Год Литературы

«Как я был Анной» Павла Селукова

Критик: Иван Родионов Рецензия на книгу Как я был Анной Оценка: * Проклятье всякого художника - всю жизнь "пояснять" встречному и поперечному за чёрный квадрат. Почему, мол, это искусство? А ведь и написал-то его не он. Но он тоже художник - потому "пояснять" вынужден. Это напрягает, конечно. Предыдущая книга Павла Селукова, "Добыть Тарковского", собрала внушительную, хоть и разноголосую прессу. Критики ломали копья по поводу "искренности" или "псевдоискренности" писателя, по поводу его "живого" или "ложнонародного" стиля. Автор и сам подлил масла в огонь: в последних рассказах сборника отошёл от пацанско-пролетарского стиля и…

Развернуть

«Ваша тень понедельник». К Несбё приходят делитеры

Критик: Алекандр Чанцев Рецензия на книгу Ваша тень понедельник Оценка: * Этот детектив может показаться необычным дважды – во-первых, горы и долины корейской специфики. Во-вторых, необычная центральная тема – делитинг, то есть уничтожение данных об умерших по их же заказу, будь то какие-то вещи, ноутбук/мобильный и(ли) следы в Сети. Ведь они могут не только скомпрометировать человека (потерять лицо – умереть дважды), но и причинить боль его близким. Поэтому, когда родственники еще переживают утрату, в этот самый «зазор печали» приходят делитеры – и крадут фотографии, подменивают жесткие диски… Явление это у нас еще не прижилось, но не за…

Развернуть

Сеансы с разоблачениями, или Все проще, чем кажется

Критик: Петр Моисеев Рецензия на книгу Машина страха Оценка: * С одной стороны, Чиж — это автор, который, как правило, умеет создать не только захватывающий, но и красивый сюжет, в котором все линии аккуратно увязаны, а всем загадкам даны объяснения (не всегда, но часто — лаконичные и убедительные). И у этого же автора — в тех же самых романах — мы наблюдаем: открытие философского камня («Пепел и пурпур»); теорию множественности миров («Лабиринт Просперо»); проклятие, тяготеющее над родом сыщика («Лабиринт Химеры»); математическую теорию, дающую возможность регулярно выигрывать в рулетку («Рулетка судьбы»). Правда, эта вторая тенденция,…

Развернуть

Загадки тайваньского феминизма

Критик: Александр Чанцев Рецензия на книгу Тёмная река Оценка: * Детективы как таковые на Востоке не особо в ходу. Здесь можно долго рассуждать о том, что западный аналитический ум тут замещает интуиция, тяга к сверхрациональному знанию. Но можно и утешиться – традиция сказок, леденящих кровь историй (такова была прагматическая цель японских страшилок «кайданов» – навевать прохладу в летнюю жару) и прочего заскучать не даст. Вот и в этой книге тайваньской писательницы намешано сразу много жанров. «В этом деле есть секс, есть деньги и есть смерть; оно такое грязное, что журналистам не хочется копать слишком глубоко. Жёлтая пресса тоже не…

Развернуть

Закрытая дверь

Критик: Кристина Куплевацкая Рецензия на книгу Дверь Оценка: * Магда Сабо – один из самых переводимых авторов венгерской литературы. Она родилась еще в Австро-Венгрии и пережила смену нескольких режимов, долгое время была опальным писателем и поэтом. Когда Сабо было запрещено издавать, она спасалась преподаванием в школе, переводами с французского и английского языков. Благодаря ей венгры могли читать на родном языке Шекспира и Голсуорси. При этом писать Магда Сабо никогда не переставала. Она стала автором пятнадцати романов, нескольких сборников стихов, новелл и книг для детей. Когда в стране в очередной раз сменился политический курс,…

Развернуть

Алекс Норт: маньяки без трэша

Критик: Петр Моисеев Рецензия на книгу Шепот за окном Оценка: * Сейчас уже сложно сказать, кто решил, что читатели любят книжки о маньяках. Ясно только, что современным литераторам трудно отделаться от этого убеждения. Не отделался от него и загадочный (издатели не раскрывают его настоящего имени) Алекс Норт, выпустивший триллер «Шепот за окном». Судя по аннотации, это роман для любителей чистого трэша: двадцать лет назад в английском (хотя Англия в этом романе не чувствуется совершенно) городке Фезербэнк орудовал маньяк, похищавший и убивавший детей. Его поймали и посадили (хотя труп последней жертвы так и не нашли), но вдруг, ни с того ни…

