: * Автор сразу честно признается, что никакого эксклюзива его монография не содержит, а представляет собой коллаж из материалов СМИ, интернет-роликов и книг о британской монархии. Предисловие Стефан Кларк пишет из Парижа, в котором преимущественно проживает и где сочинил несколько книжек о французских нравах от лица вымышленного английского персонажа. Приопуская кураж аборигенов с высоты британского аристократизма, Кларк умудряется делать это так, что и сами французы покупают его книги — то ли из какого-то мазохистского любопытства, но скорее, потому, что несмотря на слово…

Развернуть

На измене: поэзия как способ ухода от реальности

Критик: Лидия Маслова Рецензия на книгу Опосредованно Оценка: * Девушку Лену из Нижнего Тагила иногда накрывает поэтическое вдохновение — и все бы ничего, если бы хорошие стихи, которые приходят ей в голову, не были запрещены действующим законодательством как тяжелый наркотик, который барыги, наркоманы и работники органов называют «литра» или «стишки», к легальному же чтению разрешена только безвредная посредственная литература, не оказывающая влияния на читательскую психику (в качестве одного из примеров «приличной» поэзии приводятся басни Крылова). Логика запрета, однако, очевидна не всем — в школе, где учится еще невинная в стихотворном…

Развернуть

С последующим разоблачением: выход Фредди Меркьюри из модного шкафчика

Критик: Лидия Маслова Рецензия на книгу The Show Must Go On. Жизнь, смерть и наследие Фредди Меркьюри Оценка: * Быть круче слащавой мелодрамы Брайана Сингера, где подозрения в фальши вызывает каждая реплика и каждое лицо, нетрудно, и пролог книги, датированный 10 ноября 1991 года, вышибет слезу из чувствительных поклонниц ФМ гораздо быстрее, чем 134-минутный фильм. В этом душераздирающем зачине немощный, слепнущий и неспособный самостоятельно ходить пассажир частного самолета, прилетевшего в Лондон из Швейцарии, добирается до своего кенсингтонского особняка, в описании роскошного убранства которого возвышенная интонация уже почти что…

Развернуть

С пионером гулял упырек: зачем кровопийцам красные галстуки

Критик: Лидия Маслова Рецензия на книгу Пищеблок Оценка: * Действие романа Алексея Иванова «Пищеблок» происходит в самом, возможно, живописном пионерском лагере советской и постсоветской литературы: «Буревестник» «с его макаронами и барабанами» раскинулся на берегу Волги, где природной декорацией служат таинственные Жигулевские горы, а рукотворной — архитектурный ансамбль из разноцветных теремков в «ропетовском стиле», где до революции были дачи самарских купцов. Олимпийским летом 1980-го в лагерь в начале второй смены прибывают два главных героя — закончивший пятый класс обманчиво хрупкий очкарик Валерка и закончивший второй курс филфака…

Развернуть

Всему голова: зачем англичане казнили Марию Стюарт

Критик: Лидия Маслова Рецензия на книгу Две королевы Оценка: * К выходу в прокат костюмной мелодрамы «Две королевы» на книжных прилавках в «кинообложке» с портретами двух артисток появился перевод лежащей в основе сценария книги кембриджского историка Джона Гая, вышедшей на английском еще в 2004 году. Фильм в оригинале называется Mary Queen of Scots, лишний раз подтверждая, что в многолетнем противостоянии английской королевы Елизаветы Тюдор и шотландской Марии Стюарт политически хоть и победила первая, но морально — все-таки вторая. Книгу Джона Гая для нашего рынка тоже переименовали: исходно она носит патетическое название My heart is my…

Развернуть

Зато я умею гудеть: поиски гениальным музыкантом волшебного города

Критик: Лидия Маслова Рецензия на книгу Брисбен Оценка: * В предыдущем романе, «Авиатор», события проступали по мере того, как к рассказчику, очнувшемуся после фантастического эксперимента от многолетней заморозки, постепенно возвращалась память. В «Брисбене» герой-музыкант еще только готовится к тому, что память может его покинуть ввиду нависшей над ним грозной тени Паркинсона, но пока симптомы ограничиваются лишь потерей контроля над правой рукой, он волен строить свое жизнеописание, как хочет — так же, как он выстраивает программу очередного концерта в соответствии не только с практическими соображениями (когда лучше поставить сложные…

