Афиша Daily

Солнце мое, взгляни на меня: стоит ли читать «Непобедимое Солнце» Виктора Пелевина

Критик: Егор Михайлов Рецензия на книгу Непобедимое солнце Оценка: * Тридцатилетняя Саша, то ли чтобы обуздать надвигающийся кризис среднего возраста, то ли просто помирая от скуки, отправляется в духовное путешествие. Как ни странно, не в Индию (в Индии она уже бывала), а в Турцию. Там Саша после краткой и с большой любовью описанной прогулки по Стамбулу обоснуется на огромной яхте под названием AUrora. На яхте тусуется толпа персонажей — хотя большинство из них, конечно, наскоро нарисованы на картоне, переработанном из старых пелевинских романов: анархо-капиталисты, трансгендерная архатка, невнятный правый активист, напоминающий…

Развернуть

Все, что тебя касается: стоит ли читать новую книгу Виктора Пелевина

Критик: Егор Михайлов Рецензия на книгу Искусство легких касаний Оценка: * С сегодняшнего дня в магазинах — новая книга Виктора Пелевина. «Искусство легких касаний» состоит из трех новелл, в которых, как обычно, писатель объясняет, как устроен мир, и пытается увязать новостную повестку с традициями древних культов. Четыре приятеля идут в поход по горам Кабардино-Балкарии в сопровождении колоритного старика Иакинфа, а по пути выслушивают занимательную историю его жизни. Историк становится свидетелем покушения на соседа — генерала ГРУ — и пускается распутывать дэнбрауновскую интригу, в которой привычно сплетены масоны, Древний Египет и…

Развернуть

«Финист — ясный сокол» Андрея Рубанова: птичку жалко

Критик: Егор Михайлов Рецензия на книгу Финист - ясный сокол Оценка: * История в общем-то известна и проста: крестьянская дочь Мария влюбляется в птицечеловека Финиста, а когда он улетает, отправляется вслед за ним, чтобы вернуть. Этот сюжет знаком по версии Андрея Платонова, и Андрей Рубанов в своем романе верно следует ему, только меняя отца-крестьянина на кузнеца, чтобы как-то объяснить присутствие в сюжете железного посоха и железных же сапог. А вот сверху на этот позвоночник наращивается совсем новое мясо: славянская и псевдославянская мифология, сложносочиненная космогония, волхвы с коловратами во всю грудь, летающий город: не книга,…

Развернуть

Егор Михайлов о новом романе «Опосредованно» Алексея Сальникова

Критик: Егор Михайлов Рецензия на книгу Опосредованно Оценка: * На Урале живет девушка Лена, которая, как и подобает юным мятущимся душам, открывает для себя мир поэзии. Только в мире, где живет Лена, поэзия — это наркотик, от которого можно и вполне реальный кайф поймать, и (если не повезет) «холодок» схватить. У Лены обнаруживается талант к изготовлению этого товара — и она становится частью полулегального мира производителей и потребителей «литры». Сальников, у которого сразу после «Опосредованно» выходит поэтический сборник «Кот, лошадь, трамвай, медведь», точно знает кое-что о том, как писать стихи, которыми вставляешься. В музыке есть…

Развернуть

Данил Леховицер о романе «Линкольн в бардо» Джорджа Сондерса

Критик: Данил Леховицер Рецензия на книгу Линкольн в бардо Оценка: * В Белом доме ожидается большой светский прием, устроенный четой Линкольн. Прибывают экипажи с высокопоставленными гостями. Столы ломятся от яств и напитков: китайская пагода, внутри которой в пруде из сахарных волокон плавают миниатюрные шоколадные рыбки, статуи, струящиеся карамелью. А в комнате над дипломатами и послами, которые ведут светские беседы, поднимают тосты и вгрызаются в оленьи стейки, умирает от брюшного тифа одиннадцатилетний сын президента Уилли. Охваченный близостью утраты, Линкольн то сбегает по лестнице, то вновь спускается, чтобы поддержать приличия…