Развернуть

К вопросу о магическом уклонизме

Критик: Булат Ханов Рецензия на книгу Магический марксизм. Субверсивная политика и воображение Оценка: * В 1980–1990-е в интеллектуальном поле, охваченном кризисом больших теорий, стали затеваться настоятельные разговоры о необходимости перезагрузить или даже переизобрести марксизм. Тенденцию в этом деле задавали не только такие леворадикальные философы, как, например, Ален Бадью, но и постструктуралистские мыслители, до того не уличенные в политической активности – в традиционном понимании этого выражения. Так, привычно сдержанный в интонациях Жак Деррида в 1993 году пишет «Призраков Маркса», где яростно выступает против оптимизма Фрэнсиса…

Развернуть

Вкусняшки, няшки и мимимишки

Критик: Петр Моисеев Рецензия на книгу Жестокие вкусняшки Оценка: * Начинается она с переезда 38-летней Уинифред Пейдж в маленький городок (ура! маленький городок!), где живут ее мать и отчим. Не проходит и суток после приезда Фред, как она находит труп (ура! труп! и так быстро!) своей новой и очень неприятной знакомой — Агаты, хозяйки кондитерской, которая, с одной стороны, похоронила аж трех мужей, с другой — приторговывала наркотиками (ура! две линии расследования! несколько возможных мотивов для убийства!). Ну а где труп — там и два: через некоторое время убивают поставщика зловещей Агаты (ура! второй труп!). Ура — и увы: все это —…

Развернуть

Кто убил По и Агату?

Критик: Петр Моисеев Рецензия на книгу Убийства в десятиугольном доме Оценка: * Роману предпослано предисловие самого Симады. Предисловие весьма симпатичное — в нем автор кратко излагает историю японского детектива, сетует на то, что в 60-е — 70-е годы детектив подменили собой социальные романы с криминальным сюжетом, и рассказывает, какие усилия сначала он, потом Аяцудзи, а за ними и другие авторы предприняли для возрождения жанра. Что получилось у Симады, мы уже знаем. А что там творится в «Десятиугольном доме»? Дом этот построил на острове весьма эксцентричный архитектор Сэйдзи Накамура рядом с другим домом — Голубой виллой. За полгода…

Развернуть

Почему мисс Марпл осталась старой девой?

Критик: Петр Моисеев Рецензия на книгу Смерть парфюмера Оценка: * Это четвертая — позапрошлого года — книга о сыщице-любительнице Эймори Эймс; время действия знаковое — 1930-е годы, время, когда в Англии еще были леди, джентльмены и детективы (в обоих значениях этого слова). К Эймори и ее мужу Майло обращается бывшая няня Майло, ухаживающая сейчас за ребенком своего бывшего возлюбленного, парфюмера Элиоса Беланже. Парфюмер только что скончался, причем незадолго до его смерти произошло несколько странных событий: он едва-едва сумел посадить самолет, которым обычно неплохо управлял, пригласил в качестве няни бывшую невесту, которую не видел…

Развернуть

Есть убийца — нужен мотив

Критик: Петр Моисеев Рецензия на книгу Самая хитрая рыба Оценка: * Из русских писательниц, книги которых продаются в разделе «Детективы», Елена Михалкова достаточно близко подходит к этому сложному жанру. Так что я не стал игнорировать ее новый роман «Самая хитрая рыба». Снова перед нами подмосковный дачный поселок. Но, в отличие от романов «Время собирать камни» или «Темная сторона души», только три его обитателя играют существенную роль в повествовании: пожилая дама Анна Сергеевна Бережкова и молодая семейная пара — Антон и Наташа Мансуровы. Очень быстро мы узнаем, что Наташа — будущая жертва. Разумеется, в такого рода историях главным…

Развернуть

Чем опасны английские реки: версии Глэдис Митчелл

Критик: Петр Моисеев Рецензия на книгу Смерть и дева. Эхо незнакомцев Оценка: * В самом деле, широкий читатель не очень любит детектив, зато любит атмосферу детектива. Поэтому чаще всего в «Золотом веке» выходят — и, видимо, лучше всего продаются — авторы второго ряда, которые по изобретательности загадок уступают Энтони Беркли или Лео Брюсу, но компенсируют это как раз атмосферой. К числу таких авторов, наряду с Патрицией Вентворт или Энтони Гилберт, относится и Митчелл. В свое время она была весьма популярна, и, скажем, покойная баронесса Ф. Д. Джеймс не стеснялась признаваться ей в любви. У нас ее узнали только несколько лет назад — ну…

Развернуть

Объять необъятное, или Слишком много жанров

Критик: Петр Моисеев Рецензия на книгу Криминальное чтиво и не только: американский детектив первой половины XX века Оценка: * Общее впечатление такое же: снова широкий ряд писателей — на этот раз американских авторов криминальных историй 1910-х — 1950-х годов. Снова хорошие переводы, аутентичные иллюстрации к самим произведениям и познавательные картинки к сопроводительным материалам, сами эти материалы, содержащие массу любопытных сведений как об авторах произведений, так и об Америке этого периода. Однако в этом томе по крайней мере в литературоведческую часть материалов начали вкрадываться ошибки. Вопреки тому, что говорится в заметке…