Развернуть

Стыд и храм: чем занимались на досуге тамплиеры

Критик: Константин Мильчин Рецензия на книгу Тамплиеры. Рождение и гибель великого ордена Оценка: * В начале XII века французский рыцарь Гуго де Пейн и восемь его товарищей учреждают орден рыцарей Христа. Первоначальные цели достаточно скромные — защита паломников, которые прибывают в Святую землю, чтобы посетить священные для христиан места. Недавно закончился Первый крестовый поход, после чудовищной резни в Палестине основано несколько христианских государств, но там всё равно неспокойно. Новый рыцарский орден должен навести порядок. Их штаб-квартирой становится мечеть Аль-Акса на Храмовой горе в Иерусалиме, они получают поддержку от…

Развернуть

Англичанке гадят: страдания мультикультуралистки в Британии

Критик: Константин Мильчин Рецензия на книгу Срединная Англия Оценка: * Софи — искренняя сторонница мультикультурализма. Ей нравится, что новая Англия вся такая интернациональная, многорасовая, толерантная и политкорректная. Она искусствовед, ее диссертация посвящена очень тонкой и узкой теме — «портретам черных европейских писателей девятнадцатого века». Черные — это в смысле Пушкин или Дюма. Разные художники по-разному отражают на своих картинах эту черноту. Конечно же, Софи эстет, интернационалист и совсем не патриот, она равнодушна к национальным символам и даже не интересуется победами британских спортсменов. Но не все в Англии…

Развернуть

Запутался в указаниях: почему из детективщиков выходят плохие историки

Критик: Константин Мильчин Рецензия на книгу История Российского Государства. Эпоха цариц Оценка: * Давайте начнем с признания. Я — маньяк. Мои взаимоотношения с серией книг Бориса Акунина «История Российского государства» глубоко нездоровые, порочные и, как сейчас это модно говорить, токсичные. Причем токсичные с моей стороны. Вообще я человек довольно мирный, на людей не бросаюсь, по натуре — пацифист и всегда выступаю за уравновешенный подход. Но у каждого мыслящего существа есть свой пунктик, свой раздражитель, который действует подобно красной тряпке на быка (хотя говорят, что про быков — это выдумки) и превращает нормального в…

Развернуть

Снежный Марс: что ждет человечество в космосе

Критик: Константин Мильчин Рецензия на книгу Будущее человечества. Колонизация Марса, путешествия к звездам и обретение бессмертия Оценка: * Уже совсем скоро человечество вернется на Луну, а потом отправится на Марс. Может, это будет ракета Илона Маска, а может — корпорации Boeing, а может, российский, китайский или даже индийский проект, а может, и всё вместе. И вот уже туристы зачастили на Луну, открывают для себя «чудеса лунного ландшафта», гуляют по лунным пещерам. Они ведь не заполнены водой, а значит, туда будет проще добраться. Марс тоже обречен стать туристической Меккой. Сейчас туристы едут смотреть Большой каньон, но ведь…

Развернуть

Властелин жира: как толстый неудачник получил «Оскара»

Критик: Константин Мильчин Рецензия на книгу Как править миром Оценка: * Главному герою этой книги однажды вручили «Оскара». Самого настоящего. Он стоял на сцене со знаменитой статуэткой, а ему аплодировали из зала. Хлопки были, правда, хлипкие, да и радовались всего шесть человек. Больше зрителей в зале не было, дело был на генеральной репетиции, и его попросили помочь. Еще он однажды выжил при взрыве машины в Ираке. Начиненную взрывчаткой легковушку поставили прямо рядом с кафе, где он сидел. Но тут произошло непредвиденное: машину угнали, вокруг трупы и разрушения, а наш герой цел. Еще он однажды снял неплохой фильм о надувных замках. Ну…

Развернуть