Развернуть

«Посвисти для нас» Сюсаку Эндо: скромное обаяние морализма

Критик: Лев Оборин Рецензия на книгу Посвисти для нас Оценка: * Сюсаку Эндо разделяет судьбу других классиков мировой литературы — от романистов викторианской Англии до Зебальда, — которые долгое время были у нас не очень известны, а в последние годы усилиями издателей обрели популярность. Cейчас Эндо, кажется, в одиночку отвечает в России за всех «третьих новых» — поколение, дебютировавшее в японской литературе в 1950-е. «Третьи новые» в основном писали о тихих драмах повседневной жизни, о людях, не нашедших себе места в обществе, маниакально думающем о преуспеянии; отдаленной русской параллелью могут служить тексты Шукшина, Вампилова или…

Развернуть

«Люди среди деревьев» — главный роман эпохи харассмент-скандалов

Критик: Егор Михайлов Рецензия на книгу Люди среди деревьев Оценка: *У Ханьи Янагихары всего два романа. Так получилось, что русскоязычный читатель знакомится с ними в обратном порядке. Сперва вышла — и на полгода стала самым обсуждаемым в литературном сообществе текстом — «Маленькая жизнь», а полтора года спустя — дебютные «Люди среди деревьев». Из-за этой путаницы некоторые критики ошибочно называют роман «новым» или — неколько неуклюже — «новым старым». Но фокус в том, что именно в 2018 году выход «Людей среди деревьев» уместен как никогда. Весь сюжет романа легко пересказывается на паре страниц — собственно, именно это Янагихара и…

Развернуть

«Не прощаюсь»: что не так с последним романом про Эраста Фандорина

Критик: Егор Михайлов Рецензия на книгу Не прощаюсь Оценка: *Беспокойный 1918 год, в поезд Самара–Москва садится подозрительный китаец с огромным мешком через плечо. Поскольку на обложке стоит фамилия Акунина, читатель даже из вежливости не делает вид, что попался на эту уловку. «Китаец» — это японец Маса, а в мешке лежит без сознания Эраст Петрович Фандорин. В романе «Черный город» славный и уже немолодой сыщик получил пулю в голову и погрузился в кому, счастливо проспав войну и революцию. Кажется, Акунин был бы и рад продержать Фандорина в его летаргическом сне, да читатель не поймет. Так что сыщик просыпается, окидывает взглядом новую…

Развернуть

«iPhuck 10» Виктора Пелевина: вы не гаджет

Критик: Игорь Кириенков Рецензия на книгу iPhuck 10 Оценка: Вторая половина XXI века. На политической карте мира — европейский Халифат, ЕС, состоящий из России и нескольких бывших советских республик, сразу две Америки и еще пара крупных государственных образований. Досуг просвещенного человечества занимают девайсы с дополненной реальностью. Интеллектуальный мейнстрим — ультралиберальный дискурс, приравнивающий среди прочего физический секс к изнасилованию. Литературно-полицейский алгоритм Порфирий Петрович — плодовитый прозаик и великолепный сыщик — заступает на службу к куратору Марухе Чо, специализирующейся на гипсовом веке — то есть…

Развернуть

Александр Марков: рецензия на книгу «Бардо иль не Бардо»

Критик: Александр Марков Рецензия на книгу Бардо иль не Бардо Оценка: * Кто такой Антуан Володин Антуан Володин — главный псевдоним писателя, известного во Франции еще и как Элли Кронауэр, Мануэла Дрегер и Лутц Бассман. Последний неоднократно переводился на русский: здесь особенно известен его роман-посткатастрофа «Орлы смердят» — о «банальности зла» и тотальных войнах, в которых нет дистанции между аварийной ситуацией и всеобщим истреблением. Первая книга собственно Володина вышла в России в 2008-м — и теперь благодаря неутомимости переводчика Валерия Кислова дошла очередь до «Бардо иль не Бардо» (2004). Псевдонимы этого писателя (а это…