Развернуть

Английская глубинка и греческие капища

Критик: Петр Моисеев Рецензия на книгу Дьявол из Саксон-Уолл. Поспеши, смерть! Оценка: * Издательство «АСТ» продолжает радовать переводами малоизвестных — у нас — классиков детектива. Только что вышел третий томик романов Глэдис Митчелл — плодовитой писательницы, публиковавшейся более полувека, с конца 20-х до начала 80-х и опубликовавшей — ни много ни мало — почти 70 романов. Разумеется, очень неровных (шутка ли, столько написать). Но — любопытных. Вот роман «Дьявол из Саксон-Уолл»: в маленькой деревушке у местного сквайра Хэнли Миддлтона рождается сын — вскоре после этого умирает молодая мать — вскоре после этого умирает сам сквайр. После…

Развернуть

Трудный «школьный роман»

Критик: Ольга Разумихина Рецензия на книгу Непостоянные величины Оценка: * По обложке нового романа Булата Ханова с ходу не угадать, какие вопросы волнуют автора и что за испытания выпали на долю героя. Формулировку «непостоянные величины» можно применить к чему угодно, да и заглавная иллюстрация — беспомощный силуэт запертого внутри лампочки человечка — могла бы предварять каждое второе современное сочинение. Но уже на задней стороне обложки обнаруживается текст с более чем понятным посылом: • Педагог беззащитен перед произволом детей и их родителей. • Низкая заработная плата понижает статус учителя в обществе. • Неподъёмная отчётная…

Развернуть

Последние рубежи Найо Марш

Критик: Петр Моисеев Рецензия на книгу Последний рубеж. Роковая ошибка Оценка: * Имя это хорошо известно любителям детектива. Принадлежность к прекрасному полу и к эпохе Золотого века детектива (период между мировыми войнами) привели к частым сравнениям Марш с Агатой Кристи. Воспринимать эти сравнения всерьез не стоит, но у Марш есть хорошие, запоминающиеся романы, лучшим из которых, пожалуй, можно считать «Убийца, ваш выход!» — вторую книгу из серии о Родерике Аллейне. Однако поздние книги любого детективиста (кроме, может быть, Честертона) всегда серьезный риск для читателя: «серьезный» писатель с годами мудреет (не всегда, но часто),…

Развернуть

«Дама ваша убита…»: сыщик Пушкин перед новой загадкой

Критик: Петр Моисеев Рецензия на книгу Рулетка судьбы Оценка: * Серия Чижу положительно удается. И хотя высшей точкой его литературной карьеры на данный момент по-прежнему остаются книги 2010—2013 годов, «Рулетка судьбы», как и «Королева брильянтов», очень и очень недурна. Исходная ситуация здесь такая: некая московская барыня под новый (1894-й) год выиграла в рулетку огроменную сумму — и в ту же ночь была убита, причем выигрыш убийца забрал, а сейф с очень ценными бумагами трогать не стал. Поначалу кажется, что мы читаем скорее полицейский роман: есть труп, есть подозреваемые, есть мотивы — в общем, все более или менее понятно и без особых…

Развернуть

«Ресторан "Хиллс"» Матиаса Фалдбаккена: за литературным фронтиром

Критик: Андрей Мягков Рецензия на книгу Ресторан «Хиллс» Оценка: * «Хиллс» — довольно архаичное заведение. Кажется, с середины прошлого века здесь не поменялось ровным счетом ничего: суконные портьеры у входа, картины на прокуренных стенах, подаренные известными посетителями, и церемонный сервис — немного обветшалый, как и сам ресторан, но с привкусом аристократической манерности. Публика сюда набивается под стать: от верхушки среднего класса до артистической и финансовой богемы. За тем, как все эти респектабельные люди едят и одеваются, мы в избытке узнаём от одного из официантов: он вызывающе наблюдателен, подкован в философии, а кроме…

Развернуть

Мертвые не умирают у Джармуша и Улицкой

Критик: Наталия Курчатова Рецензия на книгу О теле души. Новые рассказы Оценка: * Писать об этой книге человеку относительно молодому несколько неудобно. Старость, увядание и смерть здесь обстоятельства столь же характерные, как специфические превратности однополой любви — в гомосексуальной прозе. И если не политкорректность, то банальная вежливость накладывает определенные ограничения на любого, кто пока еще не может сказать о себе, что расставаний в его жизни уже было определенно больше, чем будет встреч. Но все-таки, в отличие от иных специфических опытов, которые смогут случиться, а могут и нет, смерти не избегнет никто. Размышления на…