Развернуть

Петр Силаев: рецензия на книгу «Фотография и ее предназначения»

Критик: Петр Силаев Рецензия на книгу Фотография и ее предназначения Оценка: * Книга известного британского искусствоведа, критика и писателя Джона Берджера была издана на русском языке совсем недавно— в 2014 году. Весомым поводом написать о ней сейчас стала новость о кончине автора в январе 2017 года. Имя Берджера было хорошо известно за пределами Англии. На заре распространения цветного телевидения он вел на Би-би-си программу «Искусство видеть», рассказывая о том, как воспринимает классическое искусство зритель XX века. Позднее по мотивам его телепередачи была выпущена книга — вместе с «Фотографией и ее предназначениями» она стала…

Развернуть

Петр Силаев: рецензия на книгу «Money. Неофициальная биография денег»

Критик: Петр Силаев Рецензия на книгу Money. Неофициальная биография денег Оценка: * Приятно, что в последнее время в России выходит все больше популярных книг по экономике — причем весьма неортодоксальных направлений. Впрочем, сейчас Пикетти и Гребера неортодоксальными уже и не назовешь — все и так о них слышали. Скорее, интересно, что вообще делает экономиста ортодоксальным. Феликс Мартин доказывает — все дело в концепте ценности денег. Книга начинается с небольшой этнографической зарисовки: посреди Тихого океана, почти в полной изоляции от других островов, находится архипелаг Яп. Там проживает популяция аборигенов, предположительно не…

Развернуть

Петр Силаев: рецензия на книгу «Curiositas. Любопытство»

Критик: Петр Силаев Рецензия на книгу Curiositas. Любопытство Оценка: В эссеистике существует весьма распространенный жанр — мудрый человек высказывается на максимально общую тему. Писатели из разных стран распоряжаются им по-разному. Не так давно мы имели удовольствие читать эссе Джулиана Барнса о смерти «Нечего бояться»: агностик совершает ироничный многословный заплыв по волнам своей памяти и страницам прочитанных книг, а также неминуемо находит оригинальным и смешным противопоставлять богу мастурбацию. Его коллега Альберто Мангель — в прошлом чтец и помощник Борхеса, аргентинец, который провел детство в Израиле, гражданин Канады,…

Развернуть

Егор Михайлов: рецензия на книгу «Зона интересов»

Критик: Егор Михайлов Рецензия на книгу Зона интересов Оценка: * Кто это написал Мартин Эмис — сын букеровского лауреата Кингсли Эмиса и пасынок писательницы Элизабет Джейн Говард. Уже молодого Мартина поклонники сравнивали с Солом Беллоу, а сам Беллоу — и вовсе с Флобером. За сорок лет Эмис написал полтора десятка романов (первое собрание сочинений вышло под скромным названием «Улиссдонкихотлолита»), несколько сборников эссе и интервью, книгу мемуаров, руководство по классическим видеоиграм (с предисловием Стивена Спилберга) и нон-фикшн о Сталине «Коба Грозный». Приятель Эмиса поэт Крейг Рейн считает, что проза Мартина сродни сочинениям…

Развернуть

Егор Михайлов о «Зимней дороге» Леонида Юзефовича

Критик: Егор Михайлов Рецензия на книгу Зимняя дорога Оценка: * Молодой сибирский генерал Анатолий Пепеляев — воплощенная противоположность образу белого офицера, который создавался советской пропагандой: не пил, не подписывал смертных приговоров, отпускал пленных, не присвоил ни копейки чужих денег, а в эмиграции зарабатывал грузчиком на пристани. В августе 1922-го, оставив было службу ради мирной семейной жизни в Харбине, Пепеляев собирает отряд добровольцев и отправляется поддерживать антибольшевистские восстания в Якутии. Помешать ему пытается еще более удивительный персонаж — полный георгиевский кавалер, анархист и вдохновенный…

Развернуть

«Маленькая жизнь» Ханьи Янагихары: самый важный роман года

Критик: Катя Казбек Рецензия на книгу Маленькая жизнь Оценка: * Я провела детство в мире из игрушек, историй и привилегий, который мастерски создала вокруг меня заботливая мама. Но любимым моим увлечением было находить вокруг себя то, что, как я потом узнала, иногда пренебрежительно называют чернухой. Фильм Елены Цыплаковой «На тебя уповаю», рязановские «Небеса обетованные», «Я сюда больше никогда не вернусь» Ролана Быкова попадались мне по телевизору, я листала криминальные хроники в «Московском комсомольце» и «Комсомольской правде», где, если повезет, встречался очерк о новорожденном, которого засунули в морозилку, или зернистая…

Развернуть

Лев Оборин: рецензия на книгу «Песни драконов»

Критик: Лев Оборин Рецензия на книгу Песни драконов Оценка: * Владимир Динец первым узнал, что аллигаторы не только поют, издавая утробный инфразвуковой рев, но еще и танцуют, резвятся с выдрами и придумывают индивидуальные любовные игры, — а до его наблюдений об этом никто даже не задумывался. Рептилиям, прожившим на Земле больше 70 миллионов лет, наконец повезло с исследователем, который не ленился сидеть ради них в комариных болотах и преодолел обывательское представление о крокодилах, якобы мало чем отличающихся от бревен. Книга зоолога Владимира Динеца «Песни драконов» — идеальный кандидат на премию «Просветитель»: она, собственно,…

Развернуть

Лиза Биргер о «Завидном чувстве Веры Стениной» Анны Матвеевой

Критик: Лиза Биргер Рецензия на книгу Завидное чувство Веры Стениной Оценка: * Анну Матвееву нельзя назвать недооцененным писателем. Что ни книга у нее — то шорт-лист, а повесть 2001 года «Перевал Дятлова» кто только не записывал в шедевры. Но при этом о романе «Завидное чувство Веры Стениной» не пишут и не говорят почти ничего — как будто и не было его. Зная, насколько в нашем маленьком литературном мире не любят ругать книги, нетрудно догадаться, что роман попросту никому не понравился. Ведь говорят же о соседнем с ним хронографически сборнике рассказов «Девять девяностых», обсуждая его с видимым удовольствием. Рассказы о девяностых…

Развернуть

Алексей Поляринов: рецензия на книгу «Краткая история семи убийств»

Критик: Алексей Поляринов Рецензия на книгу Краткая история семи убийств Оценка: * Кто это написал Марлон Джеймс родился в 1970 году в Кингстоне, столице Ямайки. Несмотря на то что действие его главного романа почти целиком происходит в гетто, набитом проститутками, бандитами и продажными копами, сам Джеймс никогда не жил в такой среде: он вырос престижном районе города в семье полицейских (позже отец и вовсе стал адвокатом; именно он привил сыну любовь к Шекспиру и Кольриджу). Мрачная атмосфера его романов и брутальный внешний вид — на фотографиях Джеймс выглядит как рэп-исполнитель, выступающий в стиле грайм, — не раз приводили к…

Развернуть

Михаил Эдельштейн о «Рассказах о животных» Сергея Солоуха

Критик: Михаил Эдельштейн Рецензия на книгу Рассказы о животных Оценка: * Название этой книги — сплошной обман. Это вовсе не рассказы, а роман, и животных там почти никаких нет, одни люди. Хотя местами и похожие на братьев наших меньших, как, например, главный антагонист Андрей Полторак, вполне по-саше-соколовски превращающийся то в полтаракана, то в полтора рака. При этом когда настоящие звери — трогательно-неуклюжий щенок или заяц-пищуха — все же появляются в книге, то выглядят они куда симпатичнее большинства персонажей. Главный герой, бывший доцент Южносибирского (читай Кемеровского) политеха, работает менеджером в интернет-конторе и…