Развернуть

Хорошие люди vs плохие вещи

Критик: Мария Лебедева Рецензия на книгу Мы против вас Оценка: * После первых книг за Бакманом закрепилась репутация писателя, главными героями которого становятся дети и старики, а также автора отпускной, релаксирующей прозы. Такой, чтобы «про жизнь», порыдать, посмеяться — но не пустой и достаточно художественной, чтобы слезы и смех не омрачались ненужным стыдом. Бакман всегда говорит об эмпатии и прописные истины подает прямо-таки в лоб, что, на удивление, не раздражает: ведь тот, Другой — странный сосед, хамоватая продавщица, дерганый коллега — у писателя не слишком отличается от нас самих, просто себя видишь изнутри, а потому понимаешь…

Развернуть

Невидимая страна. «Провиденс» Алана Мура

Критик: Василий Владимирский Рецензия на книгу Провиденс Оценка: * Жизнь Говарда Филлипса Лавкрафта изучена досконально, едва ли не поминутно. Его тексты, включая тысячи писем сотням корреспондентов, трудами доктора С.Т. Джоши разобраны построчно. И все-таки главный вопрос остается без ответа: почему Г.Ф.Л.? Отчего именно его тексты, почти забытые современниками после смерти автора, оказались настолько живучими и во второй половине XX столетия не просто вернулись к читателям, но перепахали всю современную поп- и контр-культуру? Как всегда, у Алана Мура, великого и ужасного, есть своя эксцентричная теория на этот счет. Плох тот американский…

Развернуть

«Зигмунд» без Фрейда, криминальный роман без детектива

Критик: Петр Моисеев Рецензия на книгу Выбор Зигмунда Оценка: * Самое (а пожалуй, что и единственное) примечательное в романе Карло Мартильи — это герой. Реальные исторические личности в роли сыщиков — ход не новый. Теперь нашелся автор, который добрался и до Зигмунда нашего Фрейда. Идея, надо сказать, весьма неплохая: о сходстве работы литературных сыщиков и психоаналитиков писали и Карло Гинзбург, и Жижек. Впрочем, и сами писатели тоже это родство уловили: сыщики Элен Макклой, Энтони Винна и Эрнеста Поата — своего рода вымышленные коллеги Фрейда. И вымышлены они уже давненько, так что новизна Матильи лишь в том, что он выбрал в герои…

Развернуть

В поисках утраченного счастья. «Серотонин» Мишеля Уэльбека

Критик: Андрей Мягков Рецензия на книгу Серотонин Оценка: * Средних лет француз, работающий на Министерство сельского хозяйства, помогает на трассе двум хиппующим испанкам – молодым и раздетым в той самой степени, чтобы создать приличествующее ситуации эротическое напряжение. Мужчину зовут Флоран-Клод Лабруст, и дело, к сожалению, так и не примет известный сладостный оборот – зато шатенка будет сниться нашему герою еще несколько лет, прибавив к списку сожалений – и без того, как мы вскоре узнаем, обширному – еще один пункт. Чтобы не множить эти пункты, Флоран решает исчезнуть: увольняется из министерства и покидает дорогущую съемную…

Развернуть

Беспокойные английские деревушки

Критик: Петр Моисеев Рецензия на книгу И восстанут мертвые. Смерть знахаря. Любопытство убивает Оценка: * Что же представляют из себя романы Беллаирса? Сразу скажу: заявления издателей, что он-де сопоставим с Кристи и Сэйерс, не более чем рекламные преувеличения. В равной мере он не Карр, не Милн и даже не Макклой. Местом действия автор выбирает английские деревушки (хотя сыщик — сотрудник Скотленд-Ярда), а в одном из романов все и вовсе случается под Рождество, так что читатель ждет уж рифмы «розы» — то бишь загадок в стиле мисс Марпл; ожидания, однако, не вполне оправдываются. Беллаирс — автор полицейских романов, достаточно неплохо…

Развернуть

Мушка Авдотья в 1812 году, или Маньяки и их привычки

Критик: Петр Моисеев Рецензия на книгу Сеть птицелова Оценка: * Маньяки не годятся в злодеи детективов. И классики жанра о маньяках никогда не писали: ни Конан Дойль, ни Уилки Коллинз, ни Честертон, ни Агата Кристи (у Кристи есть, правда, один серийный убийца — в романе «В алфавитном порядке» — но он, так сказать, псевдоманьяк). Уж на что Эдгар По интересовался патологиями, а и то в детективы их не вводил. Из детективистов первого ряда только Энтони Беркли оскоромился — ну да и на старуху бывает проруха. Тут ведь в чем закавыка? Детектив имеет определенную структуру, и структура эта подчинена логике и только ей. А поступки маньяка логике не…

Развернуть