Развернуть

Егор Михайлов: рецензия на книгу «Некоторые вопросы теории катастроф»

Критик: Егор Михайлов Рецензия на книгу Некоторые вопросы теории катастроф Оценка: * Кто это написал К литературе Маришу приучила мать: она читала дочерям на ночь всю классику, которая только попадалась под руку. Поначалу Пессл работала финансовым консультантом и писала в стол, а потом переехала с бойфрендом в Лондон, уволилась и посвятила несколько месяцев сочинению романа. Она нашла адреса десяти агентов своих любимых писателей и выслала им рукопись «Вопросов» с припиской: «Эта книга не будет похожа ни на что из того, что вы читали в этом году: забавная, энциклопедическая и безумно амбициозная история о любви и потере, молодости и…

Развернуть

Егор Михайлов: рецензия на книгу «Дом листьев»

Критик: Егор Михайлов Рецензия на книгу Дом листьев Оценка: * Кто это написал Марк Z. Данилевский (что скрывает литера Z, никто до сих пор не разгадал) родился в семье подпольщика, узника трудового лагеря и авангардного режиссера Tадеуша Дaнилевского. Окончив Йель, Марк получил кинематографическое образование, поработал на съемках документалки «Деррида» и писал в стол безумные повести о тиграх без начала и конца. А потом появился «Дом листьев». За десять лет, которые он сочинял (вернее будет сказать «строил») книгу, отец умер, сестра и редактор Анне Декатур Данилевская стала рок-звездой по имени Poe, а сам Марк нанял агентом дзюдоиста…

Развернуть

«Интернет — порождение и инструмент власти»: Лев Данилкин о «Безгрешности»

Критик: Лев Данилкин Рецензия на книгу Безгрешность Оценка: * Про то, что Франзен — «главный американский писатель», «современный Толстой» и сочиняет только мгновенную классику, написано чуть не на каждом заборе; и хотя ни «Поправки», ни «Свобода» так и не переросли статус довольно качественных романов о современности — какая там «Война и мир», какая «Анна Каренина», — вакханалия продолжается и с «Безгрешностью»: ах, какие художественные достоинства, ах, Толстой, да еще и Диккенс, и Гомер — все, все с энтузиазмом работают на своего нового хозяина; 7/24; в шесть рук. Обсуждать художественные достоинства «Безгрешности» — которые исчерпывающе…

Развернуть

«Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами»: Пелевин возвращается

Критик: Игорь Кириенков Рецензия на книгу Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами Оценка: * Писательская траектория Пелевина последних десяти лет так исчерпывающе описывалась словом «пике», что большие надежды на его новую вещь — попытку «большого полифонического нарратива» в четырех частях с, как никогда, возмутительной обложкой — возлагали, вероятно, только самые нетребовательные фанаты автора. Прозаик приучил публику к тому, что раз в год ее с большим («Empire V») или меньшим («S.N.U.F.F.») артистизмом высекают при полном аншлаге, но когда подошел срок очередной экзекуции, в некогда стройных рядах, кажется (тираж «Лампы…

Развернуть

Дмитрий Быков: рецензия на книгу «Край навылет»

Критик: Дмитрий Быков Рецензия на книгу Край навылет Оценка: * Роман Томаса Пинчона «Bleeding Edge» (2013) выходит в «Эксмо» под необъяснимым названием «Край навылет». В дословном переводе он называется «Кровавое лезвие», что вполне обосновано способом убийства одного из героев, невезучего жулика по имени Лестер; в переносном смысле заглавная идиома отсылает к leading edge, то есть к переднему краю развития технологий. Bleading, согласно офисному каламбуру начала восьмидесятых, он становится, когда сулит непросчитанные риски или используется без должного контроля. Сгодился бы «Кровавый край», двусмысленность которого (вполне, впрочем,…

Развернуть